Золотые правила воспитания и развития детей
статья

Ертакова Ольга Васильевна

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotye_pravila_vospitania_i_razvitia_detey.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Золотые правила воспитания и развития детей

     Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости. Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта.

     Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть. Мозг ребенка, пока он мал, сравним с чистым листом, и все то, что он получит, будет запрограммировано в нем на всю жизнь. Не советуем давать ребенку книжки с примитивными картинками, думая, что он не поймет более сложного языка живописи. Знакомьте ребенка с картинами Пикассо, получайте удовольствие, слушая вместе с ребенком классическую музыку, тогда в подростковом возрасте не придется журить ребенка за попсу, которая запечатлеется в мозгу с раннего детства. Сила воздействия музыки и живописи, формирующая эстетический вкус, зависит от раннего воспитания, и если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь.

     Мы почти ничего не помним из раннего детства, если только это событие не было из ряда вон выходящим. Да и то, скорее всего, запомнили его со слов мамы или других взрослых. Однако это не означает полного забвения. Каждое впечатление и опыт, полученные в детстве, становятся частью основания сформировавшейся личности. Известно, что под гипнозом любой человек, если ему внушить, что он маленький, что ему год от роду, начнет говорить и вести себя как годовалый ребенок. А это значит, что любые впечатления детства навсегда сохраняются в нашем сознании.

     Общение ребенка с матерью, в частности тактильное общение, очень важно для его развития, особенно умственного. Не бойтесь почаще брать ребенка на руки. Не игнорируйте плач малыша - это для него единственное средство привлечь к себе внимание. Когда ребенок плачет, это значит, что он о чем-то просит, и оставлять его просьбу без ответа — значит лишать его с самого начала общения.

     Родители, которые много разговаривают с ребенком, оказывают огромное

влияние на его интеллектуальное развитие. Но если они разговаривают с ним на «детском языке», правильные языковые навыки не сформируются. Не сюсюкайтесь с малышом, он быстро подрастет, и ему придется понимать общепринятый язык. Очень хорошо, если ребенок слушает литературные сказки на аудиокассетах, дисках, по радио. Ему совершенно не обязательно все понимать, главное, чтобы у него выработалась привычка слушать и запоминать слова с правильными ударением, интонацией и акцентом. Неграмотная речь и плохое произношение - продукт среды, в которой растет ребенок.

     ♦ Не пропускайте дефекты в произношении слов Вашим ребёнком. Повторите за малышом «непослушное» слово я ясно и чётко. Попробуйте предложить произнести слово ещё раз. Каждую речевую ошибку тактично, но настойчиво исправьте.

     ♦ Помогите ребёнку освоить родной язык. Сопровождайте свои повседневные действия словами: «Смотри, я подметаю пол на кухне веником».

     ♦ Не читайте ребёнку длинных «лекций». Делайте в разговоре паузы, чтобы он мог ответить. Отвечайте на все его вопросы.

     ♦ Читайте ребёнку вслух (сказки, стихи, потешки, загадки).

     ♦ Разучивайте небольшие простые стихотворения.

     ♦ Рассказывайте ребёнку короткие истории.

     ♦ Не оказывайте давления. Требования типа «Скажи: ка-ша!» в конце концов могут привести к отказу говорить.

     ♦ Поддерживайте развитие слуха у ребёнка: обращайте внимание на шум, например, звук звонка – телефонного или дверного, газонокосилки или трактора и сообща выясняйте источник.

     ♦ Ни в коем случае не поправляйте ребёнка, повторяя неправильно произнесённое им слово. Если ребёнок говорит «та кока», подтвердите: «Да, там бежит кошка». Ребёнок сразу почувствует, что его поняли, и вместе с тем услышит правильно произнесённую фразу.

     Для малыша полезно слышать и музыку, которая делает человека возвышенным и красивым.

     Для маленького ребенка важно:  развивать речь ребенка, научить его читать и писать, научить его играть, научить изготавливать игрушки, воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, обучить детей порядку одевания и раздевания, обогащать его разнообразными сенсорными впечатлениями, осуществлять простые виды трудовой деятельности, в том числе по уходу за животными и растениями, учить составлять рассказы из личного опыта, разучивать небольшие стихотворения, знакомить с планетами Солнечной системы. Многие родители раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией, научить его читать и писать в раннем возрасте. Однако гораздо важнее для ребенка развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать, развивать эмоциональный мир. Это важно для развития связей, формирующихся в мозгу ребенка, которые впоследствии определяют всю его интеллектуальную жизнь. Способность младенцев к усвоению информации велика. Запоминая сказки и песенки при их неоднократном повторении, дитя отдает предпочтение одной из них, при этом задает бесконечные вопросы по ее содержанию. Он запоминает наизусть полюбившуюся ему сказку и на ее материале удовлетворяет свое любопытство. При этом следует помнить, что заучивание стихов тренирует память. Важно повторение одной и той же сказки или песенки, так как повторение в этом возрасте - лучший способ развития интереса ребенка.

     Стихи должны быть короткие, ритмичные, легко запоминающиеся, в то же время должны нравиться малышу. Интеллект ребенка способен удерживать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Но память «ржавеет», если ее не использовать. Чем интенсивнее она используется, тем лучше функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию, нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. При этом важно вызвать у ребенка интерес, а не принуждать его к учению, так как это худший способ обучения. Так, например, вместо того чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма.

     Задача родителей – подготовить ребенка к обучению.  Для этого необходимо создать определенные условия, например, чтобы ребенку захотелось рисовать, вокруг него должны быть и карандаши с красками, и бумага.

     Интерес – это лучший стимулятор в воспитании ребенка. Однако здесь следует помнить о том, что интерес к чему-то одному быстро пропадает. А любопытство ребенка – важное условие познания мира и совершенно необходимо ему для его умственного и интеллектуального развития. Любопытство рождает интерес, который в свою очередь воспитывает волю. Воля к действию не появляется на пустом месте, она стимулируется интересом и в свою очередь побуждает человека к дальнейшему развитию. Ребёнок слушает сказку, позже он интересуется картинками, затем буквами и наконец, хочет научиться читать.

     Положительно или отрицательно Вы сами реагируете на слово «учиться»? Какие ассоциации оно вызывает? (Учеба в сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А она должна сочетаться с удовольствием, только тогда можно достигнуть больших успехов.)

     Знаете ли Вы, какой у детей ведущий вид деятельности? (игра) Нам бы очень хотелось, чтобы родители побольше играли со своим ребенком дома. Ведь через игру ребенок развивается, познает окружающий мир, учится вести себя в этом мире. Поэтому надо как можно больше играть с ребенком в разные игры.

     Как вы считаете, сколько игрушек — много или мало — должно быть у ребенка?

     Не допускайте, чтобы вокруг ребенка было слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточится на чем-то одном. Лучше всего маленький ребенок играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Здесь хороши предметы-заместители, например кусок дерева или коробка, которые могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро. Помните, избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Лучше всего для игры ребенку предлагать разнообразные предметы — жесткие и мягкие, грубые и нежные, тяжелые и легкие, развивая тем самым его тактильные ощущения. Лучше всего разборные игрушки, соответствующие его возрастным возможностям, позволяющие ребенку включаться в движения: трогать, двигать, расстегивать открывать и т.д. Затем все эти навыки пригодятся ребенку в жизни.

Игра развлекает, развивает, обучает, воспитывает.

     • Учит подчиняться правилам. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет цель, совместные усилия по ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Игра приучает детей подчиняться определенным законам и нормам, согласовывать свои действия.

     • Воспитывает чувства. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, и в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. В это время формируются моральные качества, ответственность за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, умение сопереживать и справедливо разрешать спорные вопросы.

     • Готовит к труду. У детей в игре, как и в работе, главное – постановка цели и ее выполнение. Хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяют усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

     • Стимулирует творчество. Свои впечатления, мысли, чувства дети при помощи различных средств воплощают в тех или иных видах деятельности, которые имеют между собой много общего. Так, можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

     В игре умственная активность детей всегда связана с работой творческого воображения: нужно найти себе роль, представить, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного: прежде чем «отправиться в полет», необходимо придумать, каким будет самолет, и изготовить его по строго определенному проекту.

Как вы считаете, что лучше для ребенка — вседозволенность, или строгость в воспитании?

     В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда, ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, — ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В то же время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются; к обществу, они более уравновешенны и добры.

     Черты лица передаются ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье. Анализ многих правонарушений, совершенных подростками, показывает, что в основном эти дети выросли в неблагополучных семьях. Доктор Шиничи Сузуки однажды сказал: «Когда вы придете домой, поставьте перед собой своих детей, вглядитесь в их лица, и вы прочтете всю историю своих супружеских отношений».

     Все хорошее и плохое в детях — результат воспитания с самого их

рождения.

     Совсем не обязательно делать что-то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала — это создать гармоничные отношения между мужем и женой и приятную психологическую атмосферу дома. Помните это и в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Ребенок, поиграв с нервным ребенком, сам может стать нервным. Подражая, ребенок не просто обезьянничает - он проявляет свое творчество. Не ругайте его за это, чтобы не убить в зародыше творческую личность. Из двух методов воспитания — поощрение и наказание — какой Вам кажется наиболее действенным? Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.

     ♦ Обязательно хвалите за то, что далось с трудом, для чего ребёнку пришлось постараться. А вот за то, что далось даром, не стоило усилий – хвалить не стоит.

     ♦ Необходимо давать ребёнку чувствовать, что он любим, что у него есть положительные качества.

     ♦ Нельзя ставить знак равенства между ребёнком и поступком. Оценивайте только действия, но не личность. Малыш должен быть уверен, что он хороший. Лучше сказать: «Хорошо нарисовал», «плохо убрал игрушки», - вместо: «Умница» или «неряха». Давайте учить ребёнка адекватно оценивать себя и отделять собственную «личную» ценность успехов или неудач.

     ♦ Безусловно, стоит хвалить, если ребёнок смог сделать что-то лучше, чем раньше. Но сравнивайте его только с самим собой, а не с другими (включая любые нормативы).

     А.Макаренко писал: «Наказание – очень трудная вещь, она требует от взрослых огромного таланта и осторожности».

     ♦ Никогда не наказывайте сгоряча и дважды за один проступок. Помните, что лучше договориться с ребёнком.

     ♦ Наказывая ребёнка, используйте наказания не часто.

     ♦ Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.

     ♦ Никогда не приводите в пример других детей.

     ♦ Не унижайте, не оскорбляйте ребёнка, не давайте ему унизительных прозвищ.

     ♦ Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребёнок чувствует давление взрослых, иногда испытывает чувство вины или скуку,  а чаще всего всё вместе.

Нужно ли шлёпать ребёнка?

     В 99 % случаев порка – есть результат приступов родительского гнева. Она не является попыткой воспитать или научить чему-то ребёнка. Это всего лишь вспышка злости родителя, потерявшего контроль, не знающего что делать, и желающего отомстить, причинив ответную боль. Многочисленные исследования доказали, что применение физической силы способствует развитию у детей тревожности, низкой самооценки и агрессивности.

Должны ли дети извиняться?

     Это трудный вопрос. Если вы просите детей извиняться, и этот порядок действует — отлично. Однако не забывайте, что многочисленные извинения есть не более чем проявление лицемерия. Требование извиниться — всего лишь часть наказания, а не полезный опыт сострадания и сожаления.

     Например, два ваших сына затеяли драку. Вы прекращаете ссору и требуете у детей извиниться друг перед другом. Старший мальчик смотрит на младшего и с ухмылкой на лице произносит: «Извини». В его тоне звучит сарказм и вымученность. Было ли это искренним извинением? Конечно, нет. Его реплика послужила продолжением ссоры и драки, только на вербальном уровне. Как только вы повернетесь к ним спиной, они снова устроят потасовку.

     Если вы настаиваете на извинениях, убедитесь, что не просите при этом детей лгать. Главное, чтобы ребёнок осознавал за что он просит прощение и старался так больше не делать.

Золотые правила воспитания

     1. Будьте большим другом ребенка, «проводником» в этом многогранном мире. С самого начала относитесь к нему как к равному. Маленький человечек пришел в новый, неизведанный мир, он еще не умеет управлять своими чувствами, желаниями. Помогите ему в этом не силой, а сотрудничеством: где-то отвлеките кроху, где-то просто не обратите внимания на конфуз.

     Невозможно предугадать все ситуации, которые случаются с Вами и Вашим малышом, но применение силы на самый-самый крайний случай. Так как ничего, кроме физического и морального ущерба, ребенку это не принесет.

     2. Уважайте личность малыша, его интересы и желания. Относитесь к  нему как к личности. Конечно, дети иногда специально испытывают родителей своим неадекватным поведением. Но в этом случае важно отреагировать на происшедшее. Главное — остаться спокойным, не давать эмоциям захлестнуть разум.

     3. Поэтому следующее правило — терпение и еще раз терпение к своему  маленькому человечку. Например, Вы пришли с работы усталая, и у Вас нет никакого желания играть со своим чадом. Ребенок в знак протеста скидывает все со стола и смотрит на вас. Не кричите, а спокойно объясните, что мама пришла с работы усталая, голодная, и предложите ему поиграть с вами… в ресторан. Вы будете поваром, а он — помощником повара. Но сначала надо поставить все, что уронил на место. А после еды можно поменяться ролями.

     4. Будьте искренни с ребёнком. Даже если он совсем ещё мал, не бойтесь,

что кроха не поймёт всех ваших слов. Тон разговора, интонацию речи и,

конечно, вашу мимику он обязательно уловит и прочувствует.

     5. Занимайтесь со своим малышом. (Помните: вы оттолкнете его от себя сейчас, он оттолкнет вас потом, в более трудный для него и для вас период.) Рисуйте, лепите, играйте, читайте ему, общайтесь, гуляйте, шалите — все делайте вместе. Наверное, у каждого взрослого остались приятные воспоминания детства, когда родители занимались только Вами, совместно играя во что-то.

     6. Не отталкивайте ребенка от себя, когда заняты домашними делами.

Пусть поначалу он будет только мешать. Но потом методом проб и ошибок Вы поймете, что Ваш помощник делает с наименьшими жертвами для дома.   Например, кроха может:

♦ вытереть пыль;

♦ сервировать стол;

♦ вынуть постиранное белье из стиральной машины;

♦ «снимать пробу» с продуктов при приготовлении пищи (овощи, фрукты);

♦ убрать игрушки.

     7. Больше общайтесь с малышом. Пусть ваш разговор будет похож на дружескую беседу. Но не отступайте от своих слов: что пообещали — выполните. И тогда в будущем ваш ребенок тоже не станет бросать слов на ветер.

     8. Чаще хвалите ребенка. Психологи считают, если постоянно кричать, ругать малыша, то, когда вырастет, он сам станет кричать и уже Вас ругать. А если постоянно его одергивать, то будет неуверенным и нерешительным.

     9. Доверяйте крохе. Можете утвердительно ответить на вопрос, уверены ли вы в своем малыше? Если вы ответили «да», то все идет как надо, а если ответили «нет», то спросите себя: «В чем именно я не уверена?» Может быть, он еще что-то не освоил для себя, тогда помогите ему в этом.

     10. Прислушивайтесь к себе. Иногда родительская интуиция лучше всего подскажет, как правильнее поступить в трудной ситуации. Напоследок хочется заметить, что воспитание сродни искусству: родитель — это художник, а ребенок — произведение искусства, подлинность которого можно оценить через много лет.

Памятка для родителей по воспитанию доброты.

  1. Любите своего ребёнка. Ласково называйте его по имени.
  2. Помните, природа – наш главный педагог. Чаще бывайте с ребёнком на   .         природе.
  3. Имейте в семье животное или растение. Поручайте заботу о них детям.
  4. Учите детей правильному общению с живыми существами.
  5. Доведите до сознания ребёнка, что измятая травка, сорванный цветок –  .         живые, от грубого и жестокого отношения им больно.
  6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
  7. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
  8. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом .     .  ……..нуждается.
  9. Учите исправлять свои ошибки.
  10. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, ……..подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
  11. Не унижать своего ребёнка и не осуждать его поступки при других.
  12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
  13. Используйте положительные примеры из детской литературы при . ……..воспитании ребёнка.
  14. Разучите пословицы. (Добрые дела целыми веками живут. Доброе дело веками помнится. Доброму везде добро. Не одежда красит человека, а его добрые дела. Добро помни, а зло забывай.) [23]

Памятка для родителей «Наука слушаться»

     ♦ Не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми.  Ребёнок  сразу  чётко  понимает,  что  вы  требуете  от него именно

послушания. Пример прямого указания: «Сядь здесь!». Косвенного: «Не хотел

ли бы ты здесь присесть?»

     ♦ Давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и  сложных.  Ребёнку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример короткого указания: «Положи  книжки на полку!» Сложного: «Уберись в своей комнате!».

     ♦ Давайте  позитивные  указания.  Говорите ребёнку,  что ему делать, а не что ему не делать. Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно  по отношению к родителям, противятся указаниям, начинающимся с «прекрати», «не». Пример  негативного  указания: «Прекрати качаться на стуле!», позитивного: «Слезь со стула и подойди ко мне!».

     ♦ Давайте конкретные  указания. Не давайте смутных и неясных указаний. Это  позволяет  ребёнку  понимать,  что  от него в точности ожидают, убирает замешательство и путаницу. Пример смутного указания: «Веди себя   прилично!»,  конкретного: «Пожалуйста, говори  тише!».

     ♦ Используйте  нейтральный  тон   голоса,  не  умоляйте и  не кричите. Это делает общение между вами и ребёнком более приятным. Пример:  «Немедленно встань рядом  со  мной!»  или «Ну, пожалуйста, мой  хороший,  подойди  к  мамочке»,  нейтральное: «Пожалуйста, подойди и встань рядом со мной».

Памятка для родителей, у кого в семье растёт левша

     Правше не дано понять левшу. Примерное представление, как ему живется, можно получить, представив себя Алисой в Зазеркалье, где все не так.

     Строго запрещено:

     • Переучивать левшу.

     • Ругать - за неусидчивость, медлительность, отсутствие старания (это вам кажется, что он не старается). Это не «вредность», а природа.

     • Акцентировать внимание на том, что ребенок «не такой». Эта

информация не должна носить отрицательный характер.

     • Предъявлять к письму левши те же требования, что и для праворуких.   Безотрывное письмо, так же, как и наклон почерка (как влево, так и вправо), им не дается.

     Необходимо:

     • Создайте благоприятный психологический климат (дома, в саду или школе).

     • Если есть проблемы: ребенок мало и плохо говорит, путает буквы,

с трудом читает; расторможен или, наоборот, аутичен (весь в себе) – не пытайтесь справиться своими силами: зовите на помощь специалистов (педиатра, логопеда, психолога, психоневролога), проводите корректирующие занятия.

     • Левши – не однородная группа, а множество подгрупп: подход должен быть индивидуальным.

     • Помните о зеркальности восприятия ребенка, поэтому те действия, которые правше вы бы показали, находясь рядом, на одной линии (например, завязывание шнурков), левше показывайте, находясь напротив.

     • Постарайтесь правильно организовать рабочее место: свет должен падать справа, расположение предметов на столе – зеркальное. В классе ребенок должен сидеть с левой стороны парты, чтобы не мешать соседу. То же – за обеденным столом.

     • Помните: у леворукости есть не только минусы, но и явные плюсы.

     • Спорт – для всех хорош, и левши – не исключение. Плавание улучшает координацию движений, а теннис и фехтование немало леворуких спортсменов вывели в чемпионы.

     • Отметьте в календаре 13 августа – это международный День Левшей: пусть у ребенка будет на один праздник больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 " золотых "правил воспитания детей

В нашем обществе для того чтобы заниматься большинством видов деятельности, надо предварительно учиться в специальном учреждении, после чего сдавать экзамены и получать аттестат/лицензию. Например, чт...

Консультация по теме: "Тридцать золотых правил воспитания детей".

Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. Э.Легуве.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5310428","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"198","width":"300"...

30 золотых правил воспитания детей

Советы по воспитанию....

Десять «Золотых правил» воспитания счастливых детей.

Задача родителей - позитивно влиять на развитие детей, помочь им стать психически полноценными, зрелыми, порядочными людьми. Мы не можем возложить на себя всю ответственность за их будущее счастье или...

Тридцать золотых правил воспитания детей.

Тридцать золотых правил воспитания детей....

30 золотых правил воспитания детей

Для заботливых родителей....