Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"
консультация

Климешова Елена Вячеславовна

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.97 КБ
PDF icon buklet_dlya_roditeley.pdf1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников

Цель: Сформировать у родителей представления о важности участия в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.

План мероприятия:

1. Вводная часть

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

2. Основная часть

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у ребенка очень важна, так как следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.

 Например, очень полезно родителям читать детям «умные» сказки, стихи поэтов-классиков. Когда ребенок слушает сказки, усиливается воздействие на его воображение, развивается выразительность речи. Пересказ знакомых произведений – ступенька к составлению собственных рассказов, которые родители могут записывать в так называемые книжки-малышки с иллюстрациями детей.

Одной из главных задач формирования грамматически правильной речи является развитие речевого дыхания (выработка длительного и достаточной силы ротового выдоха, умение беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания). Этому способствует произношение на одном выдохе загадок, пословиц, коротких считалок, чистоговорок.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами, работой, накопленную к концу дня усталость, можно предложить «Играть с детьми на кухне». С целью развития грамматического строя речи – игра «Сварим варенье» (из яблок – яблочное), «Приготовим сок» (яблочный), «Посчитай до пяти» (одна слива, две сливы… пять слив). По дороге в детский сад и домой можно играть в игры: «Что я видел?», «Какой он?», «Доскажи словечко», «Упрямые слова». В выходной день родители могут «подарить» ребёнку новое слово, объясняя его значение, что является расширением словаря ребёнка.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», «заплотишь» вместо «заплатишь». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.

Ниже я хочу привести пример того, как проводить домашние занятия по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое). Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока. А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи. На прогулке вы можете прививать и закреплять речевые навыки по лексическим темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

3. Заключительная часть

Главное, участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым, каждая речевая игра, упражнение, беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут дать положительного результата.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка

Саша-Сашенька

Покажи на себе и на кукле и назови:

Голова-головка

Нога - ножка

Считай овощи до трёх по образцу:

Один помидор, два помидора, три помидора и т.д.

Один огурец … . Одна редиска… . Один баклажан и т.д.

Проведите игру «Есть - нет».

Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

(Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые

лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету.

Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

(Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.)

Учите детей правильно называть маленькие предметы.

Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик

Булка - ... Стул - ... Чашка – и т.д.

Проведите игру с мячом «Один-много».

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Персик, банан, ананас

Затем проведите игру «Много-один».

Апельсины – апельсин

Абрикосы – абрикос

Помидоры – помидор

Огурец, мандарин, лимон

Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные …

Пластмассовые …

Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными

приставками.

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню и т.д.

«Чье это?»

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади и т.д.

Рекомендации:

1. Следить за своей речь, произносить все слова четко и правильно.

2. Как можно больше разговаривать с ребенком.

3. Читать ребенку сказки, рассказы, стихи с выражением.

4. Учить и проговаривать стихи, пословицы, короткие считалки, чистоговороки.

5. Выполнять с ребенком интересные задания, упражнения и дидактические игры.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте.В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми...

Консультация «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

В консультации представлены примеры заданий по формированию грамматически правильной речи в домашних условиях....

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. Учитель-логопед Фатьянова Е.Ю.

Развитие правильного звукопроизношения и формирование связной речи является очень важным процессом и для родителей, и для их ребенка. На родителей возложена огромная ответственность перед своими детьм...

Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников

Многие родители считают, что развитая речь – это умение читать и писать, хотя бы печатными буквами, умение рассказывать стихотворения. Они стараются научить этому своего ребенка как можно раньше, не о...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

Консультация для родителей на тему:«Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»...

Консультация для родителей "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников"

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения и игры. Выходные дни желательно проводить на природе, так как ...