Статья «Роль семьи в профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»
статья

Елена Валерьевна Кириллова

Кто из родителей не волнуется за своего ребенка? Кто не хотел бы быть уверенным: сын или дочь верно сориентируется в любой дорожно- транспортной ситуации и не попадет в аварию? Это вполне возможно! Но ничего не приходит само собой. Культуре безопасного поведения на дороге нужно учить, и чем раньше вы начнете, тем лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сатья

«Роль семьи в профилактике детского

дорожно – транспортного травматизма»

Кто из родителей не волнуется за своего ребенка? Кто не хотел бы быть уверенным: сын или дочь верно сориентируется в любой дорожно- транспортной ситуации и не попадет в аварию? Это вполне возможно! Но ничего не приходит само собой. Культуре безопасного поведения на дороге нужно учить, и чем раньше вы начнете, тем лучше.

Ребенку уже 2 года? Малыш безмятежно сидит в коляске, поглядывая по сторонам и, восторженно реагируя на проносящиеся мимо машины? Тогда пришло и его время становиться безопасным участником дорожного движения. Так, по крайней мере, рекомендуют психологи. Исподволь, потихоньку приучайте ребенка к грамотному поведению на дороге (улице). Подойдя с коляской к проезжей части, задержитесь у кромки тротуара: «Ну- ка, посмотри по сторонам, что там на дороге?» Поверните малыша лицом налево со словами «Посмотри налево, машин нет? Можно проходить!» Дойдя до середины дороги, разверните его личиком в правую сторону: «А теперь смотрим направо».

Разумеется, делать это надо всякий раз, когда вам приходится переходить с ним дорогу, и не важно, сидит ли малыш в коляске или идет с вами за руку. Переходя с ребенком через улицу, держите малыша не за ладошку, которую мгновенно может вырвать из ваших рук, так что и ахнуть не успеете, а за запястье, это надежнее. Не забудьте приучать ребенка к понятиям «осторожно», «нельзя», «стой». Причем крайне важно, чтобы эти слова произносились веско, с определенной жесткой интонацией. Ребенок должен воспринимать их как непререкаемый запрет, чтобы в критической ситуации ваше «стой», безусловно, остановило его. Будьте тверды - в этой ситуации речь идет о жизни малыша.

На 2 и 3 годах жизни пора изучать цвета светофора, объясняя, почему можно идти через дорогу (на светофоре горит зеленый огонек) или нельзя (красный, желтый). Замечательно, если вы при этом разучите веселые стихи о светофоре, например, такие:

       Пьеро купил машину, покатать решил Мальвину.

       Ехали они, ехали, к светофору подъехали.

       Замигал тут светофор — и вступили они в спор:

       На какой же ехать свет, чтобы не наделать бед?..

       Красный — ясно - путь опасный, желтый то же, что и красный

       А зеленый впереди - про-хо-ди!

Но не забудьте добавить, что сначала нужно все-таки посмотреть по сторонам, убедиться, все ли машины успели остановиться у пешеходного перехода. Включайте малыша в игру-импровизацию «Что сказал светофор?»: вы или ребенок по очереди становитесь светофором и разрешаете переход или, наоборот, запрещаете. И можете быть уверены, ваши уроки сын или дочь запомнят на всю жизнь. Во-первых, потому что усвоенное до 5 лет запоминается лучше всего; во-вторых, вы не просто учим ребенка, вы с ним играли.

Учтем, что в 3-5 лет детей увлекают ролевые игры (например, «Водитель — пассажир», «Шофер»), а с детьми постарше можно разыграть сюжет, связанный с правилами дорожного движения. В старшем дошкольном возрасте уже нужно формировать у ребенка самостоятельное, ответственное поведение на дорогах. Разыгрывайте те ситуации, когда кукла или мишка уронили мяч, и он укатился на проезжую часть, и спросите малыша: что делать мишке? Или зайка с другой стороны улицы зовет к себе мишку, помоги мишке правильно пройти к другу. Можно использовать сказочных персонажей: например, Буратино, Мальвина и др. В этом возрасте вы должны познакомить ребенка с правилами выхода из машины и общественного транспорта: из машины высаживаться только со стороны тротуара. А, покинув любой транспорт, ждем, когда он уедет и откроется хороший обзор проезжей части и идущих машин. Научите малыша в любых обстоятельствах вести себя спокойно, даже если он вдруг оказался в середине проезжей части улицы, в середине потока машин. В этой ситуации будьте благоразумны и сами: никаких «ох», «ах», «нельзя», «назад». Только «стой». Ребенок должен знать: если он будет стоять спокойно, машины его объедут. Малыш должен научиться ориентироваться, находясь на проезжей части, до того, как он пойдет в школу.

Безопасности ребенка на улице служит и его умение определять, откуда идет звук. Ведь часто мы судим о приближении или удалении автомобиля по шуму мотора- На основе звукового восприятия построены игры «Автомобили», «Что гудит», «Далеко - близко». Даже по названию можно судить о содержании этих игр, и сами придумывайте их вариации. Главная цель таких занятий - научить присматриваться к звукам, вызвать внимание и интерес к ним, показать, что шум может о чем-то сообщить, предупредить, быть далеким и близким. Не менее важно и зрительное восприятие детей. От него зависит ускорение процесса понимания, умение логически анализировать зависимость величины предмета от его удаленности. Далекие предметы (машина) пятилетнему ребенку кажутся маленькими, но он уже знает о существовании этого обмана зрения. Находясь на улице, обратите его внимание на такой оптический феномен. Закрепить эти знания можно, попросив малыша нарисовать картинку с близко и далеко идущими машинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа МБДОУ «ЦРР — детский сад» г. Нурлат Р. Т. и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель работы по обучению детей правилам дорожного движения:  • Сохранение здоровья и жизни детей;  • Предупреждение дорожно-транспортного травматизма;  • Поиск новых напра...

«Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» (круглый стол для родителей)

 Внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма возрастает с каждым годом. И это не случайно. Только последовательное обучение детей правилам поведения и ори...

Мастер-класс «Организация работы детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по средствам изготовления лэпбуков»

Лэпбук - эффективная педагогическая технология, позволяющая активизировать творческий потенциал ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, интереса к исследовательской деятельности, результа...

Консультация для родителей «Роль семьи в профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»

Консультация для родителей "Роль семьи в профилактике детского - дорожно транспортного травматизма"...

Консультация «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. ...

Консультация для родителей: «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

 Внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма возрастает с каждым годом. И это не случайно. Только последовательное обучение детей правилам поведения и ори...