Воспитываем чувства
консультация (старшая, подготовительная группа)

Беляева Инга Владимировна

Как отвечать на "неудобные" вопросы детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТЫВАЕМ ЧУВСТВА

(Как отвечать на неожиданные вопросы ребенка)

Консультация для родителей

В процессе своей деятельности, при встрече с родителями, нередко сталкиваюсь с ситуациями, когда взрослые не знают, как отвечать на «неудобные» вопросы детей. Как объяснить ребенку каким образом он появился на свет? В сказки про капусту наше «продвинутое» поколение уже мало верит или не верит вообще. Нужно ли обманывать детей? В каком возрасте, и какого рода информацию они могут воспринимать?

Как и во многих других случаях, в деле полового воспитания лучше придерживаться золотой середины.

Вводим возрастные ограничения

На самом деле детский интерес касается весьма конкретных деталей (причем, чаще всего речь идет о сиюминутном любопытстве).

  1. Старайтесь отвечать строго на поставленный вопрос, не развивая тему дальше без инициативы со стороны ребенка. Почему мама и папа спят вместе? Потому что муж и жена все делают вместе: едят, спят, ходят по магазинам, воспитывают детей – вот такие они дружные. Следующий уточняющий, вопрос может возникнуть у юного исследователя очень нескоро, например, через год – и до этого момента вам удастся обойтись без ненужных подробностей.
  2. Не медлите с ответом и не пытайтесь перевести разговор в другую плоскость. Ваше замешательство лишь усилит интерес к затронутой тематике. Лучше сказать мало, сделав это спокойным, будничным тоном, а не прочитать себе под нос целую лекцию. Заметив вашу неуверенность, ребенок снова приступит к расспросам, чтобы насладиться своей властью.
  3. Не обещайте рассказать что-либо потом, когда ребенок станет старше. Он уверен в том, что он ужасно взрослый, и переубедить его в обратном практически невозможно.

Отвечая на «острые» вопросы детей, надо говорить правду на доступном их пониманию уровне. Недопустимы ответы типа: тебя купили в магазине, аист принес и др. Это важно для сохранения доверия ребенка к взрослым, создания иммунитета против искаженных «уличных» сведений, выработки здорового и естественного отношения к полу.

  1. Не падайте в обморок, когда ребенок приносит из детского сада или из гостей какую-нибудь информационную «бомбу» – например, восторженно заявляет: «Мам, теперь я знаю, что такое секс». Попросите, чтобы ребенок просветил и вас, и наверняка выяснится, что ничего постыдного он в это понятие не вкладывает. На самом деле не так важно, от кого ребенок получает информацию, главное, чтобы именно к вам он обращался за разъяснениями.

Накладываем гриф «секретно»

Как бы откровенны вы ни были с ребенком, необходимо сформировать у него представление о том, когда обсуждение половых вопросов уместно, а когда – нет. Для этого нужно объяснить, что такое личное пространство человека, и почему не следует его нарушать.

1. Объясните ребенку, что каждый человек чем-то похож на домик: кого-то он впускает к себе в гости, а от кого-то отгораживается забором и запертой дверью. Кричать, увидев на пляже полную женщину в купальнике: «Мама, смотри, у нее грудь больше, чем у тебя!!!» - нехорошо. Это все равно, что выбивать ногой дверь в чужой домик. Очертите круг тем, на которые не следует говорить со всеми подряд:

- об особенностях внешности;

- обо всем, что связано с туалетом и личной гигиеной;

- о том, кто, как и с кем целуется или обнимается.

2. Поговорите о том, как защищать границы своего «домика». Расскажите, что никто не имеет права трогать ребенка, рассматривать какие-то части его тела, если ему это неприятно. Объясните ребенку, что он может не отвечать на вопросы сверстников и чужих взрослых, если они касаются чего-то личного.

Формируем представление о поле

Для того чтобы объяснить ребенку, чем мальчики отличаются от девочек, вовсе не обязательно раскладывать перед ним атласы по анатомии. Начните с более очевидных признаков:

- девочки носят банты на волосах и красят ногти, а мальчики – нет; зато парням можно украшать себя ремнями с пряжками, галстуками и аккуратными стрижками;

- когда девочки вырастают, они становятся мамами, а мальчики папами;

- мальчиков чаще интересует техника и оружие, а девочек – куклы и мягкие игрушки;

- обратите внимание ребенка на то, как распределяются обязанности в семье между мамой и папой, бабушкой и дедушкой.

На основе культурных и ролевых отличий можете поговорить и о физиологической разнице. Например, для того чтобы стать мамой и кормить малыша, женщине нужна грудь. А чтобы мужчине не было обидно, природа щедро одарила его ниже пояса. Сравнивая мальчиков и девочек, старайтесь приукрасить те признаки, которые свойственны полу вашего ребенка. Гордость подтолкнет ребенка к тому, чтобы начать копировать соответствующую полоролевую модель поведения.

Расширяем словарный запас

Помогите ребенку найти обозначения для половых органов и всего, что с ними связано. При подборе слов старайтесь соблюдать следующие критерии:

- пусть ягодицы будут «попой» или «пятой точкой», а не резкими простонародными синонимами. Грубые слова заставляют ребенка пренебрежительно или негативно относиться к каким-либо частям своего тела, а это, в свою очередь, мешает формированию гармоничного образа собственного «Я»;

- если есть выбор из синонимов, лучше предпочесть максимально нейтральное слово: например, не «сиси», а «грудь». Это позволит ребенку избегать неловких ситуаций;

- не стесняйтесь проявлять свое негативное отношение к грубым и особенно нецензурным словцам, обозначающим половые органы и сексуальные отношения. Скажите ребенку, что так выражаются только те люди, которые плохо воспитаны.

Подбираем литературу

Для просвещения в вопросах пола, так же, как, впрочем, и для любых других областей, полезно использовать книжки. Уделите внимание чтению сказок о рыцарях и принцессах, о солдатах и мастерицах – такие сюжеты помогут ребенку лучше познакомиться с поло-ролевыми моделями. Наиболее яркие примеры можно почерпнуть в следующих сказках:

- «Аленький цветочек», С. Аксаков. Даже самое свирепое чудовище, которого боятся все вокруг, становится верным слугой своей возлюбленной. В свою очередь, она стремится понять и принять его, несмотря на отказ идти на контакт.

- «Щелкунчик и Мышиный Король», Э. Гофман. Сказка о том, как вера девочки в потенциал своего любимого позволяет ему совершать чудеса, в то время как все остальные считают его обычной деревянной игрушкой.

- «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие», Я. Экхольм. Истории о доверии и умении защищать свою любимую даже тогда, когда все родственники мечтают ее съесть.

Используем наглядные пособия

Книги и картинки, описывающие устройство человеческого организма, помогут ребенку сформировать научный взгляд на вопросы пола и отвлечься от сексуального подтекста.

- Рассмотрите на картинках и обсудите с ребенком, чем отличаются самцы павлинов от самок, лосихи от лосей и т.д. Прочитайте о «брачных танцах» разных птиц и животных. Эта информация поможет ребенку понять, что главное назначение отличий во внешности – это привлечение представителей противоположного пола для продолжения рода.

- В качестве иллюстраций, описывающих анатомию людей, лучше использовать не фотографии или реалистичные рисунки, а схематичные изображения.

- Рассказы о том, как птицы несут яйца, рыбы откладывают икру, а кенгуру носит детеныша в сумке, постепенно наведут ребенка на мысль, каким образом папа может принимать участие в процессе деторождения. Такая подготовка убережет ребенка от шоковой реакции, когда он узнает подробности механизма зачатия. Психологические исследования показывают, что окончательный ответ на вопрос «Откуда берутся дети?» лучше всего давать ребенку старше 7 лет.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
  2. Абдрашитова, Л.В. Половое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 3. - С.12-10.
  3. Верду К., Коэн Ж., Канта Ж., Торджман Ж. Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология. – М., 1991.
  4. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 2006.
  5. Мигунова Е.В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста «Мальчики и девочки» //Дошкольное образование. - 2011. - № 13. - С. 17-19.
  6. Ханхасаева И.Н. Растет дочка, растет сын. – М.: Педагогика, 1991.
  7. Хаффнер Д. От пеленок до первых свиданий. Что нужно знать родителям о сексуальном воспитании своих детей. - Рама Паблишинг, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАК ВЫ ВОСПИТЫВАЕТЕ ЧУВСТВО ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ?»

Взаимодействие с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма...

Как воспитывать чувство собственного достоинства

Для чувства собственного достоинства детям нужны права. А еще – вера в себя. Поэтому  наша свами задача – верить в своего ребёнка. Верить изо всех сил, что бы ни случилось. И тогда он...

Анализ анкетирования родителей старшей группы №1 « Как вы воспитываете чувство патриотизма у детей?» (К годовщине Дня Победы в ВОВ)

:        По результатам анкетирования видно, что родители занимаются патриотическим воспитанием – знакомят детей с семейными традициями. Формируют у ребенка ув...