Консультация «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»
консультация

Вадимова Алина Александровна

О формировании социальной и коммуникативной культуры у детей в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района ЧР

Консультация

«Игровая деятельность в процессе формирования

социальной и коммуникативной культуры»

Подготовила: Вадимова А.А.

с.Моргауши – 2019

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Цель: Расширить представления воспитателей о формировании социальной и коммуникативной культуры у детей в процессе игровой деятельности.

Поиграем?

  • Встаньте, кто работает с детьми.
  • Хлопните в ладоши, кто играет с детьми.
  • Улыбнитесь, кто любит работать с детьми.

Поприветствуем друг друга!!!

   Высокий уровень социальной и коммуникативной культуры - это залог успешной адаптации человека в любой социальной сфере. Социальное и коммуникативное развитие детей происходит через игру, как ведущую детскую деятельность.

   Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается, раскрывает свои способности, свое отношение к миру, к окружающим людям. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, более внимательными и заботливыми по отношению к взрослым и сверстникам. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

   Игры у детей дошкольного возраста разнообразны.

Сюжетно-ролевые игры.

Коммуникативные игры 

Игры с правилами 

Рассмотрим сю́жетно-ро́левые игр́ы. Задача сюжетно-ролевой игры – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Работа по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляется в двух направлениях:

1.        Создание необходимой игровой среды

2.        Непосредственное руководство играми детей.

В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном этапе развития сюжетно – ролевой игры.

В связи с новой социальной ситуацией развития дошкольнику становится интересным мир, в котором живут взрослые, - это трудовая деятельность, отдых, семейные дела и многие другие жизненные события. Включиться непосредственно в жизнь взрослых ребенок еще не может, он это делает опосредованно в игровой деятельности.

В этом возрасте часто еще требуется помощь взрослого для того, чтобы появился замысел игры:

- сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого (например, видя незанятых детей воспитатель говорит: «Света, Маша  давайте  играть, я - врач, а ты Света приболела,  пришла ко мне на приём…, а Маша –медсестра, она будет помогать мне выписывать рецепты..»)

- потом с помощью взрослого; (например: дети рассматривают энциклопедию, воспитатель спрашивает: «Ребята, а не хотите отправиться в путешествие?»

- ребенок определяет замысел игры по собственной инициативе, например, воспитатель подходит  к Мише, который на «пароходе» обозначенном на полу кубиками крутит штурвал в одиночестве.

- Воспитатель - Миша, ты во что играешь?

Миша: На пароходе еду. Я капитан.

Восп.- Капитан, можно с вами? Я буду пассажиром и т.д.

На данном этапе у детей сформировано умение замещать отсутствующие предметы различными заместителями, проявляется творчество, находчивость, изобретательность в их выборе, умение использовать разнообразные игровые действия с воображаемыми предметами. Дети самостоятельно по мере необходимости заменяют словом некоторые игровые действия или отсутствующие предметы, не проигрывая, а лишь проговаривая отдельные эпизоды.

На примере рассмотрим, как ненавязчиво воспитатель подсказывает, насколько точно соответствует выбранный ребенком предмет – заместитель.

У Миши возник интересный замысел – «прыгать с парашютом». Для игры ему потребовался парашют. Вместо него он взял пластину строительного материала, положил ее на плечи, как крылья, комментирует: «Вот такой у меня будет парашют».

Проходя мимо мальчика, воспитатель отметила: «Боюсь, что этот парашют может не раскрыться в полете».

Мальчик понял, что выбрал неудачный предмет – заместитель,  задумался. Через некоторое время обратился к воспитателю: «Помните, у нас рюкзак был, достаньте мне его».

Воспитатель предложила мальчику маленький рюкзак, Миша надел его вместо парашюта, продолжил игру.

Чем старше дошкольники, тем чаще они сами изъявляют желание создавать игровой материал.

Часто необходимость в той или иной игрушке – самоделке возникает непосредственно в игре. Поэтому нужно иметь специальные заготовки, ими могут стать вырезанные из бумаги контуры тарелок, ваз, корзин, банок или различные геометрические фигуры. Например: Однажды дети решили «сходить в кафе», воспитатель предложила им продумать меню. Дети взяли заранее вырезанные из бумаги кружочки, которые использовали вместо тарелок. На них играющие рисовали различные блюда: пирожные, ягоды, бутерброды, печенье и пр.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

  Ко́ммуникативные игр́ы – это игр́ы ра́зличной сте́пени по́движности, в хо́де ко́торой не́обходим ре́чевой, та́ктильный или иной ко́нтакт взро́слого с ре́бенком, де́тей ме́жду со́бой. К ни́м мо́жно отн́ести не́которые хо́роводные игр́ы, сло́весные и ро́левые.

Цель коммуникативных игр:

Развивать навыки общения

Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками

Задачи коммуникативных игр:

Создать положительный эмоциональный настрой.

Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.

Способствовать сплочению детского коллектива.

Формировать положительное отношение к сверстнику.

 Дидактическая игра «Я знаю пять названий овощей» для обогащения и закрепления словаря, грамматического строя речи.

Каждый ребёнок по очереди берёт мяч и, ритмично ударяя им об пол, произносит следующие слова: «Я знаю пять названий овощей, например: капуста, морковь, репа, картофель, редиска». Названий может быть больше пяти.

Подвижная дидактическая игра «НЕ». Формирование понятия «отрицание».

– Встаньте НЕмальчики.

– Поднимите руки НЕдевочки.

– НЕ сидите! (Дети встают, ложатся, прыгают, бегают.)

– Сядьте на корточки НЕ слонята.

– Ребята, я знаю одного мальчика, которому всё время говорили: «НЕ делай то, НЕ делай это», и он запутался, что же ему НАДО делать. Давайте поможем ему! Я буду читать стихотворение Ю. Вронского, а вы будете объяснять и показывать жестами, что НАДО делать:

Завести велели мне новые привычки:

Никогда девчонок НЕ

Дёргать за косички!

(Дети перечисляют действия: играть, дружить с девчонками, по жать руку, погладить.)

Никогда с братишкой НЕ

Драться за обедом!

(Надо спокойно сидеть и кушать.)

На уроках больше НЕ

Говорить с соседом.

(Слушать учителя, писать в тетрадях, читать книгу.)

– Молодцы, ребята, помогли мальчику!

 Дидактическая игра «Угадай цвет».

Ведущий предлагает детям определить, какой цвет он загадал, если такого же цвета небо, василёк, колокольчик, вода в море. (Синий.)

Аналогично разгадываются другие цвета.

Далее дети делятся на группы: каждая получает карточку с определённым цветом и называет как можно больше предметов «своего» цвета. За правильный пример группе засчитывается очко. Победит та группа детей, которая наберёт больше всего очков.

   Одной из форм игры, распостраненной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им. Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Игра с правилами предполагают также специфические формы общения – отношения равных внутри одной команды. Это дает возможность выйти  за рамки ролевых отношений к отношениям личностным, развивает у детей чувство сплоченности. Это особенно важно в связи с тем, что возникающие внутри игр с правилами отношения начинают переносится  ими в дальнейшую реальную жизнь.

    К со́жалению отв́еденное вре́мя на́ игр́ы де́тей не́ исп́ользуется по́лностью. В САНПИНе на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должны отводиться не менее 3-4 часов.

Ра́звитие игр́овых умений по́ про́грамме мла́дшего до́школьного во́зраста ча́сто не́ вы́полняются. В ре́зультате че́го, к ста́ршему во́зрасту не́ все́ игр́ы при́нимают ха́рактер са́мостоятельной де́ятельности. До́пускаются ошибки в исп́ользовании ме́тодов ру́ководства де́тской игр́ой, взро́слые ли́бо ре́гламентируют де́тскую де́ятельность, ли́шая сво́боды вы́бора ви́да игр́ы, со́держания и па́ртнеров, во́зможности про́явить со́бственную инициативу и  игр́у и во́зникающие в хо́де ее вза́имоотношения ме́жду де́тьми. Все́ это отр́ицательно вли́яет на́ про́цесс фо́рмирования со́циальной и ко́ммуникативной ку́льтуры и сни́жает во́спитательное зна́чение игр́ы. Что́бы обеспечить вы́полнение про́граммы по́ игр́овой де́ятельности, исп́ользуя игр́у ка́к фо́рму орѓанизации де́тской жи́зни и сре́дство все́стороннею ра́звития и во́спитания.

«Обучение» спо́собам игр́овой де́ятельности до́лжно но́сить ярќо вы́раженный эмоциональный ха́рактер. В ста́ршем до́школьном во́зрасте не́обходимо исп́ользовать ко́свенные при́емы пе́дагогического во́здействия: орѓанизацию пре́дметно-игр́овой сре́ды, по́становку пе́ред де́тьми про́блемных игр́овых за́дач в фо́рме во́просов, со́ветов, обс́уждение с ни́ми пла́на игр́ы. Та́ким обр́азом, игр́овая де́ятельность в про́цессе фо́рмирования со́циальной и ко́ммуникативной ку́льтуры явл́яется при́оритетной, та́к ка́к игр́а да́ет ре́бенку до́ступные для́ не́го спо́собы мо́делирования окр́ужающей жи́зни, усв́оения обр́азцов по́ведения.

Во всех видах игр следует создавать активное речевое общение детей, расширять словарный запас, развивать связную, выразительную речь; поощрять проявление воображения, инициативы в выборе игры и развитие ее замысла, в подборе материалов. В процессе совместной игровой деятельности  воспитывать настойчивость, выдержку, формировать положительные взаимоотношения между детьми - дружелюбие, взаимопомощь; умение выполнять правила.

В младшем дошкольном возрасте в качестве основных приёмов руководства использовать совместные игры воспитателя со всей группой, с небольшими подгруппами и с отдельными детьми.

В старшем дошкольном возрасте необходимо использовать косвенные приемы педагогического воздействия: организацию предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры.

Таким образом, игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры является приоритетной, так как игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, усвоения образцов поведения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы организации совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования социально-коммуникативных и речевых умений у детей дошкольного возраста»

Важной составляющей образовательной среды субъектно-ориентированной педагогики, педагогики развития и диалога, являются - отношения между участниками образовательного процесса: между педагогом и детьм...

Консультация для воспитателей Тема: «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»

Консультация для воспитателейТема: «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»...

Развитие речевой, социальной активности и коммуникативной культуры в процессе проектной деятельности.

проектной деятельности.Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. Возникает необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориенти...

Консультация "Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры

Социальная и коммуникативная культура- это залог успешной адаптации человека в любой социальной сфере. Социальное и коммуникативное развитие детей происходит через игру, как ведущую дет...

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры»

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры» Цель: Расширить представления воспитателей о формировании социальной и коммуникати...

Консультация для воспитателей «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры дошкольников»

Консультация для воспитателей  «Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры дошкольников»...

Игровая деятельность в процессе формирования социальной и коммуникативной культуры

Еще с рождения в ребенке начинает формироваться личность в результате общения с близкими взрослыми. С первых месяцев жизни ребенок испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно ...