Развитие речевой, социальной активности и коммуникативной культуры в процессе проектной деятельности.
статья

Пикулина Людмила Ивановна

проектной деятельности.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. Возникает необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки.

Одним из перспективных методов работы с детьми является метод проектов или проектный метод. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пикулина Людмила Ивановна

МБДОУ № 29 детский сад «У Лукоморья» г. Саяногорск

Развитие речевой, социальной активности и коммуникативной культуры в процессе проектной деятельности.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. Возникает необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания, у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки.

Одним из перспективных методов работы с детьми является метод проектов или проектный метод. В его основе лежит личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

Применение этого метода позволяет педагогу достигать более высоких результатов в развитии речи, формировании познавательного интереса к различным областям знаний, навыкам сотрудничества, к новым способам взаимоотношений с окружающим миром, в том числе социальным миром и миром взрослых и сверстников.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнении постепенно усложняющихся практических заданий. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов.

И такая деятельность широко внедряется и активно используется в нашем детском саду.

Работая над проектом, мы выделили несколько основных задач:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • творческого воображения и мышления;
  • коммуникативных навыков;
  • социальной активности.

Проектный метод предполагает последовательных действий педагога.

Сначала, некоторое время посвящаем теоретическому материалу, по которому будет создаваться проект. В процессе подачи теоретического материала уделяем внимание формированию проблемы, которую дети смогут решить при помощи полученных знаний. Когда задача сформулирована, она предлагается детям или одному ребенку вместе с родителями.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проектной деятельности

  1. На основе изученных проблем детей определяется цель проекта.
  2. Разработка плана достижений цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта организованной образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности.
  7. Определение домашних заданий для самостоятельного изучения и выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое мероприятие.

Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный включает в себя блок работы с семьей. Родители должны знать суть проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения. Содержание работы с родителями реализуются через разнообразные формы.  

Воспитатель предлагает детям задания по теме проекта, а ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают интересные для них задания. В случае необходимости предоставляем родителям справочный и практический материал, даем рекомендации. В ходе работы над решением проблемы дети с родителями проводят творческую, поисковую и практическую деятельность, работают над частями проекта, обсуждают результаты своей деятельности, систематизируют полученную информацию, готовят презентацию результатов проектной деятельности. Дети учатся у родителей интересным приемам и мастерству, а родители у детей – открытости, непосредственности, искренности.

Темы проектов определяются по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует) или по инициативе воспитателя (что воспитатели считают важным для развития ребенка). Если тема инициируется взрослыми, то подбираем соответствующую возрасту мотивацию (иллюстрации, книги, предметы по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории и т.п.).

Воспитатель с детьми включается в обсуждение плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, чему научиться для достижения цели.

Начинать проектную деятельность целесообразно с ролево-игровых проектов. К работе над ним мы подключаем психолога, логопеда, музыкального руководителя.

Совместно разработали проекты: «Доброта и вежливость – залог дружбы», «Искусство общения», «Страна правильной речи». Эти проекты направлены на развитие коммуникативных навыков, речевого творчества, на обучение детей вести диалог между собой, задавать друг другу вопросы в определенной логической последовательности, грамотно формулировать ответ, развитие умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Ребята овладели правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Работа над проектом «Не шути с огнем!» помогла сформировать у детей осознанные и ответственные отношения к пожарной безопасности. В ходе непосредственно образовательной деятельности, экспериментирования, экскурсии в пожарную часть дети познакомились с историей возникновения огня; получили представление о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом; расширили знания о профессии пожарного; овладели приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар.

Проект способствовал обогащению опыта совместной творческой деятельности детей и родителей.

Реализация проекта «Родной город» способствовала формированию интересов у старших дошкольников культурным ценностям и природным богатствам родного края. Дети получили знания о родном городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, познакомились с именами тех, кто основал и прославил город, посетили выставку в художественной школе. Итогом проекта стало создание фотоальбома «Мой любимый город».

Проект «В мире сказок» способствовал повышению уровня связной речи у детей, социализации к окружающему миру, раскрытию творческого потенциала.

Проект включал проведение викторин по сказкам, игр – драматизаций, театральных постановок, выставок рисунков по сказкам, поделок «Любимые сказочные герои», посещение тематических выставок в библиотеке.

Через проект «Моя милая мамочка» мы стремились углубить чувство привязанности, уважения и любви к своей маме, гордости за неё. Вся работа проводилась при тесном взаимодействии с родителями, при их непосредственном участии.

В ходе реализации проекта дети рисовали портреты мам, заучивали стихи, придумывали описательные рассказы.

Мамы приняли активное участие в этом проекте, поделились своим мастерством, приняли участие в выставке «Золотые руки мамы».

Внедрение в практику метода проекта, позволило нам изменить стиль работы с детьми:

повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей речевую, социальную активность и коммуникативную культуру, творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной и речевой компетентности в процессе проектной деятельности»

В настоящее время метод проектов всё активнее используется, а практике детских садов....

Презентация «Развитие коммуникативной и речевой компетенции у дошкольников в процессе проектной деятельности»

Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств  для достижения определённых целей....

«Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. (старшая группа)

Перспективный план работы с родителямиТема: «Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.(старшая группа)...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...