«Формирование социально-активной позиции детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
материал

Ткачева Оксана Анатольевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ребенок по своей природе 

пытливый исследователь, открыватель мира. 

Так пусть перед ним откроется чудесный мир 

в живых красках, ярких и трепетных звуках –  сказке,

игре, в собственном творчестве, в красоте»

В.Н. Сухомлинский

       Мы живём в эпоху модернизации, инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Наши дети, дети современного времени, очень отличаются от   времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Но, как и раньше, проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Взрослым необходимо оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в окружающий мир.   

     С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в дошкольном образовании особое место отводится социальному развитию детей, так как дошкольное детство — время становления личности ребенка, формирования его сознания и индивидуальности. В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых. Иными словами: современный социальный заказ – это самостоятельные, коммуникабельные личности с высоким уровнем социальных компетенций.

          То, что именно в дошкольном возрасте  следует уделять большое внимание социализации, обуславливаются тем, что это, по словам А.Н.Леонтьева,  «период первоначального фактического становления личности». В это время конструируется образ социального мира, развивается социальная активность как фактор миропознания, закладывается базис личностной культуры, осознание себя как индивидуальности, формируется отношение к другим людям и к миру в целом.    

        По мнению отечественных психологов (В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф.Ломова), социализация – процесс усвоения и активного производства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном  опыте.  Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием, к познанию которого дети дошкольного возраста проявляют интерес и которое они вполне могут усвоить и понять. Это познание себя как представителя человеческого рода, людей, характера взаимоотношений с ними, содержания их деятельности, образа жизни, познание предметного и природного мира. Социальный мир многогранен и разнообразен, он противоречив и неоднозначен - все это дает основание для развития активности ребенка в процессе его познания и понимания.

        В учебном пособии Бабуновой Т.М. социальное развитие дошкольника рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Основными качествами, определяющими успешное социальное развитие дошкольника, является: положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность в себе); положительное отношение к другим людям – как к сверстникам,  так и к взрослым (адекватные межличностные отношения). То есть формируется «Я» - позиция ребенка и в значительной степени содержание образа – «Я» ребенка является продуктом процесса социализации. Социализация занимает всю численность воздействий социальной среды на личность, однако она предусматривает и реакции самой личности на эти воздействия. Расширяя и устанавливая социальные связи, ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем.

      Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что в современной социокультурной ситуации главной доминантой является социализация личности,  как результат ее социального развития и воспитания, достижения оптимальной формы социальной активности и компетентности, что позволяет ребенку быть активным преобразователем собственной жизни и окружающей среды, иметь право свободы выбора и становиться субъектом собственной жизнедеятельности.

       Таким образом, работа в данном направлении актуальна и необходима, и её глобальной целью является: интеграция ребенка в социум   через осознанное принятие социальных норм и правил поведения.

        Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, имеющим  ярко выраженную социальную окраску,  является технология проектирования.  «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Уильяма Килпатрика).  Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

        Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует способность увидеть неожиданно новый выход из ситуации, придумать оригинальную идею и особый способ  ее воплощения, развивает познавательную активность и психологические процессы, самостоятельность, творчество, умение планировать и работать в коллективе.   Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.  

В дошкольном детстве каждый вид деятельности вносит свой вклад в процесс социализации личности ребенка в соответствии со своей спецификой, и потому важен как сам по себе, так и во взаимосвязи. Общее дело развивает коммуникативность и нравственные качества личности.

       Таким образом, метод проектов позволяет формировать следующие личностные качества ребенка:

  • Умение работать в коллективе: советоваться, договариваться, обращаться за помощью, распределять обязанности и т.д.
  • Быть  активным участником  процесса, а не пассивным слушателем.
  • Вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, появляется своё мнение.
  • Дети анализируют выбранную логику, объективные и субъективные причины неудач и т.п.  Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, т.е. развивается умение доводить начатое дело до конца – формируется упорство в достижении цели и умение принимать решение.
  • Каждая семья может проявить свои таланты, участвуя в проектной деятельности, следовательно, дети испытывают чувство гордости за своих родителей.
  • Развивается умение выражать собственные мысли,  коммуникативные способности, которые являются  проводником к успешной социализации ребенка в обществе сверстников.
  • Каждый ребенок может выбрать тот вид деятельности в рамках реализации проекта, который ему наиболее интересен, в котором он наиболее успешен. Может принять участие в тех видах деятельности, в которых он испытывает затруднения, но в условиях коллективного творчества, сотворчества может приобрести и развить соответствующие умения, т.е.  дети учатся помогать друг другу, формируются навыки сотрудничества и взаимовыручки.
  • Каждый ребенок может почувствовать свою значимость в достижении результата, осознаёт свои возможности, что способствует развитию социальной активности.

     На основании вышеизложенного, мы выбрали актуальную, на наш взгляд, тему: «Формирование социально-активной позиции детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности».

      В соответствии с темой, можно определить цель нашей работы: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности использования проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования социально-активной позиции детей дошкольного возраста.

В соответствии с актуальностью были определены объект и предмет исследования.

Объект – процесс формирования социально-активной позиции детей дошкольного возраста.

Предмет – эффективное влияние проектной деятельности, на формирование социально-активной позиции детей дошкольного возраста.

В качестве гипотезы выдвигается утверждение, что: если в образовательный процесс систематически включать проектную деятельность, в соответствии с алгоритмом работы, основанном на игровом стержне, то это может положительно повлиять на формирование социально-активной позиции детей  дошкольного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1.   Провести мониторинг социального развития детей.
  2.   Провести анализ теоретической и методической литературы по проблеме организации проектной деятельности в ДОУ.
  3.   Составить и апробировать алгоритм работы над проектом, основанном на игровом стержне.

            Для наиболее полного определения уровня социального развития детей, нам необходимо было выбрать диагностический инструментарий. Для этого были изучены работы следующих авторов: Белькович В.Ю.. Тепловой З.И., Завьяловой Т.П., Кильдышевой И.А., Яковлевой И.В. -  программа «Мозаика»; а также  Бабаевой Т.Н., Крулехт М.В., Поляковой М.Н. – программа «Детство».

        Последняя оказалась наиболее приемлемой для нашей работы, так как авторами  рассматривается комплекс специально разработанных методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.

 По итогам диагностики социального развития детей мы выявили некоторые проблемы: дети не всегда согласовывают свои действия с действиями партнеров по игре; часто несамостоятельны, имеют проблемы с определением эмоционального состояния взрослых и сверстников; у детей присутствуют черты агрессивности и упрямства;  не всегда стремятся к положительным формам поведения; недостаточно ориентируются в представлениях об особенностях характера и поведения сверстников.

             Проанализировав  методическую литературу, посвященную технологии проектирования,  можно сделать следующие выводы о некоторых особенностях использования метода проектов  в ДОУ:

  • Взрослым необходимо «подводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и вовлекать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с чрезмерной опекой и помощью.
  • Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, т.е. они должны быть мотивированы. Для того, чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

              По определению Л.Л. Тимофеевой метод проектов -  педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. По нашему мнению, ребенок тяготеет к новым ярким впечатлениям,  хочет больше узнать о предметах и ​​явлениях окружающего мира, человеческих отношений, пытается подражать типичным поведенческим формам, и пытаются воспроизводить свои знания наиболее посильными для него  средствами – средствами игровой деятельности.

                Известные педагоги и психологи (Л.Выготский, А.Леонтьев, Н.Гавриш, Н.Короткова, С.Ладывир и др.) признавали эффективность именно игровой деятельности, как средства социализации детей дошкольного возраста. Поэтому применяемую технологию проектирования, мы должны строить на игровой сущности.

              Выбор темы – это первый и важный шаг воспитателя в работе над проектом. Тема должна быть актуальна, интересна и понятна детям. Здесь немаловажную роль играет чуткость и внимание педагога. Ничто не должно ускользнуть от внимания воспитателя: принесённая детьми, и вызвавшая интерес, игрушка или книжка; просмотренный мультфильм, явление природы, знаменательные события, замеченное ребенком противоречие,  и т.п. Воспитатели, часто используют такой прием, как помощь сказочным героям, которые оказались в каком-либо затруднении; отправляться в путешествие по разным странам, в поисках чего-то или просто в гости; оказаться в центре сюжета любимого мультфильма и т.д. И детям это очень нравится, они с удовольствием выполняют все задания.

Являясь «Муниципальной педагогической площадкой инновационного комплекса «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ», мы нередко обращаемся за помощью, в выборе тематики, к здоровьеразвивающей программе «Здравствуй!» М.Л. Лазарева.  Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. «Юные Учителя Здоровья»: Здравик, Ростик, Капелия, Вита, Огник, Йоник, Орси и Яник часто обращаются к детям с просьбой о помощи,  или, приглашая отправиться в невероятные путешествия по сказочной планете здоровячков «Семитония».

              Второй шаг – это подготовка развивающей  среды, которая должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности дошкольников, развивать у них любознательность. Поэтому, мы стараемся  создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать, поразмышлять. И для этого, мы активно используем  схемы-подсказки, рисунки, головоломки, лабиринты,  символы-помощники из методики проведения исследовательской деятельности А.И.Савенкова, записанные на цифровые носители голосовые или видео  подсказки  и т.п.

Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой, но в тоже время, не должна вызывать сильных затруднений, так как это будет способствовать угасанию у детей интереса к деятельности.

              Третий шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности. Здесь нужно отметить, что данное планирование можно назвать условным и динамичным, так как мы – педагоги должны хорошо помнить, что игра развивается только детьми. Нужно считаться с замыслом, выбором сюжета, и интересами ребенка.

Поэтому важно проявлять терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к кажущимися нелепымы замыслам и высказываниям малышей. Мы всегда помним поговорку: «Устами младенца – глаголет истина».

        Когда подготовлены основные условия для работы над проектом: определена тема, подобрана среда, намечено примерное планирование, начинается совместная деятельность воспитателя и детей. А для этого, необходимо правильно выстроить – структурировать работу, что бы достигнуть желаемого результата, т.е. создать алгоритм работы над проектом.

I этап  проекта: «Вхождение в проект или Целеполагание» –  игровая мотивация, создание проблемной ситуации. На этом этапе считаем важным, чтобы дети «прожили» игровую ситуацию, получили эмоциональный всплеск, задали  свое направление теме проекта. Далее  для поддержки и развития  детского интереса  к проекту можно воспользоваться следующими приемами:

  1. Детям вручаются загадочные письма с темами дальнейших исследований, заколдованными картинками, вопросами, заданиями и др., ответ на которые можно приготовить дома с родителями или в детском саду с друзьями или индивидуально.
  2. Телефонный звонок или прямое включение (звонок по скайпу), во время которого какой-либо герой также задает детям вопросы или дает  задания для дальнейшего исследования.

Данные приемы являются плавным переходом ко второму этапу работы над проектом.

         II этап проекта: «Практический» - реализация предложенных детьми идей, проигрывание отдельных сюжетов. Работа в различных зонах социализации.

 III этап проекта:  «Презентация проекта». Тут важно учитывать, то с какой целью организуется презентация полученных знаний. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта.

Нами используются следующие варианты презентации:

  1. «Мы – учителя». Собираем и отправляем посылку для детей другой группы с фотографиями этапов проектной деятельности или продукта проекта.  Ждем ответа с просьбой о визите, а получив его, отправляемся в гости и отвечаем на вопросы, которые возникли после просмотра содержимого посылки или рассказываем интересные факты, истории, которые узнали в ходе работы над проектом. В данной форме презентации проекта дети выступают в роли учителей: это придаёт им уверенность в себе, раскрепощает, развивает желание помочь и научить. Дети еще раз проживают все положительные эмоции от реализованного проекта и закрепляют полученные знания, умения и навыки. Как говорил Я.А.Каменский: «Обучая других – обучаешься сам».
  2. «Гость группы». Благодаря «Волшебному письму», «Телеграмме» и т.п., дети узнают о предстоящем  важном событии:  «Визит гостей». Гости – это родители детей, которые активно участвовали в проектной деятельности и/или реализовавшие индивидуальные проекты. Дети слушают выступление гостей, задают вопросы, рассказывают о своих впечатлениях. Такая форма презентации дает возможность детям в непринужденной обстановке взаимодействовать со взрослыми, гордиться своими родителями, а также  активизирует пассивные семьи.
  3. «Развлечение». Дети любят различные праздники, поэтому такая форма презентации проекта очень актуальна. Важно пригласить на мероприятие «Виновников» проекта (героев, которые создавали проблемную игровую ситуацию на этапе «Вхождения в проект»).  В ходе развлечения дети раскрепощаются, взаимодействуют друг с другом и со взрослыми, получают положительные эмоции.
  4. «Прямое включение». На «связь» (видеозапись) с детьми выходит какой-либо сказочный герой (должен быть связан с тематикой проекта), который задаёт разные вопросы, провоцируя на высказывания по проведенной исследовательской деятельности. Такая форма презентации нравится детям, так как они живут в век информатизации и знакомы с такими понятиями как «онлайн», «скайп», «интернет» и др.

    Проектная деятельность предусматривает участие всех субъектов образовательного процесса -  педагогов, детей и, что немаловажно,  родителей, которые имеют возможность испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.  В реализации моей идеи родители принимают активное участие. Разнообразные индивидуальные семейные проекты, участие в творческих «Вечерах науки», совместные праздники, экскурсии, семинары-практикумы и др. всегда интересны родителям.   Между родителями и педагогами складываются доверительные партнерские отношения.

  Проанализировав свою деятельность по данной проблеме, я пришла к выводу, что вопрос формирования социально-активной позиции у дошкольников является актуальным и дает положительную динамику развития, о чем говорят контрольные диагностические срезы сформированности социально-значимых умений.  

Уровень  социального развития  детей средней группы

                                                                     «Семицветик»

2012 – 2013 учебный год

                                                         

Уровень  социального развития  детей  группы  «Семицветик»

2013 – 2014 учебный год                                                   

Уровень  социального развития  детей подготовительной  группы  «Семицветик»

2014 – 2015 учебный год                                                 

На основе полученных данных, мною были определены следующие перспективы в моей деятельности:

  1. Продолжать работу по формированию социально - адаптивного поведения дошкольника, включающего себя усвоенные социально - допустимые нормы поведения, средствами проектной деятельности.
  2. Развивать   партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам формирования социально-личностных качеств, необходимых для полноценного развития.
  3. Повышение профессионального мастерства по данной проблеме через самообразование.

Поставленная цель, которая заключалась не только в теоретическом обосновании проблемы, но и в практической проверке эффективности использования проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования социально-активной позиции детей дошкольного возраста – достигнута.

Выдвинутая гипотеза, что если в образовательный процесс систематически включать проектную деятельность, в соответствии с алгоритмом работы, основанном на игровом стержне, то это может положительно повлиять на формирование социально-активной позиции детей  дошкольного возраста,  подтвердилась.

Таким образом, проектная деятельность, построенная на игровой основе, позволяет детям обогатить свой игровой опыт; развивает умения действовать по правилам, дает возможность учиться строить взаимоотношения, как в коллективе, так и в малых социогруппах; позволяет детям овладевать своеобразной «азбукой чувств».

Список литературы

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. Изд. Дом Федорова, 2006.
  4. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю. Ознакомление дошкольников с социальным миром.  – М.: ТЦ Сфера, 2012г.
  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.
  6. Зайцева И.В., Ветрова И.Н. Сюжетно-ролевые игры // Воспитатель ДОУ. 2009 г, № 10.С.48-56.
  7. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
  9. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М., 2007.
  10. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М., 2010.
  11. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. – 2004. – № 1.
  12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. – М., 2004.
  13. Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2007. — 92 c.
  14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч.пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  15. Сидоров С.В. Когда появился метод проектов? [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: http://si-sv.com/publ/14-1-0-189 (дата обращения 19.12.2013). 
  16. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль, 2008.
  17. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 1. – С. 7–12.
  18. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ

                                                    Диагностические методики

                                               (средний дошкольный возраст)

                                                     «Ребёнок и взрослые»

  1. Задание:

Найди на картинке дядю (тётю, бабушку и т. д.). Положи сюда картинки, на которых изображены тёти, а сюда — дяди, бабушки — дедушки  и т. д.

  1. Беседа с ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Тётя может быть с бородой? У кого может быть борода? Дедушка носит платье?  Дядя красит губы? и т. д.
  2. Задание:

В одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые.

  1. Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.

Ребенок и сверстники

1. Задание: 

Выбрать картинки, где изображёны мальчики (девочки).

2. Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? и т. д.

Отношение ребенка к самому себе

1. Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

2. Игровая ситуация: Пока вы все спали, приходила собачка, искала косточку, забралась в шкафчики, вытащила всю одежду, а

    я  не помню — чья это одежда. Найдите свои вещи и уберите на место.

3. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

 

Уровни освоения

НИЗКИЙ: Ребёнок проявляет боязнь и недоверие к окружающим. Контакты со сверстниками непродолжительны, часто конфликтует с ними. Ребёнок плохо различает людей по половому признаку. Не различает эмоциональные элементарные состояния. Общее эмоциональное состояние неустойчиво.

СРЕДНИЙ: Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых и детей. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия и эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких, товарищей, игровых персонажей. Большинство заданий выполняет верно.

ВЫСОКИЙ: Все задания выполняет правильно. Ребёнок проявляет активность в общении с окружающими, охотно включается в совместную деятельность. Относится к сверстникам дружелюбно, правильно реагирует на ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих.

Уровень  социального развития  детей среднего дошкольного возраста группы  «Семицветик»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

Н.г.

К.г.  

Н.

Ср.

В.

Н.

Ср.

В.

Ребёнок и взрослые

1.   Понимает различия взрослых людей по половому признаку (тётя, дядя, бабушка,

      дедушка).

5

15

5

-

19

6

2.   Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей.

4

16

5

-

19

6

3.   Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый.

6

15

4

2

18

5

4.   Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот.

4

17

4

2

17

6

Ребёнок и сверстники

  1. Знает и различает изображения детей по половому признаку (мальчик, девочка).

1

15

9

-

-

25

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек.

1

17

7

15

10

  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный.

6

14

5

4

16

5

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  или  игровых персонажей литературных произведений и их последующими действиями. Понимает, что если кто-то плачет или огорчён, надо помочь ему.

5

16

4

2

18

5

  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического характера.

6

17

2

3

15

7

  1. Знает, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, делиться игрушками; охотно вступает во взаимодействие с другими детьми в процессе игр, общих дел.

6

14

5

4

15

6

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает свое имя, фамилию, пол.

4

12

9

-

4

21

  1. Узнаёт свои вещи, игрушки, книжки среди других вещей.

1

9

15

-

3

22

  1. Задаёт вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: «Для чего это?», «Почему?», «Как?», «Где?».

6

10

9

2

12

11

  1. Быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих.

5

16

4

2

16

7

Результаты

«Ребенок и взрослые»

начало года: низкий -5 (20 %) , средний -  16 (64 %), высокий – 4 (16 %)

конец года: конец года: низкий – 1 (4 %), средний – 19 (76 %) , высокий – 5 (20 %)

«Ребенок и сверстники»

начало года: низкий – 4 (16 %), средний – 12 (48 %), высокий – 9 (36 %)

конец года: конец года: низкий – 2 (8 %), средний – 13 (52 %) , высокий – 10 (40 %)

«Отношение ребенка к самому себе»

начало года: низкий – 4 (16 %), средний – 12 ( 48 %) , высокий – 9 ( 36 %)

конец года: низкий – 1 (4 %), средний -  10 (40 %), высокий – 14 (56 %)

Итог:

Начало года: низкий – 4 (16 %) , средний – 14 (56 %)  , высокий – 7 (28 %)

Конец года: низкий – 1 (4 %) , средний – 14 (56 %) , высокий – 10 (40 %)

Уровень  социального развития  детей средней группы

                                                                     «Семицветик»

2012 – 2013 учебный год

                                                         

Диагностические методики

(старший дошкольный возраст)

«Ребёнок и взрослые»

  1. Задание: 

 Найди на картинке мужчину (женщину, бабушку и т. д.). Положи сюда картинки, на которых изображены женщины, а сюда — мужчины, бабушки — дедушки  и т. д.

  1. Беседа с ребёнком с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Бабушка может носить туфли на высоких каблуках? Кто носит их? Женщина может водить машину?  Дедушка может быстро бегать?  Бабушка может долго стоять в автобусе?   и т.д.
  2. Задание:

 В одну сторону положи картинки, где все радостные. В другую — где все грустные, в третью — где все сердитые и т. д.

  1. Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? (Бабушка) Что делает? (Кормит котёнка). Это хорошо? Почему? Кто это? (Мама). Что делает? (Стирает бельё дочке). Это хорошо? Почему и т. д.
  2. Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессий. Кто это? Что делает на своей работе?
  3. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
  4. Беседа с использованием иллюстраций: почему радуется мама? Почему рассердился дедушка? И т. д.
  5.  Беседа: Как мама заботится о тебе? Как папа помогает маме? Как ты помогаешь родителям, бабушке, дедушке? Что они тебе говорят потом?

«Ребенок и сверстники»

  1. Д/и «Кому что нужно?». (Подбор предметов в соответствии с полом и возрастом детей).
  2. Беседа с использованием иллюстраций: Кто это? Как узнал? Мальчик может носить платье? Шляпку? Что носит мальчик? У девочки бывают очень короткие волосы? Какие причёски бывают у девочек? И т. д.
  3. Д/и «Настроение». Детям предлагается набор  картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.
  4. Беседа с использованием иллюстраций: почему мальчик плачет? Почему девочка смеётся? Почему мальчик сердится? Почему девочка боится?
  5. Проблемная ситуация текущего дня: Почему Саше сегодня стало грустно в саду? Почему Серёжа вышел из игры?
  6. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

«Отношение ребенка к самому себе»

  1. Беседа с ребёнком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка? Сколько тебе лет?
  2. Беседа: Где находится сердце? Зачем человеку мозг, нос, уши? Что делает наш желудок? Для чего нужны руки, ноги?
  3. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Уровни освоения

НИЗКИЙ: Поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво. Ребёнок либо проявляет робость и скованность, либо черты агрессивности, нежелание следовать правилам или требованиям взрослого, упрямство. Не различает эмоциональные состояния взрослых и сверстников.

СРЕДНИЙ: Ребёнок стремится к положительным формам поведения. В случае совершения действий, оценённых взрослым отрицательно, старается не повторять их вновь. Стремится к взаимодействию со сверстниками, пытается понять их замыслы. Замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстников, близких, проявляет сочувствие.

ВЫСОКИЙ: Ребёнок охотно вступает в общение. Выполняет элементарные правила поведения со взрослыми и сверстниками. Проявляет умение понять ситуацию и эмоциональное состояние окружающих. Стремится к самостоятельности. В играх с правилами, в случае недоразумений, ссылается на правила.

Уровень  социального  развития  детей старшего дошкольного возраста  группы  «Семицветик»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

Н.г.

К.г.  

Н.

Ср.

В.

Н.

Ср.

В.

Ребёнок и взрослые

  1. Понимает различия взрослых людей по половому признаку (тётя, дядя, бабушка, дедушка)

1

18

6

-

19

6

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви взрослых людей

1

17

7

-

19

6

  1. Различает эмоциональные состояния взрослых людей: радостный, грустный, сердитый, испуганный

6

14

5

2

18

5

  1. Выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям, и наоборот

5

15

5

2

17

6

  1. Узнают и называют людей отдельных профессий (врач, дворник, пожарник,

милиционер, продавец, повар и т. д.)

4

12

9

1

15

9

  1. Самостоятельно выполняют правила общения со взрослыми (здороваются, прощаются, обращаются на «Вы», по имени и отчеству)

6

16

3

3

12

10

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием взрослых и их последующими действиями

6

14

5

2

18

5

  1. Понимают, что в семье все заботятся друг о друге

3

17

5

-

15

10

Ребёнок и сверстники

  1. Различает детей разного пола и возраста (грудные дети, дошкольники, школьники)

1

15

9

-

12

13

  1. Выделяет особенности внешности, причёски, одежды, обуви мальчиков и девочек

1

17

7

-

19

6

  1. Знает и различает элементарные состояния детей на картинках и детей своей группы: радостный, грустный, испуганный, сердитый

6

14

5

2

18

5

  1. Устанавливает связь между соответствующим эмоциональным состоянием детей  и их последующими действиями

5

16

4

2

17

6

  1. Может высказать свои предположения в разрешении проблемных  ситуаций гуманистического характера

4

18

3

2

18

5

  1. Проявляет интерес к играм сверстников, их делам, поступкам

4

19

2

1

17

7

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает свое имя, фамилию, пол, возраст

1

6

18

-

4

21

  1. Имеет представления о своём организме, о назначении некоторых органов

6

16

3

2

14

9

  1. Проявляет активное стремление к самостоятельным действиям

2

13

11

-

9

16

  1. Выполняет общие правила, требования взрослого

7

13

5

2

10

13

Результаты

«Ребенок и взрослые»

начало года: низкий – 5 (20%) , средний – 14 (56%) , высокий – 6 (24%)

конец года: низкий - 2 (8 %), средний – 15 (60 %) , высокий – 8 (32 %)

«Ребенок и сверстники»

начало года: низкий – 4 (16 %), средний – 16 (64 %), высокий – 5 (20%)

конец года: низкий -  2 (8%), средний – 16 (64 %) , высокий – 7 (28 %)

«Отношение ребенка к самому себе»

начало года: низкий -  4 (16 %), средний – 12 (48 %) , высокий – 9 (36 %)

конец года: низкий – 1 (4 %) , средний -  10 (40 %), высокий – 14 (56 %)

Итог:

Начало года: низкий – 5 (20 %), средний – 14 (56 %) , высокий – 6 (24 %)

Конец года: низкий -1 (4 %) , средний – 14 (56 %) , высокий – 10 (40 %)

Уровень  социального развития  детей  группы  «Семицветик»

2013 – 2014 учебный год

                                                   

Диагностические методики

(подготовительный к школе возраст)

«Ребёнок и взрослые»

  1. Дидактическое упражнение:  «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?
  2. Индивидуальная беседа с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?
  3. Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?
  4. Индивидуальная беседа с детьми: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?
  5. Рассматривание иллюстраций с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
  6. Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? и т. д.)
  7. Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?
  8. Индивидуальная беседа с детьми: Как называется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Воспитатель предлагает показать на картинке людей разных народов мира и назвать их.

Ребенок и сверстники

  1. Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.
  2. Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.
  3. Рассматривание иллюстраций с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
  4. Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.
  5. Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению к взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Отношение ребенка к самому себе

  1. Индивидуальная беседа с ребёнком.
  2. Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были?
  3. Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? и т. д.
  4. Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?
  5. Дидактическая игра: на правила дорожного движения.
  6. Рассматривание иллюстраций о г.Тобольске, вопросы: Как называется город, где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? и т.д.
  7. Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника?
  8. Дидактическая игра «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности.
  9. Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.
  10.  Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда).
  11.  Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?

Уровни освоения

НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.

СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.

ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направлено. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в общение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

Результаты

«Ребенок и взрослые»

начало года: низкий -  4 (16 %), средний – 16 (64 %), высокий – 5 (20 %)

конец года: конец года: низкий - , средний - , высокий –

«Ребенок и сверстники»

начало года: низкий – 4 (16 %), средний – 15 (60 %) ( , высокий – 6 (24 %)

конец года: конец года: конец года: низкий - , средний - , высокий –

«Отношение ребенка к самому себе»

начало года: низкий -  4 (16 %), средний – 14 (56 %) , высокий – 7 (28 %)

конец года: конец года: низкий - , средний - , высокий –

Итог:

Начало года: низкий – 4 (16 %), средний – 15 (60 %), высокий – 6 (24 %)

Конец года: низкий - , средний - , высокий -

Уровень  социального развития  детей подготовительной к школе  группы  «Семицветик»

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

Н.г.

К.г.  

Н.

Ср.

В.

Н.

Ср.

В.

Ребёнок и взрослые

  1. Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.

2

19

4

  1. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

4

19

2

  1. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.

4

14

5

  1. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.

6

15

4

5.  Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам,

     позе.

4

17

4

6.  Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).

3

12

10

  1. Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.

4

18

5

8. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего

    вида, национальной одежды.

7

16

2

Ребёнок и сверстники

  1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.

4

11

10

  1. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

4

17

6

  1. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

3

17

5

 4. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд,

    игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с

    действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

6

14

5

5. Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.

2

18

5

Отношение ребёнка к самому себе

  1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.

4

9

12

  1. Знает  родословную семьи.

4

15

6

  1. Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального
  2. функционирования.

2

14

9

  1. Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.

6

16

3

  1. Знает элементарные правила дорожного движения.

4

15

6

  1. Знает некоторые сведения об истории города, достопримечательности, главные улицы.

4

15

6

  1. Имеет представления о школе, жизни школьника.

2

17

6

  1. Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.

1

17

7

  1.  Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.

6

14

5

Уровень  социального развития  детей подготовительной  группы  «Семицветик»

2014 – 2015 учебный год

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

Проект посвящен актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста навыков и системы знаний о  здоровом образе жизни. Для осуществления преемственности в формировании привычки к здор...

Социально –коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Кормушка для птиц»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное п...

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

В рамках тематической недели «Урожай» реализованной в октябре, было необходимо пополнить развивающую среду группы. И совместно с детьми во время беседы в первый день реализации темы – момент погружени...

Характеристика условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

С целью     создания условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности были определены основные принципы, которые легли в основу с...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы)

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»(из опыта работы)...