Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности
статья на тему

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

 Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.       Государство,  в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благородного края, беречь и умножать его богатство.

Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания. Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

В связи с этим возникает проблема: является ли проектная деятельность основой для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему:  Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной  деятельности.

Объект: Педагогический процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет: проектная деятельность как условие патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной  деятельности.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  1. Рассмотреть проблему в научной, психолого-педагогической и методической литературе.
  2. Разработать и внедрить программно-методическое сопровождение образовательного процесса, направленное на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  3. Использовать новые образовательные технологии, направленные на процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  4. Обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках образовательных областей на интегративной основе.
  5. Принимать участие в конкурсах профессионального мастерства и транслировать в педагогических коллективах опыт практических результатов своей  профессиональной деятельности.

В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста может быть эффективным, если:

  • Разработать и внедрить программно-методическое сопровождение образовательного процесса, направленное на процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  • Применять технологию проектной деятельности с учетом индивидуальных потребностей, интересов и возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках образовательных областей на интегративной основе.

В период 2013 – 2016 гг. разработала и апробировала программу, входящую в часть формируемую участниками образовательных отношений «Я - гражданин России» в рамках  которой реализовала проекты по патриотическому воспитанию: «Народы России», «Поклонимся великим тем годам», «Моя семья» (2013-2014г.), «Мой дом», «Природа Урала», «Мой Город»(2014-2015г.), «Быт и традиции русского народа», «Руки не для скуки», «Мой Урал» (2015 – 2016 г.). 

Результатом проектной деятельности были проведены итоговые мероприятия с приглашением национальных коллективов города, студентов педагогического колледжа, родителей – активных участников мероприятия.

В течение трех лет ежегодно осуществлялся мониторинг,  целью которого было выявление уровня  патриотической воспитанности детей дошкольного возраста и решение вопросов по формированию чувства гордости за свою Родину и гражданской принадлежности  в образовательном процессе.

        Диагностика уровней  проводится по  адаптированной методике   основ патриотического воспитания дошкольников  (на основе авторской технологии Марцинковской Т. Д.), на основе наблюдения, бесед с детьми изучения знаний о семье, городе, стране, национальных традициях осуществлялась индивидуально с учетом специфики возрастного периода.

2013 – 2014

октябрь – ВД – 37%, Д – 49%, НД – 24%; май – ВД – 45%, Д – 43%, НД – 12%;

2014 – 2015

октябрь – ВД – 40% , Д – 45%, НД – 5%; май – ВД – 60%, Д – 40%, НД – 0%;

2015 – 2016

октябрь – ВД – 55%, Д – 40%, НД – 5%; май – ВД – 85% , Д – 10%, НД – 5%;

Ценность и польза занятий по патриотическому воспитанию очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – коммуникативной, речевой, познавательно - исследовательской, продуктивной и т.д. Занимаясь патриотическим воспитанием детей средствами проектной деятельности в процессе наблюдения, обратила внимание на следующее:

- у детей уже после первого года обучения патриотическая воспитанность оказалась на более высоком уровне по всем направлениям;

- дети имеют  представления о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;

- дети с уважением и интересом относятся  к родному краю, его истории, к своей родословной, отечественной духовной культуре и ее ценностям;

- дети заботливо и бережно относятся  к рукотворному, растительному и животному миру, к окружающему миру, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);

- дети благоговейно и бережно относятся  к семейным реликвиям, книгам;

- у детей развито чувство благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, чувство благоговения перед святынями.

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной диагностики ребенка и диагностики к концу обучающего периода.

          Начальная диагностика показала (октябрь 2013 г.), что детей с высоким уровнем патриотической воспитанности  было 30%, с низким уровнем – 26%, со средним – 44%. К концу обучающего периода значительно увеличился результат.  Детей с высоким уровнем стало значительно больше – 85%, со средним – 10%, а с низким уровнем стало всего 5%. Предполагаемая причина низкого уровня - отсутствие детей по болезни (по всем годам).

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми. На протяжении этих трёх лет дети показывали свои достижения на  итоговых мероприятиях, выступлениях в городских и областных конкурсах. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением.

Мониторинг уровней основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста проводила по адаптированной диагностике на основе авторской технологии Т.Д. Марцинковской. Результаты эффективности проведенной работы рассматриваются в  сравнении сводных диагностических данных по темам: родная страна, символика, история народной культуры, историко-географический и природный компоненты, личностный компонент. Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу 2015-2016 учебного года увеличился по всем темам до 85% (2013-2014 – 45%, 2014-2015 – 62%).

Вывод: Результаты эффективности проведенной работы прослеживаются в сравнении сводных диагностических данных уровня патриотической воспитанности (отношения к  родной стране (отношение к родной природе, к Отечеству);  к людям - социально-коммуникативный компонент (активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, знает и руководствуется правилами поведения в обществе, умеет попросить о помощи); к себе - личностный компонент (отношение к окружающей среде, забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами, договориться, умение анализировать свои поступки и поступки других) детей дошкольного возраста

Высокие показатели по нравственно-патриотическому воспитанию детей повлияли на результаты участия воспитанников в мероприятиях различного уровня:

2013-2014г.г. - Международный конкурс детского творчества  «Мое спортивное лето».  Рисунок на тему «Мы с папой футболисты», опубликован в журнале «Юный художник» (1 место);

- городской конкурс семейных газет,  фотоальбом «Моя семья» (1 место); 

- городской  конкурс «Я и мой папа» ГМО по работе с семьей  (1 место).

2014-2015г.г.

- VI Областной фестиваль национальных культур «Мы живем на Урале» (2 место);

- городской конкурс фоторабот «Туризм в объективе» (1 место);

- ярмарка детского народного творчества «Мы дети твои, Россия» проводится в рамках Открытого детского фестиваля «Мы талантливы!» (2 место);

- городской конкурс детских проектов «Спасибо деду за победу» (2 место);

- открытый фестиваль детского музыкального творчества «Звонкая капель» (2 место);

- фестиваль, конкурс для дошкольников и младших школьников «Танцы. Дети» (участники);

- городской конкурс-выставка творческих работ из бросового материала «Природа. Город. Человек» среди детей, подростков и молодежи (3 место).

 2015-2016г.г

- городской конкурс «Такие забавные животные» (1 место);

- XI Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» (Благодарность)

- областной конкурс детского творчества, посвященном   70-летию Победы (Благодарность);

- дистанционный городской конкурс рисунков «Когда мы едины – мы непобедимы!», посвященном Дню народного единства (3 место);

- городской конкурс детских рисунков «Народное творчество» (2 место);

- городской конкурс детских рисунков «Вместе весело шагать» (2 место);

Вывод: уровень проявления достижений воспитанников является объективно высоким.

Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей. Они стали проявлять интерес к родному краю и его жителям; задавать больше вопросов о природе, истории и достопримечательностях города, людях-тружениках. Полученные знания о городе Красноуфимске  и стране России дети отражали в игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Сама деятельность и ее результаты носили эмоционально-положительную окраску.

Чувство гордости за достижения страны и желание сохранять богатства города, страны проявлялось в добрых дела и поступках. Дети научились бережно относиться к природе и ко всему живому, к труду взрослых. С большим желанием принимали участие в озеленении территории детского сада, кормлении птиц зимой, в изготовлении сувениров и подарков.

Участие в проекте способствовало формированию у дошкольников положительной направленности поведения, проявляющейся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ, общественных местах; сплочению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений со взрослыми, сверстниками.

Результатами реализации программы стало установление социального партнерства с культурными, образовательными и общественными организациями города (краеведческий музей города Красноуфимск, музей земской больницы, центр культуры и досуга, центр социальной помощи семье и детям г. Красноуфимска и Красноуфимского района, станция юннатов, дворец детского творчества, станция детского туризма, детская школа искусств) и реализация совместных детско-родительских проектов  патриотической направленности),

Успешно сотрудничаю с родителями (лицами их заменяющими), используя инновационные формы взаимодействия: круглый стол «Начало учебного года: цели, задачи, пути решения» (совместно со специалистами), устный журнал «Костюм русского народа», мастер-класс «Мотанка – народная кукла», родительская конференция «Растим патриота своей Родины», родительская гостиная «Традиции русского народа».  Результатом взаимодействия с родителями стало их активное включение в проектную деятельность.

Укреплению детско-родительских отношений способствовали и различные досуги. На семейных вечерах «Мы живем в городе Красноуфимске, значит мы красноуфимцы» побывали родители воспитанников: папы и дедушки – бывшие солдаты; мама-милиционер, мама-повар, мама-врач, мама-медсестра. Они рассказали о своем труде, а также о своем отношении к городу, любви к своей родине.

За последние три года участие родителей в реализации проектов увеличилось на 40%. В итоге повысилась эффективность нравственно-патриотического воспитания детей, наблюдалось улучшение показателей по формированию патриотических чувств, духовности и культуры,  развитию способности к успешной социализации в обществе, 70% выпускников продолжают заниматься проектной деятельностью в начальных классах ОУ.

Принимаю участие в подготовке и проведении педагогических советов с целью обмена опыта среди коллег по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО.

Заключение

В результате проделанной работы были изучены актуальные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности, и для улучшения работы над данной проблемой могу дать следующие рекомендации:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину должно быть целенаправленным.
  2. Содержание работы по патриотическому воспитанию должно преподноситься систематично, последовательно с обязательным повторением.
  3. Воспитание патриотических чувств через проектную деятельность должно проводиться в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей, режимных моментах, индивидуальной работе.
  4. Работу по патриотическому воспитанию необходимо проводить совместно с семьей.
  5. Наиболее эффективные методы и приемы работы: использование экскурсий, целевых прогулок, сюжетно – ролевые игры, игры народов Урала,  чтение художественных произведений уральских писателей, сказки народов России, продуктивная деятельность, беседы, рассказы воспитателя  с  использованием наглядного материала, итоговые мероприятия по результатам проектов.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

В методической разработке отражены цели, задачи, содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста, представлен творческий проект "Песни Победы" для детей старшего дошкольного возраста...

Характеристика условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

С целью     создания условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности были определены основные принципы, которые легли в основу с...

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым бли...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы)

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»(из опыта работы)...