Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность
методическая разработка на тему

Дубенцева Марина Александровна

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_dubentseva_2017.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Краногвардейкого района

Нравственно – патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста  через проектную деятельность

Автор опыта:

Дубенцева Марина Александровна

воспитатель  муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Березка»

общеразвивающего вида с.Засосна»

Красногвардейского района

Белгородской области

2017

Содержание

Информация об опыте……………………………..3

Технология  описания опыта………………………9

Результативность…………………………………..13

Библиографический список……………………….15

Приложение к опыту……………………………....17

Раздел I

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

Тема опыта: «Нравственно – патриотическое  воспитание детей дошкольного возраста  через проектную деятельность»

Условия возникновения и становления опыта.

 «Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В.А. Сухомлинский

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В период обновления дошкольного образования в свете требований  ФГОС  ДО значительно возрастает роль нравственно –  патриотического воспитания.  Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013года № 792-р определяет приоритетные направления образовательной политики и называет среди них – гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

За последние годы усилился интерес к национальной культуре, художественным истокам родного края и своего народа. Это нашло отражение в основных положениях «Национальной доктрины образования в России», концепции «Художественного образования в России», «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы».

В настоящее время, принятый ФГОС ДО дает возможность внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения, то есть включить в себя материалы, учитывающие специфику региона, в частности Белгородского края. В процессе введения ФГОС в дошкольное образование  передо мной встала проблема, какую технологию выбрать, чтобы осуществить реализацию задач ООП ДОУ.  Анализируя возможные варианты, я пришла к выводу, что максимально полно позволит это осуществить технология педагогического проектирования.

Её использование позволяет проецировать выбранную тему на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребёнку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

С целью выявления у детей уровня  нравственно-патриотического воспитания дошкольников была проведена диагностика «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и начальной школе» М.И. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой (Приложение №1), анализ которой позволил определить уровень нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

При  обследовании было выявлено, что 50 % детей имеют достаточно слабые представления о  название страны, района, традициях  своих предков, праздниках и обычаях. У 30% детей отсутствовал познавательный интерес к данной теме. И только 20% смогли рассказать, что им известно о традиционных праздниках, обычаях.

Таким образом, была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса к истории народной культуры и традициям своего края, народной игрушке, народным праздникам, т.е. воспитанию нравственно-патриотических чувств.

Актуальность опыта.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

В педагогическом  аспекте под «нравственно-патриотическим воспитанием» нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания. Выход из противоречия – приоритет  комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе  обращения к истокам, к традициям, культуре.

 Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из  средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе выбрала тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность».

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании воспитательно - образовательного пространства, содействующего формированию нравственно - патриотических качеств у дошкольников через организацию проектной деятельности.

Длительность работы над опытом составляет 3 года, с сентября 2013 года по сентябрь 2016 года.

1 этап – начальный  (сентябрь 2013г. – октябрь 2013г.).

2 этап – основной (ноябрь 2013г. – июнь 2016г.).

3 этап – заключительный  (июль 2016 года – сентябрь2016 года).

Работа в этом направлении проводилась поэтапно. На первом этапе проходило изучение и подбор методической литературы, создание предметно-развивающей среды, оформление наглядно-демонстрационных и дидактических материалов. На втором этапе осуществлялось внедрение новых форм и методов воспитательно-образовательной работы (проекты) с детьми и вовлечение родителей в педагогический процесс по данной теме. На третьем этапе устанавливалась динамика усвоения материала по нравственно – патриотическое  воспитанию детей, подведение итогов работы и определение её эффективности.

Диапазон опыта представлен системой проектов, направленных на формирование нравственно – патриотических качеств у дошкольников.

Теоретическая база опыта

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Развитие метод получил в работах У.Х. Кильпатрика и Э. Коллингса. У.Х. Кильпатрик полагал, что весь воспитательный процесс в детском саду должен представлять собой  ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания, приобретаемые в результате одного опыта, служили развитию и обогащению ряда последующих опытов. Обучение поэтому должно осуществляться через организацию целевых актов, включающих в себя:

-  постановку проблемы;

-  составление плана ее реализации;

-  оценку ее выполнения.

Использование этих условий, по мнению У.Х.Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к школьной жизни, но и помогает ему организовать жизнь  по окончании школы, в настоящем.

В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждении. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной, Н.Е.Веракса. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие познавательной, творческой инициативы и самостоятельности в обучении. Е.Г. Кагаров считал, что:

-исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

- проект должен осуществляться поэтапно;

-проект – есть постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М.В.Крупенина, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в образовательном процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств развития знаний у старших дошкольников о своей малой Родине является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов Н.Н.Подъякова, Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности. Данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.

 Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, создании развивающей среды, введении в педагогический процесс разнообразных форм обучения и воспитания. 

Раздел II

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности, повышению профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Поэтому одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Целью работы стало: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.
  2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр нравственно-патриотическому воспитанию).
  3. Разработать и реализовать комплекс проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  4. Провести мониторинг с целью определения уровня  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Были разработаны и проведены следующие проекты:

-«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» (тип проекта: групповой, краткосрочный, творческий)

- «История моей семьи»

 (тип проекта: групповой, краткосрочный, творческий)

- «Реализация комплекса мероприятий «Страна березового детства» в детских садах Красногвардейского района»  (тип проекта: долгосрочный, групповой, творческий) (Приложение № 2),

При реализации данных проектов использовались:

методы и приемы воспитательно-образовательного процесса-

  • игровые
  • поисково-исследовательские
  • проблемные
  • воспитывающие ситуации

Формы работы с детьми:

- групповые занятия
- индивидуальные занятия
- подгрупповые занятия
- чтение
художественной литературы 
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.)
- проведение развлечений
- выставки детского творчества
- этические беседы с детьми
- рассматривание фотографий, иллюстраций
- организация экскурсий

В Белгородской области реализуется Стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы. Солидарное общество в понимании белгородцев – это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества. Оно основывается на таких ключевых понятиях, как единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность.

В рамках этой Стратегии в нашем детском саду «Березка» с.Засосна стартовал проект долгосрочный  «Страна березового детства» (1 год).

Его цель: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через такие понятия как единство, дружба, солидарность, милосердие, патриотизм, духовность.

Участники проекта: педагоги, дети и их семьи, социальные партнеры: представители Свято-Троицкого храма с.Засосна, Засосенская детская модульная библиотека, сельская администрация, Дом культуры «Молодежный» и СДК №2 с.Засосна, краеведческий музей, ООО   ПМК - 6 "БЕЛГОРОДВОДСТРОЙ", «Ателье по пошиву одежды».

Способами достижения цели стали такие направления деятельности как: изучение русских народных традиций Белгородской области, игр, праздников, народного костюма, изучение истории возникновения русской тряпичной куклы.

Долгосрочный проект состоял из трех блоков: организационный, практический и заключительный.

Организационный блок работ проекта содержал в себе разработку и утверждение положений о создании мини-музея «Тряпичная  кукла», о проведении конкурса на лучший эскиз детского народного костюма и униформы педагогам с элементами русского народного орнамента. Был изготовлен презентационный стенд проекта.

Мобильный мини-музей «Тряпичная кукла» пополнялся экспонатами в этом большая заслуга семей наших воспитанников, благодаря их творчеству, трудолюбию, отзывчивости на просьбу к сотрудничеству у нас появилось много разнообразных тряпичных кукол. Соприкосновение  с атрибутикой наших предков будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.

Практический блок работ длительностью 7 месяцев, предполагал  несколько краткосрочных проектов:

  1. Святочные гулянья «Васильев вечер» (Приложение №3)  
  2. «Масленичная неделя»,
  3. Праздник «Со Светлой Пасхой»,
  4. Комплекс мероприятий, посвященных Великой Победе.

Заключительный блок работ  состоял из проекта «Хоровод Березки», праздник, который состоялся на православный праздник «Троица» и торжественное открытие мини-музея «Тряпичная кукла».

В ходе работы по теме опыта в группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности. Оборудование разместили по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей и дифференцированного подхода: имеются материалы, соответствующие интересам мальчиков и девочек. Большое внимание уделяем созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности: конструирования, рисования, лепки, создания разного рода поделок, макетов, что способствует организации содержательно образовательной деятельности.

Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. В группе был создан уголок по нравственно-патриотическому воспитанию, в котором главным является привитие высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, развитие интереса к окружающей действительности. Нами создана коллекция, в которую входят материалы по символике России, национальностях, героях Великой Отечественной войны, городах-героях, ордена и медали, растения родного края, животные и др.

В нашей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

В ходе реализации проектов осуществляли консультативную поддержку родителям: «Нравственно-патриотическое воспитание детей», «Поговорим с ребёнком о войне», «Семейные традиции» (Приложение №4), «Троица»; мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы» (Приложение №5).

По работе с родителями стараемся учитывать их социальный статус, интересы, пожелания, а в совместных мероприятиях используем такие формы работы как: анкетирование, групповые традиции, тематические беседы, круглый стол, что способствует установлению доверительных отношений с родителями.

Для воспитателей были проведены консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности нравственно - патриотического воспитания на современном этапе» (Приложение №6).

Основным принципом в работе во формированию нравственно-патриотических чувств с детьми, родителями и педагогами  является единство требований и  преемственность.

РАЗДЕЛ III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Для определения уровня развития  нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствовалась методикой обследования патриотического воспитания в детском саду  М.И. Новицкой, С.Ю.Афанасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.

Сравнительная диаграмма уровня  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Мониторинг показал, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  с 2013-2016 уч. года повысился на 30%.

Таким образом, анализ результатов диагностики нравственно - патриотической воспитанности детей показывает:

- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, культуре и традициям  у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;

- на НОД по нравственно- патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- с удовольствием рассказывают о семье, национальных традициях;

- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя, проявляют доверие к миру;

- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуется предметным и социальным миром, имеет представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков опирается на нравственные представления.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

  • педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
  • родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
  • дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является  действенным и эффективным.

 В дальнейшем  буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе, включать в образовательный процесс современные методы и приемы, использовать материалы региональной программы «Белгородоведение», способствующий воспитанию нравственно - патриотических чувств у дошкольников.

Библиографический список:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. – 247с.

 2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. – Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство» - ПРЕСС», 2011. – 190с.

 3.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Т.И. Бабаева,  А.Г Гогоберидзе – СПб.: ООО «Издательство «Детство» - ПРЕСС», 2011-528с.

4. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие  / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – – СПб.: ООО «Издательство «Детство» - ПРЕСС», 2008. – 304 с.

5. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Д/в № 9 – 2001.

6 . Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

7. Курочкина И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно. – М., 2003

8.Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992  – 176с.

9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М.: 2004 – 96 с.

10.Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984 . – 272 с.

11. Савченко В.И. Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников: Методические рекомендации– СПб.: ООО «Издательство «Детство» - ПРЕСС», 2013-320с.

12.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

13. Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

Приложение:

1. Приложение № 1 - Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников. (М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева).

2. Приложение № 2-  Проект Святочные гулянья «Васильев вечер».

3. Приложение № 3 – Проект «Реализация комплекса мероприятий «Страна березового детства» в детских садах Красногвардейского района».

4. Приложение № 4-  Консультация для родителей «Семейные традиции».

5. Приложение №5 – Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы».

6. Приложение № 6-  Консультация для воспитателей на тему «Особенности нравственно - патриотического воспитания на современном этапе».

.

 

                                                             

                         Приложение № 1

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

(М. Ю. Новицкая, С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева)

 Ф.и.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название города
Домашний адрес
Название достопримечательностей города
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб родного города
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий уровень -Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень -Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. 

Низкий уровень - Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

Приложение № 2

Святочные гулянья «Васильев вечер»

Цель: Познакомить детей с проведением старинного праздника - Васильев день. Воспитывать уважение к традициям русского народа через посевальные песни, колядки и заклички, формировать у детей навык овладения выразительными речевыми интонациями, осознание музыкальной речи и ритмических особенностей; закреплять умение детей петь без музыкального сопровождения народные песни.

Предварительная работа: разучивание колядок, разучивание народной песни «Как на тоненький ледок»; народных игр « Карусели», «Баба яга», «Ведьмина метелка»  и танца с платками  «Кадриль». Изготовление елочных игрушек из соленого теста, из бросового материала, из бумаги.

Подготовка к досугу:

- составление конспекта праздника, подбор музыкального репертуара, эскиз оформления музыкального зала;

- изготовление елочных игрушек детьми на занятиях по ручному труду;  

_ экскурсия в музей старинных вещей;

- народные костюмы; мешок и гостинцы для колядовщиков; предметы для гадания; веник; снежки, павлопосадские платки, пряники - козульки. Игрушка-лошадка, для исполнения песни «Как на тоненький ледок».

Действующие лица:

Ведущий,

Скоморохи,

Колядовщики

Ваня

Две подружки

Коза

Ход:

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную музыку «Вдоль по улице метелица метет» и садятся на стульчики.

  Ведущая: Уже пришел на землю Новый год, по старому стилю он приходился на Васильев день 1 января, а по новому 14 января, по этому и Деда Мороза нередко величали Васильевичем. Зима не только долгое время года, но и самое богатое праздниками. Настало самое веселое и таинственное время, которое с давних времен носит название Святки. Издавна на Руси в Святки проходили самые шумные гулянья с колядками, таинственными гаданиями, любимыми песнями, играми, хороводами и праздничными угощениями. Сегодня эту традицию сохраняют многие семьи, и педагогические коллективы ДОУ включают в план работы проведение рождественского праздника, который дарит и детям, и взрослым массу веселых развлечений и хорошее настроение. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали  этот замечательный праздник.

  Ведущая (обращается к детям): А что такое святки?

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенья,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

 (Под русскую народную мелодию в зал вбегают 2 скомороха и танцуют.)

1-й скоморох: Собирайся, народ, на наше представление!

2-й скоморох: Веселись, народ!

 1-й скоморох: Ладно, не ладно,

                           А было бы складно!

2-й скоморох: ОЙ, девчата, нынче Святки!

                          Не пойти ль нам на Колядки?

1-й скоморох: Там блины, козули

                          И кисель в кастрюле!

 Ведущий:  Праздник этот самый длинный.

                    Он весёлый и старинный.

                    Наши предки пели, ели,

                    Веселились две недели.

                    Наряжались и шутили,

                    Праздник ждали и любили.

                    Так давайте же сейчас,

                    Встретим мы его у нас!

(Звучит мелодия русского перепляса, выбегают ряженные в платки, девочки подготовительной группы, играют в снежки.)

1-я девочка: Есть ли в году время лучше, чем наша красавица зима?

2-я девочка: Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как она лес разукрасила!

3-я девочка:  Пусть кругом снежные сугробы, зато вон какие горки выстроили.  Катишься с такой горы на санях, и дух захватывает.

 4-я девочка: А еще зимой хороши долгие вечера. Только звездочки ясные мерцают в небе.

 5-я девочка: Но самое веселое время зимой – ее праздники, когда все дарят друг другу подарки.

1- скоморох:  Катаются на лошадях и водят хороводы.

2-й скоморох: А давайте, и мы споем песню про красавицу зиму, да снежную метелицу, которая замела все дорожки?

6-я подружка: Да не просто споем, а хоровод заведем!

1-й скоморох: Так чего же вы сидите? В хоровод все становитесь!

(Дети всех групп исполняют хоровод “ В лесу родилась елочка” )

Ведущий: Теперь, когда установились настоящие холода, настало самое веселое время. В старину, когда проходила неделя после встречи нового года, в России начинали праздновать веселую пору Святок: все гуляли вечерами, наряжались в костюмы, пели специальные песенки, которые назывались колядки. Люди радовались, если к ним приходили колядовщики. Это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и пирогами.

1-й скоморох: А давайте попробуем все вместе отметить Рождественские Святки?

2-й скоморох: Ведь недаром на Руси говорили: “Настали Святки – запевай колядки! ”

(Под музыку «Коробейники» муз. народная, сл. Н. Некрасова появляются колядовщики, в руках у одного из них символ коляды – солнце, украшенное лентами и цветами. Они обходят по кругу зал и исполняют колядку.)

1-й колядовщик

2-й колядовщик

Ведущий: Добрый день, дорогие колядовщики! Мы вас ждали, мы вам рады! Говорят, коли колядовщик в гости зашел, лучше этого не бывает. Ведь веселые колядки несут пожелания доброго здоровья и богатого урожая на весь год.

3-й колядовщик: Мы пришли всех прославлять,

                               Деток малых величать.

                               Заведующей сто лет прожить,

                               А нам всем дружно вместе жить.

4-й колядовщик: Пришла коляда

                               Накануне Рождества!

                               Коляда, коляда,

                               Отворяй-ка ворота!

5-й колядовщик: Мы ходили, мы искали

                               Коляду, коляду,

                               По всем дворам, да ярмаркам.

                               А нашли коляду

                               В детском вот саду!

6-й колядовщик: Как на улице мороз

                               Подмораживает нос,

                               Не велит долго стоять,

                               Велит песни петь, плясать.

 7-й колядовщик: Сеем, веем, посеваем…

8-й колядовщик: С Новым годом поздравляем!

9-й колядовщик: Уродись пшеничка, горох, чечевичка,

                            На воле – копнами, на столе – пирогами.

10-й колядовщик: С новым годом, с новым счастьем!

                                 Чтоб здоровы были, много лет жили!

(Дети исполняют песню « Как на тоненький ледок»)

1-й скоморох: Пора нам солнышко звать.

Солнышко, повернись, красное, разожгись!

2-й скоморох: Колесо, гори, катись,

С весной красною вернись!

1-й скоморох: За руки быстрей берись,

На карусели прокатись!

Игра “Карусель” Участвуют все желающие

Держась за руки, дети вместе со скоморохами и колядовщиками движутся по кругу вправо и произносят:

Завертелись карусели,

И помчались с ветерком,

Поначалу еле-еле,

А потом бегом-бегом!

Карусель сначала медленно движется в правую сторону, с нарастанием темпа речи движения постепенно ускоряются. С окончанием слов темп движения постепенно замедляется, все останавливаются и кланяются.

Ведущий: А вы знаете, ребята, что в старину люди гадали? Им очень хотелось знать, что ждет их впереди в наступившем году.

Ребенок:

 Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили…

Ведущий  проводит гадание:

В этой маленькой корзинке что угодно для души. Кому вынется, тому сбудется, скоро сбудется, не минуется!

ЛЕНТА – К долгой, счастливой жизни

ПУГОВИЦА – Жить в большой семье

МОНЕТА – К богатству

ЩЕПКА – Крепкое здоровье

КАРТОШКА – Ждёт большое счастье

ГВОЗДЬ – На пороге гость

СКРЕПКИ – К новым друзьям

СЕРДЕЧКО – к любви

КЛЮЧИК – к новоселью

КОЛЁСИКО – к покупке или  выигрышу машины

ЦВЕТОЧЕК – к подарку

КОНФЕТКА – к сладкой жизни.

 Ведущий: Спасибо вам, уважаемые Колядовщики, что пришли к нам с поздравлениями да с гаданиями.

 (Звучат музыкальные инструменты.)

 Ведущий: Что за шум у нас в саду?

Это ж ряженные идут,

Нам веселье несут!

Девочки средней группы с шумовыми инструментами (маракасы, бубенчики, бубны, кастаньеты, коробочки, ложки) играют и исполняют колядки, музыка народная в сопровождение фортепиано.

 1-я девочка: Ой, ребятки, нынче святки,

                        Не пойти ль нам на колядки?

                       Там блины, козули,

                       И кисель в кастрюле!

 2-я девочка: Ой, колядка, коляда,

                        Золотая голова!

                        Приходила коляда,

                        Всем добра вам принесла.

 3-я девочка: Мы пришли вас прославлять,

                        Да хозяев величать.

                       Ой, колядка, коляда,

                       Всем здоровья принесла.

 4-я девочка: Ой, колядка, коляда,

                        Золотая борода

                        Позолоченный усок,

                        По рублю волосок!

 5-я девочка: Подай, тетушка,

                        Подай, матушка!

                        На тарелочке,

                        Да на блюдечке!

 6-я девочка: Не отдашь пирожок –

                        Мы корову за рожок,

                        Свинку за щетинку,

                        Быка за хребтинку!

 7-я девочка:  Долго песни мы тут пели,

                         А теперь прощаемся.

                         Если мы вам надоели,

                         Молчать обещаемся!

 Девочки уходят, продолжают играть на шумовых инструментах.

Звучит русская народная мелодия и в зал входят колядовщики  младшей группы:

Дети рассказывают колядки; девочки исполняют танец с платками под русскую народную мелодию «Калинка»

Ведущий: Вот вам, дорогие колядовщики, пряники. Это пряники не простые, а особенные – выпекаются специально к святочным праздникам. Называются козульки, на них изображают коровок, барашков, лошадок. Такие пряники приносили в дом хороший приплод. В старину считалось, что появление козы приносит удачу в наступающим году.

1-й колядовщик: Где коза проходит, там пшеница родит.

2-й колядовщик: Где коза махнет хвостом, там и хлеб взойдет кустом.

3-й колядовщик: А где стукнет рогом, там хлеб взметнется стогом.

 Ведущий:  Ребята, а давайте все вместе похлопаем  в ладоши и скажем:  Идет коза рогатая, и дет коза бодатая.

Входит Коза, кланяется, затем под музыку «Воздушная кукуруза» в исполн. оркестра Поли Мориа пляшет, вдруг спотыкается и падает.

Ведущий: А что случилось? Почему Коза упала?

1-й колядовщик: Наша Коза просит угощенье. Тогда она встанет и еще попляшет.

2-й колядовщик: Нашей Козе немного надо: ведерочко гречки на перепечки.

3-й колядовщик: Решето овса, сверху колбаса да три куска сала, чтобы Коза встала.

Козе дарят угощенье, после чего она продолжает свою пляску,

а затем раскланивается.

1-й скоморох: А сейчас выходи, детвора,

Поплясать с Козой пора!

Пляска-игра “Пошла Коза по лесу” Участвуют дети старшей группы

Дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.

«Коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.

«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется.

Затем они расходятся, и каждый ищет новую пару. Так продолжается, пока все дети не встали в пары.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

2-й скоморох: Праздник дружно продолжаем

И играть мы начинаем!

 Р.н. игра «Баба – Яга».

 Баба-Яга стоит в центре круга с метлой на одной ноге;

Дети идут по кругу и говорят слова:

Бабка - Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

Вышла на улицу, раздавила курицу,

Пошла на базар и купила самовар.

Вышла на лужайку, испугалась зайку.

Дети разбегаются, Баба - Яга своей метлой  салит детей.

Ведущий: А теперь попробуйте, ребятки, отгадать зимние загадки.

Загадка первая:

Старик у ворот, всё тепло уволок.

Дети: Мороз!

Ведущий: Молодцы! Следующая загадка:

Скатерть бела весь свет одела.

Дети: Снег!

Ведущий: Не бриллиант, а светится.

Дети: Лед.

Ведущий: Закружила, замела – стала улица бела.

Дети: Метель!

Ребенок: 

Хорошо, что каждый год

К нам зима приходит,

Песни звонкие поет,

Хоровод заводит.

Дети подготовительной группы исполняют эстрадный танец “Зима – холода ”в сопровождение гр. «ИКС - Миссия»

Ведущий: Вот каким веселым получился у нас праздник Святок. Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Спасибо вам, милые Колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления. А теперь пора раздать деткам святочные пряники – козульки.

Все герои праздника (скоморохи, колядовщики, коза) под песню «Пряники русские» (слова и музыка неизвестного автора) СD-R угощают детей козулями (печенье в форме животного), фотографируются на память.

 

Приложение № 3

Проект «Реализация комплекса мероприятий «Страна березового детства» в детских садах Красногвардейского района».

Цель проекта: приобщение детей к духовно-нравственным ценностям через такие понятия как единство, дружба, солидарность, милосердие, патриотизм, духовность.

Способ достижения цели: изучение русских народных традиций Белгородской области (народный костюм, игры, праздники). Изучение истории возникновения русской тряпичной куклы

Результат проекта: Проведен  комплекс  из не менее 5 мероприятий  на базе «Детского сада «Березка» с.Засосна»

Требования к результату проекта:

  1. Создан мини-музей «Тряпичная кукла»
  2. Созданы 4  детских народных костюма
  3. Создана картотека русских народных игр.
  4. Пошито  10 униформ для педагогических работников  детского сада

Пользователи результата проекта: Воспитанники детского сада, педагоги дошкольных образовательных организаций, родители.

План работ по проекту

Название работы

Документ, подтверждающий выполнение работы

Организационный  блок работ

Разработка и утверждение Положения о  создании  мини-музея «Тряпичная кукла», положения о проведении конкурса на лучший эскиз детского народного костюма и униформы пед.работникам с элементами русского народно го орнамента

Положения

 Изготовление презентационного стенда

Фотоотчет

Изготовление экспонатов для музея тряпичной куклы

Фотоотчет

Проведение  конкурса  на лучший эскиз детских  народных костюмов и униформы педагогическим работникам с элементами народного орнамента

Приказ

Подведение итогов конкурса и выявление победителей на лучший эскиз детских  народных костюмов и униформы педагогическим работникам с элементами народного орнамента

Приказ

Практический блок

Подготовка и проведение святочных  гуляний «Васильев вечер»

Сценарий, фотоотчет

Определение места расположения мини-музея «Тряпичной куклы»

Фотоотчет

Покупка ткани и пошив костюмов для детей

Смета

Подготовка и проведение Масленичной недели

Сценарий, фотоотчет

Покупка тканей и пошив униформы для педагогических работников

Смета

Подготовка и проведение праздника «Со светлой Пасхой!»

Сценарий, фотоотчет

Проведение комплекса мероприятий, посвященных Великой Победе.

Сценарий, фотоотчет

Размещение информации  в СМИ о подготовке и проведении фольклорных праздниках проводимых в МБДОУ «Детский сад «Березка» с.Засосна»

Статьи

Заключительный блок

Подготовка сценария праздника «Хоровод Березки» (Троица - народные и обрядовые игры, дефиле национальных костюмов

Сценарий, фотоотчет

Проведение праздника «Хоровод березки», торжественное открытие  экспозиции «История тряпичной куклы»  в музее МБДОУ «Детский сад «Березка» с.Засосна»

Сценарий, фотоотчет

Работа со средствами массовой информации

Статья

Театрализованное представление на базе дошкольных образовательных учреждений района

Сценарий, фотоотчет

Финансирование проекта

Платежные документы

Приложение № 4

Консультация для родителей «Семейные традиции».

Ф. Достоевскому принадлежат слова «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». И хорошо, если эти воспоминания не отрывочные (купили куклу, ел вкусное мороженое…). Хорошо, если ребенок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их, конечно, постарается перенести в свою семью.

Позаботьтесь о поддержании благоприятной эмоциональной семейной атмосферы. Она важна и для вас, и для малыша.

Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормой поведения и добрыми привычками.

Добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую.

На первое место мы поставим «детские дни рождения». Все семьи, независимо от материального уровня, могут себе позволить праздновать детские дни рождения. К сожалению, этот детский праздник зачастую родители вроде бы стараются делать для своего ребенка и его друзей, но в силу неподготовленности (а порой непродуманности и недодуманности) это мероприятие проходит как обычное застолье для взрослых, где дети предоставлены сами себе. Важно хозяевам учесть различный возраст друзей своего ребенка и продумать активное участие каждого из них в торжестве. Рекомендуем пришедших гостей более старшего возраста сделать своими помощниками в этом удивительном детском празднике.

Великолепно сделать семейной традицией походы и всякого рода «вылазки» на природу. Только советуем очень вдумчиво подойти к такого рода экскурсиям: чтобы было интересно и вам и вашим детям.

Субботы и воскресенья даны человеку, для того чтобы он отдыхал вместе со своей семьей. В этом плане горячо агитируем за экскурсии по городу. Чем больше экскурсий, тем больше знаний и впечатлений у дошкольников. Почти все, чем располагает город, в котором вы живете, нужно показать малышу на этапе дошкольного детства. Причем в некоторые места нужно ходить по много раз. Предлагаем примерную тематику экскурсии в пределах города и по возможности в других городах России.

- в детские театры;

- в музеи;

- в зоопарк;

- в планетарий;

- к красивым архитектурным зданиям;

- в зоны отдыха парки;

- к водоемам;

- в рощи и леса и т.д.

После всех экскурсий хорошо бы иметь собственные фотографии, которые всегда будут напоминать приятный досуг с родителями.

Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях, переписке, описаниях и мемуарных воспоминаниях. В этот вид деятельности постепенно вовлекается и дошкольник, понимая с возрастом причастность к своей многочисленной родне.

Полезно иметь переписку. С кем – это подскажет ваши близкие, наличие родственников и друзей. Но получать письма и регулярно отвечать на них – это та традиция, которая несомненно окажет положительное влияние на ребенка. Во- вторых, взрослее он начинает понимать, что его папа и мама нужны другим людям. А как полезно составлять коллективные ответы. При этом обостренно воспринимаешь разницу между стилем устных разговоров и стилем письменной речи, что также немаловажно для грамотного человека.

Несомненно, полезно иметь в разнообразии своих семейных традиций коллекционирование. Неважно чего: марок, моделей машин в картинках, книг и так далее. Но уж если коллекционировать книги, то не просто стремиться к их количеству, а весьма продуманно приобретать, к примеру, словари, энциклопедии, произведения любимых авторов или определенный жанр. И ребенок со временем почувствует, что данная работа взрослыми проводится не для улучшения интерьера квартиры, а для углубления познаний в той или иной области. К таким семейным увлечениям взрослых, бесспорно, приобщаются дети.

В прошлом веке были модными семейные чтения. И не только модными, традиционными, но и полезными в плане воспитания своего подрастающего поколения. Дети воочию убеждались, какой интерес имеют домочадцы к книгам, как они выразительно их перечитывают, какие жаркие дискуссии ведут о прочитанном. Вполне понятно, в данном случае формировалась культура речевого общения взрослых и детей. Дети стремились подсознательно подражать родителям. И дух семейного чтения передавался из поколения в поколение.

Несколько слов о традиции проводить отдых летом совместно с детьми. По этому поводу есть различные толкования. С одной стороны, нет сомнения в том, что даже самые любящие родители устают от повседневных забот и необходимости постоянно воспитывать своих детей. Сама по себе разница в возрасте объясняет подобное состояние. Особенно справедливо это в отношении матери, которой приходится проводить со своими чадами гораздо больше времени, чем отцу. Многие женщины просто мечтают побыть в обществе только взрослых людей. Но если существует традиция отдыхать совместно с детьми, то нужно, непременно, продумать программу отдыха и подготовиться к ней. Чем больше дети будут знать, что их ожидает, тем легче они приспособятся к новой обстановке. Конечно, лучше всего путешествовать налегке вместе, но все же мы советуем захватить несколько любимых игрушек и книжек. Не следует ожидать, что наши ребята усядутся на землю и начнут любоваться природой. Мы нередко представляем себе отдых в виде полного ничегонеделания, но дети- то остаются, как всегда активными, а иной раз становятся еще более деятельными. Конечно, можно придумать много увлекательных дел с участием детей. Но время это действительно принесет всем радость и удовольствие только в том случае, если мы и в самом деле будем делать все дела вместе. Сделанные во время отпуска фотографии через годы напомнят нам о прекрасных днях, проведенных вместе. Наконец, последние два – три дня отпуска лучше провести всем вместе дома, не сразу возвращаясь к привычному повседневном у ритму. Надо постараться, чтобы у детей постепенно складывалось убеждение – сколько бы ни было на земле прекрасных и замечательных мест, нет ничего лучше родного дома.

Да, если будут семейные традиции – у вас может быть больше уверенности в том, что ребенок будет тянуться домой, будет любить близких, его не перетянет тревожная «улица» со всякими печальными неожиданностями. И дошкольник будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии!

Приложение № 5

Мастер-класс «Изготовление тряпичной куклы».

Мастер-класс для детей подготовительной группы, педагогов и родителей.
Назначение мастер-класса: украшение интерьера, сувенир для родных и близких.
Цель: обучение изготовлению тряпичной куклы.
Задачи: расширить знания в области декоративно прикладного искусства, воспитывать интерес к народному творчеству, развивать творческое воображение

Подробное описание мастер-класса

Необходимые материалы:
•ножницы, 
•нить швейная белого цвета
•пряжа оранжевого цвета (для волос)
•шнурок или тесьма
•цветные и однотонные (белые) лоскуты х/б ткани

Смастерила грузовик
Для дочки Катюшки.
Подняла Катюшка крик:
Разве это грузовик?
Три пустых катушки.
Смастерила ей коня,
Пусть берёт, не жалко!
Катя смотрит на меня,
Не желает брать коня:
Это просто палка!
Я свернула два лоскутка.
Ах, сказала Катя,
Ах, какая красота:
Кукла в пёстром платье!
А.Барто

Кукла первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. В куклы играло и играет все человечество, на протяжении многих веков. В нашем представлении кукла ассоциируется в первую очередь с игрой. Для наших предков кукла воплощала чистую силу, добро и любовь. С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли. 
Игрушек в современном мире много. Огромные магазины предлагают большой выбор на любой вкус. Но вот что развивают в ребёнке современные игрушки?.. Не всегда доброе и радостное, хотя надо отдать должное – сегодня есть очень интересные и хорошие игрушки, которые мне действительно очень нравятся, но часто их приходится искать, они продаются не в каждом магазине. И пусть сегодня у каждой, наверное, девчонки есть современные куклы, в том числе и Барби, от этого не уйти, но можно разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребёнка настоящими нашими исконными тряпичными куклами. 
Для взрослых и детей она является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику. Для того чтобы дети играли в тряпичные куклы – у них более детально прорабатывались части тела, элементы костюма, добавлялась обувь. Так дети могли проигрывать социальные роли. Ведь куклу можно сделать как бедную, так и богатую, как с прорисованным лицом, так и вовсе без лица. 
А вас, уважаемые коллеги хочу научить делать одну из игровых кукол – кукла-девочка. Мою куклу зовут Настенька. Предлагаю, сделаем ей подружек.

Ход работы:

1. Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см 
2. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам 
3. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос. 
Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.
4. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы. 
5. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ. 
6. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя. Удачи.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
С детьми подготовительной группы мы создали музей тряпичной куклы

Приложение № 6

Консультация для воспитателей на тему «Особенности нравственно - патриотического воспитания на современном этапе».

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране;
  • К природе родного края;
  • К культурному наследию своего народа;
  • Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного  отношения к представителям других национальностей.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в много кратных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания: поощрение трудовой деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.

Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.

Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д.  сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу), с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).

Рекомендуемые методы работы:

Целевые прогулки и экскурсии.

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей).

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

Беседы о родном крае.

Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Ознакомление с произведениями народного творчества.

Обогащение и стимулирование детского творчества.

Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов ...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников средствами проектной деятельности» (из опыта работы 2019-20 уч.г.)

В своей работе использую технологию проектной деятельности в рамках нравственно-патриотического воспитания.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и придумывает объяснения явлениям...

Проектная деятельность - как формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Основной целью проекта было формирование у детей представления о русском народном празднике «Синичкин день»; приобщение детей и родителей к осознанно-правильному отношению к природным явле...