Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
учебно-методический материал (старшая группа)

Шилохвостова Вера Анатольевна

Особенности работы над проектом в ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание

детей дошкольного возраста

 посредством проектной деятельности

Составитель:

Шилохвостова Вера Анатольевна,

Воспитатель МАДОУ д/с №390 «Берег детства», г. Новосибирска

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………..  3

  1. Психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….   5
  2. Этапы работы над проектом……………………………………………………. 7

 Заключение…………………………………………………………………………. 10

Список литературы……………………………………………………………….... 11 Приложение…………………………………………………………………………

  • Проект «Бездомное животное»……………………………………………….  
  • Проект «Папатерапия»………………………………………………………..  
  • Проект «Открытка для мамы»………………………………………………..
  • Проект «Мы помним»…………………………………………………………  

Пояснительная записка

Современные дошкольные образовательные организации активно осваивают методы педагогической поддержки детей. Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения всегда являлось одной из актуальных задач воспитания. Различные преобразования во всех сферах жизни и общества коренным образом меняют систему требований общества к личности, что придаёт особую остроту проблемам, связанным с формированием нравственных ценностей современной личности, в том числе дошкольника. Дошкольное детство - это старт развития личности, фундамент, во многом определяющий жизненный путь человека, это период формирования нравственных качеств личности, без которых не может состояться человек как таковой. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.

Использование проектного метода открывает новые возможности для воспитания и обучения дошкольников. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность для развития творческих способностей и коммуникативных навыков, проявления индивидуальности, учит синтезировать и применять полученные знания, позволяет будущему первокласснику успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в воспитательно-образовательный процесс ДОО. Проект способствует определению личностной позиции воспитанника, самовыражению, раскрытию его творческого потенциала, проект обладает широкими возможностями в аспекте создания условий для формирования нравственных ценностей дошкольника.

В практике своей работы стала достаточно активно использовать данный метод, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями воспитанников, сформировать духовно-нравственные ориентиры, сделать процесс познания увлекательным и интересным.

Это ценнейший инструмент, позволяющий в комплексе подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Отношения «ребенок-взрослый» уникальны и строятся на соучастии в деятельности, в общении на равных. Такие условия позволяют лучше узнать детей, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с семьёй. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при выполнении ими проектной деятельности.

В результате использования метода проектов в группе создан благоприятный микроклимат. Дети стали увереннее и самостоятельнее, более чуткими, внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам, взрослым, окружающему миру, они способны к взаимопониманию и сотрудничеству, к поиску новых знаний.

Цель: обобщение опыта работы по организации воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи:

  1.  Описать психолого-педагогические особенности нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  2. Охарактеризовать этапы работы над проектами.
  3. Представить опыт работы педагогам ДОО.

  1. Психолого-педагогические особенности

нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Нравственность – это внутренние - духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе, нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах. Дошкольное детство - самое ответственное время в котором закрепляется отношение ребенка к миру. Дети 6—7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Под влиянием воспитания поведение старших дошкольников утрачивает свойственную младшим детям ситуативность и становится более целенаправленным и сознательным.

Развивающееся мышление создает реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. В процессе обучения дети 6—7 лет получают большой объем знаний, выходящих за пределы их непосредственного личного опыта. Это обстоятельство играет важную роль в нравственном воспитании. У детей формируются первоначальные знания о Родине, о жизни народов нашей страны, о некоторых общественных явлениях. На этой основе развиваются начала высоких нравственных чувств: патриотизма, интернационализма, гражданственности. Ребёнок стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.

Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим.

Важнейшую роль в нравственном развитии старших дошкольников играет формирующаяся способность к соподчинению мотивов поведения. В условиях правильного воспитания у детей 6—7 лет развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами, что приводит к становлению основ нравственной направленности личности. В этом процессе значимую роль играют развивающиеся моральные чувства, которые в старшем дошкольном возрасте становятся более богатыми по содержанию, действенными и управляемыми. Он уже умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».  Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.

Умение сознательно управлять своими чувствами представляет для старших дошкольников достаточную трудность, поэтому поведение детей требует постоянного внимания со стороны педагога. Педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

  1. Этапы работы над проектами

Большинство людей сегодня не замечают того, что их окружает, они с равнодушием и безразличием наблюдают окружающий мир, ставя на первое место собственную выгоду.

Ребенок не рождается добрым или злым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В дошкольном возрасте у ребенка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства - симпатия и сочувствие к окружающему миру, любовь к матери, отцу и т.д.

Работа над проектом имеет большое значение для личностного развития ребенка - в этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное восприятие картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, развивает коммуникативные и нравственные качества, закладывает зёрна отзывчивости, сострадания и пр.

Проект - это специально организованный педагогом комплекс действий, выполняемый всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагог) и завершающийся, как правило, созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.
  1. Определение проблемы. Определение актуальной проблемы, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям.
  2. Мотивирующее начало проекта.

Речь идет о цели, поставленной детьми перед собой. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, самостоятельности, ответственности, возможности высказать и обосновать свою нравственную позицию по отношению к тем или иным явлениям.

  1. Поиск форм реализации проекта.

Педагог в роли авторитетного консультанта, эксперта готовит предварительный план решения проблемы. Дети вносят свои предложения, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуют право на саморазвитие, самовоспитание.

  1. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана.
  2. Реализация проекта.
  • организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению определенных навыков;
  • совместная деятельность педагога и ребенка над проектом;
  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность детей с родителями.
  • знакомство с промежуточными результатами для коррекции и регулирования выполняемой работы.
  1. Презентация проекта

Представление проектного продукта происходит в виде презентации. Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, сочиненная сказка, концерт, спектакль и т.д.

  1. Рефлексивно-оценочный этап проекта. Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Перспектива на будущее.

Заключение

В нашем современном мире проблема воспитания нравственной личности дошкольника актуальна как никогда. В погоне за красивой жизнью мы увязли в череде безнравственности, лжи, жестокости, не различаем «что такое хорошо и что такое плохо», что «можно» и чего «нельзя». А как трудно сориентироваться маленькому человечку! Нравственные чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только, что услышанный рассказ или увиденный сюжет, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Проектная деятельность позволяет ребёнку через различные виды совместной деятельности увидеть, прочувствовать, дать нравственную оценку происходящему, а приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Список литературы

  1. Битютская, Н. П. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты [Текст] / авт.-сост. Н. П. Битютская. – Волгоград : Учитель, 2012. – 222с.
  2. Микляева, Н. В. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет [Текст] : конспекты занятий / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 208 с.
  3. Пашкевич, Т. Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми : рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения [Текст] / авт.-сост. Т.Д. Пашкевич. - Волгоград : Учитель, 2012. – 149 с.
  4. Сагадеева А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Электронный ресурс] http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1095/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад.Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время чрезвы...

Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов ...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»...

Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Статья о формировании представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредствои проектной деятельности...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений о нравственных ценностях у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственных ценностях является взрослый. Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий значительных усилий. Повседневный опы...