КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Уткина Наталья Анатольевна

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_attestatsii1.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной

деятельности в ДОУ»

воспитатель

высшей квалификационной категории

Уткина Наталья Анатольевна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной

деятельности в ДОУ»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель высшей квалификационной категории Уткина Наталья Анатольевна

Стаж работы в должности

28 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект, творческо-ориентированный

рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 4 года.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.

Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Изучив разнообразные методы работы, я пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе я и выбрала тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным. А для педагога использование проектной деятельности как одного из методов развивающего обучения способствует развитию креативности педагогов, повышению их профессиональной компетентности и, как следствие, повышению качества образовательного процесса в ДОУ.

Цель, преследуемая автором

Цель: формировать чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Ожидаемые результаты проектной деятельности

  • формирование представлений детей о Родине;
  • расширение представления детей о культуре народов страны и национальных праздниках;
  • развитие познавательного интереса, эрудиции и интеллекта;
  • обогащение речи дошкольников и активизация словаря;
  • Воспитательные:
  • воспитание уважительного отношения к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.
  • организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
  • Ожидаемая практическая значимость проекта
  • Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются.
  • Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
  • Обогащение уголков по нравственно-патриотическому воспитанию в группе.
  • Повышение культурного уровня дошкольников.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

1 этап

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение патриотического уголка в группе различными видами лепбуков, играми, книгами, картотеками.

- Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты НОД, картотеки, консультации для родителей)

2 этап  

- Внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность (презентации, игры-викторины).

- Привлечение родителей к созданию и обогащению патриотического уголка в группе (изготовление своими руками разнообразных поделок, макетов, настольных игр, пошив национальных костюмов на кукол).

- Организация работы с детьми в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

- Просмотр презентаций «Достопримечательности города Сатка», «Наша армия родная», «Этот удивительный космос», «Загадки на тему «Космос», «Дети-герои войны», «Помощь животных в военные годы» и др. Показ результата реализации проектов на родительском собрании.

- Размещение консультаций для родителей: «День Победы», «Люблю берёзку русскую», «Как воспитать маленького патриота» и т.д.

3 этап  

- Создание и размещение на личном сайте методических рекомендаций для родителей и педагогов.

- Открытый показ занятий для воспитанников младших групп, педагогов, родителей.

- Распространение накопленного опыта на РМО, семинарах, педсоветах ДОУ.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания, поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Именно использование в деятельности указанной выше концепции, и выражается новизна моего педагогического опыта.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В Саткинском муниципальном округе данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Изучив наследие педагогов-классиков (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Одним из методов реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Нравственно-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Проектная деятельность – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Нравственно-патриотическое воспитание тесно связано с ознакомлением детей с окружающим миром.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса рационально использование проектной деятельности нравственно-патриотического направления. Однако здесь необходимо четко определиться, использовать проект педагогов (педагогический), или детский проект.

Проект педагогов – это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия.

Детский проект – тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.

Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги, принимают решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную на применение имеющихся знаний и приобретение новых.

Работа по распространению собственного опыта,

воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Для работы по нравственно-патриотическому воспитанию я подобрала картотеки дидактических и подвижных игр, оформила патриотический уголок.

Совместно с детьми оформили стенгазету «Мой любимый город», «книжки-малышки» по теме «Наша армия родная».

Сделала настольную игру-лото «Наш город».

Организация тематических экскурсий совместно с родителями (краеведческий музей, музей к-та «Магнезит», сквер «Славы»).

Тесное сотрудничество с   Центральной детской библиотекой и с Центром дополнительного образования для детей «Радуга» (просмотры презентаций, совместная деятельность, участие в конкурсах).

Мои разработки могут быть использованы другими педагогами в своей работе с детьми дошкольного возраста.

  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Сравнив результаты диагностических исследований по нравственно-патриотическому воспитанию, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов за четыре учебных года:

  • улучшение навыков диалогической речи, ее грамматический строй, речь стала эмоционально насыщенной, выразительной (дети уверенно высказываются);
  • развитие познавательного интереса, эрудиции и интеллекта;
  • сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
  • организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
  • обогащение уголков по нравственно-патриотическому воспитанию в группе.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

  • открытый показ непосредственно образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе по теме «Мой любимый город»;
  • открытое занятие в старшей группе по конструированию из бумаги в технике оригами на тему «Матрёшка»;
  • открытое занятие по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Мама»;
  • выступление на семинаре с защитой проекта с темой «Мой дом, улица, город- Родина моя»; «Неофициальные символы России», «23 февраля - день защитника Отечества», «Космос»;
  • выступление на РМО по обобщению опыта работы по темам проектов: «Неофициальные символы России», «23 февраля - день защитника Отечества», «Космос»;
  • фестиваль детского рисунка «Правнуки Победы»;
  • межрегиональный конкурс творческих работ «От сердца к сердцу» в номинации «Лучшая методическая разработка по теме «Я-патриот!»
  • конкурс рисунков «Знай и защищай» на тему «Животные и растения Красной книги Национального парка Зюраткуль»;
  • выступление на родительском собрании с результатами проектной деятельности по темам:
  • «Неофициальные символы России»,
  • «23 февраля - День защитника Отечества»,
  • «Космос»;
  • публикация учебно-методических материалов на страницах личного сайта: https://nsportal.ru/utkina-natalya-anatolevna

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Публикация на страницах личного сайта:

•        Картотека "Подвижные игры по теме: «Космос";

•        Консультация «Взаимодействие родителей и воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду»;

•        Консультация для родителей "9 мая - день Победы";

•        Консультация для родителей "День Победы!";

•        Консультация для родителей "Люблю берёзку русскую";

•        Консультация для родителей "Патриотическое воспитание детей 4-5 лет";

•        Консультация для родителей "Что, можно рассказать детям о российской символике";

•        Проект по теме "Космос";

•        Стихотворения о планете Земля;

•        Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию;

•        Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе;

•        Презентация по теме: «Праздники в России»;

•        Проект "Неофициальные символы России";

•        Дидактическая игра-лото "Путешествие по Сатке";

•        Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе "Мой любимый город";

•        Презентация проекта "Мой дом, улица, город - Родина моя";

•        Стихотворения о родном городе Сатка (картотека);

  • Отчёт по календарному плану с учётом примерного перечня государственных и народных праздников, памятных дат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

Из опыта работы«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную  деятельность» ...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности» (из опыта работы)

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»(из опыта работы)...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....