Статья на тему: Чем хороша "Песочная терапия"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Татьяна Николаевна Смирнова

"Песочная терапия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_6.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Чем хороша

«Песочная терапия»

   Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью способен принять любую форму. В то же время он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, как оказалось, можно успешно использовать в терапевтических целях.

   Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма взаимодействия и преобразования мира.

   Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок?

   Зачастую маленький ребёнок не может словами выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая из песка собственный мир, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – ребёнок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и успешными.

   Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками, - это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребёнка, обращения за помощью к специалистам.

   Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

   Во–первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

   Во–вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

 В–третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание, а также речь и моторика.

   В–четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

   В–пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.

   В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции всё больше места занимают специальные техники, одни из которых - песочная терапия.

Игры, используемые в песочнице:

  •  Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  •  «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  •  Создать отпечатки ладоней, кулачков, рёбрами ладоней причудливые всевозможные узоры на поверхности песка;
  •  «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно (сначала только указательным, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может создать «загадочные следы».
  •  «Поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы рук, совершая мягкие движения вверх – вниз.

   Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние: возбуждённые дети успокаиваются, становятся спокойнее. Наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

   Использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- Удаётся наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;

- Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

- Оказывается положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

- Вызывает положительные эмоции (радость, удивление). Снижает негативные проявления (страх, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);

- Совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее. Учит их выражать свои эмоции в безобидной форме.

   Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребёнка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Песочная терапия как средство снижения психофизического напряжения и развития художественных навыков детей»

«Песочная терапия как средство снижения психофизического напряжения и развития художественных навыков детей»...

Статья по теме " Арт- терапия для детей дошкольного возраста"

Статья для воспитателей и родителей о использовании арт- терапии  при работе с детьми....

Статья на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников как вид арт-терапии"

Статья на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников, как вид арт-терапии" содержит в себе такие вопросы:-понятие "арт-терапия"-разработка данной темы в отечественной и зарубежной науке-мой о...

Статья на тему: «Художественно – эстетическое развитие в условия реализации ФГОС ДО» "Использование метода арт-терапия в художественно-эстетическом развитии дошкольников»

Арт-терапия – сочетание психологии и творчества.Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего в...

Статья на тему "Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов"

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но д...

Статья на тему: "Су-джок терапия на занятиях физической культуры в детском саду"

Значимость нетрадиционной методики су-джок на занятия хфизической культуры в детском саду как способ комплексного и коррекционного развития ребёнка....

Статья на тему: Су-Джок терапия для детей

Здоровьесберегающие технологии с массажными шариками....