Статья на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников как вид арт-терапии"
статья (младшая группа) на тему

Статья на тему: "Театрализованная деятельность у дошкольников, как вид арт-терапии" содержит в себе такие вопросы:

-понятие "арт-терапия"

-разработка данной темы в отечественной и зарубежной науке

-мой опыт применения театрализованной деятельности

-выводы по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Иноземцева Елена Борисовна

Театрализованная деятельность, как вид арт-терапии

Ни для кого не секрет, что посещение детского сада играет очень важную роль в жизни каждого ребенка, поскольку именно в этом дошкольном учреждении дети получают важнейший навык общения, который в дальнейшей жизни позволит им быстрее приспосабливаться к новой обстановке и коллективам. В условиях современного подхода к ДОУ и модернизации образования изменилось отношение к формированию личности ученика и деятельности воспитателей. И именно в этом заключается актуальность исследуемой темы. Мы должны не только обучать и воспитывать, но и давать ребёнку возможность творческого самовыражения. Однако психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг.  И чтобы ребенок развивался гармонично на помощь приходит арт-терапия. Что же это такое?

По мнению  доктора медицинских наук А.И. Копытина, «арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобрази тельным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений так называемой психотерапии искусством.»[1]  Еще одно определение дает  кандидат психологических наук И.В. Сусанина: «Арт-терапия — это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни».[2] Таким образом, арт  терапия представляет собой методику развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия может быть представлена по средствам искусства художественного, музыкального, театрального и пр. И одной из разновидностей данного метода является театротерапия.

             Театротерапия - использование участия в театральных инсценировках в терапевтических целях в расчёте на то, что та или иная роль в спектакле окажет благотворное воздействие на личность пациента, поможет ему справиться со своими внутренними проблемами.[3] В театральное искусство изначально заложен психотерапевтический элемент, инициируемый творчеством, креативностью и свободой самовыражения. Задолго до возникновения психологической науки было замечено, что театральное действие обладает способностью захватывать человеческие души, изменять психическую реальность. Театр как терапия проверен почти трехтысячелетней практикой, с того времени, когда на склонах Афинского Акрополя  возник театр древнегреческого бога Диониса.[4] 
         Слово «арт-терапия» стало впервые использоваться в 1940 гг. в англоязычных странах такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл для обозначения тех форм клинической практики, когда пациенты лечатся с помощью занятий изобразительным искусством. А основы для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как В. Ловенфельд, E. Кейн. Эти авторы считали, что эмоциональная сфера ребенка развивается неразрывно от изобразительной, следовательно необходимы методы, развивающие эти сферы комплексно. Нельзя не упомянуть и статьи  Э. Крамер «Арт-терапия в сообществе детей», «Арт-терапия с детьми» и «Детство и арт-терапия».  В своих публикациях Э. Крамер описывает опыт ее арт-терапевтической работы с детьми, у которых имеются отклонения в развитии. К. Кейз и Т. Дэлли отмечают, что студийная арт-терапевтическая группа может быть весьма удачной формой работы с детьми. В некоторых работах представлены варианты проведения арт-терапии в группах. Авторы сделали выводы, что дети с удовольствием играют роли в группах, творчески организуют пространство и взаимодействуют  друг с другом. Большинство отечественных авторов, использующих понятие арт-терапии, следуют принятому в международной литературе определению и рассматривают ее как одну из форм психотерапевтической практики, основанную на использовании пациентами визуальных, пластических средств самовыражения в контексте психотерапевтических отношений (Бурно, 1989; Каравасарский, 2000; Копытин, 1999, 2001, 2002а; Никольская, 2005; Хайкин, 1992).
[5]  Копытин А.И. разрабатывает теоретические и методические вопросы, связанные с использованием арт-терапии в медицине, образовании и социальной сфере, создает оригинальный психотерапевтический подход — системную арт-терапию (САТ). Занимается научными исследованиями ее эффектов. О.Постальчук посвятила свою работу изучению роли изобразительных материалов и способов их манипуляции  при работе с детьми с тяжелыми нарушениями психики и здоровья. Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой (Алексеева, 2003), Е.Р. Кузьминой (Кузьмина, 2001), Л.Д. Лебедевой (Лебедева, 2003), А.В. Гришиной (Гришина, 2004), Л.А. Аметовой (Аметова, 2003а,б), Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской (Медведева, Левченко, Комиссарова, Добровольская, 2001).[6]   А.В. Гришина сделала акцент на программе развития творческой личности детей с помощью арт-терапии в учреждениях дополнительного образования.  Работы Л.Д. Лебедевой посвящены некоторым вопросам использования арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики понятие «терапия», переводя его не только как «лечение», но и как «уход, забота».

Что касается театротерапии, то Якоб Морено – создатель классической психодрамы, впервые задумался об игровых методах, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии, еще в начале ХХ века. В России методика театротерапии широко разработанная известными психологами Медведевой И.Я. и Шишовой Т.Л., авторами популярных книг «Книга для трудных родителей», «Дети нашего времени», «Разноцветные белые вороны».

Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Можно так же утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.[7]

По-моему мнению, процесс получения театральных знаний строится на основе методик, которые включают в себя игры и этюды, направленные на развитие эстетических и психомоторных способностей детей. Согласно возрастным особенностям, дети познают окружающий мир с помощью игры, а театральная игра – это еще и шаг к искусству, начало творческой жизни и деятельности.

Театральные действия предполагают активное участие ребенка, который является в первую очередь участником процесса, а не просто пассивным слушателем. По своему опыту могу сказать, что новые знания лучше всего преподаются с помощью проблемных ситуаций, которые предполагают совместный поиск решений детей и взрослых. Данные занятия проводятся в увлекательной, интересной детям форме, опираясь на сюжетное построение.

В основу театрально-игровой методики мною положен индивидуальный подход, что предполагает занятие педагога с группой воспитанников, но при этом учитывается особенности каждого ребенка в отдельности, отмечая и поощряя каждую удачную находку, позволяет воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Мои театральные занятия состоят из теоретических и практических занятий:

  1. Теоретические занятия включают беседу о самом театральном искусстве, просмотр детских спектаклей, сказок, а также прослушивание аудио-спектаклей
  2. Практические занятия предполагают ознакомление с основами актерского дела. Дети учатся создавать яркий образ героя, передавать характерные движения персонажей, эмоциональные состояние героя через художественно-образные выразительные средства – интонацию, жесты, мимику, позу. А также разучивание песен и плясок персонажей, развитие и совершенствование певческих и двигательных навыков.

Проводя данные занятия, я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей и поэтапного освоения ими различных видов театрального творчества.
  2. Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др.).
  3. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  4. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  5. Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.

Форма занятий - групповые и индивидуальные занятия.

Основными формами проведения занятий являются театральные игры, пластические этюды, конкурсы, драматизации, беседы, спектакли и праздники; постановка сценок к конкретным мероприятиям, инсценировка сценариев праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству, развитие эмоциональной сферы.

Методы работы

1) эмоционально-образный: помогает глубже проникнуть в содержание и характер произведения, найти нужные выразительные приемы и средства исполнения.

2) объяснительно-иллюстративный: ориентирует на эмоциональное, творческое исполнение произведений (образной роли) детьми, помогает понять и услышать стилистические, динамические и другие особенности произведения (образа).

3) метод бессловесных действий: ориентирует на развитие сенсорных способностей, ладовысотного слуха, чувства ритма, пластики (умение передать образ через движение).

4) метод словесных действий помогает развитию голоса и слуха, учит интонационной выразительности.

Структура моих  занятий:

  1. Выбор и оформление театральной пьесы.
  2. Разбор и изучение текста пьесы.
  3. Превращение пьесы в состояние возможности играть – собственная драматическая работа.
  4. Совместное обсуждение достоинств и недоработок проделанной работы.

Применение на практике театрализованной деятельности не так сложно. Необходимо выполнение трех условий: сценарный материал, оборудование, декорации и костюмы. Однако значение этой деятельности велико. Занятия театральной деятельностью способствуют:

  • формированию позитивного отношения к жизни и повышению самооценки;
  •  расширению кругозора;
  •  увеличению коммуникативного пространства, обновлению круга общения;
  •  приобретению новых знаний и умений, социально значимого опыта.

Таким образом, я считаю, что, занимаясь с детьми разыгрыванием сказок, постановкой спектаклей, мы устанавливаем с ними тёплые, доверительные отношения, всё это в конечном итоге приводит к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных сценических образов.   Театр помогает ребёнку найти себя. Играйте с детьми в театр, потому как:

Т - творчество

Е - единодушие

А - активность

Т - труд

Р – радость

Литература:

  1. Копытин А. И. Арт-терапия – новые горизонты  /  А. И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2006 – 336 с.
  2. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие  /  А. И. Копытин. – М.: Когито-Центр, 2015 – 528 с.
  3. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская . – М.: Когито-Центр, 2007 – 210с.
  4. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М. : Большая Рос. энцикл., 2009. - 527 с. : ил.
  5. Строганов А. Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое  руководство// Наука и Техника.Мир психологии и психотерапии. –  2009г. -  С. 243
  6. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию/ И.В. Сусанина. – М.: Когито-Центр, 2007 – 95 с.
  7. Щербакова В. В. Помощь Мельпомены или театр как терапия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 816-818.


[1] Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская . – М.: Когито-Центр, 2007 – С. 8

[2] Сусанина И.В. Введение в арт-терапию/ И.В. Сусанина. – М.: Когито-Центр, 2007 –С. 3

[3]Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М. : Большая Рос. энцикл., 2009. - 527 с. : ил.

[4] Щербакова В. В. Помощь Мельпомены или театр как терапия // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 816

[5] Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков/ А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская . – М.: Когито-Центр, 2007 –С.14

[6] Там же, С.14

[7] http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov-posredstvom-teatralizovanoi-dejatelnosti.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников».

Статья на тему «Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников»....

Статья на тему: Театрализованная игра как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников.

Дошкольный возраст это важный этап в развитии и воспитании детей.Это пора, когда у детей закладываются основные уменения, знания, навыки и формируются основы социального поведения.Именно в дошкольный ...

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"

Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития  речевой деятельности старших дошкольников"...

Статья на тему: "Театрализованная деятельность как эффективное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

Таетрализованная деятельность дает детям необходимую гамму переживаний, вызывая добрые и серьезные чувства, поможет научить добру и справедливости. Любая театрализвция ориентирована на социально-педаг...

«Статья на тему: " Театрализованная игра в развитии творческих способностей дошкольников "»

Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольникасфер искусства. Театрализованная деятельность- это мостик, который помогает детям в их дальнейшую взрослую жизньи сформи...

Статья на тему: «Театрализованная деятельность для речевого развития младших дошкольников».

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития...