Статья на тему: «Театрализованная деятельность для речевого развития младших дошкольников».
статья по развитию речи (младшая группа)

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное

Образовательное Учреждение детский сад №34

Кировского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Театрализованная деятельность для речевого развития младших дошкольников».

Санкт-Петербург 2021г.

Театрализованная деятельность для речевого развития младших дошкольников.

Театрализованная деятельность позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Но также велико значение театрализованной деятельности для речевого развития.

         Несравнимую радость вызывает у дошкольников театрализованные представления, дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

         Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

         Под театрализованными играми понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, создаются конкретные образы.

 Артемова Л.В. предлагает все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевой игры сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но в отличие от сюжетно-ролевых игр, «театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого- содержание сказки, стихотворения, рассказа».

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, театра теней, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и т.п.) Фигурки театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

         Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений:

  • Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
  • Вторая группa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать, и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
  • Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

         Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

         В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Для обогащения словарного запаса детей в театрализованную деятельность можно включать разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить. Фигурки знакомых персонажей из потешек, стихов, сказок сразу привлекают внимание детей. Использование произведений народного творчества в обыгрывании постановок с использованием театра-теней значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной.

В процессе подготовки потешки к драматизации можно сначала рассмотреть иллюстрации к потешке, потом подключали игрушку или куклу различного вида театра. Дети описывают персонаж, внешние особенности. В процессе разучивания с детьми обговаривается, например, как говорит петушок.

        Далее в театрализованные игры можно включать сказки. Раскрывается содержание знакомых сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в сказках участвует 3-5 персонажей. В младшем дошкольном возрасте можно использовать такие сказки как: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».

После неоднократного показа и бесед можно предложить детям совместный показ сказок. Они учатся передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами. В процессе работы над выразительностью слов персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети проговаривали отдельные слова, коротенькие фразы по тексту сказки договаривая за воспитателем.

Увиденное и пережитое в театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим родителям. Это способствует развитию речи, активизации словаря, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

         Возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших дошкольников достаточно широки, они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.

Таким образом театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.

Формирование речевой активности, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.

Источники:

  1. Ершова А.П. Вреден ли дошкольнику театр? //Обруч. – №4. – 1999.
  2. Артемова Л.В. Театрализованная деятельность. – М: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....

Буклет " Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"

Буклет "Речевое развитие младших дошкольников через театрализованную деятельность"...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...