Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"
статья по теме

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnost.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников

           К трем годам завершается формирование ребенка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости. Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании. Но, как показала практика работы с детьми в детском саду, речь детей не сформирована на данном этапе, им сложно выразить свои мысли, на вопрос ребенок отвечает простым предложением, либо одним словом. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательно – образовательной работе стало широкое знакомство детей с устным народным творчеством.

          За 18 лет работы в детском дошкольном образовательном учреждении сложилась система применения различных форм малого фольклора в режимных моментах в течение дня. Мною составлена картотека по использованию произведений устного народного творчества в совместной деятельности детей и педагога.

          Для развития речи детей, пополнению и обогащению их словарного запаса я  применяю фольклорные произведения в работе с детьми во всех режимных моментах.         Я считаю, наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики.

        Мною разработана система использования произведений устного народного творчества в режимных моментах.

        Некоторые дети сложно, тяжело  расстаются утром с родителями, встречаю детей с яркой, красочной игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаю ее движения чтением потешек, прибауток, присказок  «Вот проснулся петушок», «Не плачь, куплю калач». Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка  помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.

         При умывании чтение потешки, приговорки проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком  «Лейся, чистая водичка», «Мышка мыла  мылом лапки, каждый пальчик по порядку…», называю все пальчики, дети их моют по очереди намыливая большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик. Все это помогает запомнить название пальчиков, последовательность процедуры умывания и веселую потешку.

         Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним, под слова потешек превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен, богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия.

         Такие процессы как одевание, прием пищи  требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя «Уж я Танечке пирог испеку», «Я состряпаю калач». Дети прислушиваются к приговорке, потешке, слышат маленький рассказ о пользе еды и берут ложку.

        В саду ребенок приобщается к самостоятельности, помогает ему в этом русский народный фольклор. Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа при одевании и раздевании «В рукавичках маленьких…», «Раз, два, три, четыре, пять», «Собираемся гулять», «Мы сейчас пойдем гулять», «Вот они, сапожки», «Завяжи потуже шарф».

         На прогулке использую заклички, считалки, русские народные, хороводные подвижные игры. Содержащийся в подвижных играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке  (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Считалка   помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего, выбрать водящего.  

         Перед обедом дети с удовольствием играют в пальчиковые игры, составленные на примере песенок: «Ладушки», «Коза», «Сорока – белобока», где не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

         Какое же засыпание без колыбельных песен. С колыбельными песнями   начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.  Песни детям можно включить, используя технические средства оснащения группы, можно спеть самостоятельно.

        После сна детям нужно не только одеться, но и привести в порядок волосы. Причесывая девочек приговариваю потешку  «Расти, коса, до пояса»,  возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием отражающим его, у детей начинает отрабатываться понимание текста.                                            

        Вечер – это простор для самостоятельной деятельности детей, здесь и   театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.

        Рассказывание сказок  доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с удовольствием его пересказывают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют запомнившиеся обороты и эпитеты в разговорной речи.

       Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

      Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "

"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "  ...

Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников.

Большое количество детей к 2-3 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

Педагогический проект на тему: "Фольклор, как средство речевого развития младшего дошкольника".

Учитывая современные тенденции по интегративному обучению целью данного проекта является – определить методические условия использования фольклора в жизни ребенка в детском саду и дома по развит...