Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников.
проект по развитию речи (младшая группа) на тему

Суркова Марина Викторовна

Большое количество детей к 2-3 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество(народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников»

Автор проекта: Суркова М.В.

Вид проекта: коммуникативно-творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети 1мл. группы, родители, муз. руководитель.

Актуальность:

Большое количество детей к 2-3 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Поэтому решение проблемы развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Исследования психологов и практиков показывают, что устное народное творчество(народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнёрской деятельности детей дошкольного возраста.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребёнка, формирует отношение к окружающему миру, то есть играет полноценную роль во всестороннем развитии.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий и в силу занятости часто забывают о процессе развития речи своего ребенка, пускают его на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, частушки, потешки )практически не используются.

Потешки – малый жанр устного народного творчества. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.

        

Цель проекта: использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего возраста.

Задачи проекта:

- обучать родной речи с использованием малых форм фольклора;

- использовать малые формы фольклора не только во время занятий, но и в других режимных моментах;

- работать над развитием звуковой культуры речи;

- расширять словарный запас.

- привлечь родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

Знакомство с потешками имеет большое значение для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

- воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания;

- воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, малой родине и Отчизне.)

Познавательное развитие:

Регулярное использование потешек в детском саду предполагает успешность общего развития младшего дошкольникаМалые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.

развивать воображение и творческую активность;

формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.)

Речевое развитие:

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

развивать умение слушать;

- обогащать словарный запас;

формировать грамматический строй речи;

развивать монологическую и диалогическую речь.)

Художественно-эстетическое развитие:

. Песенки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

- прививать любовь к народному творчеству;

формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающего мира.)

Физическое развитие:

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук.

- совершенствовать культурно- гигиенические навыки;

развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

- овладевать подвижными играми с правилами.)

Ожидаемые результаты проекта:

• Повышение интереса детей к устному народному творчеству.

• Использование в речи детей малых фольклорных форм.

• Проявление доброжелательного отношения к окружающим, открытости к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.

• Проявление интереса к различным видам игр, участию в совместных играх.

• Привитие элементарных норм и правил здорового образа жизни.

Возможности проекта для родителей:

Повышение интереса к использованию малых форм фольклора для речевого развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »

Существует давняя традиция  — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...

Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников

Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников...

Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

   Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

Проект "Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Народные и современные формы малого фольклора действительно помогают развить речь ребенка младшего возраста, у них только начинает формироваться речь, поэтому песенки, пословицы, скороговорки - отличн...