Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Дементьева Ирина Викторовна

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_mal._folklora_na_rech_razvitie_detey.odt25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста.

Дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички) практически не используются в раннем возрасте. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Ведущим компонентом народной культуры является — фольклор. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

По словам А. П. Усовой, «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка, без знакомства с окружающим миром. Родной язык является благодатной и естественной почвой для развития мыслительных способностей человека, расширяется его культура. Это особенно важно помнить как педагогам, так и родителям. Неосознанно увлекаясь потешками, присказками, приговорками детский ум быстро привыкает к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений, узнает, что такое истинно народный язык, знакомится с меткими выражениями и художественно верными описаниями природы и явлениями окружающей жизни.

Ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешек, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует малыша, организует его поведение.

Попевки и приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышал маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные – успокаивают, веселые – радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем.

В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Деятельность носит интегрированный характер. Малыши слушают песенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течение недели детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Это вызывает у ребенка радость, желание повторить их.

Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребенок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Все это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем веселую потешку. А затем использовать ее во время сюжетно — ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения используются упражнения на звукоподражание. Воспитатель, родитель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение.

Таким образом, используются все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи ребенка. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, выработка четкого произношения слов закрепляется в процессе повторения чистоговорок, заучивания загадок, потешек, считалок, стихотворений, насыщенных определенными звуками. При повторении ребенком чистоговорок обращается внимание на то, чтобы малыш не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчетливо называл слова, но и воспроизводил те слоги, которые в них даны. Например, при воспроизведении чистоговорки «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька» ребенок должен четко произносить звук «а».

Предлагаемые для заучивания стишки и потешки используются не только для обучения детей четкому произношению отрабатываемых звуков в словах и фразах, но и, учитывая их содержание, в качестве упражнений для правильного использования интонационных средств выразительности. В процессе разучивания с ребенком потешек, стишков показывается пример выразительного их чтения. Ребенка просят воспроизводить их так же. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, дети учатся правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, развивать свой речевой слух. Развитию слухового внимания и речевого слуха способствуют также загадки.

Развитие голосового аппарата осуществляется при помощи игровых упражнений, когда ребенку предлагается произнести одно и то же звукосочетание или одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, при чтении считалок, потешек то громко, то тихо. В качестве подготовительных упражнений для выработки нужного темпа речи предлагаются, например, строчки из стихотворения «Семья» с различной скоростью. Таким образом, организуя развлечения для детей, активизируется в речи детей различные формы фольклора. Это способствует развитию образности и выразительности их речи.

Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

Речевая работа строится на следующих основных принципах:

-          во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

-          во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-          в-третьих, активного включения детей;

-          в-четвертых, использования развивающего потенциала фольклора в создании речевой среды максимально.

Применяются такие приемы обучения, как-то: динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах.

В процессе использования устного народного творчества в речевой работе замечены такие изменения:

-          у детей повышается интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи потешки, пестушки, заклички, колыбельные песни, стишки, считалки, скороговорки.

-          у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми потешки, колыбельные.

Уровень речевого развития детей раннего возраста повышается, если:

-          педагоги дошкольного образования и родители заинтересованы процессом речевого развития;

-          организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора в разнообразных видах деятельности;

-          малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

В своей группе раннего возраста рекомендуем фольклорный материал во всех видах деятельности и в режимных моментах.

Представим себе утро. Ваш малыш просыпается, и вы ему говорите:

«Вот проснулся петушок, встала курочка,
Просыпайся мой дружок, встань мой Юрочка».

Ребенок потягивается, а ему приговаривают:

«На кота потягушки, на дитя порастушки,
А в роток говорушок, а в голову разумок,
А в ручки хватушки, а в ножки ходушки».

Усаживая завтракать:

«Гуси, гуси, гуленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молоком
И румяным пирожком».

Ребенок поел, отдохнул, теперь ему надо подвигаться, походить:

«Встань малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!»

Или:

«Уходи с дороги кот,
Наша деточка идет,
Топ-топ, топ-топ, топ-топ-топ!
Наша деточка пойдет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ, топ-топ-топ!»

Ребенок старается – надо похвалить его:

«Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький».

Малыши часто капризничают, когда одеваются на улицу, и когда мы его одеваем, приговариваем:

«Вот они сапожки:
Это - с левой ножки, это - с правой ножки.
Если дождик пойдет,
Наденем сапожки:
Это - с левой ножки, это - с правой ножки.
Вот как хорошо!»

Выйдя на улицу, понаблюдаем за окружением, поговорим с солнышком или дождиком:

«Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки!»

Или:

«Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить!»
Увидели насекомое:
«Светик-светлячок,
Посвети в кулачок,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин молока и кусок пирога».

Или:

«Мотылек-ветилек,
Принеси нам ветерок,
От ворот поворот,
Гнать кораблик в ручеек».
Увидел грибы, ягоды в лесу:
«Ух ты бор-борок, дай ягод коробок,
Грибов кузовок, орехов мешок!»

А сколько радости доставляет детям купание и подпрыгивания в воде, в это время можно приговаривать:

«Чашки, чашки, поварешки,
Искупалися матрешки, бульк!»

Появились цыпки на руках у ребенка: в старину их лечили сливочным маслом, приговаривая:

«Цыпа, цыпа, под порог!
Дам вам маслица комок,
Пышки, лепешки, тараканьи ножки».

Если ребенок болеет и капризничает, то говорили:

«У лисы были, у медведя были,
А у Петеньки боли уйдите за горы».

Или:

«Цыть, цыть, не плачь, несет котик калач!
Недалече не мостике несет калач на хвостике».

Купая больного ребенка, приговариваем:

«С гуся вода, с лебедя вода,
С моего дитя вся худоба -
На густой лес,
На большую воду,
На гнилую колоду».

Незаметно прошел день, пора укладываться спать, а он не может угомониться, тогда говорим ласковые слова:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи и Ванюшу не буди.
Мой Ванюша будет спать,
Да большой вырастать.
А поспит подольше - вырастит побольше».

Если ребенок в позднее время просится гулять, говорим:

«Не ходи за селом - там Яга с помелом,
Не ходи во потьмах - сидит Бай в кустах».

Многолетний опыт позволяет утверждать, что русский народный фольклор играет существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста. Общение взрослого с ребенком этого возраста отличается особенной эмоциональностью. Через художественные образы происходит знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайны природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть же в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтичного творчества.

Произведения для детей 2-3 лет.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Пошел кот под мосток…»; У Аленки в гостях; Наши уточки; «Ой, ду-ду…»; «Привяжу я козлика…»; «Как у нашего кота…»; «Котик серенький…»; «Киска, киска…»; «Пошел котик на торжок…»; «Кисонька-Мурысенька…»; Сорока-белобока; «Идет коза рогатая…»; Ладушки; «Водичка-водичка…»; Наша Маша; Дедушка Ежок; Заяц Егорка; Заинька.

Сказки. Волк и семеро козлят; Заюшкина избушка; Курочка ряба; Репка; Теремок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, спо...

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста

влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей старшего возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для успешной адаптации детей раннего возраста мы используем малые формы фольклора. Такие как, потешки, поговорки, колыбельные, пестушки, прибаутки, поговорки, игровые припевы, приговоры. Все эти жанры...

Статья на тему :Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

ценность использования фольклора в работе с детьм раннего возраста...