Статья на тему: "Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ".
статья (младшая группа) на тему

Кобелькова Елена Викторовна

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатель выбирает разнообразные методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_v_period_adaptatsii.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых форм фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ.                                                                                       

Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание  в детском саду и в семье.

Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем – формирование адаптивности ребенка раннего возраста как способности самостоятельно достигать динамического равновесия с миром вне зависимости от принадлежности ребенка к конкретному образовательному учреждению или коллективу сверстников. Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста доказал благоприятное влияние фольклора на психофизическое состояние малыша в период его адаптации к ДОУ. В данном опыте предпринята попытка использовать фольклор для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «ясельного». Страдают и дети и родители. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных психофизических средств воздействия является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Таким образом, фольклорные произведения для малышей несут в себе высшие гуманистические ценности.

Задачи воспитетелей: снятие эмоционального и мышечного напряжения;                            преодоление стрессовых состояний детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.        

                                                                                                                                                                                              При встрече детей утром я использую красочный фартук-передник с большими карманами(в них прячутся игрушки).    

Используя куклы  БИ БА БО можно обыграть потешку:                                                                           (встречаю Алешу)  

Доброе утро, зайка мой!                                                                                                          Доброе утро, Алешенька дорогой!                                                                                                                   Я Алешеньку люблю ,                                                                                                              Ему песенку спою.                                                                                                                          

(и предлагаю Алеше залезть в карман рукой посмотреть кто там спрятался)                                     В кармашек ручкой залезай и игрушку доставай…                                                                                                   (достает Алеша зайку я проговариваю потешку)                                                                                                                                    

 Скачет зайка маленький,                                                                                                        Около завалинки.                                                                                                                                                 Быстро скачет зайка,                                                                                                                     Ты его поймай-ка!

И спрятав зайку за спиной, предлагаю малышу пройти в группу и поискать его там…                                                                                                                                            (встречаю Свету)                                                                                                                                                          

А кто у нас хорошая?                                                                                                               А кто у нас пригожая?                                                                                                                                   Светочка хорошая !                                                                                                                                              Светочка пригожая!                                                                                                                                                              

В кармашек ручкой залезай и игрушку доставай … (достает Света киску)

-Кисонька-мурысонька, где была?                                                                                                                   -На мельнице.                                                                                                                            –Кисонька- мурысонька, что там делала?                                                                                                                      -Муку молола.                                                                                                                                               –А что из муки делала?                                                                                                                              -Прянички пекла.                                                                                                                                       –А с кем прянички ела?                                                                                                             -Одна.                                                                                                                                              –Не ешь одна! Не ешь одна!      

Деда, баба, внучок                                                                                                           Льют – польют кабачок,                                                                                      Льют – польют кабачок                                                                                            Деда, баба, внучок,                                                                                                Чтоб скорее он зрел!                                                                                           Чтоб скорее он спел!                                                                                               Чтоб скорее-скорей                                                                                                  Его ротик наш съел!  

Эту потешку можно использовать во время проведения коллективных игр, где задействованы ростовые куклы.

Во время адаптации я часто обнимаю детей, сажаю на колени, потому что они чувствуют себя беззащитными , так как нет рядом мамы. В таких случаях можно поиграть в пальчиковые игры.

Этот пальчик - дедушка,                                                                                     Этот пальчик – бабушка, 
Этот пальчик - папочка,                                                                                     Этот пальчик - мамочка, 
А вот этот пальчик - я,                                                                                             Вот и вся моя семья!

«Сорока-сорока кашку варила…»

          или

Мальчик-пальчик, где ты был? 
С этим братцем - в лес ходил, 
С этим братцем - щи варил, 
С этим братцем - кашу ел, 
С этим братцем - песни пел.

Песни пел да плясал,

Своих братцев забавлял.      

Провожая малыша вечером домой, мы с ним договариваемся, что в садике его ждет машина или лошадка. На следующий день обыгрываем потешку:                                                                                                                                            

Еду-еду к бабе, к деду, 
На лошадке, в красной шапке, 
По ровной дорожке, 
На одной ножке, 
В старом лапоточке 
По рытвинам, по кочкам, 
Все прямо-прямо,                                                                                                        А потом вдруг в ямку…бух!

Провожая девочку вечером домой, мы так же договариваемся с ней, что ее в садике ждут куклы. Во время игры в куклы проговариваю потешку:

Поиграй нам, Аня, в бубен,                                                                                  Мы в ладоши хлопать будем, 
Поиграй нам, поиграй,                                                                                               Васе бубен передай.

В течении дня часто использую коллективные игры.

Скачет зайчик по дорожке,
Скок, скок.
Правой ножкой, левой ножкой,
Скок, скок.
Прыгай, прыгай, вместе ножки,
Скок, скок.
И похлопаем в ладошки,
Хлоп, хлоп.

Очень любят дети игры с музыкальным сопровождением.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так
Он ушами шевелит! 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки погреть. 
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть! 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать. 
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!

Вышла курочка гулять,                                                                                  Свежей травки пощипать,                                                                                             А за ней ребятки,                                                                                                                    Желтые цыплятки. 
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,                                                                                                       Не ходите далеко, 
Лапками гребите,                                                                                                      Зернышки ищите.
Съели толстого жука,                                                                                               Дождевого червяка, 
Выпили водицы                                                                                                            Целое корытце.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

консультация "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров. На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возраст...

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме «Влияние малых форм фольклора на речевое развитие детей раннего возраста»

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста.

В статье говорится о влиянии фолклора на развитие речи детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста"

Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Для успешной адаптации детей раннего возраста мы используем малые формы фольклора. Такие как, потешки, поговорки, колыбельные, пестушки, прибаутки, поговорки, игровые припевы, приговоры. Все эти жанры...

статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы....