статья "Роль малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
статья

Рафикова Рузиля Шавкатовна

В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_razvitii_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ Тат.Каргалинский детский сад «Гузель»

Сакмарского района

Оренбургской области

Статья на тему:

«Роль малых форм фольклора

 в развитии речи детей раннего возраста»

                                                                             Выполнила:

воспитатель МБДОУ

                                                                                      Тат.Каргалинский

  детский сад «Гузель»

                                                                       Рафикова

                                                                                        Рузиля Шавкатовна

2020

Аннотация.   В статье раскрывается использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста, даётся характеристика основных жанров, используемые в работе, рассматриваются примеры из опыта работы.

Ключевые слова. Речь, игра, фольклор, малый фольклорный жанр, пестушки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный  процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.

Слово «фольклор», которым обозначают понятие «устное народное творчество» произошло от соединения двух английских слов «folk» - народ и «fore» - мудрость. История фольклора уходит в глубокую древность. Начало её связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и своё место в нем. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные произведения, созданные для детей – песенки, потешки, прибаутки, заклички и другие.

Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.

Как отмечает Н. Гавриш «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.

Жанры детского фольклора, используемые в работе:

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки,  пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко). Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить – овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать, рассматривание иллюстрации – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание   уделяется  ознакомлению с малыми формами фольклора – потешкам, пестушкам, закличкам, поговоркам, колыбельным – песенкам. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в детском саду. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому мы подбираем   потешки, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к ещё малознакомому человеку-воспитателю. Например, потешки позволяющие вставить имя ребёнка, не изменяя содержания текста: «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка – пригожий!». Так как потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми, то в группе игрушки подобрали так, чтобы среди них были персонажи из потешек.

Знакомство с потешками начинается  с рассматривания картинок, иллюстраций (Ю. Васнецова), игрушек. Дав рассмотреть детям игрушку, рассказываем о персонаже потешки, о его особенностях. Объясняем  детям значение новых слов, услышанных в потешке, хорошо, когда у детей уже сформировано представление о рассказываемом животном в потешке: «Киска», «Конь», «Козлик», «Курочка», «Котик», «Коровушка» и т.д.

Сегодня дети идут в группу с большой охотой, просят прочитать потешку и поиграть понравившейся игрушкой, полистать интересную книжку с потешками. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разных режимных моментах, у нас это построено примерно так: утро начинаем с разучивания какой-либо потешки, или повторение уже знакомой. Это создает хорошее настроение и желание играть и общаться. Приучая детей мыть руки, лицо и стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение сопровождаем такой потешкой: «Водичка, водичка, Умой моё личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Кормление детей очень важный момент в жизни каждого малыша.

В своей работе используем  дидактические игры «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить произведения народного творчества). «Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?». Проводим  словесные игры по мотивам народного творчества: например «про сороку» (читаю потешку, а дети отображают её содержание в действиях). Потешка превращается в игру, увлекает детей. «Подарки» - дети дарят потешку друг другу. Дидактические упражнения «Узнай и назови» - достают из коробочки игрушки или картинки по знакомым потешкам.

Предлагаем детям настольно-печатные игры по мотивам этих произведений. («Парные картинки», «Подбери такую же картинку», «Лото», «Разрезные картинки»).

Используем потешки, поговорки, заклички во время прогулки, обращаю внимание детей на время года и состояние погоды, чтобы прогулки проходили более эмоционально и интересно для детей; где дети могут подражать голосам и движениям животных и птиц.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, использование в работе малых фольклорных форм, помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать под ритм произношения потешек, прибауток, пестушек, закличек т.е. всесторонне развивает ребёнка.

Проведены следующие консультаций для родителей на темы:

«Роль фольклора в развитии речи детей»,  «Малые фольклорные произведения», «Использование загадок для формирования выразительности речи»,  «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста».  Оформление папки – передвижки на тему: «С пальчиками играем,  речь развиваем». Организация семейной выставки рисунков «Расскажи мне сказку». Организация совместного занятия с детьми «Любимые народные игры».

Также следует отметить, что прививать любовь к фольклору должны не только воспитатели дошкольного учреждения, но и родители. Ведь именно они отвечают за правильное воспитание и своевременное развитие собственного сына или дочери, закладывают самые главные жизненные принципы, которыми собственно и будет руководствоваться их ребенок уже во взрослой жизни.  Помогите своему ребенку открыть многогранный мир и удивительное величие фольклора, ведь это окажет благоприятное развитие и на его устную речь, умственное развитие, а мышление сделает креативным. Такой ребенок не будет чувствовать душевную пустоту, ведь он всегда найдет для себя хорошее увлечение, поскольку фольклор привнесет в его жизнь много доброты и позитива.

Фольклор входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. С потешки, колыбельной, сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Список литературы:

1. Федоренко Л.Ф., Фомичёва Г.А. М.: Просвещение, 1984г. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»;

2. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей»;

3. Логинова В.И., Максаков А.И., под редакцией Сохин Ф.А.. – 3 изд.М.: Просвещение, 1984г. «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

4. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду».

5. «Кроха» - пособие по воспитанию, обучению и развитию речи детей до трёх лет. М.: Просвещение, 2000г.

6. Павлова Л., Сотникова В. «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования»;

7. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки»;

8. Дмитриева В. «Учусь говорить правильно» (лепеталки, чистоговорки, стихи и песенки) М.: Астрель; СПб «Сова», 2010г.

9. Луканина Н., Чадова Л. «Праздники в детском саду для детей 2-4 лет».

10. Зарецкая Н.В. «Праздники и развлечения в ДОУ», младший дошкольный возраст ;

11. Кричицына Н. «Дети любят …» Д/В – 1991г., № 11, с. 16 – 17;

12. Мацкевич А.Д. «Малые формы фольклора» (работа с книгой в д/с сост. В.А. Богуславская, В.Д. Разова) – М.: Просвещение.

13. Загрутдинова М., Гавришн «Использование малых форм фольклора» Д/в – 1991г., № 9, с. 16 – 22.

14. Свирская Л., Петрова Н. «Ты меня понимаешь?» БЭММ «Детский сад», № 35 – 36, 2003г.

15. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Начинаем говорить» (развитие речи) СПб «ПАРИТЕТ», 2005г.

Электронные ресурсы:

1. http: //www.allbest.ru

2. http:// otherreferats.allbest.ru/ pedagogics/ 0087987o htm1>a> «Роль фольклора в развитии речи детей».

3. http:// otherreferats.allbest.ru/ pedagogics/ 00127395_ o htm1> «Малый фольклор в развитии речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение малых форм фольклора в развиии детей раннего возраста

материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста...

Значение малых форм фольклора в развиии детей раннего возраста

материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора...

« ВОЗДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РЕЧЬ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Всестороннее ㅤи ㅤполноценное ㅤразвитие ㅤличности ㅤребенка ㅤбудет ㅤне ㅤполным ㅤбез ㅤпонятной ㅤ,активной ㅤречевой ㅤдеятельности ㅤ,хорошего ㅤи ㅤ ㅤкачественного ㅤзвукопроизношения.В ㅤданной ㅤстатье ㅤрассм...

Воздействие малых форм фольклора на речь ребёнка раннего возраста

Значимым и важным приобретением , навыком ребенка в раннем возрасте, дальнейшем его развитии является знакомство и овладение речью. Речь помогает знакомится с окружающим миром, как он интересен и разн...