«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»
статья (младшая группа) на тему

Беляева Александра Владимировна

С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, учит понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Задача обогащения словаря и активизации речи детей решается ежеминутно, пронизывает все режимные моменты.                                                        

С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, учит понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Цель: Стимулирование активной речи детей через малые фольклорные формы. 

Задачи:  

  1. Воспитывать первичное эстетическое восприятие, вызывать у детей чувство сопереживания к окружающим.
  2.  Способствовать формированию потребности в речевом общении с окружающими ребенка взрослыми.
  3. Развивать понимание речи окружающих и активную речь.
  4. Совершенствовать восприятие (зрительное, слуховое, осязательное).
  5. Формировать представления об окружающих ребенка предметах и явлениях.

Тема 1. Чтение потешки «Сорока, сорока»

Цель: учить детей воспроизводить доступные им звукосочетания, слова текста, развивать интонационную выразительность речи. Вырабатывать у детей способность сосредоточиться на короткое время, чтобы прослушать несколько строчек текста.

Ход. 

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел? (воспитатель показывает фигурку сороки)

 Птичка. Сорока.

 Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать;

— Покажите как она летает, машет крылышками.

 А это что такое?

Клюв.

А что она может клювом делать?

Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).

— А покажите, где у сороки ножки?

Ножки – на которых сорока прыгает. (прикрепляет сороку к фланелеграфу). 

 Красивая птичка – сорока?

—Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.

Скажите, какой у сороки хвост?

—Хвост длинный.

 Ребята,  про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель  легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);  

«Сорока, сорока,

Где была?»

 — «Далёко.

Кашку варила,

Деток кормила...»

 Дальше воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...». Беря последний, пятый пальчик, она произносит:  А этому не дала?

Нет.

 А почему?

Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил — нет ему  ничего!»

Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.

При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять:

Этому дала?

Дала.

А этому дала?

Дала.

  В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.

Тема 2. Чтение потешки «Пальчик-мальчик»,

Цель: обучать внимательному прослушиванию и запоминанию стихотворного текста, учить детей воспроизводить игровые движения согласно тексту потешки, воспитывать эстетические чувства.

Ход.

Воспитатель предлагает детям показать свои ручки, рассмотреть пальчики, при этом она приговаривает: «Вот пальник, вот еще пальчик».

Воспитатель показывает детям пальцы на своей руке — все вместе и по одному. Затем предлагает послушать стишок:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

 С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Воспитатель читает ритмично, напевно, выделяя интонационно вопрос и ответы, прикасаясь большим пальцем к каждому пальцу своей руки, побуждая детей проговаривать слова и повторять движения.

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем …..

в лес ходил,

 С этим братцем….

 щи варил,

С этим братцем…

кашу ел,

С этим братцем ….

песни пел.

При повторном  чтении потешки воспитатель акцентирует внимание детей на последней строчке («С этим братцем песни пел»).

– А какие песенки пел?

Подпевают воспитателю знакомые песенки: «Петушок», «Дождик».

Тема 3. Чтение потешки «Ладушки, ладушки»

Цель: формировать умение слушать образную поэтическую речь, побуждать детей проговаривать потешку вместе с воспитателем, учить детей подражать игровым действиям, формировать ощущение ритма.

Ход. 

Воспитатель переодевшись «бабушкой» произносит потешку, делая соответствующие тексту движения руками.

Ладушки, ладушки!

 Где  были?

 — У бабушки.

— Что ели?

 — Кашку.

— Что пили?

 —Молочко.

Кашку поели, молочко попили. Шу-у-у-   Полетели!

На головку сели, Петушком запели. Ку-ка-реку!

Затем воспитатель повторяет потешку, играя руками ребенка, поощряет детей, когда они пытаются «подговаривать» текст и воспроизводить игровые движения.

Ладушки, ладушки!

 Где  были?....

—У бабушки.

—Что ели?....

 —Кашку.

— Что пили?....

—Молочко.

Кашку поели, молочко попили….

 Шу-у-у -у   полетели!

На головку сели, Петушком запели…

 Ку-ка-ре-ку!

—У тебя Ваня (Паша, Лена) есть бабушка?

—А какие у вас бабушки?

—Добрые, красивые, ласковые.

—Давайте, для наших бабушек, испечем пирожки.

Воспитатель поет  песню «Я пеку, пеку, пеку…», а дети пекут пирожки и прянички для бабушки (эмитируют движения).

Тема 4. Чтение потешки «Баю-бай»

Цель: учить понимать несложный сюжет потешки,  закрепить у детей умение произносить слова «бай», «собачка», «лай»; учить детей улавливать ритмичность речи.

Ход.

 Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.

 Кто это?

Собачка и кукла Таня.

Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).

 Как собачка лает? Гав-гав-гав. Тяф-тяф-тяф.

—  Таня, ты где была? Гуляла?

— Гуляла.

—Ты долго гуляла, Таня?

— Долго, я устала.

— Ты спать хочешь?

— Да, я хочу спать.

— Ребятки, Таня  хочет спать. Воспитатель кладет её спать.

 А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша читает):

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2—3 раза. Потом воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».

Тема 5. Чтение потешки "Катя, Катя"

Цель: развивать у детей слуховую сосредоточенность, формировать у детей умение, прослушав текст, выполнять указанные в нем движения: пройти по комнате, топнуть ножкой.

Ход.        

Раздается стук в дверь.

 Кто это?

Кукла.

Катя (Маша, Даша, Саша). Дети под руководством воспитателя рассматривают куклу(одежду – платье, носочки; лицо – глазки, носик, губки).

Настя  А я вам сейчас про Катю расскажу.

Катя, Катя маленькая,

 Катенька удаленькая,

 Пройди, Катя, горенкой,

 Топни, Катя, ноженькой.

Воспитатель ритмично читает детям потешку и одновременно действует с куклой: кукла передвигается по столу и при чтении слов «топни, Катя, ноженькой» «топает» ножкой.

— Горенка – это комната, Катя гуляет по горенке, и мы пойдем гулять по комнате.

При повторении текста, дети идут по комнате, при этом воспитатель держит ребенка за руку и проделывает вместе с ним все движения. В тексте вместо «Катя» она называет имена участвующих детей (Саша, Настя).

Настя, Настя маленькая,

Настенька удаленькая,

 Пройди, Настя, горенкой,

 Топни, Настя, ноженькой. (дети топают ножкой)

Тема 6. Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки»

Цель: воспитывать интерес к звучащей образной речи, эмоциональный отклик на неё, желание послушать потешку ещё раз, формировать у детей способность улавливать ритм потешки.

Ход.

 Посмотрите, какую интересную книгу я вам принесла.

Книжка открывается, сказка начинается.

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

Машенька в тележке,

Щелкает орешки.

Дети рассматривают иллюстрации в книжке.

—Кто это?

—Мальчик.

—Что он делает?

—Скачет на палочке. Это лошадка. Мальчик скачет на лошадке.

—А что у него сзади?

—Тележка.

—Кто едет в тележке?

—Маша.

—Что Маша делает?

—Кушает, щелкает орешки.

Повторяет потешку несколько раз, причем вставляет в текст имена присутствующих детей (Вова, Таня ). Предварительно спрашивает: «Теперь про кого сказать?» Побуждает детей повторять «чики-чики-чикалочки».

Затем проводится инсценировка потешки: мальчик скачет на «лошадке», а девочка сидит в тележке (держит палочку за другой конец). Воспитатель вставляет в текст их имена. Инсценировка повторяется 4-5 раз.

В заключении воспитатель снова рассказывает потешку, дети договаривают отдельные слова.

Тема 7. Чтение потешки «Петушок, петушок».

Цель: познакомить детей с фольклорным произведением, формировать познавательную активность, учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев, расширять знания детей о домашних животных, помочь малышам запомнить потешку, вызвать желание рассказывать её вместе с педагогом.

Материал: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок, угощения для петушка.

Ход.

 Кто поёт «ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

  Петушок.

 Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!» (позови петушка Саша, Паша, Катя)

Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.

 Какой петушок: большой или маленький?

 Петушок большой.

 Что у него на голове?

 На голове у петушка гребешок.

 Какой у петушка хвост?

 Хвост у петушка большой, красивый, колесом.

Воспитатель читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

 Как кричит петушок?

 Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать. Дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди.

Дети выполняют игровые действия: поят петушка водичкой, угощают зернышками. Воспитатель читает потешку ещё раз, дети договаривают слова и фразы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

Консультация "Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста".

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возра...

Статья "Использование малых форм фольклорного жанра для Развития речи детей раннего возраста"

Статья о важности использования малых форм фольклора (потешки, пестушки, прибаутки, считалки, приговоры) на занятиях по Развитию речи с детьми раннего возраста и во время проведения режимных моментов ...

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»

Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....

Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста.

       В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает...