Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста.
статья

Серова Екатерина Алексеевна

         В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл satya.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклорных форм в развитии речи

детей  раннего  возраста.

 

         В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений

     Но наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными умениями их этому надо учить. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечено народом.

    Фольклор имеет ярко выраженную направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем.  Для  полноценного развития ребенка фольклор должен сопровождать его с момента рождения: пестушки, потешки, колыбельные песни, приговоры делают жизнь малыша эмоционально наполненной радостью, словом, общением с взрослым. Устная детская поэзия обладает своим неповторимыми специфическими качествами, которые характеризуют ее как органическую часть самобытной фольклорной культуры в целом. Такие процессы в жизни маленького ребенка, как умывание, купание, одевание необходимо сопровождать словом: припевкой, приговоркой, тогда они становятся для ребенка более интересными и здесь русское народное творчество незаменимо. Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, для того , чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить малыша, «поговорить» с ним.

      Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. Опираясь на большой опыт народной педагогики, исполнители детского фольклора неизменно учитывали особенности восприятия детей, проявляли глубокое понимание интересов ребенка, умели считаться с его возрастом. В область детского фольклора входили и переходили только такие произведения, тематика которых соприкасалась с задачами воспитания, с интересами детской аудитории, а форма была доступна ребенку любого возраста…

     Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д. Ушинский. в 60 –х г.XIX в. В журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

     Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской  деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:

- фонематический слух

- грамматический строй речи

- звуковую культуру речи

- обогащать словарь

    Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.(7)

    Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

    В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

     В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов  у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь , способствует развитию разговорной речи.

     Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые  близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например «заинька».

     Грамматическое многообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи . в колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

     С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, различной  интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность .

      О.С.Ушакова считает, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом  для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. (6)

       Для того, чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии, по мнению Сазоновой С.Е., Малининой О.В. воспитатель должен:

   - знать уровень развития своих воспитанников;

   - научиться владеть художественными средствами;

   - обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

   - петь и танцевать;        

   - использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса );

   - использовать красочность и богатство зрительных образов;

   - применять забавный сюжет;

    - больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;

    - варьировать методическими приемами. (3)

   Т.Пескишева выделяет следующие виды работы с использованием фольклора:

    - занятия;

    - игры;

    - самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

    - досуги;

    - календарные праздники. (2)

     Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в работе с детьми мы стараемся наизусть читать колыбельные песни, потешки, диалоги, сказки  с чувством меры, с учетом доступности восприятия, включать их в повседневный разговор с детьми.

      Особенно эффективно использование детского фольклора в период адаптации ребенка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями  переключаем  внимание ребенка на игрушку(кошку, собачку, петушка…), сопровождая ее движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

Или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

Или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка…

    Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимо собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, целесообразно использовать пальчиковую игру ( например, «Как у нашего кота»).

   Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения дети быстро запоминают.

У сороки боли

У вороны боли

А у Сони заживи.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

    Димочка хороший, Димочка пригожий!

       С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему  пищи, одеванию… Под звуки ласковых, напевных слов песенок – потешек ребенок:

    - быстрее засыпает («Котя ,котя, коток, котя серенький лобок…»);

    - легче просыпается («Потягушки, потянись…»);

    - даст себя умыть («Водичка, водичка, умой мое личико…»);

    - охотнее будет есть (накормить ребенка поможет потешка: «Ешь кашку сладеньку…»).

     Так как у современных детей велика потребность в движении, особенно им нравиться  выполнять движения под слова пестушек  и потешк: «Водичка, водичка», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Ай, лады, лады, лады». Дети очень любят потешки игрового характера: «Ладушки, ладушки…», «Огуречик, огуречик…», активно участвуют в изображении сопутствующих потешкам действий. Знакомя детей с некоторыми потешками («Наши уточки…»), воспитатель побуждает их к подражанию крику птиц, животных.  

       Используя потешки в младших группах, мы обучаем детей ритмичному бегу, прыжкам, другим движениям. В игре «Солнышко-ведрышко» (под слова заклички) дети, сначала прячутся от дождя, а когда выходит солнышко – играют, бегают и гуляют.

Таким образом мы можем прийти к следящему выводу, что  если воспитатель сначала действует вместе с детьми, увлекая их, они включаются в игру.

      Результаты свидетельствуют использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко»).

       Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа

   Список литературы:

  1. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико

//Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115

  1. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи//Дошкольное воспитание. – №8. – 2007. – с. 86-93
  2. Сазонова С.Е., Малинина О.В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39. – 2008. – с. 47-53
  1. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с.
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи дошкольника/Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

     6.   Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во института    психотерапии, 2001. – 256 с. 

      7. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. — 3-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1981. — 175. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей дошкольного возраста с ОНР

Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взр...

Консультация "Использование фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста".

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей раннего возра...

«Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста»

С самого раннего возраста ребёнок откликается на потешки, прибаутки, колыбельные. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимо...

Проект «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей младшего возраста «Ой, качи – качи…»

Цель проекта: использовать малые формы фольклора в развитии речи детей младшего возраста....