Практикум для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей с помощью традиционных и интерактивных технологий»
учебно-методическое пособие по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov_dou.docx843.45 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов ДОУ

«Использование малых фольклорных форм

в развитии речи детей

 с помощью традиционных и интерактивных технологий»

Цель: показать возможности решения задач по развитию речи и других интеллектуальных процессов посредством методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, активизирующих и обогащающих речевые способности детей, воспитывающих художественно-эстетический вкус у ребенка.

Задачи: интегрированный подход к обучению и развитию детей, развитие коммуникативных и познавательных способностей дошкольников, способствование поддержанию устойчивого интереса к народному слову, обогащение и коррекция речи детей, побуждение к эмоциональной отзывчивости, формирование основ художественно-эстетического воспитания.

Оборудование: предметные и  сюжетные картинки, ноутбук, интерактивные игры.

Ход практикума:

- Уважаемые коллеги, мы всегда находимся в мире детства, и  я предлагаю вам поиграть со мной. Вашему вниманию предоставляю модель, с помощью которой я развиваю речь детей средствами фольклора. Сюда входят такие фольклорные жанры:

1. Скороговорки

2. Загадки

3. Пословицы и поговорки

4. Русские народные сказки

5. Небылицы

6. Народные игры.

-Давайте их рассмотрим.

1. Скороговорки.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха, звукопроизношения и дикции служат скороговорки.

- Перед вами карточки со скороговорками - первую скороговорку должны произнести быстро, вторую с определённой интонацией (удивлённо, сердито, радостно);

Участники  по очереди называют скороговорки.

КАРТОЧКИ

C:\Users\admin\Desktop\чистоговорка.jpg

Современная действительность нам добавила еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии. Использование компьютерных программ и интерактивных игр повышает эффективность коррекционно-логопедической работы с дошкольниками.

Предлагаю интерактивную игру «Машки-матрешки» (проговаривание скороговорок)

2. Загадки.

Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок  (по очереди участники отгадывают).

1. Что за штука, день и ночь стучит? (часы)

2. Чёрная корова весь мир поборола. (ночь)

3. Снежные поля, чёрные грачи,

Хочешь умным быть – бери и учи. (книга)

4. Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает (зимой)

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру  «Отгадай». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

Интерактивная игра «Загадки Лесовичка» (Отгадывание загадок)

3. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

- Предлагаю Вам творческие  заданиями.

 Продолжите пословицы

E:\СЕМИНАР\0014-014-Poslovitsy-o-dobre.jpg

 Творческое задание «Иллюстрирование пословиц»

Дети очень любят рисовать, и им нравится что-то придумывать, поэтому данное задание для них очень интересно.

Например, такие пословицы:

«В гостях хорошо, а дома лучше», «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей. А имей сто друзей»

E:\СЕМИНАР\v-mire-poslovits_97645.png

Или показываю картинку, прошу ребенка «прочитать» по картинке знакомую пословицу или поговорку и составить рассказ по картинке.

«Спор мышат».

Однажды друзья шли на день рождение и начали спорить: «Какая пословица лучше?»:

Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.

Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.

Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей.

-Я предлагаю вам разрешить спор друзей.

Интерактивная игра «Ворона и лиса» (Составление пословиц и поговорок)

4. Сказки.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

В своей работе я использую такие творческие задания со сказками:

«Придумай окончание сказки»

«Придумай свою сказку»

«Придумай, что было бы, если бы…» (колобок не убежал от дедушки и бабушки)

Предложить ребенку рассказать сказку Колобок. Ребенок рассказывает, а взрослый при необходимости помогает. Во-время пересказа, ребенок может передвигать мышкой колобка от одного персонажа к другому, передвигать персонажи. ( При работе за компьютером)

C:\Users\admin\Desktop\кмо2\СЕМИНАР\po-stranitsam-russkih-narodnyih-skazok-kolobok_43284.png

«Встреча зайца и волка»

Описать внешний вид зверей, сравнить размер, указать какие это животные, в какой сказке встречаются. Продолжить сказку "Колобок", когда волк и заяц столкнулись друг с другом после встречи с Колобком

C:\Users\admin\Desktop\кмо2\СЕМИНАР\vstrecha-zaytsa-i-volka_236656.png

5. Небылицы.

Для того, чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы. Я предлагаю им прослушать путаницу и найти несоответствия.

-Итак, вашим командам я предлагаю послушать небылицу и затем назвать несоотвествия.

Восприятие путаниц на слух позволяет детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются.

Игра «Путаница»

Игра для развития звукового различения
Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.
Педагог  называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.

Например:
Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Рассказ- небылица

C:\Users\admin\Desktop\кмо2\СЕМИНАР\rasskaz-nebyilitsa_30.png

Придумываем и дополняем картинку – чего не может быть на свете?

6. Народные игры.

Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

Например: «Жмурки», «Удочка», «Метелица» и другие.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольника.

Заключение.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты   и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам лишь несколько игр, используемые в своей работе, которые способствуют познавательному речевому, эмоциональному и социальному развитию детей. Я благодарю Вас за внимание и активное участие, и хочу предложить поиграть в еще одну творческую игру:

«Закончи фразу» Продолжите фразу

Участникам  предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.

Пример: Сегодня я узнал…

Меня сегодня удивило…

Больше всего мне понравилось…

Хотелось бы добавить… и т. д.

«Я возьму в свою методическую копилку…»

«Я ухожу с практикума…»

Для меня было самым полезным….

Для меня было самым интересным…

Материал семинара был мне… (Полезен/бесполезен    Интересен/скучен)

С каким настроением вы уходите  семинара?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».

Тема: «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста».Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельно...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование малых фольклорных форм как средства приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Что такое фольклор? Вместо слов устное народное творчество часто говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание. ...

Статья на тему:«Использование малых форм в развитии речи детей »

Статья на тему:«Использование малых фольклорных форм  в развитии речи детей»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование метода мнемотехники в развитии речи дошкольников»....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ  «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...