Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников
статья на тему

Погорская Татьяна Дмитриевна

Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников

( методические рекомендации для воспитателей и родителей)

Воспитатель ГБДОУ № 104 детский сад

Невского района г. Санкт-Петербурга

Погорская Т.Д.

  Эмоции  играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитывают на лице, в позе, жестах, во всём поведении.

    Поступая в детский сад, ребёнок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему  взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В жизни ребёнка происходят большие проблемы, которые далеко не всегда бывают радостными и желанные для него. В детском саду не всё  не так, как дома: более  строгий  распорядок дня, незнакомые ему взрослые и дети, непривычные требования. Но главное – разлука с мамой. Всё это может вызвать у малыша напряжённость, неуверенность и даже тревожность. Такой  неблагоприятный эмоциональный фон отрицательно сказывается на первых впечатлениях ребёнка о детском саде, затрудняют привыкание к нему. Многие дети сопротивляются подобным переменам в жизни, не хотят приходить в группу. В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребёнка, развития умения общаться со сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных  эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

     Эмоциональному  развитию ребёнка способствует и общение ребёнка со сверстниками. Причём это могут быть как положительные, так и отрицательные эмоции. Для детей ясельных групп, по сравнению с домашними детьми, более свойственным будет проявление отрицательных эмоций (гнев, ярость, обида), поскольку в группе чаще ”ущемляются интересы“ друг друга (отбирают игрушки, толкаются). Ребёнок чаще всего чувствует беспокойство при приближении другого ребёнка (воспринимая это подсознательно как агрессию).

    Наш детский сад осуществляет квалифицированную коррекцию отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. К нам в сад чаще приходят дети из неблагополучных семей. Их эмоциональный фон очень неустойчивый, дети тревожные,  агрессивные, плохо контактируют с другими детьми. Результаты наблюдений на начало года можно увидеть в Приложении № 1.

   Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, мы решили, что самое лучшее, что может предпринять воспитатель, это позабавить ребят, развеселить их, поскорее отвлечь от всего, что омрачает их пребывание среди незнакомых людей. Важнейшим воспитательным средством в раннем возрасте служат разные формы устного народного творчества. Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор.

   Фольклор, имеет ярко  выраженную эстетическую направленность. Многое в нём создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своём будущем. С незапамятных времён  живут в народном быту колыбельные песни, детские ”пестушки”, ”потешки”. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные  эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что  хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

    В XX веке отечественные учёные педагоги стали основательно изучать народную педагогику. Исследования Константинова, Мединского, Струнинского, Шабаевой и других. В исследованиях этих авторов рассматривается роль народной педагогики и в развитии человеческой культуры. В настоящее время этно-педагогические проблемы привлекают внимание все больший круг исследователей: этими проблемами занимаются профессора: Афанасьев, Гардин, Волков, Эльдарадов и другие.

    Произведения, созданные специально для  детей, составляют особую область народной поэзии-  детский фольклор. Впервые серьёзное внимание на детей фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. А журнале ”Учитель” появились публикации произведений детского фольклора  и их анализах с точки зрения физиологии и психики ребёнка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений  для детей.

 Использование   русского фольклора следует рассматривать не как форму обучения, а как яркое общение с малышом. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами,  поют,  пляшут, играют и т.п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселия, а иногда и некоторого баловства- вот в чём приоритет фольклора. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки; как мычит корова; покачать куклу и т.п. А дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируют на голос, настроение, мимику, жесты.

    Наблюдая дети раннего возраста при поступлении в наш детский сад, мы видим что, эмоциональный фон очень неблагополучный. Дети тревожны, раздражительны, агрессивны, гиперактивны, эмоционально напряжены. Чтобы снять эмоциональное напряжение у детей, мы решили создать ситуацию для возникновения положительных эмоций. Для этого мы разработали картотеку потешек, прибауток, пестушек, народных игр, которыми можно пользоваться в течении всего дня, на каждый режимный момент, на любой случай.

 

    Вывод: Используя фольклор в течении дня, в разные режимные моменты, мы заметили, что дети приходят в сад с эмоционально-положительным настроением, уходят их тревожность, они с удовольствием заходят в группу, в течении всего дня находятся в спокойном состоянии. Дети стали доброжелательными, они с большим удовольствием общаются с окружающими взрослыми и детьми.  Результаты наблюдения на конец года можно увидеть в Приложении №2.

      Неоценима роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу,  что так важно в период пребывания ребёнка в детском саду и для дальнейшего положительного развития его как личность.

      «Малые жанры фольклора»

  • От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка).
  • 2 Зимою греет,

             Весною тлеет,

            Летом умирает,

            Зимой оживает (снег). ( загадка)

  • Киса, кисонька, коток,

            Киса - серенький хвосток,

           Приходи, киса, ночевать,

          Приди Васеньку качать… (колыбельная песня)

  • Матушка – репка,

            Уродись крепка,

           Капуста  - виласта.

           Будь пудаста! (закличка)

  • А у нас во дворе

          Поросёнок рылся

           И нечаянно хвостом

          К небу прицепился.(небылица)

  • Ехали, ехали

            В лес за орехами,

            По кочкам, по ямкам,

           Бух, и провалились. (потешка)

  • Скачет галка по ельничку,

            Бьёт хвостом по березничку.

           Наехали на галочку разбойнички,

           Сняли они с галки синь кафтан.

           Не в чем галочке по городу гулять,

          Плачет галка, да негде взять…  (прибаутка)

  • Потягунчики, порастунчики!

            Роток – говорунюшка,

            Руки – хватунюшки,

           Ноги – ходунюшки.   (пестушка)

  • Мышка, мышка,

            На тебе зуб костяной,

          А мне дай стальной.  (приговорка)

  • Раз, два – упала гора,

           Три, четыре – прицепило,

          Пять, шесть – бьют шерсть,

          Семь, восемь – сено косим,

         Девять, десять – деньги весить.   (считалка)

  • Ласковое слово слаще мёда.  (пословица)
  • Обманули дурака

            На четыре кулака,

          На пятое – стуло,

          Чтоб тебя раздуло!

         На шестое - колесо,

         Чтоб тебя разнесло.   (дразнилка)

  • Семь пятниц на неделе.   (поговорка)

Литература  

1. « Дети  раннего возраста в дошкольных учреждениях »

К. Л. Печора, Г . В. Пантюхина,  Л. Г. Голубева, Москва 2003г.

2. « Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

 Л.В. Белкина, Воронеж 2004г.

3. « В мире детских эмоций», Т.А. Данилина,  В.Я. Зедгенидзе,  Н.М. Степина, Москва 2004 г.

4. « Развитие эмоциональной сферы дошкольника», И.Н. Агафоновой, Санкт-Петербург  2002г.

5. « Песни, забавы,  игровая гимнастика для малышей»,            Санкт-Петербург  2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников.

Большое количество детей к 2-3 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

«Малые формы фольклора – средство эмоционального развития малышей»

.  Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но...

«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников» (консультация для воспитателей)

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности ...

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для педагогов«Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»...

Один день в детском саду с использованием малых форм фольклора в режимных моментах младших дошкольников.

Подборка малых форм фольклора в режимных моментах младших дошкольников на день...