«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников» (консультация для воспитателей)
консультация

Якуненко Нинель Анатольевна

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, осуществляется возможность проявить свою самостоятельность в деятельности. Для ребенка в игровой деятельности важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им – реальные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatralnoy_deyatelnosti.docx89.86 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для воспитателей

        Возникая на границе раннего детства и дошкольного возраста, игровая деятельность интенсивно развивается и достигает во второй половине дошкольного возраста своего высшего уровня. Как отмечает Л.Ф. Островская, игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Неслучайно игру считают одной из главных форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. 

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, осуществляется возможность проявить свою самостоятельность в деятельности. Для ребенка в игровой деятельности важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им – реальные.

        Игры – драматизации, действие с театрализованной куклой помогают глубже понять рассказы, стихи, сказки, почувствовать их художественную ценность.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявлять свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве. Это помогает преодолеть робость, стеснительность, замкнутость, застенчивость, и наоборот, развивается активность, индивидуальность, самостоятельность, инициативность.

       Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

      Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М. Теплов.

         Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу, Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившемся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

        Выводы:

1. Для успешного решения задач эмоционального развития необходимо включение ребенка в театрализованную деятельность, (создание социальной среды). Необходимо обогатить педагогический процесс разнообразными средствами и методами, ведущим из которых является игра, как актуальная и значимая деятельность детей дошкольного возраста.

2. Театрализованная деятельность имеет большое значение в социальном воспитании детей.

3. В театрализованной деятельности развивается выразительная, публичная, диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи.

4. Эффективность эмоционального развития с помощью театрализованных игр и упражнений во многом определяется тем, насколько четко и дифференцированно обозначены в них воспитательные задачи и уровни их адекватной реализации педагогом при помощи разнообразных методов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников

Роль малых форм фольклора в эмоциональном развитии младших дошкольников...

«Развитие социально-эмоциональной сферы младших дошкольников в театрализованной деятельности»

Статья опубликована в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2014-2015 учебного года...

Роль театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольника.Методы и приёмы коммуникативных и игровых технологий в работе с детьми.

Полноценное участие детей в театрализованной игре, как одной из форм организации педагогического процесса, требует особой подготовленности. Проявляется это в умении вслушиваться в текст, улавливать ин...

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для педагогов«Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»

Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...