Консультация для воспитателей "Роль театрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии детей"
консультация
Формирование коммуникативных умений очень хорошо развивается в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль тетрализованной деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников
У всякого воспитания должно быть создание деятельной
личности в лучших идеалах общественной жизни,
в идеалах истины, добра и красоты (В.М. Бехтерев)
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном и начальном школьном детстве. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.
Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста - основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку. Причём, включён он в общение не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Речевые звуки, не обращённые к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают его, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». А мы хорошо знаем, что для получения положительных результатов в развитие речи дошкольников, занятия с ними должны быть яркими и эмоционально окрашенными.
Известное утверждение Н.В. Гоголя о том, что «театр - это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра», подчеркивает воспитательную функцию театра.
«Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а, играя, познает окружающее» (О. П. Радынова).
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Формирование коммуникативных умений очень хорошо развивается в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства, культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
В процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:
* расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
* развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
* происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
* активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;
* совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
* развивается эмоционально - волевая сфера;
* происходит коррекция поведения;
* развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения (что очень важно в процессе формирования личности ребенка);
* стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
* участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их. Не зря в народе говорится: Жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились!
Театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. В них ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, «ведут» роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Театрализованная деятельность включает в себя:
- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- Игры - драматизации;
- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- Упражнения по формированию выразительности исполнения;
- Отдельные упражнения по этике;
- Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
- Представления «исторического» дидактического театра.
Театрализованная деятельность строится по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение (например, с помощью считалки) на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание ролей в парах.
Во время театрализованной деятельности необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- в заключение различными способами вызывать у детей радость.
А еще очень важно, театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы. Это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»
Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей : «Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта работы)
Консультация для воспитателей :«Педагогические возможности театрализованной деятельности в социально –коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста». (из опыта р...

консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»
laquo;Театрализованная деятельность, как средство коммуникативного развития детей раннего возраста»...

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»
Консультация для воспитателей«Театрализованная деятельность, как средства коммуникативного развития детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ОВЗ"
quot;Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ОВЗ"...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста»
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста»...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: Налаживание тесного взаимодействия между детьми, ...
