Роль театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольника.Методы и приёмы коммуникативных и игровых технологий в работе с детьми.
презентация к уроку (старшая группа)

Иващенко Ольга Олеговна

Полноценное участие детей в театрализованной игре, как одной из форм организации педагогического процесса, требует особой подготовленности. Проявляется это в умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания. И во многом это зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразние его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение,чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной речью и интонацией и т.п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно -образовательной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольников. Методы и приёмы коммуникативных и игровых технологий в работе с детьми. Выполнила: Иващенко О.О.

Слайд 2

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ . 1.Словесный. 2.Наглядный . 3.Практический .

Слайд 3

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД. 1 . Чтение воспитателя по книге или наизусть . 2. Рассказывание воспитателя. Методические приемы : • Чтение произведения с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить. • Проведение анализа произведения на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера. • Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев произведения, их одежды. • Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев произведения на примере отдельных реплик. 3. Беседа .

Слайд 4

Наглядный метод . 1.Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий 2.Расматривание персонажей. 3.Мультимедийные презентации. 4.Буклеты с картинками. 5. Эскизы декораций и костюмов. 6.Просмотр сценок кукольного театра.

Слайд 5

Практический метод. 1.Игры с элементами театрализации . Применяемые приёмы : 1.Речевые упражнения. Заучивание наизусть. 2. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.). 3. Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки. 4. Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей. 5. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?») 6. Проигрывание этюдов на выразительность жестов. 7. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.). 8.Игры на развитие внимания и памяти (выполнение движений по сигналу, повторение заданных упражнений и движений). 9.Проигрывание ролевых игр с использованием костюмов, реквизита, масок, кукол.(коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия)

Слайд 6

Практический метод. 2. Игры-спектакли. 3. Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей. 4. Психогимнастика . 5. Игры с драматизацией.

Слайд 7

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются: 1.Метод моделирования ситуаций. 2. Метод творческой беседы. 3. Метод ассоциаций .

Слайд 8

Пантомима как средство эмоционального развития дошкольника. Этапы подготовки : 1.Работа над образами. Подбор костюмов. Подбор музыки . 2 . Работа над мимикой. Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние. Упражнения с зеркалом. Работа с шаблонами. 3.Работа над жестами и движениями. Упражнения на ритмопластику. Музыкальные импровизации. Игры на память различных действий. Просмотр видео с участием взрослых исполнителей и детей.

Слайд 9

1.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. –М.: Просвещение, 2011 2.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.-М.,Просвещение,2010. 3.Махнёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: Сфера,2011 4.Интернетресурсы. Литература.



Предварительный просмотр:

                                                           Предисловие.

Полноценное участие детей в театрализованной игре, как одной из форм организации педагогического процесса, требует особой подготовленности. Проявляется это в умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять какой герой, надо научиться анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания. И во многом это зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразние его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение,чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами: мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной речью и интонацией и т.п.). Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно -образовательной деятельности.

Театрализованная игра - важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Для этого существует много методов и приёмов , которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу и получения хорошего результата.

ОПИСАНИЕ СЛАЙДА 1.

  1. Словесный метод.
  2. Наглядный метод.
  3. Практический метод.

ОПИСАНИЕ СЛАЙДА 2

Словесный метод (используется для того, чтобы поделиться информацией)

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Театрализованный рассказ.

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать  во время занятий и вне его .Во время чтения или рассказывания литературного произведения педагог сам «играет « персонажей, используя интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов, через иллюстративный материал дети погружаются в атмосферу литературного произведения.

Методические приемы:

• Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

• Проведение анализа сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

• Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

• Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

4. Беседы. Приём, который используется уже в первой младшей группе. При этом малыши постигают театральную тематику, начиная со знакомства с персонажами, которые там представлены.

Беседа «Что такое театр?, «Как вести себя в театре?», «Профессии людей, работающих в театре» и т.д.

5. Диалог.  Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»?, «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.

ОПИСАНИЕ СЛАЙДА 3

Наглядный метод.

Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому перед тем, как воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.

1.Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий

2.Расматривание персонажей

3.Мультимедийные презентации

4.Буклеты с картинками.

5. Эскизы декораций и костюмов.

6.Просмотр сценок кукольного театра

Просмотр сценок кукольного театра. Этот вид театрализованных игр особенно актуален для детей первой и второй младших групп, в которых малыши ещё не вполне готовы к полноценному участию в данном виде творческой деятельности. Но зато с удовольствием участвуют в ней в качестве зрителей. Так, сказку «Репка» можно разыграть пальчиковыми куклами.

ОПИСАНИЕ СЛАЙДА 4.

Практический метод.

1.Игры с элементами театрализации.

Применяемые приёмы:

1.Речевые упражнения. Заучивание наизусть.

2. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

3.  Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

4.  Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.

5.  Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

6. Проигрывание этюдов на выразительность жестов.

7.  Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

8.Игры на развитие внимания и памяти (выполнение движений по сигналу, повторение заданных упражнений и движений).

9.Проигрывание ролевых игр с использованием костюмов, реквизита, масок, кукол. (коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия)

2.Игры-спектакли.

Применяемые приёмы.

Разыгрывание сказок. Это приём особенно активно используется в старших группах, когда дети уже знакомы со всеми видами театрализованных игр. В зависимости от типа театрализованной деятельности такие постановки могут быть в рамках утренника, открытого занятия, обычного урока или как вид работы над изучением литературного произведения. К примеру, в средней группе для проведения мероприятия по случаю проводов осени можно организовать постановку сказки «Теремок». И хотя полноценно «игровые» виды театра рекомендуется начинать в старших группах, такие хорошо известные сюжеты, в которых не будет проблем с заучиванием небольшого текста, можно использовать в качестве сценария для драматизации с детьми младших групп.

Проведение в игровой форме репетиций.

Готовятся костюмы, декорации, выпускается афиша ,театральная программка.

3.Работа над упражнениями по социально-эмоциональному развитию детей ведётся, начиная с первой младшей группы. К примеру, с детьми 2–3 лет это может быть вариант выбора обращения («мяу-мяу», «гав-гав») к котятам, собакам на прогулке. Таким образом, дети не только знакомятся с окружающим миром, но и воспринимают как данность, то, что некоторые животные спокойно сосуществуют с человеком, и последний не должен создавать для них угрозы. А вот в средней группе малышам можно давать задание «Потеряшка», которое развивает слуховое внимание, эмоциональность, воспитывает ответственность. Воспитатель предлагает малышам представить ситуацию: они оказались в лесу и узнали, что один из ребят потерялся. Будучи обеспокоенными, остальные дети по очереди зовут «потеряшку»: «Ау, Серёженька!», а тот, стоя спиной к одногруппникам, должен по голосу распознать, кто же его позвал.

4.Психогимнастика (может использоваться в рамках физкультминутки). Этот приём помогает ребятам прислушаться к своим ощущениям, провести рефлексию. Задания обычно представляют собой сочетание инструкций взрослого и музыки. Чаще всего это звуки природы и просьба представить себя на берегу моря, в лесу, а затем проиграть разные эмоции, связанные с этой ситуацией: зашли в море, приятно, потом тревожно, ведь не знаем морское дно — хмуримся, подплыли рыбки, удивились, испугались — что-то незнакомое, обрадовались новым друзьям — морским жителям, персонажи театра теней — во второй младшей, тростевой театр в старшей и т. д.).

5.Игры с драматизацией. Отличный приём для проведения подвижных игр, в том числе и на улице.

ОПИСАНИЕ СЛАЙДА 5.

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

  1. метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности); предполагает выполнение заданий, тренирующих умение переключиться с одного действия на другое, контролировать жесты и мимику.

Например, детям предлагают представить себя то легким облачком, то массивными скалами.

Сюжеты-модели, этюды , ролевой диалог, игра-импровизация,  инсценирование)

  1. метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); Воспитатель ведёт диалог, активирующий творческое сознание детей, путём постановки проблемных вопросов. Например, просит представить и описать идеальный дом, игрушку и т. п. При этом должны быть заданы наводящие вопросы типа «Какого цвета?»,» Сколько этажей?» и т.д.
  2. метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Метод направлен на активацию творческих способностей путём выстраивания ассоциативных рядов. Это помогает создавать на основе возникающих образов новых персонажей и т.п. Например воспитатель называет слово «домовой» и спрашивает, что дети представили ( маленький человек, страшный, добрый)

Игры-имитации, игры-перевоплощения.

        Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

ОПИСАНИЕ СЛАЙДА 6

Пантомима как средство эмоционального развития дошкольника

Пантомима- театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передаётся при помощи жестов, пластики, мимики.

Педагоги в театрализованной деятельности могут выступать в качестве равноправных партнёров, выбирая для себя не только роль ведущего, но и перевоплощаясь в того или иного персонажа. Перенимая опыт взрослого дети более естественно и непринуждённо включаются в действие.

Методы и приёмы.

Работа над образами.

Создание пантомимы посредством совместного творчества. По каждому образу проводится кастинг. Каждый ребёнок имеет возможность самовыразиться во всех предложенных ролях. Коллектив  выбирает наиболее яркие выступления.

Подбор костюмов.

Подбор музыки.

Всем действиям соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребёнку более глубоко проникнуть в содержание образа.

Работа над жестами.

  1. Работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние.
  2. Упражнения с зеркалом.
  3. Работа с шаблонами.

Работа над жестами и движениями.

  1. Упражнения на ритмопластику.
  2. Музыкальные импровизации.
  3. Игры на память различных действий.
  4. Просмотр видео с участием взрослых исполнителей и детей.

ОПИСАНИЕ СЛАЙДА 7.

1.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. –М.: Просвещение, 2011

2.Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.-М.,Просвещение,2010.

3.Махнёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений.-М.: Сфера,2011

4.Интернетресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии в работе с детьми»… Влияние игры на развитие памяти, внимания, мышление, речи, мелкой моторики руки.

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования...

СЕМИНАР «Игровые технологии в работе с детьми по интеллектуальному развитию»

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является те...

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».

Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования.  В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...

«Роль театрализованной деятельности в социально эмоциональном развитии младших дошкольников» (консультация для воспитателей)

Специфика игры состоит в том, что ребенок в игре одновременно находится на двух планах – реальном и условном. При нарушении одного из планов игра расстраивается. Суть игры состоит в способности ...

Консультация для педагогов «Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»

Консультация для педагогов«Роль театрализованной деятельности в социально- эмоциональном развитии младших дошкольников»...