СЕМИНАР «Игровые технологии в работе с детьми по интеллектуальному развитию»
консультация (подготовительная группа) на тему

Кутузова Наталья Юрьевна

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Игровые технологии —являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igrovye_tehnologii.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Тулуна «Детский сад «Светлячок»

СЕМИНАР

«Игровые технологии в работе с детьми

 по интеллектуальному развитию»

1. Упражнение «Давайте познакомимся»

Цель: познакомить участников семинара между собой, устранить скованность в общении, объединить группу для совместного решения поставленных задач.

2. Актуальность проблемы.

«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

Эрик Берн

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Игровые технологии —являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Сегодня любая дошкольная образовательная организация в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей. В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Воспитателю необходимо осваивать новые педагогические технологии, внедрение которых обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей, а также для конкурентоспособности дошкольных образовательных организаций. Сегодня мы говорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольных образовательных организациях. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

 Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

 Педагогическая технология – это совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

 - здоровье сберегающие технологии;

 - технологии проектной деятельности;

 - технологии исследовательской деятельности;

 - информационно-коммуникационные технологии;

 - личностно-ориентированные технологии;

 - игровые технологии.

 Мы поговорим о игровых технологиях, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. У детей младшего возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей. Помогает использование игровой технологии для развития внимания. К примеру, игровая ситуация на внимание: «Найди такой же предмет», в ходе которой предлагается ребенку выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек «такой же», как у него. Или игра «Что неправильно?», где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве зеленые листья), а ребенок должен ее заметить. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры «Магазин», «Запомни картинку» и «Нарисуй, как было раньше» и другие. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения. Развивая творческое мышление и воображение детей, используем игровые приемы и методы в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой совместный пересказ художественных произведений превращается в сочинение новых сказок и историй. Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у ребенка элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Интеллектуальное развитие - это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: 

1. игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; 

2. группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; 

3. группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; 

4. группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. 

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. В своей работе целесообразно использовать развивающие игры.

Развивающая игра является огромным фактором

 умственного развития ребенка.

 (Блонский)

Игры способствуют развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра. 
Игры Воскобовича - это игры нового типа, моделирующие творческий процесс, создающие свой микроклимат для развития творческой стороны интеллекта.
С помощью
палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Блоки Дьенеша способствуют развитию умения классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, развивать внимание, логическое мышление.

Тренажеры превращают процесс обучения в развлечение и способствуют малышам поверить в себя и свои способности. Играя в тренажёры, дети становятся умнее и рассудительнее, тренируют зрительную память, произвольное внимание, мелкую моторику пальцев рук, знакомятся с цветами, геометрическими фигурами. 

Живописцу - требуется холст, 
Скульптору – необходимо пространство,
А мыслителю – гимнастика ума.

Игры Зака

В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.

Игры Никитина
Логическая игра «Сложи узор» 

Каждый из нас в душе конструктор и художник,
Главное - не бояться действовать и смело творить.

Игры – головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач. Это игры «Лабиринт», «Подбери ключ»
Жизнь ребенка полноценна лишь тогда, 
когда он живет в мире игры, в мире творчества.
В.А.Сухомлинский
«Головоломка Пифагора» В данной игре дети составляют изображение из геометрических фигур.

Делать что-то своими руками – одно удовольствие.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать и меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.” 
Я.Каменский 

  К игровым технологиям можно отнести такие логические игры как: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Листик» и другие

Игры с использованием интерактивной доски
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. 

При работе с интерактивной доской развиваются познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, мышление.
Применение интерактивной доски в детском саду позволяет развить у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими навыками работы с информацией.

Настольно – печатные игры развивают восприятие, внимание, память, логическое и пространственное мышление. 

Настольные игры вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требующие умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности. 

Развивающие игры «Найди пару», «Подбери по силуэту», «Чей силуэт?» помогают малышам в развитии логического мышления, внимания, зрительной памяти, речи. Закрепляют знания об окружающем мире и отработали навык группировки предметов по форме.

Логическая игра «Лото»

Игры логического содержания помогают воспитать у детей познавательный интерес, способствуют к исследовательскому и творческому поиску, желанию и умению учиться.

К игровым технологиям также относятся словесные игры, которые можно использовать между режимными моментами и в свободное время.

Это могут быть словесно-логические игры и упражнения типа: 
1. Узнавание предметов по заданным признакам. 
2. Сравнение двух или более предметов. 
3. Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. 
4. Логические задачи. 
5. Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации. 
6. По рисунку или по содержанию, изложенному в стихотворении.
7. «Мудрёные» вопросы: 
• У стола могут быть 3 ножки? 
• Бывает небо под ногами? 
• Ты да я, да мы с тобой – сколько нас всего? 
• Почему снег белый? 
• Почему лягушки квакают? 
• Дождик может быть без грома? 
• Можно левой рукой достать правое ухо? 
• Может быть у клоуна грустный вид? 
• Как называет бабушка дочку своей дочки? 
Логические концовки: 
• Если стол выше стула, то стул…(ниже стола) 
• Если два больше одного, то один…(меньше двух) 
• Если Саша вышел из дома раньше Серёжи, то Серёжа…(вышел позже Саши) 
• Если река глубже ручейка, то ручеёк…(мельче реки) 
• Если сестра старше брата, то брат…(младше сестры) 
• Если правая рука справа, то левая…(слева).


Загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки, а также использование в работе с детьми теории развития изобретательных задач (ТРИЗ). Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. Подобные игры и игровые упражнения дают педагогу возможность проводить время с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный или просто поиграть.

Организованная в русле игровых технологий работа способствует развитию у детей интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.

Подводя итоги можно сделать вывод, что применение игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, и надо стараться организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь.

3. Фильм «Игровые технологии в работе с детьми по интеллектуальному развитию»

4. Деловая игра (фрагмент занятия с использованием технологии ТРИЗ)

Цель: Учить анализировать предметы и действия, рассматривая их с точки зрения двух противоположных сторон.

5. Мастерская игровых технологий (практическое задание)

Цель: использование нетрадиционных способов изготовления авторских игр и применения их в развитии интеллектуального развития дошкольников.

6. Рефлексия

Цель: получить представление об отношении участников к происходящему на семинаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников

статья: Использование информационно коммуникационных технологий в работе педагога-психолога над развитием познавательной активности дошкольников...

Современные здоровьесъберегающие технологии для работы в области "Физическое развитие" с детьми по ФГОС.

Современные здоровьесъберегающие технологии для работы в области "Физическое развитие" с детьми по ФГОС....

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Мастер-класс для воспитателей «Педагогическая технология «Логические блоки Дьеныша» в интеллектуальном развитии детей»

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьене...

Доклад на семинар "Игровые обучающие ситуации в работе логопеда"+презентация.

Доклад на семинар "Игровые обучающие ситуации в работе логопеда"+презентация....

Использование ТРИЗ технологии в практике работы логопеда: вопросы интеллектуального развития дошкольников

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к...

«Использование технологии В.В.Воскобовича в интеллектуальном развитии детей»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов.Задачи:1. Расширить представления о развивающих игровых технологиях Воскобовича;2. Сформировать навыки практического использования...