Использование ТРИЗ технологии в практике работы логопеда: вопросы интеллектуального развития дошкольников
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_triz_tehnologii_v_praktike_raboty_pedagoga.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»

п. Приволжский Волжского муниципального района РМЭ

Использование ТРИЗ технологии в практике работы логопеда: вопросы интеллектуального развития дошкольников

(Сообщение из опыта работы)

Составитель:

Учитель-логопед

Петрова Е.Н.

2022 г.

                                              Каждый ребенок изначально

талантлив и даже гениален, но его

                                                    надо научить ориентироваться в

                                                современном мире, чтобы при

                                        минимуме затрат достичь

                              максимум эффекта.

                             Г.С. Альтшуллер

 

Слайд 2

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Слайд 3

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь:

  • видеть проблему и ставить вопросы;
  • доказывать;
  • делать выводы;
  • высказывать предположения и строить планы по их проверке. (Л.В.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Л.И.Божович, З.М.Истомина, Т.В.Турунтаева, Р.С.Буре и др.)

В дошкольном возрасте во время проведения образовательной деятельности хотелось бы, чтобы дети получи только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

В настоящее время известно несколько десятков инновационных образовательных технологий для детей дошкольного возраста. Они направлены на решение различных задач традиционной педагогической системы. Однако к инновационному образованию могут быть отнесены лишь те из них, которые ориентированы на развитие у детей инновационного мышления, способности генерировать новые идеи.

Слайд 4

Одной из таких новых педагогических технологии творческой ориентации стал метод ТРИЗ, разработанный на основе теории Г.С. Альтшуллера (теории решения изобретательских задач), способный качественно повысить эффективность образования, в том числе и дошкольного. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению».

Слайд 5

В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

1) методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (развитие творческого воображения);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития технических систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;

3)  воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

  В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детском саду. ТРИЗ - педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач.

Слайд 6

Целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

- Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.

- ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

- Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

- В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.

- ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач педагогов, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.

- Для детей старшего дошкольного возраста характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ помогают научить детей демонстрировать свои знания.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Чтобы правильно организовать совместную деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).

Остановимся кратко на основных:

Слайд 7

1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Слайд 8

2. Синектика – это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;

б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.

Слайд 9,10

3. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены

Слайд 11

4. Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

Слайд 12

5. Игры - «Хорошо – плохо», «Теремок» дают возможность научить детей находить существенные признаки в предметах, классифицировать предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в предметах, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Слайд 13

6. Метод «Системный анализ» (системный оператор) помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов, и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

 7.  Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Слайд 14

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; дети учатся отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. 

Использование в работе ДОУ методов и приемов ТРИЗ позволяет интеллектуально развивать старших дошкольников, снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, снять у детей чувство скованности, преодолеть застенчивость, сформировать восприятие жизненных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить.

Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированный к дошкольному возрасту метод ТРИЗ.

Библиографический список.

1.      Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.- 399 с.

2.      Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.— М.: Просвещение, 1997.  – 299 с.

3.      Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе?  - М., 1999. – 265 с.

4.      Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.

5.      Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. – 331c.

6.      Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.

7.      Ильина М.Н.  Подготовка к школе. Развивающие тесты и упражнения. – СПб: Дельта, 2007.

8.      Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.  – 276 с.

9.      Клеймихина Т.В., Крейкина С.А. От Незнайки до… - СПб.: Акцент, 1996. – 174с.

10.  Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997.

11.  Сидорчук Т.А., Апрескова А.Г., Гордова Н.А. Окно в школьный мир: программа и методическое обеспечение интеллектуально – речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе – М.: АРТИ, 2010 – 232 с. (Растём умными (технология ТРИЗ))

12.  Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. - М.: Рольф, 2000. - 142 с.

13.  Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Д. Векслера (диагностика структуры интеллекта (детский вариант). Методическое руководство. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 2004. – 112 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками"

Данная разработка представляет собой педагогический опыт использования ЭОР в практике работы с детьми дошкольного возраста. Презентация обогащает впечатления детей, развивает фантазию, пробуждает твор...

Алгоритм взаимодействия педагога с детьми при использовании кейс-технологии в практике работы с дошкольниками

данные методические рекомендации содержат также алгоритм работы с дошкольниками....

Использование игровой технологии В.В. Воскобовича как условие интеллектуального развития дошкольников

Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка с целью развития умственных умений. Это воздействие включает систему разнообразных...

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками на уроках по изобразительной деятельности"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в практике работы с дошкольниками на уроках по изобразительной деятельности"...

«Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-логопеда по коррекции развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья»

Коррекционно-развивающая работа в детском дошкольном учреждении предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди воспитанников с общим недоразвитием речи можн...

«Использование IT-технологий в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе»

В данной статье представлена классификация IT-технологий, которые могут быть использованы в практике учителя-логопеда при подготовке дошкольников к обучению в школе....

Использование здоровьесберегающих технологий в практике учителя - логопеда ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это такие технологии, которые направлены  на решение главной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, подде...