Доклад на семинар "Игровые обучающие ситуации в работе логопеда"+презентация.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Доклад на семинар "Игровые обучающие ситуации в работе логопеда"+презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx55.52 КБ
Файл prezentatsiya_2.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Игровые обучающие ситуации в работе логопеда

1. Вступление

В основе детского мира, как и мира взрослых людей, лежит культура. Эта культура не возникает сама по себе, она передается из поколения в поколение. С помощью чего? Один из путей – игра. Множество различных игр и упражнений. Но детей интересует не игра сама по себе. Вернее, не только игра. Гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.

Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровая обучающая ситуация (ИОС). Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

2. ИОС в логопедии

Давайте еще раз вспомним, какие именно важные аспекты характерны для ИОС. Ее характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;
  • в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;
  • воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Если приложить эти характеристики к логопедическим занятиям, то можно увидеть, что любое упражнение логопеда можно подвести под это описание. Логопедические задания:

  • короткие и несложные;
  • почти всегда оснащены атрибутикой;
  • имеют дидактическую цель (после коррекционной, конечно).

Логопед – всегда инициатор и руководитель. А его кабинет – это, однозначно, специально организованно пространство.

Логопед на своих занятия всегда придерживается тех же принципов, что лежат в основе ИОС:

  • никакого принуждения;
  • поддержка игровой атмосферы;
  • чуткое отношение к чувствам ребенка;
  • взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
  • плавный переход от простого к сложному (имеется ввиду в игровых действиях).

Так что, по моему мнению, ИОС очень гармонично вписывается в логопедическую работу. Как показала образовательная практика, все положительные качества, умения и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а содержание, которое специально вносит в нее педагог.

Что дает ИОС на логопедических занятиях? Все то, же, что и на любых иных видах воспитательно-образовательной деятельности. А именно:

  • повышает активность детей в процессе логопедической работы;
  • снижает утомляемость на занятиях;
  • формирует интерес к логопедическим упражнениям;
  • развивает эмоциональную отзывчивость;
  • помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Однако эффективным средством ИОС станет, если логопед:

  • умеет подбирать содержание игровых обучающих ситуаций;
  • владеет методикой и организацией игровой обучающей ситуации;
  • использует систему работы с играми.

Логопеды уделяют большое внимание игровой деятельности, ибо она выполняет ряд важных функций в развитии личности человека. Например, компенсаторная функция игры основана на том, что для ребенка игровое пространство становится новой реальностью в реальности, созданной взрослыми. Иначе говоря, игра – это альтернатива действительности, и поэтому она обладает терапевтическим свойством, используется для коррекции состояния и поведения ребенка. Но все же главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка.

3. Цели и задачи ИОС в логопедической работе

ИОС позволяет успешно решать все традиционные для речевого развития детей задачи:

  • обогащение и активизация словаря;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование грамматического строя языка;
  • развитие связной речи;
  • в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие – сопутствующими.

4. Виды ИОС

 Известно четыре вида игровых обучающих  ситуаций:

  • ситуации-иллюстрации,
  • ситуации-упражнения,
  • ситуации-проблемы,
  • ситуации-оценки.

Охарактеризуем каждый вид.

1) ИОС-иллюстрации (с 3-х лет):

  • используются простые и понятные детям сценки из жизни каждого ребенка (эти сценки разыгрывает сам взрослый);
  • воспитатель демонстрирует образцы социально правильного поведения (при помощи дидактических пособий и разных игровых атрибутов и  материалов).

2) ИОС-упражнения (с 4-х лет):

  • дети с 4-х лет становятся не просто активными слушателями, но и участниками действий;
  • происходит своеобразная тренировка детей игровой деятельности: выполнять отдельные игровые действия; связывать эти действия в игровой сюжет; строить и регулировать взаимоотношения со сверстниками (имеется в виду игровое взаимодействие в пределах сюжета).

3) ИОС-проблемы (с 5-ти лет):

  • стимулируют активность детей в поисках верного решения сложных задач;
  • вызывает конструктивное напряжение всех психических процессов;
  • позволяют сформировать ключевые компетентности детей дошкольного возраста;
  • ИОС-проблемы позволяют ребенку максимально комфортно и естественно усвоить векторы социальных отношений, «отработать» эти отношение, научиться моделировать стратегии поведения;
  • дети начинают замечать эмоциональные состояния других людей (сверстников и взрослых);
  • ИОС-проблемы учат ребенка осознавать собственные эмоции и чувства, принимать их, находить приемлемые способы «выплеснуть» свои переживания;
  •  ребенок учится предвосхищать последствия своих действий и поступков; на основе этого умения выстраивать сначала игровой сюжет, речь и поведение в игре, а затем и свое поведение в реальной жизни.

4) ИОС-оценки (с 5-ти лет):

  • ребенок учиться осознавать и оценивать уже решенную игровую проблему;
  • анализировать и обосновывать выполненное решение (собственное или других детей).

Общей характеристикой всех видов является то, что через все ИОС дети активизируют навыки эффективного общения друг с другом и взрослыми.

5. Типы (виды)

С.Н. Николаева  и И.А. Комарова выделяют 3 типа ИОС:

  • ИОС с игрушками-аналогами,
  • ИОС с литературными персонажами,
  • ИОС-путешествия.

Коротко охарактеризуем каждый тип.

1) ИОС с игрушками-аналогами. Используются игрушки, изображающие животных и растения. Смысл такого использования – сопоставить неживой объект с его живым аналогом. Это помогает ребенку разграничить сказочно-игрушечные представления и реальный мир, осознать специфику живого, выработать умение по-разному действовать с неживым предметом и живым объектом. Например, игрушечную рыбку можно взять в руки, потрогать, а на живую в аквариуме – только смотреть. Конечно, игрушка – это не замена животному, но содержательный элемент обучения.

Использование игрушек-аналогов требует соблюдения ряда требований:

  • игрушка должна иметь высокое качество;
  • должна быть узнаваема (форма, цвет);
  • игрушка должна быть «доброй», вызывать положительные эмоции.

2) ИОС с литературными персонажами. В игровой обучающей ситуации используют кукол, хорошо знакомых детям литературных персонажей. Чаще всего, это – Незнайка, Чиполлино, Буратино, Айболит, Петрушка и пр. Смысл использования – привлечь детское внимание. Всем известно, что дети очень эмоционально реагируют на полюбившихся героев. Дети с удовольствием «учат» данных персонажей-гостей, если те чего-то не знают и задают глупые вопросы. Или помогают, когда те попадают в неожиданные ситуации.

3) ИОС-путешествия. По самому названию понятно, что это игра в путешествие. Например, «Экскурсия в зоопарк», «Путешествие к морю», «Экспедиция в Африку» и пр. Сюжет игры строится так, что дети – это путешественники/туристы/экскурсанты, а воспитатель – экскурсовод/гид/руководитель тургруппы или просто уже опытный путешественник. Здесь можно использовать всю игровую атрибутику путешествий – игровые фотоаппараты, бинокли, поезд из стульев и пр.

Смысл таких «путешествий» очевиден – дети узнают много нового, не выходя из группы (о природных явлениях, животных объектов, географических местах и пр.). Как сказали бы сегодня: использование интерактивного подхода в обучении детей, когда дети не просто рассматривают картинки и слушают рассказ воспитателя, а сами вовлечены в активное познавание.

6. Практика

ИОС позволяет успешно решать все традиционные для речевого развития детей задачи. При этом, я стараюсь подобрать такие речевые ИОС, которые не просто решают эти самые задачи. Но вовлекают детей в более активное взаимодействие со сверстниками, стимулируют их речевую инициативу.

Расскажу о некоторых из них.

1) Обогащение и активизация словаря.

Игры с Незнайкой:

1.1. ИОС «Наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе антонимов.

Материал: кукла Незнайка, мяч.

Ход игры:

Логопед говорит детям, что к ним в гости пришел Незнайка. Но у него сегодня очень плохое настроение, он все делает наоборот. Когда-то логопед был знаком с мамой-ослицей и ее упрямым сыном, который тоже все делал наоборот. И мама-ослица придумала для сына игру «Наоборот» и стала играть с сынишкой. И ослик перестал быть упрямым. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Нужно попробовать эту игру и с Незнайкой. Вдруг поможет.

Далее логопед предлагает и детям поиграть в эту игру. Логопед кидает мяч ребенку и называет слово, а ребенок, который поймал мяч, говорит в ответ антоним (слово наоборот). Затем бросает мяч обратно логопеду.

При работе можно использовать стихотворение:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»). 

Д. Чиарди

1.2. ИОС «Закончи фразу»

Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

Материал: кукла Незнайка.

Ход игры:

В гости приходит Незнайка. Логопед ведет с ним беседу о том, что Незнайка все-таки пошел учиться в школу. Незнайка рассказывает детям о своих трудностях в школе. На уроке русского языка был диктант: все писали под диктовку. Но Незнайка не успевал записывать под диктовку. И все фразы оказались недописанными. И Незнайке за это поставили плохую оценку.

Логопед предлагает детям помочь Незнайке. Нужно закончить фразы:

  • Сахар сладкий, а лимон …
  • Луна видна ночью, а солнце …
  • Огонь горячий, а лёд …
  • Река широкая, а ручей …
  • Камень тяжёлый, а пух …

Игры с Буратино:

1.3. ИОС «Скажи по-другому»

Цель: упражнять детей в подборе слов, близких по смыслу.

Материал: игрушка Буратино.

Ход игры:

В гости к детям приходит озадаченный Буратино. Логопед спрашивает его, что случилось. Буратино рассказывает, что встретил Пьеро. И тот только вздыхает и ничего не говорит. Буратино не знает, как назвать такое настроение Пьеро. Логопед предлагает помочь Буратино.

- Каким словом можно назвать Пьеро? Пьеро какой? Грустный. А еще какой? Печальный, расстроенный. Эти слова «печальный, грустный и расстроенный» – слова-приятели.

- А почему он такой? Буратино, ты знаешь?

- Да потому что на улице идёт дождь, а Пьеро идёт в театр, а не в школу к Мальвине.

Ребята, какое слово Буратино повторил два раза? Идет. Что значить «идет дождь»? Давайте скажем по-другому. Что значит «Пьеро идет»? Давайте скажем по-другому.

- Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

  • Чистый воздух (свежий воздух).
  • Чистая вода (прозрачная вода).
  • Чистая посуда (вымытая посуда).
  • Самолёт сел (приземлился).
  • Солнце село (зашло).
  • Река бежит (течёт, струится).
  • Мальчик бежит (мчится, несётся).
  • Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный),
  • очень маленький (малюсенький).

1.4. ИОС «Какой предмет»

Цель: развивать у детей умение подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Материал: игрушка Буратино.

Ход игры:

Буратино стало скучно на занятиях у Мальвины, и он придумал свою игру (говорит не правильно, дети его поправляют).

Логопед показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?». Дети должны по очереди назвать как можно больше признаков, соответствующих данному объекту.

1.5. ИОС «Что бывает»

Цель: развивать у детей умение соотносить слово-предмет со словом-признаком и правильно их согласовывать.

Материал: игрушка Буратино.

Ход игры:

Эта игра похожа на игру «Какой предмет». Отличие лишь в том, что уже к слову-признаку нужно подобрать как можно больше слов-предметов.

  • Зелёный – помидор, лист дерева, крокодил, автомобиль, цвет, фрукт, …
  • Красное – кресло, платье, яблоко, знамя, …

2) Воспитание звуковой культуры речи.

2.1. ИОС «Придумай слово»

Цель: развивать у детей фонематический слух, учить детей определять количество слогов в  слове.

Материал: игрушка почтальон Печкин, посылка с сюрпризом.

Ход игры:

Логопед говорит детям, что пришел почтальон Печкин.

- Я – почтальон Печкин, принес посылку, но вам ее не отдам.

- Почему?

- На ней слово-пароль. Вы все равно не сможете ее открыть. Нужно, чтобы все дети назвали пароль правильно.

Логопед уговаривает отдать детям посылку, если они сумеют угадать пароль и открыть посылку.

Задание: Нужно придумать слово с заданным звуком в начале, середине, конце  слова, с заданным  количеством слогов, по схеме и т.д. Например, слово-пароль начинается со звука [м] или [м’].

Важно: если кто-то из детей не сможет правильно подобрать слово, нужно активизировать других детей помочь ребенку (а не самому помогать).

2.2. ИОС «Возьми игрушку»

Цель: развивать слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Материал: игрушки-герои, чьи имена состоят из 3-4 слогов: Буратино, Незнайка, крокодил Гена, Чебурашка, Дюймовочка и пр.

Ход игры:

Игру можно провести за круглым столом или на ковре, рассадив детей полукругом. В центре – игрушки. Логопед называет одного из героев. Делает он это шепотом на ушко рядом сидящему ребенку. Ребенок так же шепотом должен повторить героя уже другому ребенку, который сидит рядом. И так далее по кругу. Тот, кто услышал героя последним, встает и берет ту игрушку, название которой услышал. Затем громко называет ее. Остальные дети должны сказать, то ли слово они слышали.

Важно: логопед следит за тем, чтобы каждый ребенок говорил тихо, но четко, проговаривая каждый слог и звук.

Игры на поляне (в рамках ИОС-путешествия):

2.3. ИОС «Строим дорожку»

Цель: развивать у детей фонематический слух.

Материал: мяч.

Ход игры:

Логопед предлагает построить дорожку из слов. Но чтобы дорожка не рассыпалась, ее нужно скрепить одинаковыми звуками. Начать игру может сам логопед или предложить одному из детей. Следующий игрок придумывает слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее слово.

 Можно использовать мяч, передавая его по кругу.

Важно: логопед должен следить за тем, чтобы дети четко проговаривали все звуки, особенно последний, чтобы следующий игрок мог его услышать.

2.4. ИОС «Посели в домик»

Цель: развивать у детей умение определять слоговую структуру слова.

Материал: домики с окнами со створками (по количеству слогов) и «гости» (лесные животные).

Ход игры:

Логопед предлагает детям расположить всех животных в домики, которые им подходят. Но нужно смотреть внимательно, кому какой дом подходит. На каждом домике есть окно со створки. На одном окне – одна створка, на другом – две створки. Чтобы понять, какой домик подходит животному, нужно определить сколько слогов в названии животного. Один слог – домик с окном с одной створкой, два слога – домик с окном с двумя створками. И т.д.

2.5. ИОС «Поймай слог»

Цель: развивать у детей слуховое внимание и его быстроту.

Материал: мяч.

Ход игры:

Логопед бросает детям мяч, называя какой-либо слог. А дети должны продолжить: назвать слово, которое начинается на этот слог.

Например: 

  • ПА – папа, палец, пакет, пароход;
  • МА – мама, машина, магазин;
  • КУ – кукла, кулак, кувшин;
  • АР – арбуз, артист и т.д.

3) Формирование грамматического строя языка.

3.1. ИОС «Что на елке, а что (кто) под елкой, рядом, около  елки?»

Цель: закреплять у детей понимание предлогов «на, под, рядом, около».

Материал: наряженная елка, игрушки – Дед Мороз и Снегурочка, подарки.

Ход игры:

Логопед предлагает детям рассказать, что они видят НА елке. ЧТО лежит ПОД елкой? КТО стоит ПОД елкой? Что расположено РЯДОМ с елкой? Что находится ОКОЛО елки?

Важно: логопед должен голосом выделять и четко проговаривать предлоги. Следить за тем, чтобы и дети четко их проговаривали.

3.2. ИОС «Играем в сказку».

Цель: учить детей образовывать формы родительного падежа с предлогом ОТ.

Материал: герои из сказки «Колобок».

Ход игры:

Сначала логопед вместе с детьми вспоминает сюжет сказки. Затем заново прочитывает сказку, пропуская часть текста. Эту пропущенную часть должны продолжить дети: от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя.

Важно: логопед следит за тем, чтобы дети четко проговаривали окончания слов.

3.3. ИОС «Это чье?»

Цель: упражнять детей в умении образовывать притяжательные прилагательные.

Материал: игрушка Лунтик, картинки с предметами быта, одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др.

Ход игры:

Логопед говорит детям, что на этот раз Лунтик упал с луны прямо к ним в садик. И увидел много картинок, на которых нарисованы вещи. Все вещи из одной семьи. В этой семье есть – дедушка, бабушка, папа, мама, взрослая девочка Маша и маленький мальчик Коля. Все картинки перемешались и Лунтику не понятно, чьи это вещи. Логопед предлагает помочь Лунтику.

Нужно назвать, чья вещь и положить ее рядом с хозяином – дедушкой, бабушкой, мамой, папой, Колей, Машей.

Логопед показывает картинку, а дети отвечают полным ответом.

- Эта машинка – Колина.

- Этот учебник – Машин.

- Это пальто – мамино.

- Эти туфли – папины.

3.4. ИОС-путешествие «Помоги животным найти свой домик»

Цель: закреплять у детей знания предложного падежа.

Материал: предметные картинки животных и их «домиков».

Ход игры:

Логопед говорит детям, что получил телеграмму из леса. У них беда – животные перепутали домики. Нужно срочно ехать туда и помочь животным.

На доске вывешены картинки с жилищем животного, а над ним в перепутанном виде сами животные. Логопед предлагает помочь животным найти свой дом.

- Кто живет в норе? В норе живет лиса.

- Кто живет в берлоге? В берлоге живет медведь.

- Кто живет в дупле? В дупле живет белка.

Важно: логопед следит за тем, чтобы дети давали ответ полным предложением и четко проговаривали окончания слов.

3.5. ИОС «Чье все это?»

Цель: упражнять детей в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Материал: игрушка Незнайка, картинки с изображением животных.

Ход игры:

Логопед говорит детям, что к ним снова пришел в гости Незнайка. И он снова ничего не знает и путает слова. Нужно ему помочь. Логопед показывает детям и Незнайке картинку и задает вопросы. Незнайка ошибается, дети его поправляют.

Вопросы: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Ответы:

  • Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
  • Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
  • Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
  • Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
  • Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

4) Развитие связной речи.

4.1. ИОС «Закончи сам»

Путешествие по типу Джуманжи. Дети сидят на ковре, в комнате полумрак.

Цель: развивать у детей связную речь и воображение.

Ход игры:

- Чтобы было, если бы нас всех превратили на один день в волшебников, которые могут оживлять сказки? Какую сказку мы бы оживили? Давайте придумаем. Я начну.

Логопед начинает рассказ (или сказку). А дети по очереди продолжают сюжет и придумывают концовку.

ИОС с Буратино:

4.2. ИОС «Если бы …»

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, мышление.

Материал: игрушка Буратино.

Ход игры:

Логопед говорит детям, что Буратино придумал новую игру. Он предлагает пофантазировать.

Темы:

  • Если бы я был волшебником, то …
  • Если бы я стал невидимым…
  • Если весна не наступит никогда…

Важно: игру можно использовать не только для развития речи, но и в качестве диагностирующего материала.

4.3. ИОС «Верно ли это?»

Цель: учить детей видеть небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.

Материал: игрушка Буратино.

Ход игры:

Буратино читает детям стихотворение, в котором есть нелепые ситуации. А логопед спрашивает детей: «Верно ли это?». Дети должны не только ответить, верно или нет, но и объяснить, почему они так считают.

Стихи от Буратино:

– Верно ли это?

«Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари леса.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?»

«Жили-были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А хохлаткою они звали жеребёнка,

А ещё была у них курица Бурёнка.

А ещё у них была собачонка Мурка,

А ещё – два козла: Сивка да Бурка!»

 «Дождик греет, солнце льётся.

Мельник мелет воду в колодце.

Прачка на печке стирает корыто.

Бабушка в речке поджарила сито».

«Два весёлых карапуза,

На печи усевшись ловко,

Рвали с яблони арбузы,

В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,

Семь селёдок и ерши.

Все окрестные собаки ели брюкву от души».

ИОС с Незнайкой:

4.4. ИОС «Составь два рассказа»

Незнайка снова все перепутал

Цель: учить детей различать сюжеты разных рассказов.

Материал: игрушка Незнайка.

Ход игры:

Логопед говорит детям, что Незнайка перемешал 2 набора серийных картинок. И теперь никак не может их собрать. Дети помогают разобрать наборы и составляют две серии. Незнайка все время их путает. После того, как наборы собраны, дети рассказывают по ним рассказы.

4.5. ИОС «Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Материал: игрушка Незнайка.

Ход игры:

Логопед говорит, что Незнайка образумился и хочет все знать. Теперь он задает много вопросов. Поможем ему?

Вопросы от Незнайки:

  • Почему птицы улетают на юг?
  • Почему наступает зима?
  • Почему ночью темно?
  • Почему зимой нельзя купаться в реке?
  • Почему летом жарко?
  • Почему медведь зимой спит?
  • Почему заяц зимой белый?
  • Почему дома нельзя играть с мячом?
  • Почему из трубы идет дым?
  • Почему в доме делают окна?
  • Почему листья на деревьях появляются весной?

5) Подготовка детей к обучению грамоте.

5.1. ИОС «Магазин»

Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук.

Ход игры:

Логопед предлагает детям сходить в необычный магазин. Дети встают в круг, берутся за руки. В центре круга – водящий (покупатель). Слова для начала игры:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Водящий называет букву. Остальные дети должны придумать на эту букву слова. Например: «Хочу купить предметы на букву Р».

Можно усложнить игру: дети должны не просто назвать предмет, но и изобразить его.

5.2. ИОС «Клад»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Материал: игрушка Буратино, картинка с изображением драгоценностей.

Ход игры:

Логопед заранее прячет картинку. Затем к ним приходит Буратино и говорит, что видел, как в садик приходили пираты и прятали клад. Но Буратино просто так не скажет где он. Ребята должны сами найти. Клад спрятан под предметом на букву К. Дети могут задавать вопросы: Это кукла? Ковер? И т.д. Пока не найдут клад.

5.3. ИОС «Пишущая машинка»

Буратино придумал новую игру

Цель: развивать у детей навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа.

Материал: игрушка Буратино, ободки с буквами.

Ход игры:

Каждому ребенку одевается ободок с буквой. После чего логопед предлагает «напечатать» слово или фразу (по количеству детей). По сигналу Буратино, логопед начинает «печатать»: первая «буква» хлопает 1 раз в ладоши, затем вторая и т.д.

Начинать игру нужно с простых слов, постепенно усложняя.

5.4. ИОС «В путешествие»

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук.

Материал: два чемодана (или рисунки), на которых наклеено по букве – С и Ш. Картинки, на которых изображены предметы одежды с буквами С (костюм, сапоги, свитер, носки, косынка, трусы) и Ш (шорты, штаны, шарф, шуба, рубашка, шапка).

Ход игры:

Логопед объясняет, что мальчики Сёма и Шурик хотят поехать в путешествие, но никак не могут собрать вещи. Сёме нужно положить в чемодан вещи, где в слове есть звуки [с] и [с"], а Шурику, где есть звук [ш]. Нужно помочь мальчишкам, иначе они так и не соберутся в путешествие.

Количество картинок должно быть такое, чтобы каждый ребенок сумел поучаствовать 2-3 раза. После того, как звук в слове определен, нужно положить картинку в соответствующий чемодан.

5.5. ИОС «Составь слово из слогов»

Цель: развивать у детей фонематический слух, формировать навык звуко-буквенного анализа.

Материал: игрушка Незнайка, карточки с перепутанными слогами и правильными словами на обороте.

Ход игры:

Логопед говорит детям, что Незнайка перепутал слоги в словах. Придется все исправлять. Логопед предлагает детям посмотреть карточки и сказать, какое здесь слово. Сначала лучше начинать с простых слов с двумя слогами: ЛО-МЫ (мыло), КА-ЛОД (лодка), КА-КОШ (кошка).

7. Заключение

Итак, ИОС в моей работе позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи, подготовка детей к обучению грамоте.

Помимо этого, ИОС позволяют формировать и коммуникативную компетентность детей. Ведь они совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, помогают друг другу. Я же стараюсь не выступать руководителем, а незаметно организовать совместную деятельность с ребятами.

Литература

  1. Ельцова, О.М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду: методические рекомендации: из опыта работы по программе «Детство» / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбачевская, А. Н. Терехова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2008. – 186 с.
  2. Ельцова О.М., Терехова А.Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками / О. М. Ельцова, А. Н. Терехова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №1.
  3. Кыласова, Л.Е. Дидактический материал по развитию речи : занятия со старшими дошкольниками / сост. Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 119 с.
  4. Курицына, Э.М. Игры на развитие речи / Э. М. Курицына, Л. А. Тараева. – Москва : РОСМЭН, 2007. – 95 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые обучающие ситуации в работе логопеда Подготовила: Рассказова Светлана Валерьевна

Слайд 2

Вступление Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровая обучающая ситуация (ИОС).

Слайд 3

ИОС в логопедии ИОС характеризуют следующие моменты: она имеет короткий и несложный сюжет; оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство; в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача; воспитатель проводит и руководит всей игрой.

Слайд 4

ИОС в логопедии ИОС на логопедических занятиях: повышает активность детей в процессе логопедической работы; снижает утомляемость на занятиях; формирует интерес к логопедическим упражнениям; развивает эмоциональную отзывчивость; помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Слайд 5

Цели и задачи ИОС в логопедической работе ИОС позволяет успешно решать все традиционные для речевого развития детей задачи: обогащение и активизация словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя языка; развитие связной речи; в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.

Слайд 6

Виды и типы ИОС ИОС бывают 4-х видов: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки. 3 типа ИОС: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС-путешествия.

Слайд 7

1) Обогащение и активизация словаря ИОС «Закончи фразу» Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. Материал: кукла Незнайка.

Слайд 8

2) Воспитание звуковой культуры речи Игра на поляне (в рамках ИОС-путешествия): ИОС «Поймай слог» Цель: развивать у детей слуховое внимание и его быстроту. Материал: мяч.

Слайд 9

3) Формирование грамматического строя языка ИОС «Чье все это?» Цель: упражнять детей в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже. Материал: игрушка Незнайка, картинки с изображением животных.

Слайд 10

4) Развитие связной речи ИОС «Закончи сам» Путешествие по типу Джуманжи . Дети сидят на ковре, в комнате полумрак. Цель: развивать у детей связную речь и воображение.

Слайд 11

5) Подготовка детей к обучению грамоте ИОС «Пишущая машинка» Буратино придумал новую игру Цель: развивать у детей навыки фонематического слуха, звуко -буквенного анализа. Материал: игрушка Буратино, ободки с буквами.

Слайд 12

Заключение ИОС в моей работе позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для развития речи. Помимо этого, ИОС позволяют формировать и коммуникативную компетентность детей.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы "Игровые обучающие ситуации с использование литературных персонажей в экологическом воспитании детей"

В данной статье представлены различные формы организации работы с детьми с использование сказочных и литературных героев по экологическому воспитанию....

Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"

Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...

Использование игровых обучающих ситуаций в работе воспитателя

Педагогические мероприятия по организации самостоятельной деятельности детей...

Доклад на семинар" Работа логопеда с родителями" +презентация.

Доклад на семинар" Работа логопеда с родителями" +презентация....

Доклад «Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников»

Игровые обучающие ситуации в экологическом воспитании дошкольников...

Игровые обучающие ситуации в работе логопеда с детьми с ТНР. Логопедические кубики.

Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только и...