Презентация: "Использование элементов фольклора в процессе речевого развития младших дошкольников"
презентация к уроку (младшая группа)

Шведа Ирина Григорьевна

б

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon folklor.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка– детский сад № 105 Использование элементов фольклора в процессе речевого развития младших дошкольников Из опыта работы воспитателя Шведы Ирины Григорьевны

Слайд 2

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Слайд 3

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Слайд 4

ФГОС ДО о речевом развитии Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте . Развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Все это как нельзя боле развивается благодаря использованию фольклора в образовательной деятельности, особенно у младших дошкольников.

Слайд 5

Ц енность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

Слайд 6

В процессе речевого развитии младших дошкольников фольклор организован в разных формах и имеет свою классификацию По принципу управления деятельностью детей Под прямым руководством взрослого Под косвенным руководством взрослого По способу объединения детей Совместная деятельность детей и взрослого: фронтальная, подгруппами, индивидуальная Индивидуальная, подгруппами По видам деятельности Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд Театрализованные игры, повторение занятий, праздников

Слайд 7

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Слайд 8

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать , как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь

Слайд 9

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи .

Слайд 10

Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Слайд 11

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия , чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Слайд 12

Котя, котенька, коток, Кота – серенький хвосток, Приди, котя, ночевать, Приди Ванечку качать. Ух, как я тебе, коту, За работу заплачу – Дам кусок пирога И кувшин молока. Ай, люлю, люленьки, Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. Стали гули ворковать, Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать.

Слайд 13

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух , так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей .

Слайд 14

Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи . Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Слайд 15

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 16

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.

Слайд 17

В связи с этим были поставлены задачи: Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Заучивать потешки. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д. Воспитывать любовь к живому.

Слайд 18

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. Тема Фольклорный материал потешки Загадки, речевые игры подвижные игры театрализация Сентябрь Части тела Разучивание потешки «Водичка -водичка» Цель: учить получать радость от чтения новой потешки Игра «Дарики, летели комарики» Цель: закрепить названия частей тела человека П/и «Здравствуйте ручки» Цель: закрепить названия частей тела. Семья Разучивание потешки «Это вся моя семья.» Цель : закреплять знания детей о членах семьи П/и «Каравай» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Настольный театр «Курочка ряба» План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»

Слайд 19

Я руководствовалась следующими принципами: Принцип активности и посильной самостоятельности . Принцип познавательной активности Принцип наглядности Принцип поэтапности Принцип вариативности

Слайд 20

В своей работе я выделили два направления: Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы. Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Слайд 21

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

Слайд 22

Дети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.

Слайд 23

В работе мне активно помогают родители.

Слайд 24

Интегрирование фольклора в различных образовательных областях для дошкольников младшего возраста. ( планируемые результаты при освоении ООП ДО) В игре - умеет самостоятельной игре использовать потешки, колыбельные, элементы сказок. составлять цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей; - включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнеру дополнительную; - инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей; - инициирует совместную игру со взрослым, сам предлагает и обо­значает роли (для взрослого и для себя); - знаком с правилами игры, знает о ситуациях, которые могут быть опасными, отзывчив на предупреждение взрослого по элементарным правилам безопасного поведения в игре.

Слайд 25

В области социально-коммуникативного развития - закреплены позитивные переживания от известных фольклорных произведений, картинок, игрушек, проявляется активность в различных групповых мероприятиях при выполнении ролей, чтении произведений фольклора; - проявляет чувства при коммуникации, умеет выражать их мимикой и действиями, определяет чувство персонажа и может его передать; - повторяет отдельные трудовые действия, используя элементы фольклора, иногда переключаясь на игровые. В области познавательного развития - соотносит свойства персонажей и предметов фольклора с эталонами формы, цвета и величины по описанию их сенсорных свойств (или внешнего вида), вычленяя их среди других; - умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводить самостоятельно; - владеет экологическими представлениями (4-5 диких и 4-5 домашних животных), сопоставляет реальных животных и сказочных; - испытывает эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы и переносит их на произведения фольклора.

Слайд 26

В области речевого развития - развит артикуляционный аппарат: по просьбе взрослого громко и четко произносит характерные звукосочетания персонажа, выделяя гласные звуки а, о, у, и, э ; - развито речевое внимание: может запомнить и прочесть наизусть небольшую потешку, прибаутку, слова персонажа, стихотворение; - развита словесная память: может составить небольшой рассказ-описание персонажа или краткий пересказ произведения; - сформировано умение подбирать заместители к персонажам сказок, потешек, демонстрирует соответствующие заместители во время чтения сказки, перемещает их на столе, макете и «разыгрывает» произведения мало фольклора с помощью условных заместителей во время чтения взрослым. В области художественно-эстетического развития - овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта: создает выразительный живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна; - конструирует на готовой фоновой композиции из бумажных элементов (полосок, клочков, комочков бумаги) изображение объектов из знакомых фольклорных произведений; -детализирует изображение на фоновой композиции, включает в него новые элементы (шапочку, бант, карман и др.); - показывает разных героев сказки движениями туловища, рук, пальцев (как владение в то же время произвольными движениями рук), голосом, позой.

Слайд 27

В области физического развития - соблюдает личную гигиену при работе с игрушками, театральными куклами и др.; - умеет выполнять движения, имитируя движения персонажа: ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами; бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп в соответствии с сюжетом; сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы; ползать на четвереньках; энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах; - может строиться в колонну, шеренгу, круг; - умеет действовать с предметами и выполнять движения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм движений по показу воспитателя.

Слайд 28

Спасибо за внимание.