Методическое пособие для родителей по обучению детей ПДД
учебно-методическое пособие

Ефимова Алла Юрьевна
Одним из направлений работы является работа по обучению детей безопасному поведению на улицах города. Но не только дети обучаются этому. Оказалось, что и родители нуждаются в повышении уровня знаний по данной теме. Поэтому, в помощь родителям создано методическое пособие- лэпбук «Правила дорожного движения», где собраны материалы по обучению детей дошкольного возраста ПДД. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
В него входит следующий материал:
1. «Говорит Светофорик».
2. «Поиграй со мной».
3. «Стихи».
4. «Дорожная азбука».
5. «Мы едим, едим, едим».
6. «Отгадай-ка».
7. «Вместе весело играть».
8. «Почемучка».
9. «Собери картинку».
10. «Бродилки, раскраски».
11. «Почитай мне мама».
12. «Наше творчество».
 Для удобства использования методического пособия не только в стенах ДОУ, но и дома, все пособия вложены в папки, которые легко могут транспортироваться домой с дальнейшим их возвратом. Информационный материал и развивающие задания меняются в зависимости от сезона и темы. А также к папке прикреплён жезл, который легко отстёгивается и может применяться в детских играх. (Приложение1)
1.«Говорит Светофорик». Представлены рекомендации, советы по соблюдению ПДД с учётом сезонных изменений, на что обратить особое внимание в данный период. Рекомендации выставляются с учётом наступившего времени года. (Приложение2) 
2. «Поиграй со мной». В этой папке вложен макет светофора и три круга разных цветов (красный, жёлтый, зелёный). С предложенной инструкцией игры, которую можно в дальнейшем заменять на другую. (Приложение3)
 3. «Стихи». В ней представлены карточки со стихами по правилам дорожного движения и иллюстрацией для каждой части стихотворного теста. (Приложение4)
4. «Дорожная азбука». Представлены карточки с дорожными знаками и иллюстрацией применения каждого знака. А также развивающие игровые пазлы с изображением дорожных знаков и картинками к их применению. (Приложение5)
5.«Мы едим, едим, едим». Вложены картинки с изображением различных видов транспорта». На обратной стороне стихи о данном виде транспорта. (Приложение6)
6.«Отгадай-ка». Представлены загадки по дорожным знакам и видам транспорта, высказываний (пословицы и поговорки) о безопасном движении. (Приложение7)
7.«Вместе весело играть». В ней предлагаются родителям всевозможные варианты дидактических и подвижных игр с детьми, считалочки к игре, которые в дальнейшем могут заменяться на другие. (Приложение8)
8.«Почемучка». Предоставлены карточки с вопросами и иллюстрациями по ПДД в помощь родителям, которые они могут задавать детям или подробно рассказать о том, что можно делать, а что категорически нельзя, опираясь на иллюстрации. (Приложение9)
9.«Собери картинку». Предлагаются игры с пазлами (машинки) для детей, которые в дальнейшем могут заменяться на другие. (Приложение10)
10.«Бродилки, раскраски». Предлагается материал по ПДД для раскрасок и задания в иллюстрированной форме для прохождения машины по дорожке, или к определённому пункту назначения.  (Приложение11)
11.«Почитай мне мама». Предлагается список художественной литературы для чтения детям по ПДД, с дальнейшим показом некоторых произведений из предлагаемого списка, а также маленькие книжки. Художественные произведения и книжки периодически заменяются. (Приложение12)
12.«Наше творчество». В эту папку мы вкладываем детские творческие работы по теме ПДД, которые делали не только в ДОУ, но и дома с родителями. (Приложение13)
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yv.docx515.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1(Лэпбук «Правила дорожного движения»)

Приложение 2 (Говорит Светофорик)


Говорит Светофорик: 

Правила поведения на дороге в осенний период

В осенний период на дрогах наблюдается плохая видимость из-за частых туманов, сокращения светового дня.

Водители транспортных средств внимательно следят за дорогой и едущими рядом автомашинами, поэтому могут не заметить пешехода, стоящего на тёмной обочине.

Переходи проезжую часть только в строго   освещённых местах!

Часто в осенний период дорога сырая и скользкая, тормозной путь транспортных средств увеличивается.

! При переходе проезжей части даже на зелёный сигнал светофора убедись, что транспорт остановился и водители пропускают тебя!

! Если на твоей верхней одежде или обуви нет светоотражающих элементов, обязательно носи фликер!

                        Пешеход, будь бдителен!

Говорит Светофорик: 

Правила поведения на дороге в весенний период

    ! Переходи проезжую часть только в строго установленных местах!

В весенний период на дрогах наблюдается плохая видимость, как для пешеходов, так и для водителей из-за яркого, слепящего солнца.

   !   Внимательно смотри на сигналы светофора!

Водители транспортных средств внимательно следят за дорогой и едущими рядом автомашинами, поэтому могут не заметить пешехода, стоящего на обочине.

На перекрестках не стой близко к проезжей части дороги, особенно где машины выполняют поворот!

     Часто в весенний период дорога сырая и скользкая, тормозной путь транспортных средств увеличивается.

   ! При переходе проезжей части на зелёный сигнал светофора убедись, что транспорт остановился и водители пропускают тебя!

    ! Если на твоей верхней одежде или обуви нет светоотражающих элементов, обязательно носи фликер!

Пешеход, будь бдителен!

Говорит Светофорик: 

Правила поведения на дороге в зимний период

Главное правило поведения на дороге зимой – удвоенное внимание и повышенная осторожность! Зимой день короче. В сумерках и в темноте ухудшается видимость.

Часто близкие предметы кажутся, что находятся далёко, а далёкие – близко. Поэтому необходимо быть особенно внимательными!

! Используйте светоотражающие элементы на верхней одежде.

 В снегопады ухудшается видимость. Снег залепляет глаза пешеходам и мешает обзору дороги. Для водителя видимость дороги тоже ухудшается. Кроме того, солнце и белый снег, как ни странно, тоже помеха. Они создают эффект бликов и ослепляют водителей и пешеходов. Обычное (летнее) безопасное для перехода расстояние до машины нужно увеличить в несколько раз.

! Переходите только по подземным и регулируемым переходам, а также по пешеходным переходам со специально нанесённой на них разметкой – зеброй.

  В незначительную оттепель на улице появляются коварные лужи, под которыми скрывается лёд. Дорога становится скользкой.

! При переходе через проезжую часть лучше подождать, пока не будет проезжающих машин.

! Переходить надо только шагом!

 Тёплая зимняя одежда мешает свободно двигаться, сковывает движение.

! При переходе через дорогу и ожидании транспорта не поднимайтесь на брустверы (снежные валы), образованные на краю в результате работы снегоуборочной техники.

! Внимательно и осторожно переходите проезжую часть, не торопитесь.

Пешеход, будь бдителен! 

Говорит Светофорик: 

Правила поведения на дороге в летний период        

    Наступило лето, в тёплую солнечную погоду дети больше времени проводят на улице. Беря на прогулку с ребёнком велосипед или самокат, следует позаботиться о безопасности юного велосипедиста, проведите с ребёнком инструктаж.

В это время года много зелёных насаждений, в том числе и возле подъездов домов. Деревья и кусты относятся к так называемым дорожным «ловушкам», так как закрывают обзор. Необходимо, чтобы ребенок очень четко усвоил, что нельзя без оглядки выбегать из подъезда.

  Лето – это время отпусков, поездок на природу, на дачу, в другой город.  Поэтому, всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности.

! При поездке на общественном транспорте - держите ребёнка за руку, т.к. он может споткнуться и упасть или выбежать на проезжую часть. Подходите к дверям, только после его полной остановки. Первым входит ребёнок, за ним взрослый. При выходе – наоборот.  Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. Всегда соблюдайте Правила дорожного движения, особенно, если с вами рядом ребёнок!

                  Пешеход, будь бдителен!

Приложение 3 (Поиграй со мной)

   

                  «Светофор». 

Задачи: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: Круги красного, жёлтого, зелёного цвета, светофор.

Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зелёного, жёлтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

Приложение 4 (Стихи)

Приложение 5 (Дорожная азбука)

   

   

Приложение 6 (Мы едим, едим, едим)

             

Легковой автомобиль

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

Автобус

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, –

Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет

Троллейбус

Я троллейбус, транспорт умный,

Быстрый и почти бесшумный.

Я по рельсам не стучу,

Я колесами кручу,

Без бензина обхожусь,

Я весь день для вас тружусь.

Вот беда! Отключен свет, –

Мне без света хода нет.

 Самосвал

Можно нагрузить немало

В мощный кузов самосвала.

Отвезёт он всё что нужно

Быстро, весело и дружно!

Троллейбус

Синий троллейбус, выставив рожки,

Медленно ездит с утра по дорожке.

За провода зацепился надёжно

И пассажиров везёт осторожно.

Мотоцикл

Я по улицам кружу –

Очень громко я жужжу.

С ветром, снегом и дождем

Мотоцикл давно знаком.

Жук летает выше крыши –

Я готов взлететь и выше.

Но как вьючного коня

Не используйте меня. 

Теплоход

По волнам легко плывет

Пассажирский теплоход.

Скоро мы с тобой на нем

Океан переплывем!

Ракета

На космической ракете

В космос мы отправимся.

С испытаньями поверьте,

Всей командой справимся.

Автобус

Весёлый автобус спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

В тёплом моторе – доброе сердце.

Всем пассажирам откроет он дверцы.

Вертолет

Посмотрите мне в глаза, –

Я совсем не стрекоза,

Мы чуть-чуть похожи с ней,

Я и больше, и сильней.

Если только захочу,

Без разгона ввысь взлечу,

Вертикальный важен взлет,

Я, ребята, вертолет.

Самолет

Я во всей своей красе

Мчусь по взлетной полосе,

Мчусь, качусь и вот вдали

Отрываюсь от земли.

Удаляется земля,

Словно коврики – поля,

А высотки-домики,

Будто книжки-томики.

Поезд

Поезд мчится, поезд мчит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Сердце радостно стучит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Поезд, поезд, торопись,

Ветер обогнав, промчись!

Днем и ночью стук колес:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Долго ждать пришлось:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Этим поездом домой

Приезжает папа мой.

Этот поезд жду с утра.

Приближается. Ура! 

Хлебовоз

Хлебовоз развозит булки,

Свежий хлеб и калачи.

До чего же вкусно пахнет!

Будто только из печи.

Мчится поезд

Чух-чух, чух-чух.

Мчится поезд

Во весь дух,

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь! — гудит, —

Тороплюсь, тороплюсь!

Трамвай

Ромбик тоненький на крыше

Подниму чуть-чуть повыше,

Он немного поискрит.

У меня счастливый вид: ток скорее подавай,

Потому что я – трамвай!

Я колесами верчу

И по рельсам грохочу.

Очень быстро, очень ловко!

Стоп, ребята, остановка!

Приложение 7 (Отгадай-ка)    

Загадки

*Никогда я не сплю,
На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять,
Когда движенье начинать.

(Светофор)

*Командуя жезлом, он всех направляет,
И всем перекрёстком один управляет.
Он словно волшебник, машин дрессировщик,
А имя ему — …
(Регулировщик)
*Тем прибором выявляют
Тех, кто скорость превышает.
Говорит локатор строгий:
— Нарушитель на дороге!
(Радар)

*Полосатая указка,
Словно палочка из сказки.
(Жезл)

Загадки

*За рулем я сижу,
На дорогу гляжу. 

(Водитель)

*Полосатая лошадка,
Её „зеброю” зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
(Пешеходный переход) *Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?

 (Подземный переход)

*У него суровый норов – 
Длинный, толстый, словно боров, 
Он залег у перехода, 
Защищая пешехода.
(Лежачий полицейский) 

Загадки

*Как зовутся те дорожки,
По которым ходят ножки.
Различать учись их точно,
Не лети как на пожар.
Пешеходные дорожки –
Это только …?

(Тротуар)

*На обочинах стоят,
Молча с нами говорят.
Всем готовы помогать.
Главное – их понимать.

 (Дорожные знаки)

*Знак повесили с рассветом,
Чтобы каждый знал об этом:
Здесь ремонт идёт дороги —
Берегите свои ноги!
(Дорожные работы) 

*Этот знак наверняка
Доведет до тупика.
Ну, а дальше – хоть лети,
Потому что нет пути!

(Тупик)

                 

Загадки

*Ты, шофер, не торопись,
Видишь знак, остановись!
Прежде чем продолжить путь,
Осмотреться не забудь.

(Движение без остановки запрещено)

*Сообщает знак бесстрастно:
"Ехать здесь быстрей опасно!
Так что будьте вы добры
Снизить скорость до поры!"

(Ограничение максимальной скорости)

*Говорит знак: "В самом деле,
Что плетешься еле-еле?
Будь ты хоть трехглавый змей,
Ехать медленней не смей!"

(Ограничение минимальной скорости)

*Знак любителей обгона
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно!

(Обгон запрещён)

Загадки

*Эту ленту не возьмешь
И в косичку не вплетешь.
На земле она лежит,
Транспорт вдоль по ней бежит.

 (Дорога)

*Рядышком с шоссе лежит,
По ней транспорт не бежит.
Ну а если вдруг беда,
То съезжают все сюда.

 (Обочина)

*Две дороги долго шли
И друг к дружке подошли.
Ссориться не стали,
Пересеклись и дальше побежали.
Что это за место,
Всем нам интересно.

 (Перекресток)

*В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
"Вам ходить запрещено!"

(Движение пешеходов запрещено)

           

Загадки

*Сообщает знак о том,
Что вблизи аэродром.
Коль услышишь шум ужасный,
Знай, что это не опасно.

(Низко летящие самолёт)

*Эй, водитель, не гуди,
Шумом спящих не буди.
Не пугай гудком прохожих,
Ведь и сам оглохнешь тоже.

(Подача звукового сигнала запрещена)

*Что за тёмная дыра?
Здесь, наверное, нора?
В той норе живёт лиса.
Вот какие чудеса!
Не овраг здесь и не лес,
Здесь дорога на прорез!
У дороги знак стоит,
Но о чём он говорит?
(Тоннель)

Загадки

*Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил,
На стоянку у ограды — 
Отдыхать ей тоже надо.
(Место стоянки)

*Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.

Пассажиров ты сажай
И скорее уезжай.

(Стоянка запрещена)

*Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!

(Въезд запрещён)

Загадки

*С ветерком и без печали
Мчимся мы по магистрали.
Там, где этот знак стоит,
Путь ничто не преградит!

(Автомагистраль)

*Бродят здесь по средь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть сперва пройдут ежи!

(Дикие животные)

*Вот дорога, ты на ней
Попадешь под град камней.
Здесь обвал всегда возможен,
Будь предельно осторожен!

(Падение камней)

Загадки

*Это что за магазин?
Продается в нем бензин.
Вот машина подъезжает,
Полный бак им заливает.
Завелась и побежала.
Чтоб другая подъезжала. 

(Автозаправочная станция)

*Ай-ай-ай! Какая жалость!
Что-то вдруг у нас сломалось.
Знак нам этот говорит:
"Здесь машинный Айболит!"

 (Техобслуживание)

*Коль в грязи капот и шины,
Надо срочно мыть машину. 
Ну, раз надо, значит, надо.
Вот вам знак, что мойка рядом!

(Автомойка).

Загадки

*Этот знак для тех, кто болен

Кто здоровьем не доволен.

Придорожный Айболит

Вас подлечит, подбодрит.

(Пункт первой медицинской помощи)

 *Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьезных докторов
Там вам скажут: "Будь здоров!"

(Больница)

*Если долгим был твой путь,
Надо лечь и отдохнуть.
Этот знак нам говорит:
"Здесь гостиница стоит!"

(Гостиница или мотель)

*Если нужно дозвониться
Хоть домой, хоть заграницу,
Знак поможет, скажет он,
Где искать вам телефон!

(Телефон)

Загадки

Говорит знак этот строго:
"Очень скользкая дорога.
Ты с дорогой не шути,
Руль напрасно не крути!"

(Скользкая дорога)

В этом месте круглый год
Совершают разворот

(Место разворота) 

*Предупреждает этот знак,
Что у дороги здесь зигзаг,
И впереди машину ждёт
Крутой…
(Опасный поворот)

*Эти знаки на пути
Ни за что не пропусти.
Есть у них одна забота –
Запрещать нам повороты.

(Поворот запрещён)

Загадки

*Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!

(Главная дорога)

*Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем!

(Уступи дорогу)

*Это что за чудо-юдо,
Два горба, как у верблюда?
Треугольный этот знак
Называется он как?
(Неровная дорога)

*Грустен этот знак немного:
Здесь сужается дорога!
Это как всегда некстати.
Вдруг нам места там не хватит?

(Сужение дороги)

Загадки

*Нарисован паровоз,

Слышим стук из-под колес,

Видим, едет тепловоз,

Тот же стук из-под колес.

Разницы тут никакой

Все равно водитель, стой!

(Железнодорожный переезд)

*Поезд быстро-быстро мчится! 
Чтоб несчастью не случиться, 
Закрываю переезд – 
Запрещен машинам въезд!
(Шлагбаум)

*Эй, водитель, не зевай!
Ходит впереди трамвай.
Ты притормози немножко,
Уступи ему дорожку.

(Пересечение с трамвайной линией)

Загадки

*Для этого коня еда –

Бензин и масло, и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся.

(Автомобиль)

*Что за чудо – синий дом

Ребятишек много в нём

Носит обувь из резины

И питается бензином.

 (Автобус)

*Удивительный вагон

Посудите сами

Рельсы в воздухе, а он,

Держит их руками.

 (Троллейбус)

Загадки

Дом — чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.

(Трамвай)

 Вот так чудо-чудеса!

Подо мной два колеса.

Я ногами их верчу

И качу, качу, качу.

(Велосипед)

Двух колес ему хватает,
И мотор не подкачает.
Нужно только завести –
И счастливого пути! 

(Мотоцикл).

Загадки

Мчится огненной стрелой

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина.

(Пожарная машина).

Рукастая, зубастая,

Идет-бредет по улице,

Идет и снег грабастает,

А дворник только щурится,

А дворник улыбается:

Снег без него сгребается.

 (Снегоуборочная машина).

Приложение 8 (Вместе весело играть)

«Красный - зелёный».

 Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, находчивость.

Материал: Воздушные шары красного и зелёного цвета.

Ход игры: Нужно взять два шарика – зелёный и красный. Воспитатель даёт

ребёнку в руку красный шарик, ребёнок – называет запрещающий знак. Если

зелёный шарик, называет знак разрешающий, предписывающий. Не называет – выбывает из игры. А победитель получает в награду воздушный шарик.

«Светофор».

Задачи: Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: Круги красного, жёлтого, зелёного цвета, светофор.

Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зелёного, жёлтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

«Угадай транспорт».

 Цель: Закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию

узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую

активность.

Материал: Картинки (карточки) с изображением транспорта.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто

первым из детей отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает

картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победитель.

                             

Лото «Играй да смекай!».

 Цель: Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их

графическим изображением; развивать умственные способности и зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Материал: Таблицы с изображением дорожных знаков, пустые карточки.

Ход игры: В игре участвуют 4 - 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки, (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображениями на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.                                          

«Собери знак».

 Цель: Закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.

Материал: Пазлы в конвертах – дорожные знаки, фишки.

Ход игры: По команде воспитателя дети открывают конверты и начинают складывать свои пазлы. Через 5 минут игра прекращается. Кто успел собрать правильно получает фишку. Можно заработать дополнительно фишку, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значения.

«Ты – большой, я - маленький».

 Цель: Закрепить представления о правилах поведения на улице, дороге;

прививать устойчивую мотивацию к соблюдению ПДД.

Ход игры: Выйдя на прогулку, предложите своему ребёнку поиграть в «больших и маленьких». Пусть он будет «большим» и поведёт Вас через дорогу. Контролируйте его действия. Проделайте это несколько раз, и результаты не замедлят сказаться.

«Где мое место?».

 Цель: Закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление,

внимание, память, речь.

Материал: Крупный строительный материал (кубики, кирпичики, призмы,

конусы, цилиндры и др.) для конструирования дороги, расстановка на дороге

предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих

изученным знакам дорожного движения.

Ход игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные

знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.

1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.

2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

«Путаница».

 Цель: Закреплять знание знаков дорожного движения, развивать мышление,

внимание, память, речь.

Материал: Строительный материал (кубики, кирпичики, призмы и др.),

дорожные знаки.

Подготовка к игре: Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет

знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем

рассказывает детям историю про то, что баба Яга решила навести в городе беспорядок, но потом об этом пожалела и просит помочь исправить ситуацию.

Ход игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки

правильно. Объясняют, что делают.

«Передай жезл».

 Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках, ПДД, упражнять в

правильном назывании дорожных знаков, формулировке ПДД, развивать

логическое мышление, внимание, сообразительность, активизировать речь.

Материал: жезл регулировщика.

Ход игры: Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся

игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

«Повороты».

 Цель: Развивать координацию движений рук (вправо, влево), зрительное

внимание, мышление, умение выполнять команду, согласно знака в руках

воспитателя.

Материал: Знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение

налево».

Подготовка к игре: Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».

Ход игры: Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети

делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети делают шаг направо, если знак «Движение налево» - дети налево.

«На островке».

 Цель: Закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды

транспорта; знакомить с наиболее типичными дорожно – транспортными

ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

Материал: Картинки, изображающие различные ситуации с участием

пешеходов, дорожные знаки, светофор.

Ход игры: Дети должны рассмотреть и объяснить изображенную на картинке

ситуацию, оценить поведение пешеходов, пассажиров, водителей; объяснить

необходимость установки нужного дорожного знака.

«Угадай знак».

 Цель: Закреплять знания о дорожных знаках, развивать мышление, внимание, наблюдательность.

 Материал: Дорожные знаки, жетоны.

 Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от

друга.

 Ход игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. К концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

«Четвертый лишний».

1. Назовите лишнего участника дорожного движения:

-Грузовик, дом, «скорая помощь», снегоуборочная машина.

2. Назовите лишнее средство транспорта:

-Легковая машина, грузовая машина, автобус. детская коляска.

3. Назовите средство транспорта, не относящееся к общественному

транспорту:

-Автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.

4. Назовите лишний «глаз» светофора:

-Красный, синий, жёлтый, зелёный.

«Кто больше назовет дорожных знаков?».

 Цель: Упражнять детей в узнавании и правильном назывании дорожных знаков, развивать внимание, мышление, память, речь.

Материал: Дорожные знаки.

Ход игры: Ведущий показывает знаки, дети называют, соблюдая очередность.

«Игра в мяч».

 Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных

знаках.

Материал: Мяч.

Ход игры: Воспитатель с мячом встаёт в центр круга и бросает ребенку мяч,

одновременно задавая вопрос. Тот отвечает и бросает мяч воспитателю. Игра

проводится со всеми детьми по очереди. Вопросы:

- По дороге кто идёт? (Пешеход)

- Кто машину ведёт? (Водитель)

- Сколько «глаз» у светофора? (Три глаза)

- Если красный «глаз» горит - то о чём он говорит? (Стой и жди)

- Если жёлтый «глаз» горит - то о чём он говорит? (Подожди)

- Если зелёный «глаз» горит, то о чём он говорит? (Можете идти)

- Идут наши ножки по пешеходной…(Дорожке)

- Где мы ждём автобус? (На остановке)

 -Где играем в прятки? (На детской площадке)

«Автошкола».

 Цель: Закреплять знания детей о том, как следует переходить улицу; о

назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнять в

ориентировке в пространстве и во времени; воспитывать смелость,

находчивость, умение помогать товарищу.

Материал: Двойной лист картона: на левом листе наклеены картинки с

изображением различных дорожных ситуаций, на правом листе написаны

правила.

Ход игры: Дети рассматривают картинки с изображением различных дорожных ситуаций. Они должны объяснить изображенную на картинке ситуацию, оценить поведение пешеходов, детей у светофора, необходимость нужного дорожного знака.

«Наш друг постовой».

 Цель: Закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях;

обозначения жестов (какой жест какому сигналу светофора соответствует),

развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: Фуражка, жезл регулировщика.

Посмотрите: постовой

Встал на нашей мостовой

Быстро руку протянул,

Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали? Вы видали?

Все машины сразу встали.

Дружно встали в три ряда

И не едут никуда.

Не волнуется народ,

Через улицу идет.

И стоит на мостовой,

Как волшебник постовой.

Все машины одному

Подчиняются ему.

 Ход игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или

останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем,

когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по

очереди.

«Это я, это я, это все мои друзья!».

 Цель: Закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

 Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, если дети согласны, то хором отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны – молчат.

-Кто из вас, когда спешит,

 Перед транспортом бежит? (Молчат)

-Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

-Знает кто, что красный свет-

Это значит - хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья!)

-Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора? (Молчат)

-Знает кто, что свет зелёный

Это значит- путь открыт? (Это я, это я, это все мои друзья!)

-Кто, скажите, из трамвая

На дорогу выбегает? (Молчат)

-Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (Это я, это я, это все мои друзья!)

-Кто из вас в трамвае тесном

Уступает взрослым место? (Это я, это я, это все мои друзья!)

«Да, нет».

Цель: Закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте.

Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы, дети хором отвечают «да» или «нет».

I вариант:

 Правила знаешь движения? (Да)

 Вот в светофоре горит красный свет

 Можно идти через улицу? (Нет)

 Ну, а зелёный горит, вот тогда

 Можно идти через улицу? (Да)

 Сел в трамвай, но не взял билет.

 Так поступать полагается? (Нет)

 Старушка, преклонные очень года,

 Ты место в трамвае уступишь ей? (Да)

 Молодцы, ребята, запомнили,

Что «нет», а что «да»,

И делать, как нужно, старайтесь всегда!

 II вариант:

Светофор знаком всем детям? (Да)

Знают все его на свете? (Да)

Он дежурит у дороги? (Да)

 У него есть руки, ноги? (Нет)

Есть фонарики – три глаза? (Да)

Он включает все их сразу? (Нет)

Вот включил он красный свет-

Это значит, хода нет? (Да)

На какой идти нам надо,

Жёлтый - может быть преградой? (Да)

А на жёлтый мы пойдём? (Нет)

Ну, наверное, тогда

На зелёный встанем, да? (Нет)

Пробежать на красный можно? (Нет)

Ну, а если осторожно? (Нет)

А гуськом пройти тогда,

То, конечно, можно? Да! (Нет)

Верю я глазам, ушам

Светофор знаком всем вам!

И, конечно, очень рада

Я за грамотных ребят!

«Вопросы и ответы»

Цель: Закрепить знания о ПДД, дорожных знаках, поведения на улице;

развивать мышление, память, сообразительность, речь.

Материал: Фишки.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды, задаёт вопросы, дети

отвечают, за правильный ответ вручается фишка. Побеждает команда,

набравшая большее количество фишек.

1. Назови сигналы светофора? (Красный, жёлтый, зелёный)

2. На какой сигнал можно перейти дорогу? (На зелёный)

3. Назови запрещающий знак светофора? (Красный)

4.Место где люди ждут транспорт? (Остановка)

5. Где можно переходить дорогу? (По пешеходному переходу)

6. На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

7. Где ездят машины? (По дороге)

8. Где ходят пешеходы? (По тротуару)

9. Где можно гулять детям? (Во дворе)

10. Как называют человека, управляющего машиной? (Водитель)

11. Назови основные части машины? (Кузов, кабина, колёса)

12. Какими бывают дорожные знаки? (Запрещающие, предупреждающие,

знаки сервиса, информационные, указательные, предписывающие знаки)

13. Назови «волшебную» палочку регулировщика? (Жезл)

14. Назовите виды транспорта? (Наземный, подземный, воздушный, морской)

«Автомульти».

 Цель: Учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность.

Ход игры: Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

1. Ехали медведи на велосипеде,

    А за ними кот задом наперёд,

   А за ним комарики...

На чём летали комарики? (На воздушном шарике)

2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?

(Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолёте)

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа)

 8. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На

поезде)

9. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

10. На чём катался Кай? (На санках)

11. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

12. В чём плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В

бочке)   

«Зебра».

Цель: Упражнять детей в точности исполнения правил игры, развивать быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: Полоски белой бумаги (картона).

Ход игры: Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздаётся по полоске белой бумаги (картона). По сигналу - первый участник кладёт полосу, встаёт на неё и возвращается к своей команде. Второй шагает строго по своей полосе, кладёт свою «ступеньку» зебры и возвращается обратно. Последний участник шагает по всем полоскам, возвращаясь, собирает их.

                   

«Подумай – отгадай».

Цель: Уточнить представления о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

Материал: Фишки.

Ход игры: Воспитатель задаёт вопросы детям. Кто из детей знает правильный

ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку.

Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Вопросы:

- Сколько колёс у легкового автомобиля? (4)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)

 - Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

- Сколько сигналов у светофора? (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми

сигналами? («Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской

площадке).

«Где мы были, мы не скажем, на чём ехали покажем».

 Цель: Закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды

транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Ход игры: Каждая команда решает, какое транспортное средство будет

изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолёт). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

«К своим знакам».

 Цель: Закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве.

Материал: Дорожные знаки.

Ход игры: Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки,

образуя круги. В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

«Сигналы светофора».

 Цель: Развивать сообразительность, быстроту реакции, внимание, зрительное восприятие, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Материал: Мешочек с мячиками красного, жёлтого, зелёного цвета, стойки.

Ход игры: На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие

каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.

«Глазомер».

 Цель: Закрепить знания детей о дорожных знаках, количественный счёт,

развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость, глазомер,

ориентировку в пространстве, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Материал: дорожные знаки.

Ход игры: В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном

расстоянии от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знаки на поле расставляются по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

«Грузовики».

 Цель: Развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений,

согласованность и сотрудничество в команде.

Материал: Рули, мешочки с песком для каждой команды и две стойки.

Ход игры: Первые участники команд держат в руках руль, на головы им

помещается мешочек с песком – груз. После старта участники обегают вокруг своей стойки и передают руль и груз следующему участнику. Побеждает команда, первой выполнившая задание и не уронившая груз.

«Трамваи».

 Цель: Развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений,

согласованность и сотрудничество в команде.

Материал: Потребуется по одному обручу для каждой команды и по одной

стойке.

Ход игры: Участники в каждой команде делятся на пары: первый – водитель,

второй – пассажир. Пассажир находится в обруче. Задача участников как можно скорее обежать вокруг стойки и передать обруч следующей паре участников. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

«Добеги до знака».

 Цель: Упражнять детей в запоминании дорожных знаков, развивать память,

сообразительность, быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Материал: Дорожные знаки.

Ход игры: По сигналу воспитателя ребенок бежит к дорожному знаку, который называет воспитатель. Если ребенок ошибается в выборе знака, то он возвращается в конец колонны.

«Стоп - Идите».

 Цель: Развивать ловкость, скорость, быстроту реакции, точность движений,

слуховое и зрительное внимание.

Материал: Макет светофора.

Ход игры: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую. Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

«Светофор».

 Цель: Учить соотносить действия с цветом светофора, развивать внимание,

зрительное восприятие, мышление, сообразительность.

 Материал: Круги красного, жёлтого, зелёного цвета.

 Ход игры: Воспитатель показывает кружок, а дети выполняете действия:

1)- красный – молчат;

- жёлтый – хлопают в ладоши;

- зелёный – топают ногами.

2) – на красный цвет – делают шаг назад,

– на жёлтый – приседают,

– на зелёный – маршируют на месте.

«Цветные автомобили».

Цель: Закрепить цвета светофора (красный, жёлтый, зелёный), упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать зрительное восприятие и внимание, ориентировку в пространстве.

Материал: Рули красного, жёлтого, зелёного цвета, сигнальные карточки или флажки красного, жёлтого, зелёного цвета.

Ход игры: Дети размещаются по краю площадки. Они автомобили. Каждому даётся руль разного цвета. Ведущий стоит лицом к играющим с сигналами такого же цвета как рули. Ведущий поднимает сигнал определённого цвета. Дети, у которых рули такого же цвета выбегают. Когда ведущий опускает сигнал, дети останавливаются и идут в свой гараж. Дети во время игры гуляют, подражая автомобилям, соблюдая ПДД. Затем ведущий

поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.

«Ловкий пешеход».

Цель: Развивать глазомер, ловкость, внимание, упражнять в метании мяча правой рукой на ходу.

Материал: Светофор, плоскостное вертикальное изображение с прорезанными в нём круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше мяча, резиновый или пластмассовый мячик.

Ход игры: Пешеходы по очереди переходят перекрёсток. Перейти – значит на

ходу забросить мяч в зелёный глазок светофора. Попал – в красный – выбываешь из игры. Попал в жёлтый – получаешь право бросить мяч ещё раз.

«Птицы и автомобиль».

Цель: Развивать ловкость, скорость, ориентировку в пространстве, внимание.

Материал: Руль или игрушечный автомобиль.

Ход игры: Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями).

Воспитатель говорит:

Прилетели птички,

Птички – невелички,

Всё летали, всё летали, (дети бегают, плавно взмахивая руками)

Крыльями махали.

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали (присаживаются, постукивают пальцами по коленям)

Зернышки клевали.

 Воспитатель берет в руки руль или игрушечный автомобиль и говорит:

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, в рожок трубит.

Тра-та-та, берегись, берегись,

Тра-та-та, берегись, посторонись! (Дети – птички бегут от автомобиля). 

«Угадай транспорт».

Цель: Закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

Ход игры: Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит. Называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.

Пословицы

-Знай Правила движения как таблицу умножения.

-Правила движения каждый должен знать обязательно «пять»!

-Осторожность — мать безопасности.

-Тише едешь — дальше будешь.

-Сидя на колесе, думай, что под колесом.

-Век живи — век учись.

-Чем оплошал, за то и ответишь.

-Берегись бед, пока их нет.

-Не ищи пути с непутевым.

-Ехал прямо, да попал в яму.

Считалочка

Стоп, машина,

Стоп, мотор!

Тормози

Скорей,

Шофер!

Красный глаз

Глядит

В упор –

Это строгий

Приложение 9 (Почемучка)

Приложение 10 (Собери картинку)

   Приложение 11 (Бродилки, раскраски)

Приложение 12 (Почитай мне мама)

Почитай мне мама

 Бедарев О. «Если бы…»«Азбука безопасности».

• Гинзбург Н. «Колесо».

• Гончарова Е. «Машинки».

• Дорохов П. «Подземный ход»«Заборчик вдоль тротуара»«Шлагбаум».

• Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили».

• Кончаловская Н. «Самокат».

• Михалков С. «Скверные истории»«Дядя Степа милиционер»«Бездельник светофор»«Моя улица»«Велосипедист».

• Никитина Н. «Правила маленького пешехода».

• Носов Н. «Автомобиль».

• Пишумов Я. «Посмотрите, постовой»«Машина моя»«Песенка о правилах».

• Пляцковский И. «Светофор».

• Прокофьев С. «Мой приятель-светофор».

• Северный А. «Светофор».

• Семернин В. «Запрещается-разршается».

• Серяков И. «Улица, где все спешат»«Машина, которую рисовать научили»«Ученый дружок».

• Шорыгина Т. «Марта и Чичи идут в парк».

• Юрмин Г. «Любопытный мышонок».

• А. Усачев «Домик у перехода»

• В. Головко «Правила движения»

• И. Гурина «Правила дорожного движения»

Приложение 13 (Наше творчество)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картотека игр по обучению детей ПДД"

Предлагаются игры, направленные на  обучение детей ПДД....

Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников с ТНР

Методическое пособие для подготовки к обучению грамоте дошкольников включает в себя комплект рабочих листов, которые могут быть использованы на логопедических занятиях в подготовительной группе....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к ПРОГРАММЕ по обучению правилам дорожного движения: "Азбука дорожного движения" (для детей от 2 до 7 лет).

 Данное методическое пособие послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей (законных представителей), позволяющим доступно разъяснять детям правила безопасного движения....

методическое пособие по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве»

методическое пособию по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве»...

методическое пособие для родителей "Как защитить детей от болезни в осеннее время"

Вырастить ребенка без болезней, наверное, невозможно, но можно сделать так, чтобы он болел как можно меньше.Для решения этой задачи есть разные пути - делать прививки, ограничивать контакты, закалять....