Главные вкладки

    Консультация для родителей «Развиваем познавательную активность детей раннего возраста»
    консультация (младшая группа)

    Чурикова Ирина Владимировна

         Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности взрослому необходимо предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого используются различные формы работы. Данный материал поможет родителям стать активными участниками образовательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx19.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Развиваем познавательную активность

    детей раннего возраста»

    Постоянный разговор с ребенком

    С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и прочее. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.

    При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое либо действие.

    Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.

    Умывание

    - Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

    Сборы на прогулку

     – Сейчас мы  пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

    Во время укладывания детей на сон можно поговорить о чистом, красивом белье, как приятно положить голову на мягкую подушку со свежей наволочкой, какие замечательные сны приснятся, вспомнить названия предметов постельного белья, обязательно спеть колыбельную.

    Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

    К речи взрослого предъявляются особые требования.   Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Взрослый всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает ребенка в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.

    Наблюдения

    С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.

    В чем заключается участие взрослого в детских наблюдениях? Взрослый ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.

    На прогулке:

    • Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшоны. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже вода. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот лист, какого цвета? Красный лист. Много листьев. Покажите, как много листьев.

    Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего  за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет  существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т.д.).

    Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования. Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к рукотворному миру, миру живой и неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т.д.)

    Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:

    Знакомство со свойствами воды:

    - Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.

    - Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?

    - Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.

    - Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.

    - Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.

    Все эти игры решают несколько задач, в том числе -  расширение и обогащение словаря.

    Литература:

    Е. Смирнова. «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Развивайте познавательные интересы детей".

    При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности к знаниям....

    Советы родителям.Развиваем речь в раннем возрасте

    Советы родителям. Развиваем речь в раннем возрасте.Речь начинает формироваться за долго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.Сейчас есть возможность в пери...

    Консультация для родителей «Развивайте одаренность с раннего детства»

    Кто из нас не любил рисовать в детстве? Сколько помню, мы рисовали с друзьями всегда и везде.  Нашим  мольбертом могли стать и снег,  и мокрый песок на берегу Волги, а уж если в руках о...

    Консультация для родителей « Развиваем познавательную активность у детей»

    Данная статья предназначена для родителей по развитию у детей дошкольного возраста познавательно - исследовательской активности....

    Консультация для родителей "Развивайте познавательные интересы детей"

    Консультация для родителей "Развивайте познавательные интересы детей"...

    консультация для родителей "Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников"

    консультация для родителей "Развиваем познавательные интересы у старших дошкольников"...