ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (подготовительная группа)

Бойченко Валентина Степановна

Статья о  познании докольников мира разнообразными способами исследования, что позволяет быстрее развиваться, мыслить самостоятельно, анализировать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno_-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА  

                                                                                  Бойченко Валентина Степановна

                                                                                 Воспитатель МБДОУ № 13 г. Марманск

Идея создания инновационного проекта возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования в России.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Потребность дошкольника это познавать  окружающий мир, получать новые впечатления, стремление к открытиям, познание нового, непонятного.  И в этом дошкольникам помогает  познавательно – исследовательская деятельность.

Экспериментальная деятельность  принципиально отличается от любой другой тем, что  образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не готов и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью.  В  ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробный характер. Ребёнок здесь готов к любому неожиданному результату. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ не только обучения детей, но и раскрытия их  личных  познавательных  способностей. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. Самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков)

Ценность эксперимента, исследования заключается в том, что у дошкольника развивается способность к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, коммуникативных,  интеллектуальных и волевых качеств. При этом нужно руководствоваться  принципами познавательно – исследовательской  деятельности:

-принцип наглядности

-принцип связи с жизнью

-принцип научности

- принцип доступности

- принцип группового и индивидуального исследования

Принцип наглядности является золотым правилом дидактики, поэтому в исследовательской деятельности используются все органы чувств дошкольника, создаются условия для экспериментирования, где каждый дошкольник может найти ответ на свои вопросы.   Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности в исследовательской деятельности у дошкольников постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.
Принцип связи с жизнью характеризуется как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как подкрепление уже полученных знаний.  Например. Дети получили знания о том, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые тонут, но это лишь затронута память, слух дошкольника, а если провести опыт  с предметами, то здесь будут действовать все анализаторы дошкольника и он сам проверит эту действительность.

Принцип научности состоит в том, чтобы дошкольник усваивал реальные знания на основе содержания образования уроню развития современной науки и техники,  анализа, обобщения, умозаключения, полученных  именно экспериментальным путём. Обязательное сочетание теоретических знаний и практики.

Принцип доступности подразумевает организацию реальных возможностей дошкольников. Учитывается возраст дошкольников, интересы, знания, умения, предполагается  построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.  Но и задачи не должны быть лёгкими.  Начинать  исследования  нужно от того, что близко, что всегда рядом в жизни детей.  Необходимо дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности).

Принцип группового и индивидуального исследования позволяют  дошкольнику проявить себя, показать свои знания, как при индивидуальной работе, так и при работе в группе.  В коллективном исследовании есть возможность высказать свои идеи, наблюдения или строить свой анализ на наблюдениях  сверстников. Осуществляя исследовательскую деятельность, дошкольник  может не просто попробовать свои силы и знания, но и публично показать полученный результат. В том случае, если исследовательская деятельность осуществляется коллективно, то педагогу следует отметить вклад, который каждый дошкольник внес в достижение итоговой цели, обозначит ценность и значимость данного вклада. Экспериментальная деятельность дает дошкольникам  возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.  Дошкольнику легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, что  формирует  у дошкольника умения анализировать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения.  

Таким образом, исследовательская деятельность дошкольников, при правильном подходе к ее организации и реализации способствует выполнению социального заказа по подготовке будущих членов общества, формированию интеллектуального потенциала социума.
В нашем детском саду в  ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира.

В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду я  включаю такие виды активности:

  • наблюдения (исследовательская работа на участке, наблюдение за птицами, за насекомыми и т.д.);
  • проведение опытов  (проращивание семян, превращение воды в пар или лед, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);
  • коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;
  • просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с последующим обсуждением;
  • работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем) Расширяю кругозор воспитанников (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлении)
  • в   квест игры вношу моменты исследований- «определи, где речная вода. Где морская»;
  • поисково-исследовательские проекты (« Что нужно растениям», «Откуда берётся хлеб», « Тайны молока», «Полезная и вредная пища», «Круговорот воды в природе», «Эти удивительные камни»).
  • Использую разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:
  • обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
  • стимулирует исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения ( «Как?», «Что узнаешь при этом?»);
  • обсуждает с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если…»);
  • помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки);
  • использует приемы развития творческого воображения, творческой педагогики.

 Стараюсь, что бы воспитанники не замечали моей опеки, чтобы считали, что работают самостоятельно

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:  

Внешние (новизна, необычность объекта);

  Тайна, сюрприз;

  Мотив помощи;

  Познавательный мотив (почему так);

  Ситуация выбора.

 Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка. Моя  работа с воспитанниками  строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований  на начальном этапе проблема ставится  мной, а воспитанники  предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?                                                                                                  

Для последовательного поэтапного развития у воспитанников исследовательских способностей, мной  разработан перспективный план опытов и экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной программы, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.

Примерная структура занятия-экспериментирования.

1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).

2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).

 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

 4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

 5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

 6.Наблюдение результатов эксперимента.

7.Фиксирование результатов эксперимента.

 8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).

Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, умывание. Для этого я создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Весь материал доступен, безопасен, прост в использовании.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, я лишь  уточняю  у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выявление знаний я  получаю в беседе с детьми.  Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Я задаю воспитанникам ключевые вопросы, что бы вызвать активность  у них.  Окончательный вывод формулирую я.                                                     Хочется сказать, что не всегда удаётся придерживаться  намеченного плана, некоторые темы исследований предлагают сами воспитанники, что меня только радует, значит, интерес к познаниям  только растёт.

Экспериментирование стимулирует дошкольников  к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность  им  опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Ярко выраженная любознательность дошкольника является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что дошкольник  активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим миром.

Исследовательское поведение  позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития»  Работа над исследовательскими проектами делает мышление дошкольников  раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса.  Педагог выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой позиции

Исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное её достоинство заключается в том, что она  дает дошкольникам  реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным.

При помощи познавательно — исследовательской деятельности мы приводим детей к мысли насколько интересно и увлекательно учиться!

Литература

  1. Нищева Н. В.  Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника «Детство – Пресс» 2013
  2. Исследовательская деятельность на прогулках Экологические занятия с детьми 5- 7 лет   М. П. Костюченко, издательство «Учитель» 2019
  3. Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду Нищеева – СПб «Детство – Пресс» 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...

Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Презентация "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"

В презентации описанны этапы, отправные моменты, показатели сформированности и значение познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ....

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  -  формирование познавательных интересов и по...