ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
статья (подготовительная группа)
Статья о познании докольников мира разнообразными способами исследования, что позволяет быстрее развиваться, мыслить самостоятельно, анализировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
Бойченко Валентина Степановна
Воспитатель МБДОУ № 13 г. Марманск
Идея создания инновационного проекта возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования в России.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Потребность дошкольника это познавать окружающий мир, получать новые впечатления, стремление к открытиям, познание нового, непонятного. И в этом дошкольникам помогает познавательно – исследовательская деятельность.
Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не готов и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется, при этом все действия носят пробный характер. Ребёнок здесь готов к любому неожиданному результату. Поэтому экспериментирование можно применять как эффективный способ не только обучения детей, но и раскрытия их личных познавательных способностей. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития. Самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков)
Ценность эксперимента, исследования заключается в том, что у дошкольника развивается способность к определению проблемы и самостоятельному выбору пути ее решения. Таким образом, стимулируется развитие творческого потенциала дошкольника, его эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных и волевых качеств. При этом нужно руководствоваться принципами познавательно – исследовательской деятельности:
-принцип наглядности
-принцип связи с жизнью
-принцип научности
- принцип доступности
- принцип группового и индивидуального исследования
Принцип наглядности является золотым правилом дидактики, поэтому в исследовательской деятельности используются все органы чувств дошкольника, создаются условия для экспериментирования, где каждый дошкольник может найти ответ на свои вопросы. Благодаря широкому применению разнообразной предметной наглядности в исследовательской деятельности у дошкольников постепенно создается личный чувственный познавательный опыт, связанный с непосредственным восприятием реальных предметов и явлений, с предметной и практической деятельностью.
Принцип связи с жизнью характеризуется как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как подкрепление уже полученных знаний. Например. Дети получили знания о том, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые тонут, но это лишь затронута память, слух дошкольника, а если провести опыт с предметами, то здесь будут действовать все анализаторы дошкольника и он сам проверит эту действительность.
Принцип научности состоит в том, чтобы дошкольник усваивал реальные знания на основе содержания образования уроню развития современной науки и техники, анализа, обобщения, умозаключения, полученных именно экспериментальным путём. Обязательное сочетание теоретических знаний и практики.
Принцип доступности подразумевает организацию реальных возможностей дошкольников. Учитывается возраст дошкольников, интересы, знания, умения, предполагается построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников. Но и задачи не должны быть лёгкими. Начинать исследования нужно от того, что близко, что всегда рядом в жизни детей. Необходимо дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнёр, ориентир в выборе деятельности).
Принцип группового и индивидуального исследования позволяют дошкольнику проявить себя, показать свои знания, как при индивидуальной работе, так и при работе в группе. В коллективном исследовании есть возможность высказать свои идеи, наблюдения или строить свой анализ на наблюдениях сверстников. Осуществляя исследовательскую деятельность, дошкольник может не просто попробовать свои силы и знания, но и публично показать полученный результат. В том случае, если исследовательская деятельность осуществляется коллективно, то педагогу следует отметить вклад, который каждый дошкольник внес в достижение итоговой цели, обозначит ценность и значимость данного вклада. Экспериментальная деятельность дает дошкольникам возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Дошкольнику легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, что формирует у дошкольника умения анализировать, сравнивать, отстаивать свою точку зрения.
Таким образом, исследовательская деятельность дошкольников, при правильном подходе к ее организации и реализации способствует выполнению социального заказа по подготовке будущих членов общества, формированию интеллектуального потенциала социума.
В нашем детском саду в ходе познавательно-исследовательской активности воспитанники знакомятся с различными способами познания, что позволяет стимулировать интерес к самостоятельному изучению мира.
В систему познавательно-исследовательского взаимодействия в детском саду я включаю такие виды активности:
- наблюдения (исследовательская работа на участке, наблюдение за птицами, за насекомыми и т.д.);
- проведение опытов (проращивание семян, превращение воды в пар или лед, свойства магнита, свойства почвы и минералов и др.);
- коллективное решение проблемных ситуаций, занимательных задачек;
- просмотр мультфильмов или роликов познавательного содержания с последующим обсуждением;
- работа с наглядными тематическими материалами (рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, рисунков, схем) Расширяю кругозор воспитанников (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлении)
- в квест игры вношу моменты исследований- «определи, где речная вода. Где морская»;
- поисково-исследовательские проекты (« Что нужно растениям», «Откуда берётся хлеб», « Тайны молока», «Полезная и вредная пища», «Круговорот воды в природе», «Эти удивительные камни»).
- Использую разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:
- обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
- стимулирует исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения ( «Как?», «Что узнаешь при этом?»);
- обсуждает с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если…»);
- помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки);
- использует приемы развития творческого воображения, творческой педагогики.
Стараюсь, что бы воспитанники не замечали моей опеки, чтобы считали, что работают самостоятельно
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
Внешние (новизна, необычность объекта);
∙ Тайна, сюрприз;
∙ Мотив помощи;
∙ Познавательный мотив (почему так);
∙ Ситуация выбора.
∙ Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка. Моя работа с воспитанниками строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. В ходе проведения исследований на начальном этапе проблема ставится мной, а воспитанники предлагают различные возможные решения этой проблемы, выдвигают гипотезы. Затем проверяют эти возможные решения, исходя из данных гипотезы. Делают выводы в соответствии с результатами проверки: верна ли гипотеза?
Для последовательного поэтапного развития у воспитанников исследовательских способностей, мной разработан перспективный план опытов и экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной программы, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Примерная структура занятия-экспериментирования.
1.Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем, младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном возрасте).
2.Прогнозированные результаты (старший дошкольный возраст).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов, помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).
5. Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).
6.Наблюдение результатов эксперимента.
7.Фиксирование результатов эксперимента.
8.Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем возрасте).
Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, умывание. Для этого я создаю специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Весь материал доступен, безопасен, прост в использовании.
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, я лишь уточняю у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выявление знаний я получаю в беседе с детьми. Дети с увлечением рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные. Это положительно сказывается на развитии речи детей, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Я задаю воспитанникам ключевые вопросы, что бы вызвать активность у них. Окончательный вывод формулирую я. Хочется сказать, что не всегда удаётся придерживаться намеченного плана, некоторые темы исследований предлагают сами воспитанники, что меня только радует, значит, интерес к познаниям только растёт.
Экспериментирование стимулирует дошкольников к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает возможность им опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Ярко выраженная любознательность дошкольника является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что дошкольник активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим миром.
Исследовательское поведение позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития» Работа над исследовательскими проектами делает мышление дошкольников раскрепощенным, свободным, творческим, а самого обучающегося ставит соучастником воспитательного процесса. Педагог выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которой у обучающегося формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблемы с исследовательской, творческой позиции
Исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное её достоинство заключается в том, что она дает дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Проблема заключается в том, что, мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным.
При помощи познавательно — исследовательской деятельности мы приводим детей к мысли насколько интересно и увлекательно учиться!
Литература
- Нищева Н. В. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника «Детство – Пресс» 2013
- Исследовательская деятельность на прогулках Экологические занятия с детьми 5- 7 лет М. П. Костюченко, издательство «Учитель» 2019
- Паршукова И.Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду Нищеева – СПб «Детство – Пресс» 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-86876-1422107929.jpg)
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»
Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-461275-1403948634.jpg)
Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».
В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/21/picture-674386-1682107428.jpg)
«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/09/picture-805120-1470725131.jpg)
Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-750370-1454688885.jpg)
Презентация "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"
В презентации описанны этапы, отправные моменты, показатели сформированности и значение познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/16/picture-891297-1487244156.jpg)
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»
Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, - формирование познавательных интересов и по...