"Шустрики и мямлики"
консультация

Марданова Лариса Фидаевна

Среди самых важных проблем для большинства нас остается каждодневное поведение дошкольников. А если у нас ребенок слишком подвижен, или наоборот, непозволительно медлительный? В этих случаях возникают трудности общения с малышом. Надеюсь, эта консультация поможет родителям понять, принять и помочь "шустрикам" и "мямликам".  Нам такие названия по душе, они как-то смягчают проблему и в тоже время отражают поведение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shustriki_i_myamliki.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Шустрики и мямлики

Консультация для родителей

    Каждый ребенок – это индивидуум в самом глубоком, разностороннем значении этого слова. Родителям порой не хватает знаний и терпения для того, чтобы каждодневно осуществлять индивидуальный подход к своим детям. В подтверждении этого тезиса можно вспомнить достаточно расхожую фразу:  Не понимаю, воспитывала своих детей одинаково, вкладывала душу - из одного вышел толк, а другой доставляет одни неприятности.

    Самая распространенная ошибка – подходы к воспитанию детей одинаковые, а дети разные.

    Среди самых важных проблем для большинства нас остается каждодневное поведение дошкольников. А если у нас ребенок слишком подвижен, или наоборот, непозволительно медлительный? В этих случаях возникает трудности общения с малышом.

    Шустрики и мямлики нам такие названия по душе, они как-то смягчают проблему и в тоже время отражают поведение детей. Хотя существует специальная терминология – шустрик – это реактивный, гиперактивный  ребенок, мямлик – малыш с замедленной, флегматичной направленностью.

    К сожалению, для таких ребят отдельно не разработаны ни правила общения, ни методики обучения. Значит,  мы должны действовать применительно к таким детям ситуационно. Типично это выглядит так: Что ты все время бегаешь, остановись! , Не вертись, посиди хоть немножко!, А ты все одеваешься, опять последняя. Итак – в первых случаях шустрик выглядит всегда непослушным, хулиганом, ну а мямлик слышит, что он всегда последний, копуша. Причем многолетняя практика настоятельно убеждает в том, что и те и другие замечания и нравоучения не только бесполезны, но и вредны. Скажите, а разве не вредно постоянное одергивание, разве не вредно милой девчушке – копушке, да еще в присутствие других, день ото дня слышать, что она последняя (а ей хочется быть в числе первых, но она не может).

    Давайте разберемся вначале с шустриками (с гиперактивными детьми). Трудно с такими детьми всем, но особенно родителям: не сидит на месте, рассеянный, не умеет даже на значительное время сосредоточиться, невнимательный и беспокойный. Причин может быть множество: тут и поражение центральной нервной системы, эмоциональный стресс, переутомление, ярко выраженный темперамент. Конечно, бывает и нормальный( без патологий) реактивный ребенок. Все это определяет врач. Ну а пока уясним следующее. Нам взрослым. Трудно с таким ребенком. Но еще труднее им самим справиться со своей двигательной активностью. Жизнь таких детей подтверждает, что они уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с 3-мя основными трудностями:

  1. Часть таких детей не принимает в свою компанию сверстников. Что может быть более обидным? А сверстники порой не понимают быстрые переходы шустриков от смеха к слезам, их нервозное беспокойство и отходят от них. В свою очередь, у шустриков может развиться комплекс не полноценности.
  2. Таким детям не легко дается учение.
  3. Особенно их затрудняет процесс обучения чтению и письму(то, что в первую очередь требует сосредоточенного зрительного воспитания).

    В своей превосходной книге «Гиперактивный ребенок» американский доктор Домино Реншоу дает ряд практических советов, которые могут быть изучены нами и родителями и применены в практике.

  • Главное – быть последовательным и постоянным.
  • Стараться всегда говорить медленно и спокойно.
  • Стараться сохранять спокойствие и держать себя в руках. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Если искать хорошее, то будь уверенным, что-нибудь  всегда найдется.
  • Избегать непрерывных одергиваний и запретов- прекрати, нельзя.
  • Отделять поведение ребенка, которое может нам не нравиться, от его личности. Например: «Я люблю тебя. Но не люблю, когда ты разносишь грязь по всему дому».
  • Гиперактивный ребенок нуждается в строгом режиме и распорядке дня. Постепенно ребенок приучается к размеренной, упорядоченной жизни.
  • Давая ему новые и трудные задания, нужно сопровождать их спокойными, короткими, ясными и четкими разъяснениями. Показать несколько раз пока ребенок не запомнит.
  • Создавать условия для того, чтобы не мог сконцентрировать свое внимание, делать что-нибудь одно: давать ему одну игрушку из закрытого ящика, когда ребенок раскрашивает, убрать со стола все лишнее; когда он готовит уроки, выключить телевизор и телефон, посторонние раздражители будут отвлекать от постоянного занятия.
  • Давать ему какое-нибудь постоянное поручение. Естественно, такое, чтобы оно было в пределах его возможностей. Обязательно нужно следить за его выполнением. Не забывать поощрять и забывать его старания.
  •  Зная о повышенной возбудимости ребенка, стараться, чтобы в его игре принимало участие не больше двух-трех человек.

      Замечено. Что среди шустриков в 4 раза реже встречаются девочки. Замечено также. Что такие дети больше любят двигательные и спортивные игрушки (машинки, мячи, велосипеды). Не нужна однобокость в подборе игрового материала (только машинки, к примеру). Наоборот, именно такие ребята нуждаются, сами того не осознавая, в другого рода игрушках:

- различного типа конструкторов;

- мозаики;

-настольно-печатной игре;

-домино, шашки, шахматы.

     Далее, не нужно принуждать таких детей читать, писать, заниматься раскрасками. Мы имеем в виду прямо заставлять. А вот составлять косвенные условия для такой деятельности важно.

     А теперь обратим внимание на мямликов. В дошкольном возрасте так называемые медлительные дети не вызывают особой реакции у взрослых. Особенно до 3-х, 4-х лет. Все списывается на возраст. Дескать, маленький, еще не умеет делать все быстро - подрастет, научиться. А это особый вид детей, который нуждается с самых ранних лет в каждодневной, терпеливой коррекции. И вот для чего. За счет такой физической медлительности таки дошкольники не могут уложиться во время, т.е. выполнить определенные задания. В домашних условиях это не всегда хорошо видно. Но все чаще от взрослого ребенок слышит: Быстрее одевайся, Быстрее раздевайся. Но в коллективе – в начале, в детском саду, затем в школе – есть общие правила, общие занятия, игры, подчиненные одному темпу. И в сравнении сразу же выделяется мямлик со своей неторопливостью. Причин на сей счет может быть множество: тут играет роль и тип нервной системы, и ранее, не совсем правильное воспитание, чаще всего энергичных, быстрых мам. Вот что поэтому говорит Б.Спок:

    «Я полагаю, что более всего способствует развитию у детей нерасторопности поведение тех родителей, которые чрезмерно властны и не торопливы. Сознавая эти свои качества, они порой стараются сдерживать свои чувства, но тогда склонны оказывать давление на ребенка. Обычно не терпеливые родители, замечая сопротивление своего ребенка, усиливают нажим на него. Чем больше натиск ощущает ребенок, тем сильнее противиться родительским требованиям. Ему просто не остается ничего другого: он считает, что отстаивает свои права. В тоже время, само утверждаясь таким неадекватным способом, многие дети стараются вести себя так, чтобы вызвать у родителей еще больше раздражение».

    Так постепенно формируется у дошкольника стереотип медлительного поведения. Что же делать? Нужна специальная общевоспитательная работа:

  • Где-то к 4 годам полезно познакомить ребенка с часами, с пониманием времени, в начале, в объеме получаса. Это нужно для того, чтобы вовремя сформировать восприятие времени.  Что можно успеть и нельзя успеть сделать за полчаса.
  • Крайне полезны различного рода соревнования и конкурсы: кто быстрее оденется, разденется, поест суп, допьёт чай.
  • Что если в доме у мямлика есть велосипед или другой спортивный предмет, то капуша редко им пользуется. Он интуитивно чувствует свое незавидное положение на велосипеде в кругу сверстников. Тем более надо приобретать спортивные игрушки: велосипеды, мячи, скакалки, кегли, городки.
  • Мямлики в силу своей нерасторопности тяготеют к играм малоподвижного характера: к мозаикам, настольно-печатным, конструктивным, а также к чтению, письму, раскраскам. В результате 5-6 годам они, как правило, неплохо читают, пишут печатными буквами, раскрашивают аккуратно. Но у таких дошкольников мысли идут впереди движений. А в идеале ученику в школе нужна будет синхронность: знаешь, как решить пример, быстро запиши, закрой учебник, убери ненужные предметы на парте, и будь готов воспринимать следующее задание учителя. Вот тут-то нерасторопность и будет мешать мямликам стать отличниками.

        На помощь в этих случаях должен прийти детский труд. Не эпизодический, а постоянный. То есть всем, но особенно медлительным дошкольникам нужны постоянные трудовые обязанности:

  1. Вешать одежду на место
  2. Гигиенические принадлежности содержать в порядке
  3. Обувь и одежду чистить по мере необходимости и помещать в определенное место.
  4. Следить за своим внешним видом и прической
  5. Стирать свои мелкие вещи
  6. Содержать игрушки и свой рабочий стол в полном порядке
  7. Помогать взрослым: сервировать стол, убирать посуду, резать с помощью мамы не твердые овощи, пылесосить и т.д.

        Важно только, чтобы этот труд не носил эпизодический характер, а был систематическим. Тогда развиваются руки, формируется координация движения рук и ног в различном темпе. Постепенно при внимательном подходе к имеющейся проблеме мямлики перестают таковыми быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Шустрики" и "мямлики".

Новые времена, как водится, породили и новые беды. Одной из таких, превращающихся в глобальную, проблем современного перегруженного мира становится массовое проявление у детей гипер- и гиподинамическо...

"Шустрики" и "Мямлики"

Статья в помощь родителям....

Знаете ли вы темперамент своего ребенка "Воспитание шустриков и мямликов"

Уважаемые коллеги! Этот материал Вы можете использовать как консультацию для родителей или беседу на родительском собрании....

Беседа с воспитателями подготовительной группы на тему: «Шустрики» и «Мямлики», особенности организации их жизни и деятельности.

Беседа основывалась на  актуальной проблеме, с которой столкнулись воспитатели. Воспитатели внимательно и с пониманием отнеслись к информации, проявляли стремление к её осмыслению и  делилис...

Беседы с психологом «Шустрики и мямлики»

Шустрики и мямлики – два противоположных детских характера. Сложно определить, какому ребенку легче живется, застенчивому или гиперактивному? Но, как первые так и вторые, нуждаются в поддержке, любви...

Консультация для родителей «Шустрики и мямлики»

Публикуемый материал содержит рекомендации для родителей по воспитанию детей ""шустриков" и "мямликов"  и даются практические предложения....