Консультация для родителей
консультация (младшая группа)

Как приучить ребенка к самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Консультация для родителей:

Приучаем ребенка к самостоятельности.

   «Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни» (М. Монтессори.)

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем.  Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто нам приходиться слышать: «Я сам!» Но часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё это за него самого. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

В каждом изначально заложено это стремление быть самостоятельным. Сначала малыш хочет научится ходить, затем сам пробует держать ложку и пытается подражать родителям, добравшись до веника или тряпки. Причем его этому никто не учит, это его желания и его собственные стремления. Особо активно это проявляется у малышей 3 лет.

Уже к 3 годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них негативизм, то есть непросто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый человек настаивает на своём потому, что он этого потребовал.

Кроме того наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И, наконец, своелюбие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослого и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.

Также в поведении ребёнка могут наблюдаться такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребёнок будто находиться в состоянии конфликта с окружающими людьми, постоянно ссориться с ними, ведёт себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно также он может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка. Наша с вами задача не отбить это желание, а дать возможность проявлять эту самостоятельность и дальше.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают самостоятельности, подрывают у него веру в собственные силы, приучают надеяться на других.

Чтобы помочь ребёнку приобрести навыки самостоятельности , нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей, формируется самостоятельность, управление действий.

1. Речь как регулятор поведения

В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.

2. В воспитании и обучении учитывайте возрастные особенности детей.

Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого, формируется образ «Я» (с помощью взрослого). Ребёнок стремится быть самостоятельным. Так позвольте ребёнку быть самостоятельным, успешным в той деятельности, с которой он может справиться сам. (Пример: культурно- гигиенические навыки). Чтобы ребёнок стремился быть самостоятельным, выполнял действия, которые ему по силам:

   - слушать взрослого;

   - выполнять простые просьбы, поручения;

   - умел подражать, повторять элементарные движения в игре, действия с игрушками, предметами;

поощряйте похвалой, подбадриванием, создавайте маленькие игровые сюрпризы. Когда взрослый требует что-либо от ребёнка, помните, что ему не так легко это сделать и сориентироваться. Он стремится овладевать правилами (но не всегда), переносит требования в разные ситуации.

• Не стоит переживать и настойчиво требовать от ребёнка выполнять все ваши указания. В этом возрасте дети больше опираются на свои личные интересы.

• Поставленную цель задания или поручения, ребёнок может подменить на свою (соответствует возрасту). Пример: родители попросили ребёнка нарисовать забор, а он прорисовал траву, дождик.

• Выполнение действий ребёнка в определённых видах деятельности (пример: умение слушать рассказ, познавать что-либо новое, культурно-гигиенические навыки, желание заниматься творчеством, конструировать из кубиков постройки, лепить из пластилина) зависит:

- от личной заинтересованности;

- от умений, которые сформировались при помощи взрослых; -от умений взрослого заинтересовать ребёнка к определённой деятельности с помощью игровых приёмов, методов поощрения, похвалы.

• Игра и игровые приёмы являются лучшей стимуляцией для формирования

самостоятельности, управлением действий.

В подвижных играх учите ребёнка несложных движениям по образцу.

Показывайте и обучайте ребёнка взаимодействовать с предметами конструкторами, разборными игрушками. При этом обратите внимание, как ребёнок относится к трудностям, если у него что-то не получается:

- быстро теряет свой интерес и бросает заниматься деятельностью (нужно разобраться в чём дело) ребёнок по возрасту утомляем, либо плохо себя чувствует, возможно ему трудна эта деятельность и требуется не раз ребёнку показать и обучить в определённой деятельности; знания, которые даются могут быть не по возрасту; у ребёнка отсутствует упорство, настойчивость а это важное качество при обучении; - ребёнок нервничает и при этом не просит помощи взрослого (ребёнок возможно стремится быть самостоятельным, но ввиду малых знаний, навыков ему трудна деятельность, учите ребенка словесно обращаться за вашей помощью);

• Помните, именно в этом возрасте взрослый образец для подражания.

Ребёнок стремится копировать ваши действия с игрушками, предметами. В настольных играх, при взаимодействии с игрушками, разыгрывайте сюжет игры, побуждайте ребёнка внимательно следить за образцом действий. Чтобы ребёнок мог повторять за вами.

3. В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.

4. Воспитывайте культурно-гигиенические навыки.

• Продолжайте учить детей под контролем взрослого самостоятельно мыть руки перед едой, после прогулки.

• Помогайте и направляйте ребёнка к привычке быть опрятным, аккуратным.

Во время приёма пищи, при одевании, снятии одежды и складывании её в определённое место.

• Приучайте ребёнка пользоваться индивидуальными предметами (носовой платок, салфетки, полотенце, расчёска) и складывать их в положенное место.

От того как привьются культурно-гигиенические навыки сформируется привычка и отношение к трудовой деятельности. Умение трудиться развивает характер и целеустремлённость, стремление доводить поставленную цель до конца. Всё это создаёт благодатную почву при формировании познавательного интереса к интеллектуальной деятельности.

Уважаемые Родители, не бойтесь трудностей и помните замечательное высказывание: “ Что посеешь, то и пожнешь.”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...