«Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка»
материал (старшая группа)

Анастасия Валерьевна Минина

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.

Задачи:

1.Развитие фонематического слуха, с применением игр на координацию движений.

2. Познакомить родителей с игровыми приемами для развития движений и речи.

3. Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Мастер-класс для родителей  

           «Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка»

Подготовила инструктор ФК

Минина Анастасия Валерьевна

Мастер-класс для родителей                               «Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка»                                            (с родителями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности).

Повестка:

  1. Консультация «Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка» (учитель-логопед: Молоканова Т.Н.).
  2. Игротренинг «Развиваем движение и речь ребенка» (инструктор по физической культуре: Минина А.В.)
  3. Разное (воспитатели группы)

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.

Задачи:

1.Развитие фонематического слуха, с применением игр на координацию движений.

2. Познакомить родителей с игровыми приемами для развития движений и речи.

3. Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях.

Оборудование: мячи среднего размера, мячи-ежики, обручи, бруски.

1. Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена двигательной и речевой деятельности наших детей.

           Не секрет, что движение — это жизнь. В нем заложено не только здоровье, но и огромный потенциал личности. Чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье, тем интенсивнее развиваются его речевые навыки.

     Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи – это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием – он должен попеременно переставлять руки и ноги – формируется грамматический строй речи.

  Речь и движения очень тесно связаны и дополняют друг друга. Интеграция двигательной и речевой деятельности способствует расширению объема двигательных умений и навыков, улучшает координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма; развивает основные психические процессы, память, внимание, мышление.

    Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного воздействия формируются: речевые навыки, здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

  Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Точное, динамическое выполнение упражнении для ног, рук, туловища, головы подготавливает и совершенствует движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), которые являются ведущими при формировании правильного звукопроизношения.

     С одной стороны, двигательная активность ребёнка помогает интенсивнее развивать его речь, с другой – формирование движений происходит при участии речи.

Физиологи считают движение врождённой потребностью человека.

Врачи утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым,

ибо движение – это преграда любой болезни.

(Физиолог с научной точки зрения изучает процесс жизнедеятельности, а врач с медицинской).

    Крупный ученый, видный общественный деятель и педагог Петр Лесгафт говорил о том, что физическое воспитание – важнейшее средство всестороннего развития личности человека, тесно связанное с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием: «Оно поможет детям стать более активными, культурными людьми, умеющими продуктивно и экономно расходовать свои силы и энергию, как в личном, так и в общественном деле». Достичь этого можно лишь общими усилиями, сотрудничество «ребенок – педагог – родитель».

И сегодня мы представляем вашему вниманию интегрируемые игры и упражнения.

2. Инструктор по физической культуре:

Все упражнения проводятся в игровой форме, а значит, создают дополнительную мотивацию. Обратите внимание на своих деток, ведь любые подобные упражнения в той или иной форме могут быть использованы вами дома, на отдыхе. А теперь…встречайте!

Звучит музыка, дети входят в зал, выполняют маршировку с заданиями (с работой рук, руки в стороны с высоким подниманием бедра, в рассыпную в приседе, без задания, на месте стой).

1.Мы выполнили упражнения на координацию движений, на слуховое внимание (чувства ритма, понимание команды (инструкции)).

Упражнения с мячами различного веса и объёма развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребёнка, готовящегося к обучению в школе.

2.Предлагаем вашему вниманию упражнение «Волшебный шарик».

Этот шарик не простой, он колючий, вот какой.

Будем с шариком играть и ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем и ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем и ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем, сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, сильней на шарик нажимаем.

В руку правую возьмем, в кулачок его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем, шарик мы не выпускаем.

В руку левую возьмем, в кулачок его сожмем.

Раз сжимаем, два сжимаем, шарик мы не выпускаем.

Мы положим шар на пол и посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко, потрясем свои ладошки.

Мы немного отдохнем, заниматься мы начнем.

Так же игры с мячом нам помогают в развитии ловкости, координации движений и ориентировки в пространстве.

3.Игра «Вратарь». Родители, предлагаем вам сыграть в эту игру (игра парами).

Сначала родитель и инструктор по ФК, затем родитель с ребенком.

Ребенок говорит: вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я.

Взрослый: раз, два, три – справа (слева, вверху, внизу) мяч лови.

Спасибо, здорово у вас получилось.

Нелегко даются детям прыжки в длину.  Прыжки в длину сложный вид по координации движений, так как должна быть согласованная работа рук и ног.

4.Игра «Острова». Перепрыгивая с острова на остров, называем животных и их детенышей. Так же подключаем ориентировку в пространстве: острова выкладываем по кругу. Меняем задачу: перепрыгивая с острова на остров, называем слова на звук «К».  Острова выкладываем зигзагом.

 При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. Известно и то, что механизм речеобразования формируется у ребёнка эффективнее, когда речевое развитие сочетается с ручными движениями.

И снова поиграем с родителями.

5.«Назови предмет».   Родитель и ребенок встают спиной друг к другу и передовая мяч из рук в руки называют предметы, отвечающие на вопрос: что бывает круглым? Что бывает длинным? Что бывает гладким?  и т.д.

6.«Определение слова». Перешагивая бруски, родитель и ребенок соревнуются, кто больше назовет определений к слову: зима, сосулька, снеговик.

Спасибо родителям. А с детьми мы продолжим играть.                                                                                  

6.Игра называется «Корзинка».  Мы с вами прошли такой вид спорта как баскетбол.  Какой баскетбольный инвентарь вы знаете? (мяч, корзина).  У вас, у каждого, будет своя корзина, в которую вы должны попасть (дети встают в рассыпную, у каждого мяч среднего размера).  Ребенок подкидывает мяч, делает из рук «корзинку» (соединяет руки перед собой в круг), мяч должен попасть в корзинку и с отскока о пол ребенок его ловит.  Усложняем: пока мяч летит назвать слово на звук «С», «П» и т.д.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствуют также развитию речи ребенка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

~  ~



Предварительный просмотр:

Буклет для родителей коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре.

Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствуют также развитию речи ребенка.

  1. Игра «Вратарь». 

Ребенок говорит: вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я.

Взрослый: раз, два, три – справа (слева, вверху, внизу) мяч лови.

  1. Игра «Острова».

Перепрыгивая с острова на остров, проговариваем слова темы недели.

  1. «Назови предмет».  

 Родитель и ребенок встают спиной друг к другу и передовая мяч из рук в руки называют предметы, отвечающие на вопрос: что бывает круглым? Что бывает длинным? Что бывает гладким?  и т.д.

  1. «Определение слова».

Перешагивая бруски, родитель и ребенок соревнуются, кто больше назовет определений к слову: зима, сосулька, снеговик (тема недели).

  1. «Корзинка».

Ребенок подкидывает мяч, делает из рук «корзинку» (соединяет руки перед собой в круг), мяч должен попасть в корзинку и с отскока о пол ребенок его ловит.  Усложняем :  пока мяч летит назвать слово на звук «С», «П» и т.д.

МАДОУ д/с «Улыбка»                                                   п. Малиновский

Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы.

учитель-логопед Молоканова Т.Н.

инструктор по ФК Минина А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей"

Родительское собрание посвящено воспитанию здорового ребенка в семье и в детском саду....

Доклад к родительскому собранию «Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей»

Предлагаю доклад к родительскому собранию в подготовительной к школе группе детского сада о роли двигательной активности в физическом развитии детей...

Роль двигательной активности в полноценном развитии детского организма

Сообщение на тему«Роль двигательной активностив полноценном развитии детского организма»....

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей

Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

, использование данного пособия полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья (использование в работе педагогов-психологов, дефектологов и логопедов, воспитателей)....