ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
консультация

Игнатова Вера Михайловна

, использование данного пособия полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья (использование в работе педагогов-психологов, дефектологов и логопедов, воспитателей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sibbord_otradnyy.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

       Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!».

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям.

Актуальность проблемы здоровья детей сегодня очевидна для всех. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья и отставания в физическом развитии. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит».   Физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Учитывая благотворное влияние всего нового на развитие двигательной памяти и стремление к творчеству каждого ребенка, в своей работе мы начали использовать инновационное оборудование – Сибирский борд. Сибирский борд – это тренажёр в виде изогнутой доски, который применяется для стимуляции мозжечка, отвечающего за координацию движений, равновесие и мышечный тонус.

Сибирский борд - отличный помощник для развития координации движений, опорно-двигательного аппарата и фантазии. Кроме того, использование данного пособия полезно для детей с ограниченными возможностями здоровья (использование в работе педагогов-психологов, дефектологов и логопедов, воспитателей).

Нестандартное оборудование позволяет облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний, соблюдая принцип индивидуализации образовательной деятельности.

Цель: Создание условий для развитая координационных способностей дошкольников старшего возраста и формирования у них здорового образа жизни посредством сибирского борда.

Задачи:

1. Развить координационные способности;

2.Формировать потребность в здоровом образе жизни посредством использования Сибирского борда;

3.Повышать интерес к использованию нетрадиционного оборудования, мотивируя на двигательную активность;

4.Охрана и укрепление здоровья;

5.Формировать умение контролировать, ориентироваться и чувствовать свое тело в пространстве.

         Сибирский борд изготовлен из экологически чистого материала – алтайской березы. Включение Сибборда в занятия с детьми проходили в несколько этапов.

1 этап. «Равновесие». Для подготовки работы на бордах использовали комплекс упражнений из набора карточек «Сибирский борд детская йога», выполняя на полу или других неустойчивых поверхностях. Затем, кроме статических упражнений на развитие равновесия начинаем использовать и динамические – в движении.

2 этап. «Простые упражнения с бордом». Знакомство с бордом, попробовали встать на доску, сесть. Затем учим детей выполнять стойку прямо и боком, расставив ноги врозь, и немного раскачиваться. Затем добавляем движения рук и переходим к простым упражнениям на «Чудо-борде» используя карты-схемы «Равновешки».

 3 этап. «Упражнения с предметами». После освоения основных упражнений добавляем в занятия предметы-помощники. Например, мячи, мешочки, гимнастические палки и т.д.

4 этап. «Свободная деятельность».  После того как дети освоят балансборд в физкультурном зале, можно использовать борд в группе.

Стоит отметить и то, что современные дети проводят много времени с различными гаджетами, что несомненно оказывает негативное воздействие на физическое развитие и на организм в целом. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья дошкольников и к ослаблению иммунитета. Сибирский борд – это уникальное оборудование для детского сада: он создает особую развивающую среду и не только укрепляет здоровье, но и помогает в решении логопедических, сенсорных, речевых задач. А так как, данное оборудование многофункционально, оно может быть использовано в разных направлениях развития детей (физическое, математическое, речевое, творческое и т.д.).

Почему СибБорды все больше пользуются такой популярностью?

1. Балансировка при заданной амплитуде - является неким метроном для головного мозга.

2. Мягкое воздействие на вестибулярный аппарат - равномерная активизация участков правого и левого полушарий.

3. Систематическая мозжечковая стимуляция - запускается процесс удержания равновесия и контроль координации.

4. Непривычные движения для мозга приводят к формированию новых нейронных связей.

5. Даже самые простые упражнения при одновременной балансировке дают больше эффекта, т.к. задействован весь организм как одна целостная система.

Занимаясь на Сибирском борде необходимо:

1.     Соблюдать технику безопасности;

2.     Не заниматься слишком долго, даже если малышу очень нравится (20 минут в день более чем достаточно в первые несколько месяцев);

3.     Всегда подстраховывать ребенка во время занятий;

4.     Упражнения должны носить игровой характер, при этом, важна сосредоточенность и правильное выполнение;

5.     Стремиться к тому, чтобы, стоя на Сибборде, ребенок почувствовал себя уверенным и перестал постоянно смотреть под ноги или хвататься за опору;

6.     Перед началом выполнения упражнений детям нужен разогрев, разминка и растяжка;

7.     И главное: поддерживать позитивный настрой и положительные эмоции, мотивируя на достижение результата.

Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Одной из современных технологий является метод мозжечковой стимуляции. В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре и воспитателя логопедической группы, данный метод реализуется в работе с детьми с ОВЗ через выполнение развивающих упражнений с применением «сибирского борда». Но необходимо понимать, что представленный метод работы не выступает, как обучение он предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребёнку для дальнейшего развития. Работа опирается на комплексный подход, основанный на взаимной связи сенсорной и моторной функции. Важно скоординировать работу отдельных зон мозга, выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы организма, ведущие к развитию у ребёнка самоконтроля и саморегуляции. Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и воспитателя логопедической группы, способствуют эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы. Регулярные занятия с использованием «сибирского борда» напоминают собой лечебную физкультуру. Они включают упражнения на развитие равновесия, координации движений, развитие зрительной моторной координации, речедвигательных навыков.

Начиная работу по заданной методике необходимо привлечь ребёнка к борду.

1. Упражнение «Прокатывание мяча» Знакомство со свойствами борда. Автоматизация в слогах и словах, поставленных звуков.

2. Упражнение «Мыльные пузыри» Развитие речевого дыхания. Развитие равновесия.

3. Упражнение «Качели» Дифференциация свистящих и шипящих звуков с опорой на положение тела и органов артикуляции в пространстве.

5. Упражнение «Волшебные мешочки» Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, развитие темпо-ритмической стороны речи. Ориентировка в пространстве, развитие зрительного внимания и памяти, закрепление сенсорных эталонов.

6. Упражнение «Попади в цель» Развитие внимания, удерживание словесной инструкции и ее выполнение. Закрепление сенсорных эталонов.

7. Упражнение «Овощи-фрукты» Дифференциация овощей и фруктов. Развитие слухового внимания.

Использование сибирского борда помогло добиться следующих результатов: —

Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

— У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным. — Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

— В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

— Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

 — Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

 — Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

Таким образом, стимулируя работу мозжечка, мы активизируем работу всех зон коры головного мозга, отвечающих за высшие психические функции (память, речь, восприятие, мышление, внимание, воля, координация, внутренние чувства и эмоции). Описанная технология один из важных этапов в коррекционной работе логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре, с учетом нейропсихологического подхода.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нескучный досуг с использованием нестандартного оборудования для развития двигательной активности детей

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.ЭТО ИНТЕРЕСНО.НЕСКУЧНЫЙ ДОСУГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ДЕТЕЙ....

Конспект открытого просмотра: «Использование подвижных игр для развития двигательной активности в режиме дня во второй младшей группе»

Использование подвижных игр для развития двигательной активности в режиме дня для детей младшего дошкольного возраста...

План самообразования. Тема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА»

Урайский специализированный Дом ребенкаПлан самообразованияТема «Использование базальной стимуляции в развитии двигательной активности детей с нарушениями ОДА» Подготовила: воспи...

«Роль двигательной активности в речевом развитии ребенка»

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.Задачи:1.Развитие фонематического слуха, с применением игр на координа...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕСИБИРСКИХ БОРДОВДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...