Консультация для родителей «Польза и вред мультфильмов»
консультация (старшая группа)

Мягкова Марина Ильинична

Консультация для родителей "Польза и вред мультфильмов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_polza_i_vred_multfilmov.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация:

«Польза и вред мультфильмов»

Качественные мультфильмы по силе своего воздействия на ребенка близки к сказкам и играм, развивают его восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление, мелкую моторику и координацию движений, знакомят с окружающим миром и влияют на формирование представлений о базовых ценностях, например, о любви и доброте, демонстрируют, что такое хорошо, а что - плохо. Они помогают детям чувствовать себя полноценно в кругу сверстников, которые часто обсуждают те или иные мультфильмы и даже играют в игры по их мотивам.

Однако в погоне за зрелищностью и выгодой создатели современных мультфильмов не всегда заботятся об их качестве, порой разбавляя содержание вредными для сознания малыша деталями, а также скрытой рекламой. Поэтому рекомендуется предварительно самим посмотреть тот мультфильм, который вы собираетесь показать ребенку. Нелишним будет проверить возрастную маркировку, прочитать рецензии и отзывы, а также прислушаться к собственным ощущениям, чтобы лишний раз убедиться в безопасности видеоматериала для детей.

Другой важный момент, который будет определять пользу или вред мультфильмов, связан с процессом просмотра. Медики и психологи не рекомендуют начинать знакомство с мультфильмами до трех лет. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что это происходит гораздо раньше. И все же чем дольше удается откладывать время первого знакомства с мультфильмами, тем больше пользы они принесут малышу.

Ключевую роль играет также продолжительность просмотра.

Важно смотреть мультфильмы вместе с ребенком, обсуждать их и обязательно переносить часть увиденного на экране в реальную жизнь. Например, после просмотра переплыть «океан на льдине» (ковер в гостиной, лист бумаги), как герои мультфильма «Умка», перемыть посуду и организовать уборку из солидарности к героине сказки «Федорино горе» или слепить что-нибудь из пластилина, вдохновившись «Пластилиновой вороной».

Основные рекомендации по использованию мультфильмов и фрагментов фильмов (как части развивающих занятий с детьми).

  • Развивающий эффект просмотр мультфильмов и фрагментов фильмов дает не ранее двух с половиной - трех лет.
  • Продолжительность просмотра зависит от возраста ребенка.  Единовременный просмотр не должен превышать десяти минут для детей до пяти лет и 15 минут для детей пяти-семи лет. Детям до поступления в школу рекомендуется показывать максимум три мультфильма или небольшой фрагмент детского фильма соответствующей возрастной категории за один раз. Максимально допустимое время ежедневного просмотра - не более 40 минут до пяти лет и одного часа - с пятилетнего возраста.
  • Оптимально, чтобы мультфильм или фрагмент фильма предварительно просмотрел кто-нибудь из взрослых. Проверил возрастную маркировку, ознакомился с рецензиями и отзывами, а также ответил на следующие вопросы: «Нравится ли этот мультфильм мне? Понравится ли он ребенку? Чем он будет полезен для него?».
  • Просмотр мультфильма и фрагмента фильма должен быть совместным с одним или обоими родителями (другими значимыми взрослыми). Не стоит связывать его с приемом пищи, прогулкой, настаивать, если малышу неинтересно или он устал.
  • Зрительная дистанция от глаз до экрана не должна быть меньше 60-70 см. Желательно, чтобы ребенок ровно сидел на стуле со спинкой или на диване и опирался ногами на пол или скамеечку.
  • Лучше не смотреть видео вечером позднее чем за два часа до сна, чтобы малыш не переутомился. Оптимальное время - в первой половине дня.
  • После просмотра важно обсудить увиденное. Вопросы готовим заранее. Они должны касаться прежде всего поступков героев, но можно развивать внимание и память ребенка, спрашивая об отдельных моментах и деталях в содержании. Если у вас или малыша вопросы появляются в процессе, то останавливаем видео и общаемся, а после продолжаем просмотр. Некоторые видео нуждаются в ваших комментариях в процессе просмотра; например, по какой причине так огорчилась бабушка, когда гуси решили спрятаться от нее (мультфильм «Два веселых гуся»), и почему поступать, как они, не следует.
  • После обсуждения переносим интересное действие из мультфильма в реальную жизнь. Например, отправляемся в морское путешествие или устраиваем маскарад, как герои мультсериала «Смешарики»; используем душ как телефон по примеру Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся» или ищем, что дома или на улице напоминают предметы, как в мультфильме «Что на что похоже». Что можно взять из конкретного мультфильма, необходимо продумать заранее, предложить ребенку минимум два варианта на выбор. Ребенка старше пяти лет можно попросить придумать интересную игру самому. Ориентиром выбора занятия после просмотра должны быть двигательная активность ребенка и максимальное уменьшение нагрузки на зрение.
  • Возможна ситуация, при которой ребенок хочет пересматривать мультфильм много раз. Поддержите его в этом желании, но каждый день смотрите по одному разу, разнообразьте вопросы и активность по результатам просмотра.
  • Вся процедура работы с мультфильмом может занимать до 40-50 минут, из них на просмотр отводится не более 15 минут, а на обсуждение и игры - от получаса и больше.

Перечень мультфильмов, связанных со злоупотреблением

просмотром телевизора, компьютерными играми и т.п.

1. Мультсериал «Приключения Лунтика и его друзей». Сезон 7 (2012-2013 г.). Серия 412. «Только одну серию». О том, что может случиться, если смотреть больше одного мультфильма в день.

Возрастная категория: о+

Продолжительность: приблизительно 5,5 минут.

Основные вопросы. Сколько мультфильмов можно смотреть в день? Что может случиться, если этого не делать?

Занятия после просмотра. Игры в мячик, кукольный театр «Колобок».

2.Мультсериал «Смешарики». Сезон 1 (2008 г.). Серия 117. «Игра». К чему может привести увлечение компьютерными играми.

Возрастная категория: о+

Продолжительность: 6,5 минут.

Основные вопросы. Что случилось с Лосяшем, который долго играл в компьютерную игру? Что делать, чтобы этого не произошло?

Занятия после просмотра. Игра в футбол, совместная зарядка, зрительная гимнастика.

3.Мультфильм «Маленький принц» (2015 г., Франция). С помощью фрагмента демонстрируем преимущества живого общения: запахи, прикосновения, взаимодействие. Возможно использование любого другого мультфильма для этой же цели.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 108 минут.

Ориентировочное время используемых фрагментов: 17:55 - 24:52; 39:13 - 40:25 (приблизительно). Общее время - около 7 минут.

Примечание. Перед просмотром проводим беседу с ребенком о том, что есть много вещей куда более интересных, чем мультфильмы и игры в телефоне. После показываем два фрагмента «Маленького принца» один за другим, смотреть мультфильм целиком не нужно. Затем следуют вопросы и совместные занятия по примеру того, как поступали герои мультфильма.

Основные вопросы. Почему героям мультфильма совсем не хотелось смотреть мультики или играть в телефоне? Что они делали вместо этого?

Занятия после просмотра. Рассматриваем звезды вечером на небе или с помощью домашнего планетария; играем в «полет на самолете», используя вентилятор, как герои мультфильма; устраиваем семейную фотосессию.

4.Мультфильм «Карлсон вернулся» (1970 г.). С помощью фрагмента обращаем внимание на то, что герои мультфильмов (в данном случае «мужчина хоть куда, в самом расцвете сил» Карлсон) не знакомы с телевизором. Возможно использование любого другого мультфильма для этой же цели.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 19 минут.

Ориентировочное время используемого фрагмента: 11:34 -18:23.

Основные вопросы. Почему Карлсон так отреагировал на телевизор? Какие еще герои мультфильмов не смотрели телевизор? А как вела себя Фрекен Бок, которая «с утра до ночи смотрела телевизор»?

Занятия после просмотра. Наряжаемся в папину/мамину одежду, устраиваем показ мод, танцуем.

5.Мультсериал «Фиксики». Сезон 1 (2011 г.). Серия 20. «Клавиатура». О том, что может произойти, если есть, когда играешь или смотришь видео.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: приблизительно 6 минут.

Основные вопросы. Почему у ДимДимыча перестала работать клавиатура? Почему еще нельзя есть, когда играешь или смотришь мультфильмы?

Занятия после просмотра. Уборка дома, в том числе вытираем телевизор и компьютер, звоним бабушке или дедушке, готовим для бабушки или дедушки открытку.

6.Мультсериал «Фиксики». Сезон 1 (2012 г.). Серия 39. «Мультик». Как создают различные мультфильмы.

Возрастная категория: 6+

Продолжительность: 6 минут.

Основные вопросы. Как делают рисованные мультфильмы? кукольный, пластилиновый и компьютерный мультфильмы?

Занятия после просмотра. Создаем рисованный мультфильм самостоятельно, как в «Фиксиках», вспоминаем кукольные, пластилиновые и компьютерные мультфильмы, которые видели раньше (игра в мячик: вспомнил название мультфильма - передаешь пас).

Список рекомендуемых мультфильмов для дошкольников:

«Трям, здравствуйте!», «По дороге с облаками», «Цветик-семицветик», «Гадкий утенок», «Смешарики», «Мама для мамонтенка», «Просто так», «Большой Ух», «Осьминожки», «Волк и Теленок», «Маугли», «Дюймовочка», «Снегурочка», «Снежная королева», «Царевна-лягушка», «Приключения Незнайки и его друзей», «Лунтик», «Обезьянки», «Фиксики», «Винни Пух и все-все-все», «Простоквашино», «Команда Умизуми», «Паровозики из Чаггингтона», «Приключения Кота Леопольда», «Чуня», «Живая игрушка», «Приключения Хомы», «Подарок для самого слабого», «Тигренок на подсолнухе», «Бобик в гостях у Барбоса», «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Котенок по имени Гав», «Богатырская каша», «Ох и Ах идут в поход», «Утенок, который не умел играть в футбол», «Кубик и Тобик», «Можно и нельзя», «Подарок для слона», «Капитошка», «Жила-была Царевна», «Мойдодыр», «Король-лев», «Сестрички-привычки», «Крошка Енот», «Лесная хроника», «Про бегемота, который боялся прививок», «Приключения Буратино», «Уроки Тетушки Совы», «Кот в сапогах», «Ежик в тумане», «Маленькие чудеса», «Сказка о Старом эхе», «Осенние корабли», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Волшебник Изумрудного города», «Земляничный дождик», «Как аукнется, так и откликнется», «Белоснежка и семь гномов», «Русалочка», «Паровозик из Ромашкова», «Каникулы Бонифация», «38 попугаев», «Мешок яблок» (и другие сказки Сутеева), «Просто так», «Как Петя Пяточкин слоников считал», «Дудочка и кувшинчик», «Двенадцать месяцев», «Заветная мечта», «Щелкунчик», «Храбрый заяц», «Вовка в Тридевятом царстве», «Чиполлино», «Золушка», «Сказка о царе Салтане», «Варежка», «Крылатый, мохнатый и масленый», «Конек-Горбунок», «Верните Рекса», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Самый маленький гном», «Волшебный мешочек», «Умка», «Домовенок Кузя», «Эхо».

Источник

А. Бучкова, детский психолог, кандидат социологических наук, Москва,

 статья в журнале «Дошкольное воспитание» 1/2020