ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЕРНУЛСЯ К ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ???
консультация (младшая группа)

Ананьева Марина Михайловна

поведение взрослых во время адаптации ребенка к доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_detskomu_sadu.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ  ВО  ВРЕМЯ  АДАПТАЦИИ  К  ДЕТСКОМУ  САДУ, РЕБЕНОК СНОВА НАЧАЛ СОСАТЬ МАТЕРИНСКУЮ ГРУДЬ?

Адаптация к детскому саду в дошкольном возрасте – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.

В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:

-четкий режим дня;

-отсутствие родных рядом;

-постоянный контакт со сверстниками;

-необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человека;

-резкое уменьшение персонального внимания.

Часть детей адаптируются относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация может длиться более 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

В раннем возрасте ребенок всему учится у нас, мы даем пример поведения в той или иной ситуации. Поэтому, если кроха часто плачет, надрывая родителям нервы, вы либо еще не научили его справляться с детскими проблемами и выражать их, либо научили делать это неправильно (возможно, сами того не осознавая). Во всех остальных случаях имеет место какая-то проблема. Очень часто причиной плача может стать болезнь, вызывающая сильный дискомфорт (либо травма). Здесь нужно просто проявить терпение и выдержку, пока не закончится лечение и не наступит выздоровление.

Именно мы в ответе за то, что кроха не может научиться выражать свои эмоции, управлять ими, за то, что он чего-то боится, что в 1-2 года уже «профессионально» умеет манипулировать нами с помощью капризов, отказов от сна, еды, и с помощью слез.

Слезы – защитная реакция детского организма на какие-либо проблемы, способ разрядки. Плач – это выражение страха, разочарования, одиночества, нервного напряжения, бессилия перед чем-то. Поэтому важно не наделать ошибок, успокаивая (или не успокаивая) ребенка. В любом случае помните, что сейчас крохе плохо и взрослые должны ему помочь!

Во время адаптации к детскому саду малыш испытывает стресс, который приводит к различным изменениям его личности. Могут пропасть уже приобретенные навыки самообслуживания: самостоятельно одеваться и раздеваться, садиться на горшок, держать ложку во время еды, пропадает речь, поведение становиться мало управляемым.

Иногда ребенок снова со слезами возвращается к грудному вскармливанию. Так как грудное вскармливание для малыша-не просто кормление. Грудное вскармливание-важный этап в жизни малыша и мамы после родов, за период которого у ребенка, помимо физического развития, формируется иммунитет и базовое доверие к миру. Грудное вскармливание-это определенный процесс. А значит, имеет начало, продолжительность и логическое завершение. Это психоэмоциональный и телесный контакт с мамой, которую он боится потерять. Малыш часто высказывается по поводу того, что мама, оставив его в детском саду, не вернется за ним или она потеряется.

Почему ребенок в возрасте 2-4 лет снова прикладывается к груди мамы? Во время адаптации он испытывает большой стресс, страх. А во время сосания чего-либо (грудь, соска, палец) ребенок успокаивает свою нервную систему. Да к тому же вновь появляется телесный контакт с мамой. Ребенок снова ощущает себя маленьким, защищенным, любимым!

Он понимает, что сосать «титю» в возрасте 3-4 лет стыдно. И маме надо мягко, тактично помочь ребенку избавиться от этой привычки. Способов много, нужно только желание. Потому что ребенку надо переступить через новую ступеньку развития личности «кризис 3 лет». Сосание «тити» затрудняет этот процесс в саморазвитии. Малышу не хочется становиться взрослее. Он хочет быть маленьким, «титяшным», начинает истерить, манипулировать поведением взрослых. При этом адаптация утяжеляется.

Помогите ребенку правильно.  Для начала, постарайтесь определить причину слез. Расспросите ребенка, почему он плачет? Имейте в виду: в раннем возрасте малыши очень плохо умеют адекватно выражать свои чувства. Поэтому родителям придется помочь дочке или сыну наводящими вопросами: «Ты чего-то боишься? Волнуешься? Не хочешь быть один?» и т.д. Будьте рядом. Сейчас ребенок нуждается в вашей любви и поддержке, как никогда.

Поэтому худшее, что можно сделать – отправить его в свою комнату одного: прореветься и выйти, когда успокоится. Ведь тем самым вы показываете ему, что вам наплевать на его трудности. Вы вообще считаете, что все в порядке и, если у малыша проблема, ему нужно учиться справляться с ней самостоятельно. Попросту, вы игнорируете его посылы.

Слышите этот «звоночек»? То есть ребенку предлагают остаться в одиночестве, наедине со своим горем. Он видит, что родители не считаются с его чувствами и переживаниями, не собираются его понимать и помогать ему. Логичный вопрос, который у него очень скоро возникнет: а нужен ли я им вообще? И так ли хорош этот мир, если в нем мне нужно все решать в одиночку? Уловили?

А теперь представьте: ваш малыш вырос, у него возникла ситуация, в которой так нужны родительская поддержка, понимание и помощь взрослых, которым он всегда доверял. Понимаете, что он у вас этого искать не станет?!

Поэтому будьте всегда готовы показать ребенку свое участие, понимание, желание ему помочь!

Сохраняйте самообладание. Другими словами, не впадайте в крайности.

Не нужно излишне волноваться из-за каждой ссадины, причитать и сюсюкать, пытаясь показать крохе, как вы о нем беспокоитесь. Не нужно разводить излишнюю суету или панику, пытаясь успокоить малыша. Иначе вы получите эффект бумеранга: ребенку передадутся ваши эмоции. Кому станет лучше?

Еще одна крайность – накричать или отшлепать «капризку». Так вы добьетесь только одного: ребенок начнет испытывать дикий страх перед естественным выражением своих эмоций и чувств. Он будет все держать в себе, чтобы избежать вашего наказания. И очень скоро получит серьезные проблемы с психикой, сном, концентрацией внимания, обучаемостью.

Воздержитесь и от запрета на слезы: «Ты уже большой, чтобы так реветь!», «Мальчики не плачут, будь мужчиной!»

Ни один психолог не порекомендует вам сдерживать свои эмоции, переживать их внутри себя. Наоборот, его советы научат вас давать выход своим чувствам, чтобы они не копились и не превращались в нервные тики, фобии, срывы или нервное истощение. А вы хотите заставить своего кроху пережить все это?

Вам сейчас нужно просто успокоить ребенка. Прижмите малыша к себе, пусть почувствует вашу защиту. Мягким и спокойным голосом говорите ему, что вместе вы с ним все разрешите, со всем справитесь и все будет хорошо.

Дайте понять малышу, что он может на вас рассчитывать. И что, если ему нужно выплакаться, – он может это сделать, потому что и вы иногда так делаете.

Так ребенок научится доверять вам и быть уверенным в том, что у него есть защита, опора и поддержка в любой ситуации. И еще – он поймет: любые эмоции – это нормально, в них нет ничего предосудительного.

Не насмехайтесь над ребенком.

Высмеивание его личной проблемы приведет к тому, что ребенок скоро научится скрывать от родителей свои трудности. Не умея справиться с ними самостоятельно, он загонит себя в угол. Особенно, если высмеиваются слезы мальчика. У него сложится впечатление, что мужчины – это роботы, которым должны быть чужды нормальные человеческие переживания. Он станет замкнутым и отрешенным. Понимаете, чем это грозит в будущем?

Не запугивайте.

Еще один, не самый лучший вариант: «заткнуть» ребенка – начать стращать его всевозможными бабайками или злыми дядьками, полицией или еще кем-то, кто заберет его к себе не с лучшими намерениями, если малыш не уймет поток слез. Вот подумайте, если вас заставить, под страхом такого наказания, перестать плакать – вы сможете по мгновению волшебной палочки успокоиться? А почему ваша кровиночка должна смочь? Тем более, учитывая, что у малыша пока еще нет навыка управления своими эмоциями на таком уровне.

Следите за языком своего тела.

Стараясь успокоить малыша, следите за тем, чтобы ваше тело не посылало ему противоположных сигналов: резкие движения, взмахи руками, взрывающиеся интонации голоса, попытки шлепнуть или хватания крохи за плечи скажут ему, что вы злитесь на него, а значит – он плохой. И его проблемы для вас – плохие. И демонстрировать их – плохо. Понимаете? Да, это порочный круг.

Не замыкайте его неверными движениями своего тела! Пусть оно покажет ребенку, что вы открыты к сочувствию и сопереживанию, что вы любите его, понимаете и хотите защитить от всего плохого. Сказать это помогут объятия, поглаживания, прижимания малыша к груди, нежный спокойный голос.

Уймите свое раздражение. Прежде, чем начать успокаивать ребенка, будьте уверены, что спокойны сами. Если нужно, выйдите в другую комнату, переведите дыхание.

Важно, чтобы вы сохраняли спокойствие, даже если вас уже «достал» этот плач. В нервном состоянии вы не сможете вести себя адекватно ситуации. Да, начните с себя. Поищите вместе решение проблемы. Предложите крохе вместе подумать над тем, как решить его проблему. Предложите ему право выбора! Что сделать, чтобы он перестал бояться, пугаться, чего-то сильно не хотеть или, наоборот – хотеть того, что не может быть ему предоставлено.

Объясните, что не всегда мы можем получать то, чего хотим. В конце концов, переключите его внимание на что-то позитивное: картинку, мультик, какой-то смешной случай.

Главное, что поможет вам пережить детские слезы – переживание их совместно с крохой. Обсуждение, поиск решения, ваша поддержка, понимание, утешение.

Важно, чтобы ребенок понимал, что слезы – это естественная реакция, и справиться с ними ему всегда поможете вы. Ваш авторитет только укрепится, доверие малыша к вам вырастет. А самое важное – он научится правильному выражению своих чувств и эмоций, не будет чувствовать себя одиноким, сможет правильно осознавать себя в социуме.

Успехов вам на этом пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры во время адаптации

Консультация для воспитателей (на укр. яз.) по организации игр во время адаптации...

Как предотвратить и пережить истерики при расставании с мамой во время адаптации в группе раннего возраста.

В статье даны советы для родителей о том,как себя вести в период адаптации к детскому саду со своим ребенком....

Статья "Особенности игровой деятельности во время адаптации ребенка к детскому саду"

Данная статья может быть использована для проведения круглого стола "Адаптация" смолодыми педагогами....

Гибкий план работы с детьми во время адаптации

План работы содержат материалы для работы с детьми раннего возраста во время адаптации....

Игровой комплекс во время адаптации II группы раннего возраста «Веселая водичка»

Целевые ориентиры занятия:  знакомить ребенка со своим телом, учить сосредотачивать внимание на объектах (рыбки), выполнять с ними действия (ловить с помощью удочки), уметь действовать совместно ...