Социальный проект по театрализованной деятельности " Чудо по имени Театр"
проект

В проекте представлена технология развития творческих способностей учащихся посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект по театрализованной деятельности «Чудо по имени Театр» 

(2 год обучения  2019 год)

23 октября

Тип проекта: познавательно-творческий, ролево-игровой.

Приоритетное направление, по которому заявлен проект: социальное

Проблема: недостаточное развитие творческих способностей учащихся

Обоснование проблемы:

- недостаточное внимание педагогов к театрализованной деятельности в Доме детского творчества и начальной школе;

- поверхностные знания детей и родителей о разных видах театра, различных формах театрализованной деятельности в Доме детского творчества;

- несформированность умений детей в «актерском» мастерстве (выразительность речи, дикция, пантомимика);

- недостаточная оснащённость предметной среды в учебном учреждении для реализации театрализованной деятельности.

Описание проекта.  В проекте представлена технология развития творческих способностей  учащихся  посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.

Содержание проекта включает в себя работу над драматизацией различных сказок и сценок: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание  с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжетам. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, чтение сказок, театрализованные, речевые, творческие игры и задания.

Представлена работа по вовлечению родителей в реализацию проекта: перспективный план взаимодействия с семьёй, включающий различные формы работы:

  • совместно-продуктивное творчество (творческая мастерская по изготовлению атрибутов, декораций, костюмов), семейное словотворчество;
  • консультационный материал,  советы, рекомендации.

Проект универсален, может быть использован педагогами  в работе с учащимися начальной         школы  и в кружковой работе  при драматизации любой сказки.

Актуальность: 

Введите ребёнка  в мир театра,

И он узнает, как сказка  хороша

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.

                                                Г.Попова

В настоящее время педагогами дополнительного  образования уделяется огромное внимание творческому развитию школьников.

С чего же начинается развитие творческой личности? Конечно, с развития фантазии ребенка. А фантазия  неотделима от сказки. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Дети, поиграем в сказку! Это принесёт вам  радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в Доме детского творчества, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит  в театре.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к культуре, литературе, театру.

Инсценированные сказки (короткие сценки и целые спектакли) способствуют сплочению, дружбе, дети приобретают  новые знания и умения. Работа над ними не только объединяет детей, но и зарождает у них чувства партнерства, взаимовыручки, ускоряется процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижением, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. д.)

Самое главное, театр - это настоящий праздник, как для детей, так и для взрослых, эмоциональный всплеск, восторг  от участия в общем деле.

Дети - прекрасные актеры, и такие непосредственные. А как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства, когда им рукоплещут зрители. И такое возможно только в театрализованном действе, спектакле, представлении, драматизации, потому что театр всегда чудо, волшебство, бесконечный мир фантазии и радости. И сказки - это чудесное  приглашение  в этот загадочный мир. Вышеизложенное и легло в основу выбора темы проекта: «Чудо по имени Театр»

 

Участники проекта: дети 2 года обучения, педагог, родители. 

 

Сроки реализации проекта: среднесрочный, два месяца. 

 

Цель  проекта:  развитие творческих способностей детей школьного возраста посредством театрализованной деятельности.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

  • расширить представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях, которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре;
  • совершенствовать навыки связной (диалогической, монологической) речи детей;
  • обогащать и расширять словарный запас детей;
  • совершенствовать артистические навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе: музыкальной, художественной литературой. 

Развивающие:

  • вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание принимать активное участие в разыгрывании сказок и сценок;
  • развивать эмоциональную сферу детей посредством театрализованной деятельности;
  • содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях;
  • побуждать к импровизации с использованием, доступных каждому ребенку  средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, детское творчество в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, игровая);
  • способствовать формированию эстетического вкуса;
  • создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности;
  • воспитывать культуру речи.

Задачи по работе с родителями:

  • повысить компетентность родителей в вопросах театрализованной деятельности в дополнительном образовании, ознакомить с видами театров;
  • привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
  • приобщать родителей к театрально-культурной жизни Дома детского творчества.

 

Формы реализации проекта:

  • организованная образовательная деятельность;
  • чтение и разыгрывание сказок;
  • творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
  • словесные тренинги;
  • словотворчество;
  • игры-драматизации;
  • оснащение предметно-пространственной среды;
  • взаимодействие с родителями.

Ожидаемые результаты:  

  • У школьников начальных классов  развит устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
  • Учащиеся  умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
  • Дети выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.
  • У  школьников развиты творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).
  • Родители являются активными участниками работы над театральными представлениями.
  • Дети становятся дружнее, сплоченнее, зарождается чувство партнерства, взаимовыручки.
  • Учащиеся  овладевают навыками публичных выступлений.

 

Краткое содержание проекта:

1 этап. Подготовительный.

- вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;

- анкетирование родителей;

- постановка цели и задач, составление перспективного плана работы;

- подбор наглядно-дидактического материала;

- изготовление атрибутов, элементов для костюмов к драматизациям сказок;

- диагностический срез знаний детей.

 2 этап. Основной.

 -реализация плана проекта с детьми, родителями;

- рассматривание иллюстраций народных и авторских сказок;

- чтение и рассказывание  сказок, беседы по прочитанным сказкам, драматизация эпизодов;

- беседа с детьми «Что такое сказка?»

- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

- отгадывание загадок по сказкам;

- драматизация сказок;

- постановка сказки «Я-самая красивая»;

- постановка сказок с помощью различных видов театров;

- обогащение развивающей среды;        

- внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.

3 этап. Заключительный.

- подведение итогов проектной деятельности;

- показ театрализованной сказки;

- составление рекомендаций для родителей;

- итоговая диагностика.

 

Перспективный план работы с детьми

№ п/п

Тема

Цель

Месяц

1

Беседа на тему

 «Специфика театра и

 компоненты театральных

 структур» (кулисы, парик,

 грим, декорация,

 программа, свет, звук).

Дать детям представление о специфике театра; познакомить с компонентами  театральных структур

Сентябрь

2

Беседа «Знакомство театральными профессиями» (артист, гример, декоратор, режиссер, художник, костюмер, музыкант, парикмахер)

Формировать представления детей о театральных профессиях, воспитывать интерес и уважение к различным профессиям, активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. (Иллюстрации «Театральные профессии»)

Сентябрь

3

Викторина «Знатоки театра»

Расширить знание о театре, сказочных героях, театральных профессиях.

Сентябрь

4

Беседа о правилах поведения в театре. Презентация «Правила культурного поведения в театре»

Формировать культуру поведения в театре.

 Сентябрь

5

Чтение и пересказывание сказки  «Я-самая красивая»

Познакомить детей с новой сказкой. Развивать умения анализировать поступки героев. Вызвать желание участвовать в постановке    этой сказки

Сентябрь

6

Д/игра «Узнай по силуэту» Теневой театр

Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки, по которым их определили.

Сентябрь

7

Музыкальная минутка. Слушание песен к сказке «Я-самая красивая»

Учить воспринимать музыку веселого и грустного характера, слышать её выразительные средства. Развивать творческую самостоятельность в передаче сказочного образа, используя песенную и танцевальную импровизацию.

Сентябрь

8

Сюжетно-ролевые игры «Мы - артисты», «Мы – зрители», «Мы пришли в театр»

Развивать речь детей. Закрепить правила поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения

Сентябрь

9

Этюд «Веселые  сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать

чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей.

Сентябрь

10

Работа с одним из видов театров:

- рассматривание персонажей;

- диалоги: белка - лиса, мышонок - медведь, медведица-зайчиха, комарик-мышонок, белка, лиса-ёжик, зайчиха-зайчонок

Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. Разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.

Сентябрь-

октябрь

11

Игровое занятие «Мы веселые ребята»

Побуждать использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Формировать умение оценивать характер персонажа, его настроение, передавать их с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. Обогащать словарь детей.

Октябрь

12

Волшебство сказок А.С.Пушкина

  «Викторина»

Познакомить со сказками А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане …», «Сказка о спящей царевне о семи богатырях», «Сказка о попе и…»

Октябрь

13

День  загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка» и др.

Закреплять знания детьми характерных признаков персонажей сказок, умения находить эти признаки.

Октябрь

14

Литературная викторина «Любимые сказки»

Способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.

Октябрь

15

Упражнение «Расскажи стихотворение с помощью жестов и мимики».

Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений и мимики. Развитие воображения и фантазии.

Октябрь

16

Показ пьесы-сказки « Я - самая красивая»

Побуждать детей принимать участие в театрализованной постановке  по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты.

Октябрь

 

 

 

 

Перспективный план работы с родителями

№ п/п

Форма работы

Тема

Сроки

1

Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр»

«Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр»

Сентябрь

2

Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для драматизации сказок)

Мастерим для театра «Что за чудо эти сказки!»

Сентябрь

3

Семейное словотворчество

Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем.

Октябрь

4

Консультанция-практикум

«Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок.

Сентябрь

 Итоги проектной деятельности:

  • У учащихся  развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
  • Воспитанники научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
  • Дети стали более выразительно исполнять монологи, диалоги, реплики, песни.
  • У учащихся  развились  творческие способности в различных видах деятельности (художественной, речевой, музыкальной и игровой).
  • Родители проявили себя активными участниками работы над театральными представлениями.
  • Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
  • Родители и дети познакомились с историей театра, его видами.
  • В творческом объединении  пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам.
  • Дети стали дружнее, сплоченнее, хорошо развито чувство партнерства, взаимовыручки.
  • Учащиеся  в достаточной мере овладели навыками публичных выступлений.

 

 Итоговое мероприятие – Театрализованная сказка «Я - самая красивая»

 

Список используемой литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: 1987.
  2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2013.
  3. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 1-й класс. 2-й класс. 3-й класс.4 класс.  М.: Баласс, 2010.
  4. Гин Анатолий. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  5. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе/ Колчеева Н.И М.: 2010.
  6. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М.:2013.
  7. Новиковская О.А. 100 упражнений для развития речи. М.: АСТ; СПб., 2011.
  8. Пивоварова Н.С. История русского драматического театра от его истоков до конца хх века: «ГИТИС», 2005.
  9. Ром Наталья. Хочу говорить красиво! М.: 2016.
  10. Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М.: 2012.
  11. Шаталова Евгения. Говори красиво и уверенно. М.:2016
  12. Щёткин А.В. Театральная деятельность в школе. М.: Мозаика-Синтез, 2013
  13. Интернет сайты   учреждений дополнительного образования, интернет порталы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности в средней группе " Театр и дети"

Проект по театральной деятельности для детей средней группы. Цель поекта - это повышение уровня связной речи через народные сказки....

Проект по театрализованной деятельности в средней группе «Театр и дети»

Прект по театрализованной деятельности в средней группе "театр и дети"...

Проект по театрализованной деятельности «Мы играем в театр»

Аннотация к проекту:Данный проект «Мы играем в театр» предназначен для детей среднего- старшего дошкольного возраста 4-6 лет.В проекте подобраны , изготовлены  и использованы в работе...

Творческий проект по театрализованной деятельности "Мы играем в театр"

Интересным, увлекательным и актуальным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, гл...