Консультации для родителей по духовно нравственному воспитанию
консультация

Строканова Ольга Владимировна

Консультации для родителей по духовно нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_po_duhovnomu.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Вежливость это важно»

Мы все знаем, что дошкольный возраст - это период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.

На этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым, ко всем людям.

Одной из важных задач на данном этапе является задача овладение основами культуры поведения, формирование привычки вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила: здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д.

Что же такое «Вежливость»?

Вежливость – это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.

С тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй, согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют своих детей настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».

Но, не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых ранних лет.

Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит.

Когда же можно начинать прививать малышу нормы вежливости?

Ребенок с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка, впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются первые нормы вежливости.

Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Он их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.

Ребенок – как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это демонстрация ему правильного примера взрослыми.

«Как воспитать ребенка вежливым?»

Как часто мы восхищаемся вежливыми людьми? И часто сетуем на то, что именно наш ребенок не такой... А есть ли какие - то секреты по воспитанию вежливости? Бытует мнение, что ребенок имеет все шансы вырасти вежливым только у вежливых родителей. Но опять следует отметить, что если навязывать ребенку правила и нормы поведения, то вряд ли он захочет их соблюдать и будет всячески сопротивляться навязанному. Нельзя что либо заставлять ребенка со словами «ты должен» или «так должно быть», необходимо способствовать постепенному самостоятельному осознанию этих правил.

Итак, несколько секретов:

Воспитывайте примером

Не стоит заставлять ребенка говорить «волшебные слова». В первую очередь вам самим нужно обращаться к нему со словами «будь добр», « пожалуйста», а когда он выполнит вашу просьбу, обязательно скажите ему «спасибо». Ребенок захочет подражать вам, и в его речи будут присутствовать вежливые слова. Потому что любой пример воздействует сильнее, чем нравоучения!

Будьте тактичны

Многие родители хотят, что бы ребенок употреблял «волшебные слова», а когда он забывает это сделать, то напоминают ему об этом грубо и бестактно. К примеру, нередко родители торопятся напомнить своему ребенку о том, что пора попрощаться, хотя сами еще не произнесли "до свидания".

Не проявляйте резкость

Когда разговаривают взрослые, часто можно услышать фразу в адрес малыша «Не видишь, разговаривают взрослые! Не мешай!». Но если вы стремитесь научить своего ребенка вежливому отношению к людям, лучше ответьте ему фразой: "Давай я завершу свой рассказ, а затем выскажешься ты". Не следует говорить ребенку о его грубости: от ваших замечаний он не станет вежливее. Риск состоит и в том, что, осмыслив и приняв вашу оценку, он начнет считать себя грубым и будет вести себя подобающе: так как грубые дети всегда грубят.

Поддержка близких

В гостях у родственников или друзей можно лишний раз продемонстрировать ребенку основы вежливого обращения. Прекрасно, если за поведение ребенка будут отвечать хозяева дома и сам ребенок, а родители будут помогать своему сыну или дочери понять существующие порядки. Дети быстро осознают, что маме и папе не хочется делать замечания в гостях. По этой причине они нередко "приберегают" свои проделки для подобных случаев. Противостоять этой стратегической уловке можно, если предоставить хозяевам дома установить нормы поведения для ребенка и контролировать их выполнение.

Если в гостях ребенок прыгает на диване, пусть хозяева решают, можно ли ему подобное разрешить и следует обязательно сказать малышу об этом. Ребенок эффективнее слушается, если ограничения устанавливаются другими взрослыми, а не родителями. При этих обстоятельствах мама избавляется от необходимости контролировать поведение своего ребенка, она только напоминает ему: "В этом доме так принято. Здесь такой порядок".

Следует напомнить, что когда малыш поступает правильно его, несомненно, нужно похвалить, а неправильное поведение достаточно скорректировать, при этом нельзя, делать так, чтобы ребенок

чувствовал себя в чем-либо виноватым, в будущем человеку привыкшему испытывать чувство вины с детства нелегко в жизни. Кроме этого, нельзя реагировать на одни и те же поступки ребенка по-разному, то осуждать, то просто не обращать никакого внимания. Ребенок в таком случае не сможет понять и определить для себя четких граней между хорошим и плохим поведением. Обязательно договоритесь со всеми членами своей семьи о мерах поощрения и наказания за тот или иной поступок ребенка, нельзя что бы одно и тоже действие вызывало умиление в одной ситуации и вызывало гнев и влекло за собой наказание в другой.

Удачи Вам в воспитании ваших детей!

«Мир добрых сказок»

Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Дети стремятся подражать героям, которые им симпатичны. И очень важно, чтобы дети выбирали положительных героев. Так как, проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Книга должна раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, мужества, сострадания и честности. Посредством литературных произведений формируется правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам. Книги, созданные для детей, формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Детская литература сегодня богата и по составу, и по содержанию. В нашей стране для детей издаются детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это многообразие невозможно. К. Д. Ушинский подчеркивал, что произведения, с которыми впервые встречается ребёнок, должны вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Произведения устного народного творчества: потешки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. приобщают ребёнка к духовной жизни своего народа. Они своим содержанием и формой отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Устное народное творчество вводит малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у детей чувство принадлежности к своему народу, его культуре. Произведения русского фольклора дают детям уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…» «Расти коса до пояса»,

Сказки «Царевна лягушка», доброты и трудолюбия, («Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.) дружбы и взаимопомощи («Репка», «Маша и медведь»«Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» и др). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, потешки. В круг детского чтения входят также фольклор народов мира и произведения зарубежных писателей для детей. Они несут в себе большой потенциал национальных культур и делает ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

При отборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть идейную направленность детской книги. Носителем духовной культуры народа является классическая литература. Это произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других русских писателей.

В литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит формировать у детей широту читательских интересов, избирательность и индивидуальность литературных пристрастий.

Дети дошкольного возраста любят народные и авторские сказки отечественных (А. М. Горького, А. Н. Толстого, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского, Э. Н. Успенского, Б. В. Заходера, И. П. Токмаковой) и зарубежных писателей (Дж. Родари, А. Линдгрен, Т. Янсон, А. Милна и др.) Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей яркостью образов, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Детям очень нравятся произведения К. И. Чуковского, Н. Н. Носова, В. Г. Сутеева, В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского и др. Произведения этих авторов открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества умение шутить и смеяться, c чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами.

Художественные произведения должны быть доступны пониманию ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает принцип доступности.

Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:

Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта.

Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.

Историко-литературные принципы. Наличие в домашней библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Существуют критерии отбора книг для детского чтения:

Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

Я хочу дать несколько советов родителям:

Не покупайте ребенку новую книгу, пока еще для него не исчерпано имеющееся у нее содержание

Внимание ребенка необходимо к содержанию книги каждый раз, раскрывая в них что-то новое для него.

Интерес и бережное отношение к его книге проявляйте сами.

Детей надо приучать бережно, обращаться с книгой: (рассматривать книги только на столе, брать их чистыми руками, осторожно перевертывать страницы, после рассматривания убирать книги на место).

Воспитывайте у детей любовь к книге:

Художественная книга – это могучее средство воспитания, она способствует развитию у детей любви к нашей Родине, к родной природе.

С раннего возраста надо воспитывать у детей любовь и интерес к книге.

Детская книга способствует появлению у детей чувства долга: заботы о старших и маленьких, уважения к родителям.

Книга воспитывает у детей интерес к труду и желание трудиться.

Чтение книг и рассматривание иллюстраций к ним воспитывает моральные качества детей, развивает ум, эстетическое восприятие.

Многообразие детской литературы дает возможность формировать у детей индивидуальные читательские интересы и склонности. Одни дети любят книги о животных, другим нравится слушать про приключения, третьих интересует истории о жизни своих сверстников. Удачи вам в подборе художественных произведений для детей.

Домашние животные в жизни ребенка

(Консультация для родителей)

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки конечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца : необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное, ребенок взрослеет, хочет чтоб его жизнь была наполнена чем то важным, стремиться помогать, приносить пользу, в характере формируются положительные стороны, например такие качества как сочувствие сострадания и любовь, преданность, забота, также формирование активности в принятии решений став чуточку взрослее, шаг - который предполагает ответственность, общение с животным также повлияет на качества характера - он может стать более открытым, внимательным и дружелюбным почувствовав себя более значимым в жизни питомца проявляя заботу.

Появление животного в доме вызовет у ребенка бурю положительных эмоций. Ведь животное для ребёнка, по сути, это тот же самый ребёнок, с которым можно бегать, лазить, играть, рассказывать ему свои тайны и секреты.

Как подметили ученые - выбор животного зависит от типа темперамента человека от его особенностей потребностей, например, кошки помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии и независимости, собаки – это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому стоит задуматься так ли плохо, если у вас дома появиться любимец, который принесет в ваш дом радость, и добавит свежее направление в воспитании ребенка, например, сблизит вас с малышом, он больше будет доверять вам.

Наиболее благоприятный возраст для заведения домашнего животного 3-4 года. Ведь именно в этом возрасте ребенок активно познаёт окружающий мир. Аквариумные рыбки, попугаи, кролики или морские свинки – животные, которые наибольшим образом подходят ребёнку в этом возрасте. Знакомство ребенка с новым членом семьи необходимо начинать с показа животного, так же нужно рассказать о его особенностях, его повадках, что животное любит или наоборот, чего боится. Первое время все заботы о домашнем питомце лягут на плечи взрослых, но постепенно, наблюдая за тем, как родители ухаживают за живностью, ребенок начнет включаться в процесс.

Дети с большим желанием расчесывают животных, кормят их. Однако тут надо быть на чеку, чтобы малыш, например, не высыпал всю коробку корма в аквариум, или не удушил кролика, играя с ним. Ребенок должен быть под постоянным контролем, и, если делает что-то не так, необходимо исправить его действия и объяснить, почему так делать нельзя.

Самое главное, чтобы ребёнок научился правильному общению с животными: неназойливости, мягкости. Нужно научить малыша чувствовать настроение животного и правильно на него реагировать.

Ухаживая за тем или иным животным, дети не только учатся его кормить и убирать за ним, но и узнают много нового из жизни того или иного животного. Общение с домашними питомцами воспитывает в детях доброту, ласку, сердечность, у ребёнка формируются основы экологической культуры, являющейся неотъемлемой частью духовной культуры.

Кроме того, животные являются источником:

знаний ребенка о природе;

развития сенсорики;

развития логического мышления. Дети учатся видеть зависимости: если кошка виляет хвостом – злится, если собака сидит около двери и скулит – хочет гулять;

различных видов деятельности: игра, наблюдение, труд и т.д.;

радостей и переживаний;

эстетического развития и воспитания;

трудового воспитания;

физического развития.

Животное в доме не просто игрушка, но и воспитатель, так что, если ребенок растет вместе с животным, он получает бесценный опыт общения и с ними, и с окружающими.

Дети искренне и непосредственно тянутся к животным, и, если Вы замечали – это взаимно: кошки и собаки намного терпимее к детям, чем к взрослым. Заводить ли домашних животных или не заводить – решают, к сожалению, не дети, поэтому не у каждого мальчика и не у каждой девочки есть свой домашний питомец. Поэтому, если у вашего малыша появилось желание завести домашнее животное и у вас нет резких причин не делать этого (например, аллергия одного из члена семьи), уступите ему и купите ребенку «друга». Ведь поверьте, что приобретение домашнего животного имеет гораздо больше плюсов, чем вы думаете.

«Животные у вас дома»

В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки конечно у взрослых найдется куча отговорок чтоб не заводить питомца: необходимо делать прививки, много шерсти, микробы, выгуливать питомца, родителей понять можно а ребенка – необходимо, но стоит задуматься так ли это плохо если малыш уже готов заботиться о ком то еще, и потом, не забывайте сколько плюсов в этом если у вас появиться домашние животное.

Появление животного в доме вызовет у ребенка бурю положительных эмоций. Ведь животное для ребёнка, по сути, это тот же самый ребёнок, с которым можно бегать, лазить, играть, рассказывать ему свои тайны и секреты. Новый «член семьи» может многому научить наших детей и нас. А также укрепить психику и здоровье. По утверждению психологов, вот какие стороны характера и нашего образа жизни могут изменить в лучшую сторону домашние животные:

Ответственность

Помните у А.Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили». Животное – не игрушка. С ним нельзя играть и гулять, только когда у тебя есть настроение. И если он надоел, то нельзя выгнать. Но ответственность у ребенка разовьётся не сразу, сначала он смотрит, как мы, взрослые, относимся к новому члену семьи. Видя, что тот требует внимания, и, глядя на наше поведение, и дети учатся нести ответственность. Ребенка можно сразу вовлечь в простые заботы: насыпать корм, налить в миску воду.

Уверенность в себе

Мы гордимся собой, когда помогаем другим. Если ребенок успешно справляется с заботой о питомце: гуляет с ним, моет, кормит, находит общий язык и играет, он гордится собой и становится увереннее. Представляете, каким великим дрессировщиком почувствует себя ваш наследник, когда, например, научит собаку давать лапу или попугая произносить слова?

Дисциплинированность

Исследования показали, что дети, у которых есть собаки, растут более собранными. Нужно соблюдать и свой и питомца режим: гулять, кормить, приходить домой в определенное время, потому что пес ждет прогулки, не забыть налить в миску воды. Это все формирует элементарные навыки планирования и контроля. А ведь именно этого не хватает современным детям, которые часто живут без расписания, режима и строгих правил.

Предвидение последствий действия или бездействия

Дети почти никогда не думают о последствиях (что будет, если я … ). Животные могут научить думать о том, что может быть потом. Если не убирать в клетке у хомяка, он начнет пахнуть. Если не погулять с собакой, на ковре будет лужа, если не покормить рыбок, они умрут. Есть вещи, которые НАДО делать, чтобы избежать неприятных последствий.

Эмоциональная восприимчивость и отзывчивость

Дети, у которых есть животные, учатся распознавать эмоции других. Собака и кошка не могут сказать, о чем думают, чего хотят, какие чувства испытывают. Так что ребенку приходится угадывать, понимать. И это потом поможет ему в общении не только с животными, но и людьми.

Успокоение

Кроме того, общение с представителями животного мира действует на большинство детей, как правило, успокаивающе. Недаром говорят, что лучшее средство от стресса – это урчащая кошка на коленях. Погладить кота, потрепать собаку и увидеть, как пес преданно машет хвостом и радуется своему хозяину, - все это успокаивает ребенка и поднимает ему настроение. С собакой или кошкой можно «поговорить», можно почувствовать себя лучше, если пес положит свою добрую теплую морду ему на руки. А мурлыкание котов ученые давно сравнивают с сильнодействующими успокоительными.

Польза для здоровья

Зверь в доме укрепляет иммунитет ребенка. К этому выводу пришли ученые после многочисленных исследований. Питомец делает дом нестерильным, и детский организм учится справляться с разными микробами и бактериями. По статистике, дети, которые растут с животными, меньше страдают от астмы и аллергии. Кроме того, с кошкой нужно играть, изображая «мышку», с собакой нужно регулярно проводить время на улице, на свежем воздухе. Гулять придется даже тем детям, которых из-за компьютера не выгонишь. Принцип «животному нужно двигаться, чтобы быть здоровым» подействует и на ваше чадо.

Забота о потомстве и тех, кто слабее

Умение заботиться о живом существе поможет ребенку, когда он вырастет, и будет воспитывать собственных детей. А еще ребенок, у которого есть животное, не будет жестоким, ведь с самого детства вы объясните ему, что кота нельзя дергать за хвост, иначе ему может быть больно. А причинять боль другим нельзя.

Среди всех этих плюсов обязательно будут и минусы, но они не смогут перевесить то доброе, что привнесёт в вашу семью маленький пушистый комочек.

И в заключение несколько слов о том, когда не стоит заводить животное, как бы Вам или Вашим детям этого и не хотелось.

• Если Вы сами не любите птиц, котов, собак и прочую живность.

• Если у вас самого совершенно нет времени следить за животным, не рассчитывайте, что все заботы возьмет на себя ваше дитя. Потребуется много времени, чтобы научить его ухаживать даже за рыбками, свинкой или хомячком, не говоря уже о более крупных животных.

• Если Ваш ребенок склонен к агрессивному поведению и часто «взрывается», скандалит, дерется, кусается, может разбить какой-то предмет или ударить кого-то. Ребенок сразу не изменится, а вот питомец может серьезно пострадать. Да и ваш наследник, после того как нанесет вред живому существу, будет чувствовать себя «плохим». Сначала посоветуйтесь с детским психологом.

• Если у ребенка аллергия. Причем понять это невозможно, просто погладив собачку в парке. Если у ребенка или у кого-то из родителей есть аллергическая реакция на любое животное, стоит сначала сходить на консультацию к врачу, а потом провести с собакой или кошкой (или даже морской свинкой) хотя бы несколько часов в квартире. Иначе, когда окажется, что организм ребенка питомца не переносит, будет очень сложно отнять зверюшку. Да и для животного такие перемены - серьезный стресс.

Консультация для родителей «Люби и охраняй окружающую природу»

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Именно в раннем возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание и образование детей. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.

Роль родителей в экологическом воспитании детей очень велика. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Родители обязаны воспитать у детей экологическую культуру. Но для этого они сами должны иметь запас знаний об экологии родного города, охране природы. Немалое значение в воспитании детей имеет пример родителей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Что такое «природа»? Солнце, свет, тепло, вода, воздух, ветер, растения, животные, почва.

Одним из важных средств ознакомления с окружающим миром являются наблюдения. Наблюдения должны способствовать развитию умственной и речевой активности детей, должно вызвать у них интерес к природе, желание узнать о ней как можно лучше. Наблюдения в природе с детьми 2-4 лет лучше начать с рассматривания живых объектов.

Полученные знания дети усвоят лишь в том случае, если они будут подкреплены практикой. Только в процессе взаимодействия с природой можно расширить представления об окружающем мире.

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Следует показать детям многообразие окружающего мира природы; доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу; поддерживать их желание познавать окружающий мир. Цель экологического воспитания— становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Наша цель- формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника.

Тема:«Нравственное воспитание детей младшего возраста»...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей  «Борьба с дурными наклонностями»...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию/2019

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию 2019 г....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»

Консультация для родителейпо духовно-нравственному воспитанию детей «Борьба с дурными наклонностями»...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий....