С чего начинать обучение грамоте?
консультация

Сусликова Лариса Станиславовна

Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов и физиологов, это не так.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_chego_nachinat_obuchenie_gramote.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

 С чего начинать обучение грамоте?

С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка»  и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Цель первого этапа занятий – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее:Когда мы говорим, мы произносим разныеслова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом.  Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

Приведу варианты игр со звуками.

– «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р].

– «Три слова»  Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).

– «Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета.Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

– «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!

– «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности  Д,М,О – дом).

– «Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое:  СОК  –ТОК  –  ТОМ  –  ДОМ  –  КОМ  –  СОМ  –  СОН  –  СОК  –  СУК  –  ТУК  –  ТАК  –  РАК  – МАК…).  Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ   –   САНЯ,  ВАНЯ,  ДАНЯ,  МАНЯ,  ТАНЯ.

– «Найди слово, которое спряталось в других словах»

1) Составить слово из первых звуков слов:  ШАПКА, АВТОБУС, РАК   –   ШАР
2) Составить слово из последних звуков слов:  КОМАР, ТРАВА, СОК    –   
РАК
3) Составить слово из третьих звуков слов:   КУСТ, КРОТ,  КУКЛА      –    
СОК

Играть можно с картинками  или  без наглядной основы.

– «Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.

– «Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных:

НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ
МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД
ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА

С помощью этих и подобных занимательных игр со словом можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, рассуждать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начинать обучение ребёнка цветам?

Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....

Семинар – практикум для педагогов по теме: «С чего начинать обучение грамоте?»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи: определить задачи ДОУ в области подготовки детей к обучению грамоте; систематиз...

C чего начинать обучение грамоте?

Консультация для родителей...

С чего начинать обучение ребенка цветам

С чего начинать обучение ребенка цветам...

Консультация для родителей: «С чего начинать обучение ребенка цветам?»

  Когда ребенок  четко сможет сортировать предметы по различным свойствам, можно приступать к аналогичным занятиям с цветами....

С чего начинать обучение грамоте?

варианты игр со звуками...