Тренинг "Роль семьи в формировании личности ребёнка"
материал

Синельникова Екатерина Александровна

Тренинг можно провести с родителями (если есть запрос и с педагогами). Материал будет полезен для педагогов-психологов ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в формировании личности ребёнка Тренинг подготовила и провела Педагог-психолог МДОАУ № 3 Синельникова Е.А. 2020 г.

Слайд 2

Цель: определить влияние семьи на формирование личности ребёнка, познакомить с проективными методиками и упражнениями применяемыми в работе с родителями детей дошкольного возраста Актуальность. Задачи: Познакомить с основными условиями успешного воспитания ребенка в семье; Донести до родителей насколько важна связь ребёнка с его семьёй; становления образа «Я»; Методики: проективные методики + коллажи Упражнения

Слайд 3

Период новорожденности: первая развилка, когда ребенок словно решает: укореняться в мире или не стоит? Ждут тут его или нет? Нужен ли он кому-то? Л.В. Петрановская

Слайд 4

Привязанность – витальная потребность Дж. Боулби . Ребенку для того, чтобы выжить необходимо иметь взрослого человека, который будет о нем заботиться, для этого и существует привязанность между родителем и ребенком. Чем подкрепляется привязанность? -инстинктом материнства; первым контактом после рождения; криком и улыбкой малыша.

Слайд 5

Почему важна привязанность? Готовность ребенка слушаться определяется не нотациями и поучениями, не наказаниями и приказами, а качеством привязанности. Привязанность дает силы на исследование мира и развитие. Эксперимент чешских психологов, под руководством Матейчика.

Слайд 6

Зона влияния мамы / Зона влияния папы Девочка 0 - 4 лет 4 - 11,12 лет Мальчик 0 - 11,12 лет с 11,12 лет Папина дочка Мамин сын Незрелая женщина Незрелый мужчина 100 % женщина 100 % мужчина

Слайд 7

Нам кажется, что тот, кто закалён невзгодами с детства, будет лучше справляться с ними и потом. Это не так. Исследования показывают, что лучше справляются с трудностями те, у кого было счастливое детство и благополучная семья. Их психика имеет запас прочности, в стрессе она сохраняет способность быть гибкой и изобретательной, они обращаются за помощью и способны утешиться сами.

Слайд 8

Теория привязанности. 1. Родитель доминирует в отношениях. 2. Родитель всегда заботиться о ребенке (безусловная любовь). 3. Запреты и разрешения даются с позиции доминирующей заботы. 4. В кризисе 3х лет, родитель выступает как спаринг-партнер в конфликтных ситуациях, то есть, дает ребенку возможность научиться разнообразным реакциям в конфликтах. 5. Дать опыт того, что конфликт не разрушает отношения.

Слайд 9

Развитие и укрепление привязанности Важна стадия донашивания Реагирование на плач ребенка Созвучность матери (различение потребностей ребенка) Принятие чувств, эмоций и поведения Базовое доверие

Слайд 10

Развитие Я – образа Только от окружающих взрослых младенец может узнать, что он существует, только отразившись в их глазах, только увидев свои чувства на знакомых лицах и услышав их описание от взрослых. Позитивное отзеркаливание , дает ребенку очень важный, фундаментальный вывод для всего развития его личности: «Я существую, и это хорошо». То есть позитивное отзеркаливание закладывает основы самооценки.

Слайд 11

Идеальные родительские послания для детей Я тебя вижу. Я рад, что ты живешь. Я рад, что ты – это ты (когда родители ставят в пример другого ребенка). Твои потребности важны для меня.

Слайд 12

Кризис 3 лет 1. Негативизм 2. Упрямство 3. Строптивость 4. Своеволие 5. Протест – бунт 6. Обесценивание 7. Деспотизм или ревность Упражнение «Нельзя»

Слайд 13

Человек увидел на берегу моря красивый округлый камень, и решил научиться у воды создавать красоту. Он взял в руки молот и стал бить по осколку скалы, стараясь округлить и отшлифовать его. Но камень кололся и внутри него побежала паутина трещин. Тогда человек пошел к морю и спросил: "Почему у тебя получаются красивые, округлые, гладкие камни, а у меня - нет?" И море ответило:"Ты бьешь, а я - ласкаю..."

Слайд 14

Проективная методика «Барашек в бутылке» Инструкция: Нарисуйте барашка в бутылке.

Слайд 15

После того как будет выполнен рисунок, предлагается записать ответы на следующие вопросы: Как чувствует себя барашек? Как чувствует себя бутылка? О чем мечтает барашек? О чем мечтает бутылка? Чего тревожит барашка? Что может тревожить бутылку?

Слайд 16

Упражнение «Совместная проба» Пластилиновые фигурки.

Слайд 17

Обсуждение совместной пробы: Как было находить в роли родителя/ребенка? Какие возникали чувства? Легко ли было объяснять родителю? Легко ли было понимать ребенку, что говорил взрослый? Что нового для себя открыли из этого упражнения?

Слайд 18

Коллаж семейных отношений с помощью МАК. «Мой мир моими глазами». «Мой мир глазами ребенка».

Слайд 19

Просмотр мультфильма. Отец и сын.

Слайд 20

Важнейшая задача семейного воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.

Слайд 21

Рефлексия Оправдались ли ваши ожидание после проведения тренинга?

Слайд 22

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Тренинг: «Роль семьи в формировании личности ребёнка».

Цель: определить влияние семьи на формирование личности ребёнка, познакомить с проективными методиками и упражнениями применяемыми в работе с родителями детей дошкольного возраста.

     

Задачи:

  • Познакомить с основными условиями успешного воспитания ребенка в семье;
  • Донести до родителей насколько важна связь ребёнка с его семьёй; становления образа «Я»;
  • Методики: проективные методики + коллажи
  • Упражнения

          Актуальность

Хотелось бы начать наш тренинг с актуальности этой темы. Почему я выбрала эту тему? Роль родителей в воспитании ребенка очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому. Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.  Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Глубокий постоянный  контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию.

Хотелось бы продолжить наш тренинг с небольшой нашей общей истории и ваших ожиданий от тренинга. 

Упражнение «Расскажи историю» с колодой «Я и все-все-все».

Эта процедура может быть использована на первом этапе индивидуальной работы с «родителями» для установления контакта. Психолог предлагает «родителям» выбрать карту в открытую или в закрытую,  и сочинить по ней историю. Психолог в данном случае оказывает на «родителя» и сочинение им истории минимальное воздействие, его основные задачи сводятся к созданию позитивной мотивации на работу и к анализу выбранной карты и созданной на ее основе истории.

Каждый участник выбирает метафорическую картинку и рассказывает историю, опираясь на картинку. Каждый последующий участник добавляет свою историю к общему рассказу.  (Обсуждение).

Сейчас я вам предлагаю выбрать метафорическую ассоциативную карту из колоды «Цвета и чувства». Глядя на эту карту, прошу вас  рассказать о ваших ожиданиях от нашего тренинга «Роль семьи в формировании личности ребенка». Что бы вам хотелось сегодня узнать, понять, почувствовать, услышать? Какие ваши ожидания от сегодняшней нашей встречи? Чего бы вам хотелось?

3 слайд

Период новорожденности: первая развилка, когда ребенок словно решает: укореняться в мире или не стоит? Ждут тут его или нет? Нужен ли он кому-то? Л.В. Петрановская.

4 слайд

Привязанность – витальная потребность Дж. Боулби.

Ребенку для того, чтобы выжить необходимо иметь взрослого человека, который будет о нем заботиться, для этого и существует привязанность между родителем и ребенком.

Чем подкрепляется привязанность?

-инстинктом материнства;

  • первым контактом после рождения;
  •  криком и улыбкой малыша.

5 слайд

Почему важна привязанность?

  • Готовность ребенка слушаться определяется не нотациями и поучениями, не наказаниями и приказами, а качеством привязанности.
  • Привязанность дает силы на исследование мира и развитие. Эксперимент чешских психологов, под руководством Матейчика.

Изучая макак, Харлоу изолировал детенышей от матерей и их сверстников. 

Он соорудил из проволочной сетки «суррогатную мать». К ней крепился сосок, из которого вытекало обезьянье молоко.

Кроме того, он сделал мягкую суррогатную мать, обернув ее корпус махровой тканью, но соска здесь не было.

Суррогатная матерчатая мать обеспечивала тактильный контакт не хуже настоящей, но в течение эксперимента Харлоу заметил, что выросшие обезьянки были не вполне нормальны. Когда он выпускал их из клеток, чтобы они могли поиграть друг с другом и образовать пары, они яростно избегали общения. Самки нападали на самцов. Некоторые проявляли что-то похожее на аутизм: они раскачивались, кусали себя до крови и отгрызали собственные пальцы.

Выращенные суррогатными матерями детеныши страдают эмоциональными нарушениями (и указал, что помимо прикосновений необходимо хотя бы полчаса в день игры детенышей друг с другом).

Таким образом, можно подвести небольшой итог из теории привязанности:

6 слайд

Зона влияния мамы / Зона влияния папы
Девочка 0 - 4 лет ------------ 4 - 11,12 лет

Мальчик 0 - 11,12 лет ----------- с 11,12 лет

Папина дочка

Мамин сын

Незрелая женщина

          Незрелый мужчина

100 % женщина

100 % мужчина

7 слайд

Л.В. Петрановская.

8 слайд

Теория привязанности.

1. Родитель доминирует в отношениях.

2. Родитель всегда заботиться о ребенке (безусловная любовь).

3. Запреты и разрешения даются с позиции доминирующей заботы.

4. В кризисе 3х лет, родитель выступает как спаринг-партнер в конфликтных ситуациях, то есть, дает ребенку возможность научиться разнообразным реакциям в конфликтах.

5. Дать опыт того, что конфликт не разрушает отношения.

9 слайд

Развитие и укрепление привязанности

Важна стадия донашивания

Реагирование на плач ребенка

Созвучность матери (различение потребностей ребенка)

Принятие чувств, эмоций и поведения

Базовое доверие

На основе базового доверия у ребенка формируется самооценка. Как же это происходит.

10 слайд

Развитие Я – образа

Только от окружающих взрослых младенец может узнать, что он существует, только отразившись в их глазах, только увидев свои чувства на знакомых лицах и услышав их описание от взрослых.

Позитивное отзеркаливание, дает ребенку очень важный, фундаментальный вывод для всего развития его личности: «Я существую, и это хорошо».

То есть позитивное отзеркаливание закладывает основы самооценки.

11 слайд

Идеальные родительские послания для детей

Я тебя вижу.

Я рад, что ты живешь.

Я рад, что ты – это ты (когда родители ставят в пример другого ребенка).

Твои потребности важны для меня.

Пример: ребенок надевает носки; реакция родителей.

Обратная связь

Следующий важный этап развития ребенка – кризис 3 лет.

12 слайд

Кризис 3 лет
1. Негативизм
2. Упрямство
3. Строптивость
4. Своеволие
5. Протест – бунт
6. Обесценивание
7. Деспотизм или ревность

Но прежде чем читать притчу, давайте выполним одно упражнение, которое называется «Нельзя».

«Нельзя»

Цель: рефлексия чувств ребенка, связанных с родительскими запретами на потребность ребенка в познании окружающего мира.

Оборудование: 4 повязки или 4 шарфа.

Ход упражнения. Один из участников – «ребенок» - сидит на стуле в центре круга. Ведущий, говоря об этапах развития ребенка и его познавательных потребностей, поочередно связывает шарфом руки («нельзя трогать»), ноги («нельзя туда ходить»), далее завязывают уши («не слушай, это не для твоих ушей») и наконец – глаза («не смотри, это нельзя смотреть детям»). Часто говорим «Помолчи!»  (завязывается рот). Ведущий спрашивает «обвязанного», что он при этом чувствует. Высказывания родителя - «ребенка» позволяет другим участникам понять, осознать и сопережить весь негатив родительских запретов.

Обсуждение:

- как чувствовал себя в роли «ребенка»?

- как чувствовал себя в роли зрителя?

- какие ощущения возникали? Почему?

Обратная связь.

13 слайд

Притча.Человек увидел на берегу моря красивый округлый камень, и решил научиться у воды создавать красоту.

Он взял в руки молот и стал бить по осколку скалы, стараясь округлить и отшлифовать его. Но камень кололся и внутри него побежала паутина трещин. Тогда человек пошел к морю и спросил: "Почему у тебя получаются красивые, округлые, гладкие камни, а у меня - нет?"

И море ответило: «Ты бьешь, а я - ласкаю...»

Сейчас наверняка, каждый родитель задумался о своей семье, о своей роли в семье, о своём стиле поведения в семье. Наверняка каждый вспомнил свою семью в которой он родился. Я сейчас вам предлагаю взять лист бумаги, карандаш и нарисовать барашка в бутылке.

           14, 15 слайд

Проективная методика

«Барашек в бутылке»

Инструкция: Нарисуйте барашка в бутылке.

Рассказать суть проективной методики.

Сегодня для процесса диагностирования детско-родительских проблем используется большое количество методик, к примеру такие как: «Цветовая социометрия», «Рисунок семьи», методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга, В.В.Столина, методика «Барашек в бутылке». Эти методики используют в своей практике психологи и арт-терапевты, педагоги, классные руководители. Это проективная  методика «Барашек в бутылке». Основной целью, которой является диагностика психологического самоощущения человека, в собственной родительской семьи.

Обсуждение методики.

16, 17 слайд

Предлагаю вам выполнить упражнение «Совместная проба».

Упражнение

«Совместная проба»

Пластилиновые фигурки.

  Сейчас я предлагаю вам побыть в роли родителя и ребенка. Вам нужно разбиться на пары. В паре будет кто-то родитель, кто-то ребенок. Определите это между собой. Затем предлагаю родителю выбрать пластилиновую картинку, а ребенку кусочек глины для лепки. Родитель должен посмотреть на картинку и подумать, как он будет объяснять своему ребенку этот предмет, но не называя его. Ребенок должен внимательно слушать своего родителя и пробовать слепить этот предмет на основе объяснения своего родителя.

Обсуждение совместной пробы.

Как вам было в роли родителя?

Как вам было в роли ребенка?

Легко было понимать родителя?

Какие выводы можно сделать из этого упражнения?

18 слайд

Сейчас я вам предлагаю сделать 2 коллажа из метафорических карт.

Коллаж семейных отношений с помощью МАК.

  1. «Мой мир моими глазами».
  2. «Мой мир глазами ребенка».

Упражнение можно использовать в семейном консультировании, в работе с детско-родительскими отношениями.

Задачи: выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии отдельных членов семьи; определение восприятия членами одной семьи распределения семейных ролей, основных функций каждого из членов семьи; налаживание конструктивного взаимодействия между отдельными членами семьи в процессе выполнения упражнения.

Рекомендуемые наборы МАК: МАК «Я и все-все-все», «Она», «Всё в твоих руках» (автор Крюгер Камилла). Упражнение можно проводить как с одним членом семьи, так и с несколькими (например, работа с родителем и ребенком; работа с семейной парой). Вариант проведения данной работы с одним членом семьи: родителем. Так же можно организовать подобную работу с большим количеством людей. Если работа осуществляется с двумя и больше членами одной семьи, то упражнение может занять по времени больше часа.  

19 слайд

И в заключение нашего тренинга, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Отец и сын».

Важнейшая задача семейного воспитания – подвести ребенка к внутренней жизни, к работе над собой, к овладению даром свободы. Часто родители бывают правы, ограничивая свободу ребенка, но всегда нужно помнить, что не следует преувеличивать давление: эти шаги только тогда приобретают свою педагогическую ценность, когда они воспитывают умение владеть своей свободой только в свободе, т.к. именно в опыте свободы человек научается ей.

      21 слайд

Рефлексия.

Оправдались ли ваши ожидание после проведения тренинга? 

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Интерпретация методики «Барашек в бутылке».

Барашек символизирует самого ребенка. Насколько ярко, четко, интересно прорисован барашек, настолько легко, позитивно и благоприятно ребенок ощущает себя в семье и наоборот.

Хорошо прорисованные рожки и ноги – признак упрямства, борьбы и отстаивания своего мнения, возможно сопротивление ребенка по отношению к родителям. Рога и копыта часто встречаются, когда происходит психологическое и эмоциональное отделение от семьи. Также они могут быть признаком агрессивности.

Если автор изображает барашка в негативном образе, трактуйте это как непринятие себя.

Бутылка – символ родительской семьи. Мягкие, плавные, округлые формы бутылки – близость ребенка к маме, потребность в ее внимании, заботе, оценке. Более резкие, угловатые формы – у ребенка отцовские черты характера.

Положение барашка в бутылке – бутылка может быть изображена в горизонтальном и в вертикальном положении. Барашек, который твердо стоит на ногах на дне бутылки, встречается в рисунках детей, которые чувствуют стабильность, устойчивость в семье.

Направленность барашка к горлышку бутылки можно рассматривать, как желание выйти из бутылки и отделиться от родительской семьи. Если барашек изображен спиной к горлышку, то это может говорить о нежелании ребенка становиться самостоятельным, наличии страха и опасений, неуверенности.

Проанализируйте изображение бутылки и обратите внимание на соответствие размеров горлышка и барашка. Сможет ли барашек при желании выйти из бутылки? Или, может, барашек крупнее горлышка? А может, ему только кажется, что он может покинуть бутылку? И хочет ли вообще барашек выйти из бутылки?

Горлышко закрыто пробкой, это может говорить о проявлениях гиперопеки – ребенок ощущает контроль со стороны родителей, все решения они принимают за него.

Если внутреннее пространство бутылки ребенок украсил элементами интерьера, создал замкнутый уютный микроклимат, это говорит о том, что он положительно воспринимает чрезмерную родительскую опеку. Родители окружают всем необходимым и тем самым лишают его права самостоятельно принимать решения – это может быть причинами неуверенности в себе, социальной несмелости ребенка.

Если ребенок говорит, что барашку в бутылке тесно («бутылка очень маленькая»), можно предположить, что мама этого ребенка слишком давит на него, доминирует над ним, требовательна и строга.

Если бутылка имеет трещины, сколы или разбита, то это может свидетельствовать о наличии психологических травм, пережитых ребенком в родительской семье.

Иногда дети подписывают бутылку названием алкогольного напитка, это может говорить о том, что в данный момент они формируют свое отношение к алкоголю. Если у ребенка в жизни сложная ситуация, то он может нарисовать бутылку из-под яда, алкоголя и т. п.

Обратите внимание на то, куда обращено горлышко бутылки:

вверх – ощущение ненужности действий (из такой бутылки очень трудно выбраться), недосягаемость цели, тайные переживания;

вниз – фиксация на препятствиях, которые мешают удовлетворить потребности, воспитание в семье проходит по типу гиперопеки;

влево – пассивность, бездействие, акцент на прошлом (каком-то событии), боязнь активности, склонность к размышлениям. У ребенка низкий уровень притязаний;

вправо – бунтарство, непослушание, самостоятельность ребенка, его прямота и бескомпромиссность. Возможно, он представляет бутылку как проблему.

Если барашек не хочет выходить из бутылки, то это может говорить о том, что отсутствует необходимость развиваться или все потребности удовлетворены и у ребенка нет мотивации.

Если ребенок рисует ценную бутылку, которая украшена драгоценностями, – это говорит о том, что окружающая среда, занятия, кружки, впечатление, которое ребенок производит на окружающих, ценятся больше, чем он сам.



Предварительный просмотр:

  1. Как чувствует себя барашек?

  1. Как чувствует себя бутылка?

  1. О чем мечтает барашек?

  1. О чем мечтает бутылка?

  1. Что тревожит барашка?

  1. Что может тревожить бутылку?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. ...

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Конспект родительского собрания (старший дошкольный возраст)...

статья "Роль семьи в формировании личности ребёнка"

СтатьяРоль семьи в формировании личности ребенка     Подготовила: воспитатель Кулакова Инна АлександровнаЛичностями не рождаются, ими становятся. Личность ребенка формируется ...

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста

Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...

Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Роль семьи в формировании личности ребёнка.Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. ...

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»...