Артикуляционная гимнастика.
консультация

Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое артикуляционная гимнастика для детей?

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Правила проведения артикуляционной гимнастики

  1. Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
  2. Нельзя заставлять ребенка заниматься.
  3. Ему должно быть интересно.
  4. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения виде игры.
  5.  Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
  6. Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день.
  7. Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
  8.  В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое.
  9.  Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений.
  10. Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
  11. Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка.
  12.  Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
  13.  Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
  14.  Упражнения в комплексе даются от простого к сложному.
  15.  Родитель контролирует правильность выполнения движений. При необходимости можно помочь малышу — например, подвинуть язык  в сторону ложкой или другим безопасным предметом.
  16. В артикуляционный комплекс нужно включить и динамические, и статические упражнения.
  17. При выполнении статических упражнений надо держать губы, язык или щеки в определенном положении 5-10 счетов.

Комплекс упражнений для развития мышц языка

  1. «Чашечка». Нужно широко раскрыть рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так, чтобы он не коснулся зубов.
  2. «Лопата». Полностью расслабленный язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  3. «Жало». Напряженный язык резко выдвигается вперед, как жало пчелы.
  4. «Футбол». С закрытым ртом надо упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  5.  «Маятник». Высунуть язык и водить напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  6.  «Чистим зубы». С закрытым ртом надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  7.  «Лошадка». Изобразить языком, как цокает копытами лошадь.

Комплекс упражнений для развития мышц губ

  1. «Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
  2. «Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так, чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не перекрывая ее.
  3.  «Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
  4.  «Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед. Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
  5.  «Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой. Получится «шторм».
  6.  «Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц щек

  1. «Сытый хомячок». Набирается полный рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать попеременно правую и левую щеки.
  2.  «Голодный хомячок». Нужно втянуть щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  3. «Лопнувший шарик». Губы плотно сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  4. «Буря». Выдувать мыльные пузыри


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...