Консультация для родителей.
консультация по логопедии

Привалова Ирина Геннадьевна

Как в целом устроена речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_logoped_vishen.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей

Как в целом устроена речь

Речь — очень сложный процесс, в котором можно выделить два тесно взаимодействующих механизма: внутреннюю речь и внешнюю.

Внутренняя речь 

Понимание речи формируется благодаря речевому слуху. Это способность различать звуки речи между собой, с ее помощью ребенок начинает узнавать слова и отличать их друг от друга. Речевой слух вырабатывается в течение первого года жизни.

Внешняя речь (или собственная речь ребенка)

Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат, и если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные, способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

Внешняя речь имеет две стороны — произносительную и смысловую.

Произносительная сторона речи (произношение)

Произношение — это воспроизведение вслух различных единиц речи: звуков, слогов и слов. Оно осуществляется благодаря взаимодействию трех компонентов:

  • Речевое дыхание (речевой выдох). Чтобы возникло полноценное произношение, к органам речи (языку, губам, зубам) должна поступить сфокусированная струя воздуха. При правильно настроенном речевом выдохе воздух целиком попадает в рот (без частичной утечки в нос). Для полноценного произношения нужно, чтобы воздушная струя направлялась прямо к выходу из ротовой полости, как бы «нацеливаясь» в самые зубы.
  • Голос. Он создается благодаря вибрации голосовых складок, которые находятся в гортани. В результате их работы получается «звучная» речь.
  • Артикуляция. Это определенные движения органов речи (губ и языка), с помощью которых произносятся звуки.

Смысловая сторона речи

При нормальном ее развитии у ребенка должны быть равномерно сформированы все ее компоненты:

  • Словарный запас. Словарь ребенка должен содержать не только существительные, глаголы и прилагательные, но и предлоги, местоимения, наречия, числительные, союзы.
  • Грамматический строй речи. Ребенку нужно уметь правильно изменять и образовывать слова с помощью окончаний, приставок и суффиксов.  
  • Фразовая речь. Ребенок должен строить полноценные развернутые предложения (используя предлоги) без пропусков необходимых членов предложения. 
  • Структура (рисунок) слова. При произнесении слов ребенок должен соблюдать в них правильную последовательность слогов и звуков.

И произносительная и смысловая стороны речи формируются у ребенка постепенно. При нормальном варианте развития они должны сложиться в основных своих чертах к трем годам жизни.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка:

  • достигли определенной степени зрелости различные
    структуры головного мозга;
  • правильно и скоординированно работали голосовые и
    дыхательные системы, органы артикуляции;
  • были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • формировалась потребность в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

    способность говорить;

   способность понимать сказанное.

К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:

  • самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
  • звуковой формой слов;
  • значением слова;
  • грамматическим строем речи.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

Как ребенок учится говорить?

Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это, несомненно, необходимое условие: ребенок слышит речь окружающих, ее ритм, интонацию, запоминает, в каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребенок не только имитатор, он творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создает новые уникальные высказывания.

Основания для беспокойства:

стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.)

При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб.

Ребенок не строит из накопленных слов предложений.

Не появляются глаголы.

Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

Не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением «я»).

Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем», имеют носовой оттенок.

       Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать звуки речи (фонемы).  

     Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

     Понятно, что дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение. Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

     Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей 3- летнего возраста являются следующие:

  1. согласные звуки произносятся смягченно: «толь» (стол), «зюби» (зубы). Значительно реже, но все- таки наблюдаются обратные явления - замена мягких фонем твердыми: «тота» (тетя), «Луба» (Люба).
  2. большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с,з: «лосадка» (лошадка), «сетка» (щетка);
  3. дети совсем не произносят звук р : «ука»(рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками- л, ль, в, й: «колова» (корова), «леза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);
  4. звук  л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), нередко л заменяется й : «туй» (стул), «йампа» (лампа);
  5. звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тлеп» (хлеб).

    Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Чаще всего ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «мицинел» (милиционер), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

     Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к 4-5 годам дети овладевают правильным звукопроизношением.

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения.

   Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

   Как уже говорилось, все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Т. о., очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

   Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают с ним. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

   Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

    Не рекомендуется учить буквы, обучать чтению в 3-4 – летнем возрасте. Результат часто бывает обратный желаемому. Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

    Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

   В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

    Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з-песенка комара, с- песенка водички, ж- жужжание жука, пчелы, р- работа мотора самолета, автомобиля, ш- шипение сердитого гуся и т. д.

     Большой эффект дает использование шуток - чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са-са-са- хитрая лиса», «Ра-ра-ра- высокая гора», «Ку-ку-ку- кукушка на суку» и т. д.)

     Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки и т. д. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик (дзинь-дзинь), большой колокол (дон-дон).

     Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.

Речевая среда и развитие ребенка

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или недостаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех обстоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на развитии его речи.

  • Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми, сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе ролевые), это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимулирует к речевым высказываниям.
  • Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхностным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи отдельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находилось на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.
  • Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние звуки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсолютно не сформировано.
  • Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экранная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точно интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребенку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, просмотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).
    Ученые выявили и другие факты отрицательного воздействия телевизора не только на психику, но и на физиологию детей (рекомендую прочесть книгу немецкого автора Райнера Пацлафа «Застывший взгляд»).
  • Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые единицы от других. Это правило не распространяется на мелодичную музыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.
  • Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на составные части (попросту — сломать).
    Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (даже речевого характера) препятствуют формированию творческого воображения и не способствуют развитию речи. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, которая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.
  • У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствующих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок теряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.

Развитие фразовой речи

  • Подробно рассказывайте ребенку, чем вы с ним будете заниматься.

Например, вы собираетесь гулять, скажите: Сейчас мы пойдем гулять. На улице холодно. Ваня наденет теплую кофту, теплые штанишки, теплую курточку. На ноги наденем зимние сапоги, на руки — шерстяные варежки. На шею повяжем шарф. Затем задавайте ребенку вопросы: Что мы будем делать сейчас? Пойдем гулять. На улице тепло или холодно? Холодно. Что мы наденем на Ваню? Если ребенок будет просто называть предметы одежды, уточняйте: Мы наденем теплую кофточку или холодную? Зимние сапожки или летние ботинки ? Какие варежки мы наденем ? На что мы их наденем — на руки или на ноги ? Куда мы повяжем шарф? Если ребенок будет отвечать односложно (Какие варежки мы наденем? Теплые), развивайте его предложение: Правильно — теплые. Мы наденем на руки теплые шерстяные варежки. Таким образом, вы даете ребенку алгоритм грамотного распространения предложений, который он постепенно будет усваивать.

  • Задавайте ребенку вопросы на выявление причинно-следственных отношений между событиями, это будет побуждать его делать логические умозаключения.

Например: А почему мы наденем теплые варежки? На улице холодно. Почему мы наденем зимние сапожки? На улице зима и т. п.

  • Беседуйте с ребенком о том, чем вы только что занимались.

Например, вы пришли с прогулки. Спросите: Что мы делали? Гуляли. Кого мы видели на улице? Котенка. Какой был котенок? Маленький. А еще какой он был? Черный. Так какого котенка мы видели? Маленького, черного. А где он сидел ? На дереве. Значит, маленький черный котенок сидел на дереве? Да, котенок сидел на дереве. Если ребенок не сможет сам составить такое развернутое предложение, сделайте это за него, а он пусть повторит. Затем спрашивайте дальше: Котенок сидел на дереве высоко или низко? Низко. А почему он сидел низко? Он — маленький, не мог залезть высоко (если ребенок не сможет установить такую причинно- следственную связь, объясните ему).

  • Рассматривайте простые сюжетные картинки и рассказывайте ребенку, что на них нарисовано (в форме повествования). Одновременно задавайте вопросы по поводу изображенного на картинке.

Например, на картинке собака гонится за котом. Скажите: Смотри — собачка бежит за котиком. А котик от нее убегает. Собачка — черная, а котик — серый. Собачка — большая, а котик — маленький. Собачка громко лает. Как ты думаешь, где спрячется от собачки котик? (На картинке нарисовано дерево.) Если ребенок не догадается, где спрячется котик, продолжайте рассказ: Видишь? Котик бежит к высокому дереву. Сейчас он залезет на него. Собачка сможет его достать? Нет. Почему? Собачки не умеют лазить по деревьям.

После подробного разбора изображенного на картинке попросите ребенка рассказать, что на ней нарисовано. Пусть рассказывает, как может (хотя бы даже просто называя отдельные предметы и действия), а вы дополняйте его рассказ. Иногда просите повторить за вами короткие предложения.

С картинками можно работать иначе. После того как вы разобрали, что на ней нарисовано, и составили по ней рассказ, скажите ребенку, что вы снова будете сочинять по этой картинке (с собакой и котиком) рассказ, а он пусть слушает и исправляет вас, если вы вдруг допустите какую-нибудь ошибку. Вы можете рассказывать так:  Посмотри, на картинке нарисованы лиса и котик. Нет, на картинке нарисованы собака и котик. Ах да! Я ошиблась! На картинке нарисованы собака и котик. Котик бежит за собачкой. Нет. Это собака бежит за котиком. Правильно! А котик убегает от нее и громко лает. Нет, это собака лает. Да, конечно, это лает собака. Сейчас котик залезет на дерево, а собака полезет за ним. Нет! Собаки не умеют лазить по деревьям! Если ребенок не заметит ту или иную вашу «ошибку», обратите на нее его внимание, покажите ему на картинку: Посмотри внимательно. Разве это лиса ? Разве котики лают ? и т. п.

Подобные упражнения выполняйте по картинкам, которые ребенок видит впервые.

  • Читайте простые сказки, иллюстрированные картинками. По ходу чтения пусть ребенок показывает на картинках, о чем идет речь. 

Задавайте вопросы: Где лиса, где петушок? Что делает лиса, что делает петушок? и т.п. После того как вы закончили читать сказку, пусть ребенок попытается, разглядывая иллюстрации, пересказать ее. Помогайте ему вопросами.

  • Когда вы читаете уже знакомую сказку, время от времени спрашивайте (в самом интересном месте): А что дальше?

Когда ребенок рисует (или лепит), пусть рассказывает, что он делает. Задавайте вопросы: Что ты рисуешь? Карандашом какого цвета ты нарисуешь солнышко? Ты будешь рисовать его вверху, над домиком, или внизу листа, где травка? Домик будет большим или маленьким? Забор вокруг домика ты будешь рисовать ?и т. п.        

  • Когда что-то рассказываете ребенку, следите, чтобы ваши предложения были развернутыми и включали в себя разнообразные части речи.
  • Всегда распространяйте предложения ребенка. Если он ответил на вопрос: Что мы делали? — одним только словом — гуляли, дополните его высказывание: Да. Мы гуляли. Если же он ответит: Мы гуляли — добавьте: Да. Мы долго гуляли. Можете еще уточнить: А где мы долго гуляли? На улице или в парке? Если ребенок ответит просто — в парке, опять же продолжите его предложение: Правильно. Мы долго гуляли в парке.
  • Когда ребенок начнет составлять фразы, он пока еще не сможет правильно оформлять их грамматически. Он будет опускать предлоги или употреблять их не по назначению, не договаривать окончания слов или приставки, использовать их неправильно и т.п. Он может пропускать некоторые члены предложения. На первых порах это нормально.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...