6 советов по работе с неговорящими детьми над развитием понимания речи
статья

Ермилова Алла Алексеевна

6 советов по работе с неговорящим ребёнком над развитием понимания речи

 

Практика показывает, что только при достаточном уровне понимания речи у ребёнка может появиться собственная речь. Известно, что развитие понимания речи ребёнком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для её возникновения.


 

Основной задачей на этапе развития понимания обращённой речи является пополнение пассивного словарного запаса. В работе с неговорящим ребёнком, который плохо понимает обращённую речь (при сохранном биологическом слухе и интеллекте), следует соблюдать следующие правила:

1. В процессе общения с ребёнком необходимо многократное проговаривание слов и их сочетаний.

Во время различных режимных моментов (кормления, одевания, купания, прогулки и др.) называем предметы, которые находятся в поле зрения ребёнка; озвучиваем действия, которые выполняет малыш (или вы сами); также называем то, что ощущает в данный момент ребёнок: светло, холодно, жарко, вкусно, смешно и т.д.

2. В речи следует использовать простые фразы, состоящие из 2-3 слов.

Одни и те же фразы проговариваем несколько раз. Одни и те же слова используем в речи в различных грамматических формах. Например, играй с мячом, возьми мячик, яркие мячи и т.д.

3. Слова и фразы проговариваем со спокойной интонацией.

Проговариваем слова, не разделяя их на слоги. Выделяем голосом ударный гласный, немного протягивая его.

4. Речь взрослого должна быть наполнена вопросами, обращёнными к малышу.

Таким образом, создаём у ребёнка потребность в общении при помощи доступных ему речевых средств: жестов, возгласов, звукокомплексов, слогов, усечённых слов.

5. Не нужно перегружать пассивный словарь малыша словами с отвлечённым значением или обобщающими понятиями.

На данном этапе необходимо использовать слова, обозначающие названия игрушек, мебели, обуви, одежды, продуктов питания и других предметов, с которыми малыш сталкивается в быту.

6. Обращаемся к ребёнку с просьбами.

После того как ребёнок многократно услышал слова, обозначающие названия предметов и действий, можно переходить к развитию понимания простых просьб и поручений взрослого.

Итак, просим ребёнка:

• Чтобы он показал предметы, которые находятся в его поле зрения.

• Чтобы он показал членов семьи и других хорошо знакомых людей.

• Чтобы он выполнил простые, доступные ему движения: сел, подошёл, прилёг, попрыгал, улыбнулся и т.д.


 

• Чтобы он совершил действия с определёнными предметами по словесной инструкции. Например: «Возьми кубик и положи его на стол».

• Чтобы он разложил игрушки или картинки (3 штуки) в предложенной последовательности.

Если малыш не может понять то, о чём вы его просите, то следует взять в руки этот предмет самим, ещё раз назвать его, а затем прокомментировать действие, которое нужно совершить с этим предметом.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alla.doc16 КБ

Предварительный просмотр:

  1. 6 советов по работе с неговорящим ребёнком над развитием понимания речи

Практика показывает, что только при достаточном уровне понимания речи у ребёнка может появиться собственная речь. Известно, что развитие понимания речи ребёнком намного опережает появление у него активной речи и является базой и предпосылкой для её возникновения.

Основной задачей на этапе развития понимания обращённой речи является пополнение пассивного словарного запаса. В работе с неговорящим ребёнком, который плохо понимает обращённую речь (при сохранном биологическом слухе и интеллекте), следует соблюдать следующие правила:

1. В процессе общения с ребёнком необходимо многократное проговаривание слов и их сочетаний.

Во время различных режимных моментов (кормления, одевания, купания, прогулки и др.) называем предметы, которые находятся в поле зрения ребёнка; озвучиваем действия, которые выполняет малыш (или вы сами); также называем то, что ощущает в данный момент ребёнок: светло, холодно, жарко, вкусно, смешно и т.д.

2. В речи следует использовать простые фразы, состоящие из 2-3 слов.

Одни и те же фразы проговариваем несколько раз. Одни и те же слова используем в речи в различных грамматических формах. Например, играй с мячом, возьми мячик, яркие мячи и т.д.

3. Слова и фразы проговариваем со спокойной интонацией.

Проговариваем слова, не разделяя их на слоги. Выделяем голосом ударный гласный, немного протягивая его.

4. Речь взрослого должна быть наполнена вопросами, обращёнными к малышу.

Таким образом, создаём у ребёнка потребность в общении при помощи доступных ему речевых средств: жестов, возгласов, звукокомплексов, слогов, усечённых слов.

5. Не нужно перегружать пассивный словарь малыша словами с отвлечённым значением или обобщающими понятиями.

На данном этапе необходимо использовать слова, обозначающие названия игрушек, мебели, обуви, одежды, продуктов питания и других предметов, с которыми малыш сталкивается в быту.

6. Обращаемся к ребёнку с просьбами.

После того как ребёнок многократно услышал слова, обозначающие названия предметов и действий, можно переходить к развитию понимания простых просьб и поручений взрослого.

Итак, просим ребёнка:

• Чтобы он показал предметы, которые находятся в его поле зрения.

• Чтобы он показал членов семьи и других хорошо знакомых людей.

• Чтобы он выполнил простые, доступные ему движения: сел, подошёл, прилёг, попрыгал, улыбнулся и т.д.

• Чтобы он совершил действия с определёнными предметами по словесной инструкции. Например: «Возьми кубик и положи его на стол».

• Чтобы он разложил игрушки или картинки (3 штуки) в предложенной последовательности.

Если малыш не может понять то, о чём вы его просите, то следует взять в руки этот предмет самим, ещё раз назвать его, а затем прокомментировать действие, которое нужно совершить с этим предметом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...

Презентация "Развитие понимания речи у неговорящих детей"

Задание 1. Расширять пассивный словарный запас с помощью предметных картинок.Найти нужную картинку среди знакомых предметных картинок. Задание 2. Расширять пассивный глагольный словарный запас с ...

Советы родителям.Работа с неговорящими детьми практический материал

Практические советы и материал для родителей и начинающих специалистов по работе с неговорящими детьми...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Советы родителям и логопедам по работе с неговорящими детьми

В данном материале даны советы родителям и логопедам по развитию речи, проведению артикуляционной гимнастики и т.д....