Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя группа)

Свиридкина Оксана Степановна

      В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, побуждающих эксперементировать с символами и образами.

                Может быть рекомендована для использования в работе логопедов, воспитателей, родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Методическая разработка на тему:    

 «Использование картинок-символов  в  работе                                                                  

                    с неговорящими детьми».    

     У детей с нарушением речевого развития, как правило, имеются недостатки в развитии внимания и памяти, отмечается повышенная утомляемость.

     Мышление детей в дошкольном возрасте преимущественно наглядно образное, и формируется поэтапно.

 Поэтому в коррекционно-образовательной работе актуально применение зрительных опор. Тем более, что дети с общим недоразвитием речи нуждаются дополнительно в опоре на зрение и слух. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и ассоциируются с соответствующими звуками родного языка.

      Часто дети с проблемами речевого развития проявляют речевой негативизм и их сложно привлечь к общению. Они отказываются выполнять вербальные задания такие как: «повтори», «произнеси со мной», « скажи, как умеешь». Дети не всегда соглашаются произнести звукоподражания (ко-ко, би-би, гав-гав), часто выполняют только невербальные задания или общаются жестами.

     Для того чтобы «разговорить» ребенка, заставить  использовать в «своей речи» звуки, применяется методика раннего ознакомления с буквами. На этом этапе ребенку не дается понятие «звук-буква», не ставится задача по обучению чтению. Буква выполняет образ звука, который надо произнести.

-  Ребенку показываем букву, обращаем внимание на артикуляцию соответствующего звука;                                                                          

- предлагаем картинный материал (символы звуков), который помогает ему узнавать и различать звуки,                                                                

-  добавляем жесты.

      Жестовый символ в сочетании со зрительным и слуховым образом создают дополнительную опору восприятию каждого изучаемого звука.

      Эти задания развивают у ребенка внимание, память, слух, общую и мелкую моторику.

       Изучаем звуки постепенно. Сначала ребенок знакомится с гласными звуками (А, О, У, И), так как эти звуки ему произнести проще.                                                                                                                                                                        - Просим ребенка  произнести звук  (А),                                                                                   -  обращаем внимание на артикуляцию ( широко открыт рот),                          совместно со взрослым подкрепляет звук жестом (разводит руки от груди изображая галочку),                                                                                                  

  - рассматриваем картинку-символ ( ), соотносим ее с буквой.

 - Просим ребенка по жесту и артикуляции найти картинку-символ, соотнести ее с буквой

     - Показываем букву и предлагаем подобрать картинку-символ (и наоборот), подкрепляя ее артикуляцией и жестом, как в игре «Найди пару».                                                                        

   

                           

                        Игра «Найди пару».

   

         О - ,  У - , Э - .

           -О ,- У,  -Э.

   

   

            Все задания подкрепляем жестом и артикуляцией.

       

    

  Сразу стараемся учить ребенка составлять слоги, используя буквы и картинки-символы.  Подбираем или рисуем картинку к составленному слогу.

     

    АУ -        

  УА -         

  ИА -                    

     

        После того как у ребёнка закрепится навык произношения гласных звуков и он научится узнавать их изображение (букву и картинку-символ), вводим согласные звуки

 

 Б -

 П-

 Ф - 

     

       Сразу учим ребенка произносить слоги, составляем их из букв и картинок-символов, подкрепляем жестами и артикуляцией.                    

БА-

БО- 

БУ-

 

     Учим ребенка находить слог по картинке - схеме и на оборот, подбирать картинку-схему к слогу.                                                                                  

Предлагаем задания:                                                                                                                      - найди карточку с тем слогом , какой я показала (жестом и артикуляцией),    

- просим ребенка жестом показать нужный слог,                                                  - игра « Парные картинки»,

- игра «Лото»,

- просим повторить нужный слог несколько раз.

     

     Таким же образом знакомим  с обратными слогами.

       

     

  Составляем слова из выученных слогов, рисуем или подбираем картинку к слову.

БАБА--            

                         

     Ребёнок учится воспринимать слово целиком, запоминает последовательность букв.

      С помощью зрительных символов коррекционно-развивающее обучение у детей с общим недоразвитием речи приобретает творческий характер, индивидуализируется в соответствии с речевым дефектом ребенка. Детям становится интересно изучать звуки родного языка,  эффективно и осознанно осваивать языковые и речевые умения, что позволяет в дальнейшем успешнее ощущать себя в обществе.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов здоровьесберегающих технолгий в логоритмике" обобщение опыта работы в форме методической разработки

Один раз в неделю предлагаем проводить вместо утренней гимнастики логоритмическую разминку, которая включает в себя песенку-приветствие, маршировку и ходьбу разного вида, общеразвивающие упражнения, п...

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Статья на тему: «Приемы работы по развитию речи в режимных моментах с детьми среднего возраста» (из опыта работы).

Проблема развития речи является одной из актуальных.  Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в...

«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»

laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...

«Использование экологической игры в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (представление опыта работы)

АктуальностьОбострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.Сегодня вопрос развития речи д...

Методическая разработка "Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)"

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста(из опыта работы воспитателя)      Культура здоровья, как часть общечеловеческой культуры представляет собо...