Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая, средняя группа) на тему

Мухамидова Людмила Петровна

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polnoe_soobshchenie_k_mo_innovatsionnye_tehnologii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2083

Дошкольная образовательная площадка «Росинка»

Сообщение из опыта работы

на методическом объединении воспитателей младших и средних групп

ГБОУ Школа № 2083

Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Подготовили:

воспитатели ДОП «Росинка»

ГБОУ Школа № 2083

Багимова Надежда Геннадьевна

Мухамидова Людмила Петровна

Зволинская Анна Андреевна

Тещина Оксана Валерьевна

04.04.2017

г. Москва, п. Знамя Октября

Слайд 1.

«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста» 

Слайд 2.

Понятие «инновации».

Инновации - что это такое? За три последних десятилетия в педагогической науке возникло много новых понятий и терминов, заимствованных из других дисциплин, что свидетельствует о более тесной связи педагогики с другими науками.

В педагогической интерпретации и в самых общих чертах под инновациями подразумевается комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества, нововведения) в области техники, технологии, педагогики, научных исследований.

Слайд 3.

Инновационные технологии определяются учеными как наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения.

В научной литературе отмечается, что нововведений в педагогике мало. Е.М. Роджерс так определил нововведения: "Нововведение - это идея, которая является новой для определенного человека. И не имеет значения, является ли эта идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, прошедшем с момента ее открытия или первого использования".

Слайд 4.

Французский ученый Э. Брансуик выделил три возможных вида педагогических нововведений:

1) нововведениями являются образовательные идеи и практические действия, совершенно новые и ранее неизвестные. Таких совершенно новых и оригинальных идей очень мало.

2) адаптированные, расширенные или по-новому сформулированные идеи и практические действия, которые приобретают особую актуальность в определенной среде и в определенный период. Таких - наибольшее количество.

3) нововведения, которые обусловлены повторным определением задач, когда в новых условиях реализуются определенные, ранее известные действия, которые и способствуют успешному решению этих задач.

Авторы преимущественно подчеркивают, что с помощью нововведений, новинок, изменений и т.д. обеспечивается развитие, совершенствование, улучшение, более эффективная воспитательно-образовательная работа.

Слайд 5.

Таким образом, использование так называемых нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников не является чем-то инновационным в глобальном смысле, но для конкретных детей конкретной группы становится нововведением, которое:

  • способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения;
  • стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, лепки, аппликации;
  • дает возможность экспериментировать;
  • развивает тактильную чувствительность, цветоразличение;
  • способствует развитию зрительно-моторной координации;
  • не утомляет дошкольников, повышает работоспособность;
  • развивает нестандартность мышления, индивидуальность.

Слайд 6.

Рассмотрим подробнее нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с дошкольниками.

Слайд 7.

Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Для каждой возрастной группы они свои. 

Слайд 8.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

  • печать листьев
  • рисование ватными палочками
  • рисование вилочкой
  • печать по трафарету
  • рисование ладошкой 

Наряду с традиционными методами изображения предмета или объекта на бумаге (рисование карандашами, кистью и красками) в работе с детьми младшей группы в течение всего учебного года мы использовали и нетрадиционные техники. 

Слайд 9.

 «Печать листьев» - использовали листья с различных деревьев. Покрывали листья краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делали это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимали к бумаге, стараясь не сдвигать с места.  + Слайды 10,11.

Слайд 12.

«Рисование ватными палочками»
Ватными палочками рисовать очень просто. Опускаем палочку в воду, затем в краску и ставим на листе точки.

Слайд 13, 14.

«Печать по трафарету»

Заранее приготовили трафарет нужного нам силуэта, затем дети раскрашивали  по трафарету, но не кисточкой, а губкой.

Слайд 15, 16.

«Рисование ладошкой или пальчиками»
Ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. 

Слайд 17, 18.

 «Рисование зубной щёткой, одноразовыми вилками»

Щетку, вилку обмакиваем в краску и делаем отпечаток на бумаге. Щеткой можно протянуть по листу, получатся волны, ветер, ручей и т.д. 

 

Слайд 19, 20,21.

Тонировка бумаги целлофаном 

Сначала кисточкой раскрашивали фон в нужный нам цвет, затем примакивали целлофаном.  

Слайд 22. В данной работе применили также технику «печати по трафарету». Получились замечательные белые мишки.

Слайд 23.

С целью привить детям любовь к изобразительному творчеству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего возраста, мы советовали родителям и дома использовать нетрадиционные способы изображения.

+ Слайды 24, 25, 26.

Рассматривая детские работы, выполненные в детском саду с использованием нетрадиционных техник, родители заинтересовались необычными способами рисования. Так, мама Киры Ф.  провела мастер-класс по рисованию техникой «печати капустным листом».  Ребятам очень понравилось творить.

Слайд 27.

Подводя предварительный итог нашей работы по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшей группы, мы отмечаем, что

Рисование нетрадиционной техникой:
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, цвета-восприятия;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;

И самое главное:
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В дальнейшем мы планируем продолжать развивать творческие способности наших ребят, расширяя палитру нетрадиционных технологий изобразительной деятельности.

Спасибо за внимание.

Далее продолжает Надежда Геннадьевна.  

Слайд 28.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность, как эффективное средство познания действительности, помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.

Использование в изобразительной деятельности нетрадиционных техник не утомляет ребят, у них сохраняется высокая активность и работоспособность.   Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Нетрадиционные техники изображения мы начали применять в работе с детьми, начиная с младшей группы. Расскажу о некоторых их них.

Слайд 29.

Рисование мятой бумагой –

Весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.

Слайды 30, 31, 32

Отпечатки пальцев

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев, ладошек и, даже, ножек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений, например, цветка... А необходимые детали можно потом дорисовать кистью или ватной палочкой.

Слайд 33.

Тычок  жесткой полусухой кистью. 
   Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного или елочки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Слайд  34. С помощью жесткой кисти, трафаретов,  тычков и пальчиков нарисовали новогодние елочки!  

Слайд 35.

Еще одна интересная техника, которую мы попробовали с ребятами,

рисование с помощью бумажных салфеток и ватных дисков. (рассказать своими словами)

Слайд 36.

Добавили шариков из мятых салфеток красного цвета – вот и готова яркая рябина для наших снегирей!

Слайд 37.

«Зимний пейзаж» в той же технике (салфетки, ватные диски, гуашь).

Слайд 38.

Рисование солью

«Зимние узоры» - использовали соль, клей ПВА, кисть.

Слайд 39.

К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относятся:

  • использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;
  • интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;
  • создание оригинальных лепных образов.

Слайд 40.

  • Тестопластика – лепка из соленого теста. Техника тестопластики интересна, многообразна. Изделия, выполненные из соленого теста не только приносят радость взрослым и детям, но и украшают жилище или становятся хорошим подарком для родных и близких.   
  • Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.
  • Пластилиновая мозаика – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками. Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности. 

Слайды 41, 42. Матрешка.

Слайд 43

Большой интерес у ребят вызывают нетрадиционные техники аппликации.

  • аппликация из природного материала;
  •  аппликация из салфеток;
  •  аппликация из ладошек;
  •  техника торцевания;
  •  объемная аппликация петельками.

Слайды 44, 45

Аппликация из природного материала (засушенных растений, цветов, травы, листьев, семян и пр.)

Работа с природным материалом является одним из доступных детям дошкольного возраста нетрадиционных видов аппликации. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Слайды 46, 47, 48, 49.

Аппликация из салфеток

Cалфетки - очень интересный материал для детского творчества. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие тактильного восприятия (используя бумагу различной фактуры);
  • широкие возможности для проявления творчества.

Слайды 50, 51, 52, 53

Аппликация из ладошек

Очень нравится ребятам, развивает фантазию ребенка, пространственное мышление, умственные способности.

Слайд 54

Техника «торцевание»

Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна ,  интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Слайд 55

Наш опыт работы свидетельствует -  чтобы привить любовь к изобразительному творчеству, вызвать интерес к рисованию, лепке, аппликации, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо использовать нетрадиционные способы изображения.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего изобразительного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед изобразительной деятельностью, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво!

Слайд 56

Завершить свое сообщение хотелось бы словами великого художника Пабло Пикассо «Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».

Слайд 57

Спасибо за внимание.

Слайд 58

Использованная литература

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей среднего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы по теме: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Мастер-класс Тема: «Развитие музыкально-творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий. Музыкальный бизикуб.

Мастер-класс нацелен на расширение представлений педагогов о дидактическом пособии "Музыкальный бизикуб", о методах и приёмах, развивающих музыкально-творческие способности дошкольников млад...

"Использование познавательно-исследовательской технологии для развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста"

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Именно экспериментирован...