"Использование приемов здоровьесберегающих технолгий в логоритмике" обобщение опыта работы в форме методической разработки
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) по теме
Один раз в неделю предлагаем проводить вместо утренней гимнастики логоритмическую разминку, которая включает в себя песенку-приветствие, маршировку и ходьбу разного вида, общеразвивающие упражнения, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, упражнения на дыхание. Разработаны тематические и учебно-тематические планы на четыре возрастные группы (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 114.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ПГТ. ЖЕШАРТ
Обобщение личного опыта работы в форме методической разработки по теме «Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логоритмике»
Музыкальный руководитель
Кононенко Марина Александровна
2013 год
Пгт. Жешарт
ЛИТЕРАТУРА
Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, методическое пособие – М., ТЦ СФЕРА, 2005
Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников, старшая и подготовительная группы - ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2005
Арсеневская Н. О. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения – Волгогорад, издательство «Учитель»
Буренина А. И. Ритмическая мозаика, программа по ритмической пластике – С-П, 2000
Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь – М.,
Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2006
Гавришева Л.В., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры – С-П, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005
Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группы – ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2006
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 2-3 лет; - М., ТЦ СФЕРА, 2007
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей, сценарии занятий с детьми 3-4 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 4-5 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Макшанцева Е.Д. Детские забавы – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет – СПб.: КАРО,2007
Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками – С-П, 2003
Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000
журналы Музыкальный руководитель
материалы сети Интернет.
Введение
Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - сохранение здоровья. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Одним из средств оздоровления детей может стать логоритмика.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Логоритмику смело можно назвать гимнастикой ума. Почему? Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания.
Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной).
Чтобы не перегружать детей количеством занятий, одну утреннюю гимнастику предлагаем заменить комплексом логоритмической разминки. Проводятся они фронтально один раз в неделю по 15 минут логопедом и музыкальным руководителем при участии воспитателя. Логоритмические разминки являются по форме организации сюжетно-тематическими, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Желательно, чтобы тема разминки была связана с общей темой детского сада.
Комплекс логоритмических разминок назван «Разноцветная полянка». «Разноцветная полянка» - это место, где времена года сменяют друг друга, где всегда весело и интересно, где дети познают мир, себя в этом мире, делают открытия, учатся преодолевать трудности.
Цель логоритмических разминок
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия.
- Развитие музыкальных способностей.
- Улучшение речи детей.
Задачи
Коррекционные:
- Развивать слуховое, зрительное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства голоса (высоту, динамику, ритм), координацию движений и нормализацию их темпа и ритма.
Оздоровительные:
- Укреплять двигательную систему, костно-мышечный аппарат.
- Развивать моторику: общую, мелкую, артикуляционную.
- Развивать «мышечное чувство» (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение).
- Развивать быстроту двигательной реакции.
Образовательные:
- Развивать речь, музыкальные, творческие, коммуникативные способности.
- Формировать умственные умения и действия.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действованию.
- Развивать саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.
Воспитательные:
- Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
- Воспитывать эстетического отношение к окружающему.
- Развивать чувства и эмоции высшего порядка.
У утренней логоритмической разминки есть свои особенности.
- Она несет положительный эмоциональный настрой на весь предстоящий день.
- Включает в себя игры и упражнения, обеспечивающие детям двигательную активность.
- Включает средства логопедического воздействия (упражнения и игры на развитие артикуляции, мелкой моторики, дыхания).
- Упражнения и игры на развитие музыкальных способностей.
Схема построения разминок
1 часть - вводная. Подготовительная к занятию (песенка-приветствие).
2 часть - основная. Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, координации движений, речи с движением, ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, дыхания, чувства ритма, музыкальных способностей.
3 часть - заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию.
Структура логоритмической разминки
ПЕСЕНКА – ПРИВЕТСТВИЕ |
МАРШИРОВКА И ХОДЬБА РАЗНОГО ВИДА |
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ |
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА |
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА |
ПОДВИЖНАЯ ИГРА |
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ |
Каждая разминка начинается с песенки-приветствия. Она поднимает настроение, задает позитивный настрой к предстоящей деятельности, способствует воспитанию коммуникативных качеств.
Попадают дети на Разноцветную полянку с помощью маршировки и ходьбы разного вида, которая укрепляет мышцы, вырабатывает правильную осанку, способствует развитию ориентировки в пространстве.
Упражнения на согласование движений и речи, музыки и движений способствуют
- формированию процесса восприятия и включают в работу оба полушария мозга,
- снятию мышечной закрепощенности,
- улучшению физического самочувствия, повышению общительности детей,
- развитию двигательной активности, координации между движением и речью,
- развитию воображения, музыкально-творческих способностей,
- развитию способности к двигательным импровизациям,
- выразительной передаче игрового образа,
- развитию пластичности и гибкости движений.
Пальчиковая гимнастика
- активизирует речевые центры головного мозга,
- повышает координационные способности пальцев рук,
- формирует образно-ассоциативное мышление,
- учит концентрировать внимание и правильно его распределять,
- соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Артикуляционная гимнастика
- Укрепляет мышцы органов артикуляционного аппарата. Она полезна и детям с нарушениями речи, и ребятам с правильным, но вялым звукопроизношением.
Игровой массаж улучшает самочувствие, поднимает настроение детей.
Психогимнастика
- Помогает детям овладеть азбукой выражения эмоций, лучше понять себя и других,
- дает возможность самовыразиться,
- снимает психическое напряжение.
Подвижные игры
- развивают быстроту реакции, внимание, память,
- воспитывают волевые качества, чувство ответственности, коллективизм.
Дыхательная гимнастика
- укрепляет физиологическое дыхание (без речи);
- формирует правильное речевое и певческое дыхание (короткий вдох и долгий выдох);
- тренирует силу вдоха и выдоха;
- развивает продолжительный выдох.
Использование на логоритмических разминках игрушек, музыкальных инструментов, игровых атрибутов, аудиозаписей заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. Создать обстановку, соответствующую теме разминки, помогает оформление музыкального зала. Постоянным атрибутом оформления являются макеты деревьев (осенью – с желтой листвой, зимой – «заснеженные»), обозначающие границы «Разноцветной полянки». К занятию «Листопад» можно «разбросать» по шторам разноцветные осенние листья, к занятию «Осенний дождик» добавить тучки с капельками, к занятию «Урожай собирай» оформить мини-огород или натюрморт из овощей и фруктов и т.д. К изготовлению наглядного, раздаточного материала, необходимых атрибутов желательно привлекать воспитателей, детей и родителей.
Практика показала, что регулярное проведение логоритмических разминок обеспечивает формирование двигательной сферы в целом; способствует развитию у дошкольников психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональной сферы; музыкальных и творческих способностей; нравственно-эстетических и этических чувств; повышает эффективность коррекционного воздействия.
Методические разработки логоритмических разминок «Разноцветная полянка» соответствуют Федеральным государственным требованиям, так как имеют сюжетно-тематический принцип планирования, обеспечивают интеграцию образовательных областей, интеграцию видов музыкально-художественной детской деятельности, интеграцию методов и средств музыкального развития детей, способствуют формированию интегративных качеств ребенка.
Интегративные качества, формированию которых способствуют логоритмические разминки:
- физически развитый (двигательная активность, способность к телесному самовыражению, пластичность и гибкость движений, способность к двигательным импровизациям, свободная ориентация в пространстве, выразительная передача музыкально-игрового образа)
- любознательный, активный, способный самостоятельно действовать (творческая активность, инициативность, самовыражение)
- эмоционально отзывчивый на музыкальные произведения, мир природы (музыкальность, восприимчивость, гармоничность, чувствительность, способность варьировать, изменять, дополнять исполнение, интерпретировать художественный образ на основе интеграции музыки, движения, воображения)
- овладевший средствами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативность, лидерство, позитивность, открытость миру и людям, сотрудничество, творческое взаимодействие, вежливость, деликатность, тактичность, уважение к собеседнику)
- способный решать творческие задачи (импровизационность мышления и действий, независимость собственного мышления от коллективного мнения, спонтанность, вариативность, нестандартность, способность к импровизациям в создании оригинальных речевых, двигательных, инструментальных моделей)
Логоритмические разминки полезны не только детям, имеющим нарушения речи, но и всем остальным воспитанникам ДОУ.
Предлагаемые конспекты являются примерными и могут быть изменены, исходя из условий, возможности конкретного ДОУ, педагогов и уровня развития детей. Данный материал может быть использован в практической работе воспитателей, логопедов, музыкальных руководителей.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ |
ОКТЯБРЬ | 1 | Прогулка в осеннем лесу |
2 | Кто грибок найдет? | |
3 | У бабушки в деревне (овощи и фрукты) | |
4 | По сказке «Чудесное яблоко» | |
НОЯБРЬ | 1 | Встречи в осеннем лесу (заяц, волк) |
2 | Встречи в осеннем лесу (белка, медведь) | |
3 | Кошка и ее семья | |
4 | День рождения зайчика | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Прогулка в зимнем лесу (как звери к зиме подготовились) |
2 | Волшебная книга Деда Мороза (про Снеговика) | |
3 | Волшебная книга Деда Мороза (про медвежонка) | |
ЯНВАРЬ | 2 | Новогодний поезд |
3 | Поможем птицам | |
4 | В гости к Матрешке | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Мы – строители (Построим дом для Матрешки) |
2 | Путешествие в сказочный лес (у каждого зверя свое дело, своя профессия) | |
3 | Идем на парад | |
4 | У меня полно хлопот (по стихотворению В. Орлова) | |
МАРТ | 1 | Едем в гости к бабушке |
2 | Музыкальный магазин | |
3 | Сказка про зайцев | |
4 | Дорога к Мишке | |
АПРЕЛЬ | 1 | Как цыплята солнце будили |
2 | Путешествие на Луну | |
3 | Загадки Весны из волшебной коробки (Мамы и малыши) | |
4 | Зайкина шубка |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
- Прогулка в осеннем лесу
- Закреплять знания детей об осени, как времени года, ее признаках (опадают с деревьев листья).
- Пополнять словарный запас (слово «листопад»).
- Развивать мелкую, общую артикуляционную моторику. Формировать плавный выдох.
- Учить детей передавать друг другу мяч, стоя в кругу. Продолжать учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, упражнять в прыжках на двух ногах.
- Воспитывать любовь к природе.
- Кто грибок найдет?
- Закреплять знания детей об осени, как времени года.
- Развивать координацию движений рук и ног, общую, мелкую и артикуляционную моторику, дыхание.
- Упражнять в бодрой ходьбе и ходьбе топающим шагом. Учить реагировать на окончание песни, убегать (от мишки) по прямой линии.
- Воспитывать любовь к животным, умение делиться с другими.
- У бабушки в деревне (овощи и фрукты)
- Закреплять знания детей об овощах и фруктах.
- Развивать мышление, внимание, координацию движений рук и ног, дыхание, артикуляционную моторику.
- Учить детей отгадывать загадки об овощах, выполнять образные движения, передавать друг другу яблочко (мячик), стоя в кругу, выполнять танцевальные движения (притопы одной ногой, «пружинки»).
- Воспитывать доброжелательность, любовь к близким людям (бабушке).
- По сказке «Чудесное яблоко»
- Расширять кругозор через знакомство с новой сказкой.
- Упражнять в бодрой ходьбе и ходьбе топающим шагом. Развивать координацию движений рук и ног.
- Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику (укреплять мышцы языка). Формировать речевое дыхание.
- Вызывать желание помогать окружающим. Опираясь на опыт сказочных героев, обогащать опыт детей поступками, которые могут порадовать близких.
НОЯБРЬ
- Встречи в осеннем лесу (заяц, волк)
- Закреплять знания детей о диких животных.
- Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику. Формировать плавный выдох.
- Продолжать учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, упражнять в прыжках на двух ногах.
- Воспитывать любовь к природе, к животным.
- Встречи в осеннем лесу (белка, медведь)
- Закреплять знания детей о диких животных.
- Развивать координацию между пением и движением, тембровый слух, общую и артикуляционную моторику, дыхание.
- Выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, упражнять в прыжках на двух ногах.
- Воспитывать любовь к природе, к животным.
- Кошка и ее семья
- Формировать у детей представления о семье.
- Закреплять и уточнять знания детей о домашних животных.
- Развивать координацию движений, память речь, общую, мелкую артикуляционную моторику.
- Учить звукоподражаниям, выполнять несложные танцевальные движения (притопы одной ногой, «пружинки»), упражнять в прыжках на двух ногах.
- Воспитывать доброжелательность, любовь к близким людям (бабушке).
- День рождения зайчика
- Формировать у детей представления о семье, семейных традициях.
- Закреплять знания о диких животных (заяц, белка, лиса, медведь).
- Развивать координацию движений рук и ног, общую, мелкую и артикуляционную моторику, равномерный, продолжительный выдох.
- Продолжать учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, реагировать на окончание музыки (убегать от мишки).
- Воспитывать любовь к животным.
ДЕКАБРЬ
- Прогулка в зимнем лесу (как звери к зиме подготовились)
- Формировать у детей связные представления о зиме.
- Закреплять знания детей о диких животных, о том, как они готовятся к зиме.
- Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении музыки.
- Развивать мелкую и общую моторику, дыхание, мышление, внимание. Формировать коммуникативные качества.
- Продолжать учить детей играть на колокольчике, по окончании песни передавать другому ребенку.
- Воспитывать любовь к животным.
- Волшебная книга Деда Мороза (про Снеговика)
- Продолжать формировать представления детей о зимних забавах. Закреплять знания о том, из чего лепят снеговика.
- Развивать артикуляционную моторику, дыхание, мимику, координацию между движениями и речью, творческое воображение.
- Упражнять детей в выполнении прямого галопа. Формировать коммуникативные качества, продолжать учить детей под музыку передавать друг другу яблочко (мячик).
- Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость, желание помогать другим.
- Волшебная книга Деда Мороза (про медвежонка)
- Закреплять названия детенышей диких животных (медвежонок), знания детей о зимних играх и забавах.
- Развивать координацию между движением и речью, мелкую и артикуляционную моторику.
- Продолжать учить выполнять движения по тексту песни.
- Формировать представления о собственной безопасности (нельзя уходить из дома одному).
ЯНВАРЬ
- Новогодний поезд
- Вызвать у детей желание поиграть со знакомыми персонажами.
- Обогащать словарный запас детей (машинист, пассажиры).
- Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику, дыхание, чувство ритма. Развивать умение детей передавать игровые образы («паровоз едет»)
- Учить слышать и реагировать на окончание музыки (убегать).
- Воспитывать вежливость, доброжелательность.
- Поможем птицам
- Закреплять и уточнять знания детей о жизни птиц зимой.
- Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы.
- Развивать артикуляционную, мелкую моторику, чувство ритма.
- Продолжать учить детей двигаться прямым галопом, выполнять движения по тексту песни.
- Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе.
- В гости к Матрешке
- Закреплять знания детей о видах транспорта.
- Вызывать у детей желание играть в разные игры.
- Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы (самолет). Развивать зрительную память, внимание, координацию движений, ориентировку в пространстве.
- Продолжать учить детей двигаться по кругу, взявшись за руки, исполнять несложные движения с платочком.
- Воспитывать нравственные качества (умение дружить).
ФЕВРАЛЬ
- Мы – строители (Построим дом для Матрешки)
- Формировать представления детей о профессии строителя.
- Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, творческое воображение.
- Воспитывать желание приносить пользу окружающим.
- Путешествие в сказочный лес (у каждого зверя свое дело, своя профессия)
- Закреплять знания детей о разных профессиях (машинист, повар, швея, фотограф).
- Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы («поезд едет», «лисичка шьет», «медведица варит кашу», «волк фотографирует»).
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
- Приучать слышать окончание музыки, принимать интересную позу с ее окончанием (фото).
- Воспитывать интерес к разным профессиям.
- Идем на парад
- Формировать у детей представления о военном параде.
- Упражнять в бодрой, энергичной ходьбе.
- Развивать речевое дыхание, чувство речевого и музыкального ритма, артикуляционную моторику (развивать подвижность языка, вырабатывать умение делать кончик языка твердым).
- Выполнять несложные движения с салютиками по показу педагога.
- Воспитывать желание быть похожими на наших военных.
- У меня полно хлопот (по стихотворению В. Орлова)
- Давать детям знания о том, что мамы трудятся не только на работе, но и дома.
- Развивать воображение, знакомя детей с имитирующими движениями («наливаем молоко», «кладем крупу», «ставим на плиту», «моем посуду», «стираем»).
- Развивать мелкую моторику. Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка с помощью артикуляционной гимнастики.
- Выполнять несложные танцевальные движения по показу педагога.
- Воспитывать любовь и уважение к маме.
МАРТ
- Едем в гости к бабушке
- Формировать у детей представление о празднике 8 марта.
- Развивать воображение (выполнять движения имитирующие лепку пирожков)
- Развивать артикуляционную моторику, развивать направленную воздушную струю.
- Воспитывать любовь и внимательное отношение к близким людям (бабушке).
- Музыкальный магазин
- Познакомить с обобщающим понятием «музыкальные инструменты». Закреплять названия музыкальных инструментов, способы игры на них (барабан, бубен, дудочка, ложки).
- Упражнять в бодром маршевом шаге, спокойной ходьбе. Менять движения со сменой частей музыки.
- Развивать чувство речевого и музыкального ритма.
- Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
- Сказка про зайцев
- Формировать у детей представления о здоровом образе жизни (гулять на свежем воздухе, мыть руки перед едой, есть овощи и фрукты).
- Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих внешние действия зайцев: бегают, прыгают, глядят по сторонам, прячутся.
- С помощью логопедической гимнастики укреплять жевательную мускулатуру, выполнять самомассаж губ.
- Развивать дыхание: делать плавный вдох и плавный выдох.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.
- Дорога к Мишке
- Давать элементарные представления о сигналах светофора.
- Обогащать словарный запас («пешеходный переход» - «зебра»).
- Развивать воображение, выполняя имитирующие движения: «едем на автобусе». Упражнять в топающем шаге, спокойной ходьбе «по прямой дорожке и извилистой тропинке».
- Развивать мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание (озвученный выдох).
- Приучать слышать окончание музыки (убегать от мишки).
- Воспитывать интерес к изучению правил дорожного движения.
АПРЕЛЬ
- Как цыплята солнце будили
- Знакомить с пластическими способами передачи образа солнца в развитии (как разворачивание «личного» пространства).
- Развивать артикуляционную, общую, тонкую моторику, выразительность мимики, пластику движений.
- Развивать чувство речевого и музыкального ритма, динамический слух, мышление (через отгадывание загадок).
- Путешествие на Луну
- Формировать представления детей о космосе, кто такие космонавты.
- Развивать чувство ритма, дыхание, подвижность кончика языка.
- Развивать воображение, знакомя с имитирующими и условно-игровыми движениями: «полет на ракете», «сверкание звезд».
- Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
- Загадки Весны из волшебной коробки (Мамы и малыши)
- Закреплять названия домашних животных и их детенышей.
- Развивать мышление, память, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, чувство ритма.
- Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы («машина едет», «скачет лошадка», «котята играют»)
- Упражнять в исполнении прямого галопа, дробного шага (на всей стопе).
- Воспитывать интерес и любовь к домашним животным.
- Зайкина шубка
- Уточнять представления детей об изменениях в живой природе весной (заяц меняет белую шубку на серую, просыпается медведь, распускаются первые цветы, появляются насекомые).
- Упражнять в движении топающим шагом, имитируя езду на поезде. Развивать слуховое внимание (на удар бубна «перепрыгнуть через лужу»).
- Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы («медведь зевает»).
- Знакомить со способом пластического воплощения образа расцветающего подснежника.
- Побуждать детей к самостоятельному поиску выразительных движений, передающих образ веселого зайца.
- Воспитывать интерес и любовь к живой природе.
СРЕДНЯЯ ГРУППА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ |
ОКТЯБРЬ | 1 | Листопад |
2 | Осенний дождик | |
3 | Урожай собирай | |
4 | По сказке «Осень в лесу» | |
НОЯБРЬ | 1 | Прогулка в лесу (дикие животные) |
2 | У бабушки в деревне (домашние животные) | |
3 | Петушок и его семья | |
4 | День рождения белочки | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Здравствуй, гостья Зима! |
2 | Зимние забавы | |
3 | Нарядим елочку | |
ЯНВАРЬ | 2 | Будем мы с игрушками дружить |
3 | Веселое путешествие (по стихотворению Е. Токмаковой) | |
4 | Добрый и злой огонь | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Кем быть? |
2 | Кто работает в д/с? | |
3 | Военная игра | |
4 | Как цыплята маму искали | |
МАРТ | 1 | Поздравим бабушку |
2 | Встретим Масленицу хорошенько | |
3 | Утро с котом Музиком | |
4 | В гости к Маше | |
АПРЕЛЬ | 1 | Солнце весной |
2 | Если только захотим тоже в космос полетим | |
3 | Весенний ручеек | |
4 | Первые весенние цветы |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
- Листопад
- Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
- Формировать длительный плавный выдох. Развивать артикуляционную и общую моторику.
- Развивать речевой и музыкальный слух, внимание, память, мышление.
- Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
- Осенний дождик
- Закреплять знания признаков осени.
- Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением. Закреплять умение выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги. Развивать направленный плавный выдох, артикуляционную моторику (расслаблять мышцы языка, выполнять самомассаж языка).
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Урожай собирай
- Закреплять знания детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.
- Развивать правильное физиологическое дыхание, мышление, чувство ритма, общую и артикуляционную моторику (формировать движения губ).
- Формировать доброжелательные отношения, навык сотрудничества.
- По сказке «Осень в лесу»
- Развивать фантазию. Побуждать детей придумывать свое название сказки.
- Упражнять детей в выполнении подскоков.
- Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих внешние действия зайца (греется, бегает, прыгает). Развивать способность понимать язык движений, предлагая пластическую загадку «Идет лиса».
- Развивать мелкую, артикуляционную моторику (подвижность языка), плавный длительный выдох.
- Воспитывать чувство сопереживания героям сказки.
НОЯБРЬ
- Прогулка в лесу (дикие животные)
- Закреплять представления о внешнем виде диких животных.
- Развивать мышление, воображение, дыхание, чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, артикуляционную, тонкую, общую моторики.
- Воспитывать интерес к живой природе, доброжелательность, навык сотрудничества.
- У бабушки в деревне (домашние животные)
- Закреплять представления о домашних животных, их внешнем виде.
- Развивать речевое дыхание, зрительное и слуховое внимание, чувство речевого ритма, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, звуковысотный слух, интонационную выразительность, воображение.
- Приучать начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
- Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
- Петушок и его семья
- Давать детям представления о семье, на примере сказочных персонажей.
- Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
- Развивать мышление (умение отгадывать загадки).
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику (подвижность языка), речевое дыхание.
- Воспитывать чувство любви и заботы о близких, опираясь на опыт сказочных героев.
- День рождения белочки
- Формировать у детей представления о семье, семейных традициях на примере сказочных персонажей.
- Развивать тонкую и общую моторику, формировать звуковысотный слух, чувство ритма.
- Воспитывать доброжелательность, вежливость.
ДЕКАБРЬ
- Здравствуй, гостья Зима!
- Расширять и конкретизировать представления о зиме, явлениях неживой природы. Закреплять знания признаков осени и зимы, умение различать их.
- Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, творческое воображение.
- Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.
- Зимние забавы
- Закреплять и уточнять представления о зиме и зимних забавах.
- Развивать воображение через освоение детьми движений, изображающих скольжение по лыжне, хождение по сугробам, езду на санках, лепку снежков и снеговика.
- Способствовать развитию речевого дыхания (делать длительный озвученный выдох – воет вьюга У-У-У).
- Воспитывать любовь к природе.
- Нарядим елочку
- Формировать представления о новогоднем празднике.
- Развивать физиологическое дыхание, формировать направленную воздушную струю, тонкую и общую моторику, чувство речевого и музыкального ритма.
- Формировать навык сотрудничества, воспитывать доброжелательность.
ЯНВАРЬ
- Будем мы с игрушками дружить
- Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве.
- Упражнять в выполнении подскоков.
- Развивать тонкую и общую моторику, дыхание, чувство ритма, интонационную выразительность речи.
- Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам.
- Веселое путешествие (по стихотворению Е. Токмаковой «Поиграем»)
- Закреплять знания детей о разных видах транспорта (наземный, водный, воздушный).
- Ритмично выразительно скакать прямым галопом.
- Развивать творческое воображение, выполняя имитирующие движения («заправляем машину») и передавая выразительными движениями разные игровые образы («едет машина», «плывет пароход», «летит самолет»).
- Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыки.
- Воспитывать любознательность, интерес к разным видам транспорта.
- Добрый и злой огонь
- Закреплять с детьми правила пожарной безопасности и осторожного обращения с огнем.
- Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.
ФЕВРАЛЬ
- Кем быть?
- Закреплять знания детей о различных профессиях.
- Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, творческое воображение.
- Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
- Кто работает в д/с?
- Формировать представления о необходимости и пользе труда взрослых в детском саду. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением профессии.
- Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, творческое воображение.
- Воспитывать у детей уважение к труду работников детского сада.
- Военная игра
- Формировать представления детей об армии.
- Развивать дыхание (вырабатывать направленную воздушную струю), артикуляционную моторику (развивать гибкость и подвижность кончика языка).
- Развивать мышление, умение отгадывать загадки.
- Развивать физические качества (ловкость, меткость, быстроту).
- Развивать ориентировку в пространстве (перестраиваться из круга врассыпную и обратно в круг). Выполнять несложные танцевальные движения с бумажными корабликами по показу педагога.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам. Вызывать желание подражать им в ловкости, смелости, быстроте, выносливости, стремиться быть похожими на них.
- Как цыплята маму искали
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, динамический слух, творческое воображение.
- Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих внешние действия цыплят (клюют зерна, танцуют, поют).
- Воспитывать в детях необходимость соблюдения правил безопасности (не убегать от мамы), любовь к близким людям (к маме).
МАРТ
- Поздравим бабушку
- Формировать у детей представление о празднике 8 марта.
- Развивать воображение (выполнять движения имитирующие приготовление теста, раскатывание его скалкой, лепку пирожков). Развивать пантомимическую и эмоциональную выразительность (отрезаем кусочек пирога, кладем на тарелку, пьем чай с пирогом).
- Укреплять мышцы щек и языка с помощью артикуляционной гимнастики. Формировать певческое дыхание (вдох, задержка, выдох).
- Развивать ориентировку в пространстве, различать две части музыки.
- Воспитывать любовь и внимательное отношение к близким людям (бабушке).
- Встретим Масленицу хорошенько
- Приобщать детей к народным традициям.
- Упражнять детей в беге парами («едем на санях»)
- Развивать координацию между движением и речью, интонационную выразительность.
- С помощью артикуляционной гимнастики учить расслаблять мышцы языка. Развивать плавный длительный выдох.
- Развивать слуховое внимание, умение быстро реагировать на речевой сигнал.
- Воспитывать любознательность, интерес к народным праздникам.
- Утро с котом Музиком
- Учить детей заботиться о своём здоровье.
- Развивать умение реагировать на динамические изменения в музыке, двигаться в нужном темпе (быстрый и неторопливый бег).
- Развивать общую моторику, координацию между движением и речью.
- Укреплять мышцы щек и языка с помощью артикуляционной гимнастики.
- Формировать направленную воздушную струю (игра «Потешный футбол»).
- Воспитывать у детей желание и потребность заботиться о своем здоровье.
- В гости к Маше
- Закрепить знания об опасных предметах.
- Упражнять в движении топающим шагом парами («едем на автобусе»)
- Развивать способность анализировать загадки на основе сравнения двух предметов с общими внешними признаками, делать собственные умозаключения.
- Воспитывать желание помочь другому в затруднительной ситуации.
АПРЕЛЬ
- Солнце весной
- Закреплять знания детей о весне, ее признаках.
- Формировать умение использовать просящую интонацию в речи.
- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. Знакомить с пластическими способами передачи образа солнца.
- Развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
- Развивать речевое дыхание.
- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
- Если только захотим тоже в космос полетим
- Расширить представления детей об окружающем мире (космос).
- Упражнять в беге и спокойной ходьбе (полет на ракете, выход в невесомость).
- Развивать артикуляционную моторику.
- Воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга.
- Весенний ручеек
- Закреплять знания детей о весне, ее признаках (бегут ручьи, заяц меняет белую шубку на серую, просыпается медведь).
- Развивать слуховое внимание, по словесному сигналу менять движение (поскоки, бег на носочках).
- Развивать чувство ритма, артикуляционную, мелкую и общую моторику, тембровый слух, внимание, память, формировать направленную воздушную струю (дуть на кораблики).
- Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы с помощью артикуляционной гимнастики («медведь зевает»).
- Упражнять в умении передавать эмоции с помощью мимики и жестов (удивление).
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Первые весенние цветы
- Закреплять знания детей о весне, первых цветах (подснежник, мать-и-мачеха).
- Формировать умение передавать в движении веселый, легкий характер музыки (бежать поскоками под воображаемым зонтом).
- Закреплять умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов (удивление).
- Формировать направленную воздушную струю (дуть на кораблики).
- Развивать чувство ритма, артикуляционную, мелкую и общую моторику, тембровый слух.
- Развивать умение собирать разрезные картинки по образцу.
- Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.
СТАРШАЯ ГРУППА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ |
ОКТЯБРЬ | 1 | Признаки осени |
2 | По грибы да по ягоды | |
3 | У бабушки в деревне | |
4 | По сказке «Репка» | |
НОЯБРЬ | 1 | Наши пернатые друзья |
2 | Как звери к зиме готовятся | |
3 | Едем в Простоквашино (домашние животные и их детеныши) | |
4 | По сказке «Теремок» | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Кисонька Мурысонька |
2 | Мурка в городе (правила дорожного движения) | |
3 | Как Мурочка Деда Мороза будила | |
ЯНВАРЬ | 2 | Снеговик на елке |
3 | Как дети Волка перевоспитали | |
4 | По сказке «Мороз Иванович» | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Вот Я какой |
2 | Про котят (правила пожарной безопасности) | |
3 | Каким должен быть солдат | |
4 | По сказке «Маша – растеряша» | |
МАРТ | 1 | Я маму мою обидел |
2 | Кем быть? | |
3 | Животные Африки | |
4 | По сказке «Доктор Айболит» | |
АПРЕЛЬ | 1 | Признаки весны |
2 | Космическое путешествие | |
3 | На планете цветов | |
4 | По сказке «Цветик-семицветик» |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
- Признаки осени
- Закреплять с детьми знания о признаках осени: часто дуют холодные ветры, желтеют и опадают с деревьев листья, идут дожди, дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Развивать координацию между движением и речью, мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
- Учить слышать две части в музыке, менять движение в соответствии с изменением характера музыки.
- Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе.
- По грибы да по ягоды
- Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах и лесных ягодах.
- Продолжать развивать у детей координацию между движением и речью, речевое дыхание, мелкую, общую и артикуляционную моторику. Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии с частями музыки.
- Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе.
- У бабушки в деревне
- Закреплять знания детей об овощах и фруктах.
- Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие, координацию между движением и речью, пением и движением. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать ловкость, мышление, слуховое внимание.
- Учить детей отгадывать загадки о фруктах, классифицировать предметы по определенным признакам (месту их произрастания).
- Воспитывать в детях трудолюбие, навык взаимодействия и сотрудничества, желание помогать, уважительное отношение к старшим. Поддерживать интерес к исполнению песен на коми языке.
- По сказке «Репка»
- Закреплять знание детьми сказки «Репка».
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, координацию между движением и речью, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
- Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, лесных ягодах.
- Учить детей отгадывать загадку о знакомой сказке, самостоятельно изменять движения со сменой частей музыки, точно выполнять правила игры, выразительно, эмоционально исполнять игровые образы, петь с хорошей артикуляцией.
- Обогащать словарный запас (гербарий).
- Воспитывать в детях желание помогать героям сказки, поддерживать интерес к исполнению песен на коми языке, в играх воспитывать выдержку, силу воли.
НОЯБРЬ
- Наши пернатые друзья
- Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах.
- Развивать речевой слух, быстроту двигательной реакции, чувство ритма, ориентировку в пространстве, координацию между движением и речью, речевое дыхание, общую, мелкую, артикуляционную моторику, тембровый слух, интонационную выразительность.
- Учить отгадывать загадку о птице (ласточке), быстро переключаться с одного вида движения на другой, быстро реагировать на окончание музыки, находить собственные интонации в звукоподражаниях.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
- Как звери к зиме готовятся
- Закреплять знания детей о том, как дикие животные готовятся к зиме.
- Продолжать развивать координацию между движением и речью, пением и движением, логическое мышление, речевой слух, быстроту двигательной реакции, развивать ловкость, быстроту реакции, умение быстро реагировать на окончание музыки. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику. Развивать интонационную выразительность, речевое дыхание.
- Учить отгадывать загадки о диких животных, соблюдать правила игры, выразительно исполнять игровой образ (зайцы, медведи).
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
- Едем в Простоквашино (домашние животные и их детеныши)
- Закреплять знания детей о домашних животных.
- Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, чувство ритма, мышление, речь.
- Закреплять умение детей двигаться дробным шагом, прямым галопом, различать вступление.
- Воспитывать в детях любовь к домашним животным, желание приходить на помощь.
- По сказке «Теремок»
- Закреплять знания детей о перелетных птицах, диких, домашних животных.
- Развивать внимание, тембровый слух, творчество, фантазию, речь, артикуляционную моторику, речевое дыхание.
- Учить отгадывать загадки, находить свой вариант прыжков, четко соблюдать правила игры.
- Воспитывать в детях желание доставить радость другому, умение дружить.
ДЕКАБРЬ
- Кисонька Мурысонька
- Развивать логическое мышление, речь, слуховое внимание, дыхание, чувство ритма.
- Учить отгадывать загадки, четко и дружно повторять слова стихотворения за педагогом, точно передавать ритмический рисунок, слышать музыкальные фразы и передавать мяч на сильную долю такта, подбирать слова, обозначающие признаки предмета.
- Воспитывать в детях желание дружить.
- Мурка в городе (правила дорожного движения)
- Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
- Развивать речь, логическое мышление, мелкую, общую и артикуляционную моторику, быструю реакцию, внимание, координацию между пением и движением. Совершенствовать выразительность движений.
- Учить отгадывать загадки, четко и дружно повторять слова чистоговорки за педагогом, двигаясь в хороводе, сохранять ровным круг.
- Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения.
- Как Мурочка Деда Мороза будила
- Закреплять знания правил дорожного движения.
- Развивать речь, речевое дыхание, общую моторику, чувство ритма.
- Учить четко и дружно повторять слова чистоговорки за педагогом, слышать части музыки, точно воспроизводить ритмический рисунок, соблюдать правила игры.
- Воспитывать в детях желание помогать другим.
ЯНВАРЬ
- Снеговик на елке
- Развивать логическое мышление, речь, дыхание, общую, мелкую, артикуляционную моторику, творческое воображение, фантазию.
- Учить быстро реагировать на окончание музыки, придумывать свои движения и фигуры, четко и дружно повторять слова за педагогом, произвольно напрягать и расслаблять мышцы тела.
- Воспитывать доброжелательность.
- Доставить детям радость от встречи с новогодней елкой.
- Как дети Волка перевоспитали
- Формировать представления о дружбе. Учить выходить из конфликтной ситуации Закреплять умение помогать другим в критической ситуации. Укреплять дружеские взаимоотношения.
- Продолжать развивать артикуляционную и мелкую моторику, дыхание, учить слышать музыкальные фразы и вовремя передавать мяч, называя при этом признаки зимы.
- Воспитывать в детях доброжелательность, умение правильно оценивать свои поступки и поступки других, умение видеть и объяснять разницу между хорошим и плохим поступком.
- По сказке «Мороз Иванович»
- Учить детей узнавать знакомую русскую народную сказку, придумывать свой вариант окончания сказки.
- Воспитывать в детях желание помогать героям сказки. Развивать воображение.
ФЕВРАЛЬ
- Вот Я какой
- Закреплять знания детей о внешнем строении тела человека, о возможностях его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, дышать, думать, помогать другим людям.
- Воспитывать чувство гордости, что «Я – человек».
- Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
- Про котят (правила пожарной безопасности)
- Закреплять знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре.
- Развивать любознательность, память, логическое мышление.
- Побуждать детей к импровизации движений, выражающих веселье (котят).
- Развивать координацию движений, общую моторику, речевое дыхание (озвученный выдох).
- Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
- Каким должен быть солдат
- Развивать мышление, память, внимание, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание, быстроту и ловкость.
- Продолжать учить двигаться бодрым энергичным шагом, учить отгадывать загадки о боевой технике, работать небольшими подгруппами.
- Воспитывать в детях чувство патриотизма, желание и умение дружить.
- По сказке «Маша – растеряша»
- Развивать ориентировку в пространстве, совершенствовать умение двигаться змейкой за ведущим, не разрывая цепочки. Развивать внимание, память, речь, мелкую и общую моторику, умение правильно согласовывать движение с текстом.
- Продолжать учить быстро реагировать на смену коротких фраз музыки сменой движений.
- Воспитывать прилежность, аккуратность, желание помогать в сложной ситуации.
МАРТ
- Я маму мою обидел
- Развивать внимание, выдержку, память, речь, координацию между движением и речью, мелкую, общую и артикуляционную моторику, интонационную выразительность.
- Продолжать учить различать части музыки и самостоятельно менять движения соответственно частям музыки.
- Воспитывать трудолюбие, умение признавать свои ошибки и просить прощения.
- Кем быть?
- Закреплять знания детей о людях разных профессий.
- Развивать ориентировку в пространстве, координацию между движением и речью, пением и движением, артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание, выразительность движений.
- Закреплять умение детей двигаться цепочкой друг за другом мелким бегом, продолжать учить соблюдать правила игры.
- Воспитывать интерес к людям разных профессий.
- Животные Африки
- Закреплять знания детей о животных, живущих в жарких странах.
- Развивать координацию между движением и речью, мелкую моторику, артикуляцию, дыхание, выразительность движений, ловкость, быстроту реакции, внимание.
- Учить согласовывать характерные движения с музыкой, быстро реагировать на окончание музыки.
- Воспитывать любовь к животным.
- По сказке «Доктор Айболит»
- Закреплять представление детей о профессии ветеринара, о животных жарких стран.
- Развивать координацию между движением и речью, мелкую моторику, артикуляцию, дыхание, чувство ритма, выразительность движений, мимику, ловкость, быстроту реакции, внимание, мышление, умение анализировать.
- Продолжать учить согласовывать характерные движения с музыкой, быстро реагировать на окончание музыки.
- Воспитывать любовь к животным, доброту, желание прийти на помощь в трудную минуту.
АПРЕЛЬ
- Признаки весны
- Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», называть признаки весны, весенние месяцы, расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
- Совершенствовать фонематическое восприятие, упражнять в правильном дыхании, развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
- Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
- Космическое путешествие
- Расширить знания детей о первом космонавте.
- Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
- Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
- Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.
- На планете цветов
- Поддерживать интерес к теме «Космос», развивать воображение.
- Развивать дыхание, координацию между движением и речью, быстроту реакции, мелкую моторику, выразительность мимики и речи, чувство ритма, внимание.
- Продолжать учить слышать окончание музыки, соблюдать правила игры.
- Воспитывать любознательность.
- По сказке «Цветик-семицветик»
- Вызывать интерес и желание путешествовать по сказке.
- Развивать двигательное творчество, пластику движений, пантомимическую и эмоциональную выразительность, координацию между движением и пением.
- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.
- Воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕСЯЦ | НЕДЕЛЯ | НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ |
ОКТЯБРЬ | 1 | Встреча с дядюшкой Ау |
2 | За грибами | |
3 | Магазин ПРИРОДА | |
4 | Медведь и хвост | |
НОЯБРЬ | 1 | Как выращивают овощи |
2 | Как хлеб на стол пришел | |
3 | Разноцветная книга | |
4 | Веселая неделя | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Живая и неживая природа |
2 | Умка ищет друга | |
3 | Умка и новогодняя елка | |
ЯНВАРЬ | 2 | Копилка добрых дел |
3 | Экскурсия по городу | |
4 | По сказке «Двенадцать месяцев» | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Чему учат в школе? |
2 | Рыбы | |
3 | по мотивам коми народной сказки «Гундыр» | |
4 | Удивительные превращения в лису и лисят | |
МАРТ | 1 | Встреча с бабушкой Федорой |
2 | Масленицей зиму провожаем, весну встречаем | |
3 | Я здоровье берегу, сам себе я помогу | |
4 | Пожарные на учении | |
АПРЕЛЬ | 1 | Прогулка по весеннему лесу |
2 | Космонавтом стать хочу | |
3 | Волшебный мир цветов | |
4 | Загадки Весны-красны |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОКТЯБРЬ
- Встреча с дядюшкой Ау
- Побуждать детей к игровой деятельности.
- Развивать внимание, мышление, дыхание, общую моторику, координацию, творчество, динамический слух, пантомимику.
- Учить повторять ритмический рисунок за педагогом в двухтактовом построении, изображать лесных зверей и птиц движениями, стараясь не копировать друг друга.
- Воспитывать доброту, желание иметь друзей.
- За грибами
- Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Развивать мышление, внимание, дыхание, мимику, ритмический слух, артикуляционную моторику. Закреплять умение двигаться по схеме.
- Учить раскладывать грибы в корзинки по первым буквам в названии гриба.
- Воспитывать любовь к природе, умение сотрудничать.
- Магазин ПРИРОДА
- Закреплять знания детей о «лесных дарах».
- Развивать внимание, координацию между речью и движением, мышление, память, мелкую и артикуляционную моторику, дыхание, ритмический слух, закреплять названия грибов (съедобных и несъедобных).
- Учить быстро реагировать сменой движений на словесный сигнал, отгадывать загадки, точно повторять хлопками ритмический рисунок сыгранный педагогом на металлофоне, соблюдать правила игры.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Медведь и хвост
- Развивать любознательность, наблюдательность.
- Развивать слуховое внимание, координацию между движением и речью, творческие способности, пластику и выразительность движений. Развивать логическое мышление. Продолжать развивать ритмический слух, закреплять понятие «пауза» (с помощью ритмоформул).
- Учить детей определять характер музыки (закреплять понятие «минор»)
- Учить детей образовывать притяжательные прилагательные - лисий, заячий, беличий, волчий, павлиний, медвежий.
- Продолжать учить детей самостоятельно различать части музыки и выполнять соответствующие игровые действия.
- Воспитывать желание помогать, закреплять основы безопасности жизнедеятельности (не оставаться в лесу одному, не отставать от других).
НОЯБРЬ
- Как выращивают овощи
- Закреплять и уточнять последовательность действий при выращивании овощей.
- Развивать устойчивость слуховой памяти, внимание, развивать координацию между движениями и речью, интонационную выразительность, память, мышление.
- Учить пластикой движений изображать растущее и вянущее растение. Закреплять названия овощей и их цвет на коми языке.
- Воспитывать трудолюбие.
- Как хлеб на стол пришел
- Закреплять и уточнять представления детей о выращивании хлеба.
- Развивать ритмический, мелодический, звуковысотный слух, развивать память, интонационную выразительность.
- Продолжать учить изображать пластикой движений растущее растение, соотносить движения с музыкой, самостоятельно придумывать и играть на металлофоне ритмическую цепочку.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
- Разноцветная книга
- Закреплять знания детей о временах года.
- Развивать внимание, ритмический, звуковысотный слух, артикуляционную моторику, творческие способности.
- Учить самостоятельно придумывать ритмическую цепочку и играть ее на треугольнике, продолжать учить делать плавный вдох и выдох по музыкальным фразам, продолжать учить подбирать слова обозначающие признаки предметов (осени).
- Воспитывать любовь к природе.
- Веселая неделя
- Закреплять с детьми названия дней недели и их порядок.
- Развивать мышление, ориентировку в пространстве, артикуляционную моторику, дыхание, выразительность движений.
- Учить детей двигаться согласно схеме, продолжать учить слышать части музыки и музыкальные фразы, соблюдать правила игры.
- Воспитывать трудолюбие.
ДЕКАБРЬ
- Живая и неживая природа
- Закреплять знания детей о живой и неживой природе.
- Развивать координацию речи с движением, пения с движением. Развивать творческое воображение.
- Упражнять в ходьбе широким скользящим шагом, продолжать учить соотносить движения с характером музыки.
- Воспитывать любовь к природе.
- Умка ищет друга
- Закреплять знания детей о животных Севера.
- Развивать дыхание, внимание, координацию между движением и речью, мимику и пантомимику, творческое воображение.
- Продолжать учить детей использовать в игре все пространство зала.
- Воспитывать в детях отзывчивость, желание дружить и находить новых друзей.
- Умка и новогодняя елка
- Создавать радостную атмосферу ожидания праздника.
- Развивать координацию, внимание, ориентировку в пространстве.
- Закреплять названия животных Севера, продолжать учить детей исполнять песню эмоционально, выразительно.
- Воспитывать в детях умение «дарить радость» окружающим.
ЯНВАРЬ
- Копилка добрых дел
- Развивать представления о добре и зле.
- Формировать понимание важности, вежливого отношения к окружающим.
- Воспитывать стремление совершать добрые дела.
- Экскурсия по городу
- Закреплять знания детей о родном городе, правилах дорожного движения.
- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
- Развивать внимание, звуковысотный, тембровый, мелодический слух.
- Воспитывать ответственность за свои поступки, учить беречь свою жизнь и здоровье.
- По сказке «Двенадцать месяцев»
- Закреплять с детьми названия месяцев года и их порядок.
- Развивать мышление, память, дыхание, творческое воображение, выразительность речи, координацию движений, чувство ритма.
ФЕВРАЛЬ
- Чему учат в школе?
- Продолжать формировать у детей представления о школе.
- Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков, дыхание, фонематический слух, творческое мышление.
- Закреплять знания детей объектов живой и неживой природы.
- Продолжать учить двигаться, соответственно схеме, учить представлять целостный образ (буквы) на основе контура круга.
- Воспитывать в детях уверенность в своих возможностях и успешность, желание помогать друг другу, поддерживать интерес к учебной деятельности.
- Рыбы
- Закреплять знания детей о рыбах, местах их обитания.
- Развивать внимание, память, творческие способности, мимику и пантомимику, артикуляционную моторику, дыхание.
- Продолжать учить исполнять песню эмоционально, выразительно.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
- «Гундыр» (по мотивам коми народной сказки)
- Поддерживать интерес к коми народным сказкам.
- Развивать мышление, ритмическую память, внимание, дыхание, мимику, пантомимику, творческие способности.
- Продолжать учить детей покачиваться с ноги на ногу, перенося вес тела то на одну ногу, то на другую.
- Воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества.
- Удивительные превращения в лису и лисят
- Формировать у детей представления о взаимоотношениях в семье, о роли мамы, любящей своих детей.
- Развивать внимание, координацию движений, неречевое дыхание, мимческую мускулатуру, эмоциональность.
- Учить четко и быстро переключаться с одного движения на другое. Продолжать учить детей соблюдать правила игры.
- Воспитывать любовь к близким людям (маме).
МАРТ
- Встреча с бабушкой Федорой
- Закрепить знания детей о классификации посуды.
- Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
- Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.
- Масленицей зиму провожаем, весну встречаем
- Поддерживать интерес детей к народным праздникам.
- Развивать дыхание, артикуляционную моторику, координацию между движением и речью, интонационную выразительность речи.
- Закреплять умение детей равномерно сужать и расширять круг, упражнять в выполнении стремительного прямого галопа.
- Воспитывать чувство юмора, любовь и бережное отношение к народным традициям.
- Я здоровье берегу, сам себе я помогу
- Формировать понятие о здоровом образе жизни. Подводить детей к пониманию, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье.
- Развивать мышление, дыхание, координацию между движением и речью, чувство ритма, мимику, творческое воображение.
- Учить слышать и различать малоконтрастные части музыки.
- Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
- Пожарные на учении
- Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной профессии.
- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
- Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.
- Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.
АПРЕЛЬ
- Прогулка по весеннему лесу
- Закреплять знания детей об изменениях в природе весной.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Космонавтом стать хочу
- Расширять представления детей о космосе. Подводить к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.
- Закрепить обратный счет, активизировать словарный запас (с помощью считалки запоминать названия планет солнечной системы, подбирать слова, обозначающие признаки предметов: яблоня, сад яблоневый).
- Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции, общую, мелкую, артикуляционную моторику.
- Упражнять в умении двигаться под музыку цепочками и по сигналу быстро перестраиваться в круг.
- Воспитывать любознательность, интерес к профессии космонавта.
- Волшебный мир цветов
- Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.
- Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
- Развивать чувство ритма, метра, такта.
- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.
- Загадки Весны-красны
- Закреплять знания детей по лексической теме «Весна», уточнять характерные признаки весны.
- Развивать фонематический, ритмический слух, зрительное и слуховое внимание, мышление, речевое и неречевое дыхание, общую, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, пластику и выразительность движений.
- Воспитывать любовь к природе.
ЛИТЕРАТУРА
Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, методическое пособие – М., ТЦ СФЕРА, 2005
Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников, старшая и подготовительная группы - ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2005
Арсеневская Н. О. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения – Волгогорад, издательство «Учитель»
Буренина А. И. Ритмическая мозаика, программа по ритмической пластике – С-П, 2000
Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2006
Гавришева Л.В., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры – С-П, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005
Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группы – ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2006
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 2-3 лет; - М., ТЦ СФЕРА, 2007
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей, сценарии занятий с детьми 3-4 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 4-5 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008
Макшанцева Е.Д. Детские забавы – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет – СПб.: КАРО,2007
Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками – С-П, 2003
Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000
журналы Музыкальный руководитель
материалы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях Методическое пособие
Данное методическое пособие представляет собой подбор материала - динамические паузы, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика - по лексическим темам, что ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413997-1393766195.jpg)
доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"
Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-460211-1610635479.jpg)
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-1098315-1585675084.jpg)
«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр
laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/05/picture-556938-1586096580.jpg)
Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».
В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/28/picture-1478879-1687949555.jpg)
Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»
Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...
Доклад " Здоровьесберегающие методы и приемы в адаптационный период из опыта работы"
Доклад "Здоровьесберегающие методы и приемы в адаптационный период из опыта работы "...