"Использование приемов здоровьесберегающих технолгий в логоритмике" обобщение опыта работы в форме методической разработки
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) по теме

Марина Александровна Кононенко

Один раз в неделю предлагаем проводить вместо утренней гимнастики логоритмическую разминку, которая включает в себя песенку-приветствие, маршировку и ходьбу разного вида, общеразвивающие упражнения, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, подвижные игры, упражнения на дыхание. Разработаны тематические и учебно-тематические планы на четыре возрастные группы  (младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx114.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №2 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ПГТ. ЖЕШАРТ

Обобщение личного опыта работы в форме методической разработки по теме                                            «Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логоритмике»

Музыкальный руководитель

Кононенко Марина Александровна

2013 год

Пгт. Жешарт

ЛИТЕРАТУРА

Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, методическое пособие – М., ТЦ СФЕРА, 2005

Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников, старшая и подготовительная группы - ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2005

Арсеневская Н. О. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения – Волгогорад, издательство «Учитель»

Буренина А. И. Ритмическая мозаика, программа по ритмической пластике – С-П, 2000

Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь – М.,

Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2006

Гавришева Л.В., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры – С-П, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005

Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группы – ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2006

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 2-3 лет;  - М., ТЦ СФЕРА, 2007

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей, сценарии занятий с детьми 3-4 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 4-5 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Макшанцева Е.Д. Детские забавы – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

Османова Г.А., Позднякова Л.А.  Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет – СПб.: КАРО,2007

Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками – С-П, 2003

Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000

журналы Музыкальный руководитель

материалы сети Интернет.

Введение

Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - сохранение здоровья. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных учреждений.  Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Одним из средств  оздоровления детей может стать логоритмика.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Логоритмику смело можно назвать гимнастикой ума. Почему? Энциклопедические словари трактуют ум как способность мышления и понимания, а гимнастику как «систему физических упражнений, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития». А логоритмика предполагает и укрепление здоровья, и воспитание правильной речи, и устранение речевых нарушений, но прежде всего – развитие мышления и понимания.

Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной).  

Чтобы не перегружать детей количеством занятий, одну утреннюю гимнастику  предлагаем заменить  комплексом логоритмической разминки. Проводятся они  фронтально один раз в неделю по 15 минут логопедом и музыкальным руководителем при участии воспитателя. Логоритмические разминки  являются по форме организации сюжетно-тематическими, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Желательно, чтобы тема разминки  была связана с общей темой детского сада.

Комплекс логоритмических разминок назван «Разноцветная полянка». «Разноцветная полянка» - это место, где времена года сменяют друг друга, где всегда весело и интересно, где дети познают мир, себя в этом мире, делают  открытия, учатся преодолевать трудности.

Цель логоритмических разминок

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия.
  2. Развитие музыкальных способностей.
  3. Улучшение речи детей.

Задачи

Коррекционные:

  1. Развивать слуховое, зрительное восприятие, мимическую мускулатуру, дыхательную систему, артикуляционный аппарат, свойства голоса (высоту, динамику, ритм), координацию движений и нормализацию их темпа и ритма.

Оздоровительные:

  1. Укреплять двигательную систему, костно-мышечный аппарат.
  2. Развивать  моторику: общую, мелкую, артикуляционную.
  3. Развивать «мышечное чувство» (способность снимать эмоциональное и физическое напряжение).
  4. Развивать быстроту двигательной реакции.

Образовательные:

  1. Развивать речь, музыкальные, творческие, коммуникативные способности.
  2. Формировать умственные умения и действия.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность, устойчивый интерес к действованию.
  2. Развивать саморегуляцию и самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

  1. Воспитывать общую музыкальную, речевую, двигательную культуру.
  2. Воспитывать эстетического отношение к окружающему.
  3. Развивать чувства и эмоции высшего порядка.

У  утренней логоритмической разминки есть свои особенности.

  1. Она несет положительный эмоциональный настрой на весь предстоящий день.
  2. Включает в себя игры и упражнения, обеспечивающие детям двигательную активность.
  3. Включает средства логопедического воздействия (упражнения и игры на развитие артикуляции, мелкой моторики, дыхания).
  4. Упражнения и игры на развитие  музыкальных способностей.

Схема построения разминок

1 часть - вводная. Подготовительная к занятию (песенка-приветствие).

2 часть - основная.  Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, координации движений, речи с движением, ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, дыхания, чувства ритма, музыкальных способностей.

3 часть - заключительная. Возвращает детей к уравновешенному, спокойному состоянию.

Структура логоритмической разминки

ПЕСЕНКА – ПРИВЕТСТВИЕ

МАРШИРОВКА И ХОДЬБА РАЗНОГО ВИДА

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

     

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ

Каждая разминка начинается с песенки-приветствия. Она поднимает настроение, задает позитивный настрой к предстоящей деятельности, способствует воспитанию коммуникативных качеств.

Попадают дети  на Разноцветную полянку с помощью маршировки и ходьбы разного вида, которая укрепляет мышцы, вырабатывает правильную осанку, способствует  развитию ориентировки в пространстве.

Упражнения на согласование движений и речи, музыки и движений способствуют

  1. формированию процесса восприятия и включают в работу оба полушария мозга,
  2. снятию мышечной закрепощенности,
  3. улучшению физического самочувствия, повышению общительности детей,
  4. развитию двигательной активности, координации между движением и речью,
  5. развитию воображения, музыкально-творческих способностей,
  6. развитию способности к двигательным импровизациям,
  7. выразительной передаче игрового образа,
  8. развитию пластичности и гибкости движений.

Пальчиковая гимнастика

  1. активизирует речевые центры головного мозга,
  2. повышает координационные способности пальцев рук,
  3. формирует образно-ассоциативное мышление,
  4. учит  концентрировать внимание и правильно его распределять,
  5. соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.

Артикуляционная гимнастика

  1. Укрепляет мышцы органов артикуляционного аппарата. Она полезна и детям с нарушениями речи,  и ребятам с правильным, но вялым звукопроизношением.

Игровой массаж улучшает самочувствие, поднимает настроение детей.

Психогимнастика

  1. Помогает детям овладеть азбукой выражения эмоций, лучше понять себя и других,
  2. дает возможность самовыразиться,
  3. снимает психическое напряжение.

Подвижные игры

  1. развивают быстроту реакции, внимание, память,
  2. воспитывают волевые качества, чувство ответственности, коллективизм.

Дыхательная гимнастика

  1. укрепляет физиологическое дыхание (без речи);
  2. формирует  правильное речевое и певческое дыхание (короткий вдох и долгий выдох);
  3. тренирует силу вдоха и выдоха;
  4. развивает продолжительный выдох.

Использование на логоритмических разминках  игрушек, музыкальных инструментов, игровых атрибутов, аудиозаписей заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. Создать обстановку, соответствующую теме разминки, помогает оформление музыкального зала. Постоянным атрибутом оформления являются макеты деревьев (осенью – с желтой листвой, зимой – «заснеженные»), обозначающие границы «Разноцветной полянки». К занятию «Листопад» можно «разбросать» по шторам разноцветные осенние листья, к занятию «Осенний дождик» добавить тучки с капельками, к занятию «Урожай собирай» оформить мини-огород или натюрморт из овощей и фруктов и т.д. К изготовлению наглядного,  раздаточного материала, необходимых атрибутов желательно привлекать воспитателей, детей и родителей.

 Практика показала, что регулярное проведение логоритмических разминок обеспечивает формирование двигательной сферы в целом; способствует  развитию  у дошкольников психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления),  эмоциональной сферы; музыкальных и творческих способностей; нравственно-эстетических и этических чувств; повышает эффективность коррекционного воздействия.  

Методические разработки логоритмических разминок «Разноцветная полянка» соответствуют Федеральным государственным требованиям, так как имеют сюжетно-тематический принцип планирования, обеспечивают интеграцию образовательных областей, интеграцию видов музыкально-художественной детской деятельности, интеграцию методов и средств музыкального развития детей, способствуют формированию интегративных качеств ребенка.

Интегративные качества, формированию которых способствуют логоритмические разминки:

  1. физически развитый (двигательная активность, способность к телесному самовыражению, пластичность и гибкость движений, способность к двигательным импровизациям, свободная ориентация в пространстве, выразительная передача музыкально-игрового образа)
  2. любознательный, активный, способный самостоятельно действовать (творческая активность, инициативность, самовыражение)
  3. эмоционально отзывчивый на музыкальные произведения, мир природы (музыкальность, восприимчивость, гармоничность, чувствительность, способность варьировать, изменять, дополнять исполнение, интерпретировать художественный образ на основе интеграции музыки, движения, воображения)
  4. овладевший средствами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативность, лидерство, позитивность, открытость миру и людям, сотрудничество, творческое взаимодействие, вежливость, деликатность, тактичность, уважение к собеседнику)
  5. способный решать творческие задачи (импровизационность мышления и действий, независимость собственного мышления от коллективного мнения, спонтанность, вариативность, нестандартность, способность к импровизациям в создании оригинальных речевых, двигательных, инструментальных моделей)

Логоритмические разминки полезны не только детям, имеющим нарушения речи, но и всем остальным воспитанникам ДОУ.

Предлагаемые конспекты являются примерными и могут быть изменены, исходя из условий, возможности конкретного ДОУ, педагогов и уровня развития детей. Данный материал может быть использован в практической работе воспитателей, логопедов, музыкальных руководителей.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ

ОКТЯБРЬ

1

Прогулка в осеннем лесу

2

Кто грибок найдет?

3

У бабушки в деревне (овощи и фрукты)

4

По сказке «Чудесное яблоко»

НОЯБРЬ

1

Встречи в осеннем лесу (заяц, волк)

2

Встречи в осеннем лесу (белка, медведь)

3

Кошка и ее семья

4

День рождения зайчика

ДЕКАБРЬ

1

Прогулка в зимнем лесу                                    (как звери к зиме подготовились)

2

Волшебная книга Деда Мороза                   (про Снеговика)

3

Волшебная книга Деда Мороза                     (про медвежонка)

ЯНВАРЬ

2

Новогодний поезд

3

Поможем птицам

4

В гости к Матрешке

ФЕВРАЛЬ

1

Мы – строители                                   (Построим дом для Матрешки)

2

Путешествие в сказочный лес                                                       (у каждого зверя свое дело, своя        профессия)

3

Идем на парад

4

У меня полно хлопот (по стихотворению В. Орлова)

МАРТ

1

Едем в гости к бабушке                          

2

Музыкальный магазин

3

Сказка про зайцев

4

 Дорога к Мишке                                              

АПРЕЛЬ

1

Как цыплята солнце будили

2

Путешествие на Луну

3

Загадки Весны из волшебной коробки (Мамы и малыши)

4

Зайкина шубка

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОКТЯБРЬ

  1. Прогулка в осеннем лесу
  1. Закреплять знания детей об осени, как времени года, ее признаках (опадают с деревьев листья).
  2. Пополнять словарный запас (слово «листопад»).
  3. Развивать мелкую, общую артикуляционную моторику. Формировать плавный выдох.
  4. Учить детей передавать друг другу мяч, стоя в кругу.                                                                                         Продолжать учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, упражнять в прыжках на двух ногах.      
  5. Воспитывать любовь к природе.

  1. Кто грибок найдет?
  1. Закреплять знания детей об осени, как времени года.
  2. Развивать координацию движений рук и ног, общую, мелкую и артикуляционную моторику, дыхание.
  3. Упражнять в бодрой ходьбе и ходьбе топающим шагом. Учить реагировать на окончание песни, убегать (от мишки) по прямой линии.
  4. Воспитывать любовь к животным, умение делиться с другими.

  1. У бабушки в деревне (овощи и фрукты)
  1. Закреплять знания детей об овощах и фруктах.
  2. Развивать мышление, внимание, координацию движений рук и ног, дыхание, артикуляционную моторику.
  3. Учить детей отгадывать загадки об овощах, выполнять образные движения, передавать друг другу яблочко (мячик), стоя в кругу, выполнять  танцевальные движения (притопы одной ногой, «пружинки»).
  4. Воспитывать доброжелательность, любовь к близким людям (бабушке).

  1. По сказке «Чудесное яблоко»
  1. Расширять кругозор через знакомство с новой сказкой.
  2. Упражнять в бодрой ходьбе и ходьбе топающим шагом. Развивать координацию движений рук и ног.
  3. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику (укреплять мышцы языка). Формировать речевое дыхание.
  4. Вызывать желание помогать окружающим. Опираясь на опыт сказочных героев, обогащать опыт детей поступками, которые могут порадовать близких.

НОЯБРЬ

  1. Встречи в осеннем лесу (заяц, волк)
  1. Закреплять знания детей о диких животных.
  2. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику. Формировать плавный выдох.
  3. Продолжать учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, упражнять в прыжках на двух ногах.      
  4. Воспитывать любовь к природе, к животным.
  1. Встречи в осеннем лесу (белка, медведь)
  1. Закреплять знания детей о диких животных.                                                                                                                                          
  2. Развивать координацию между пением и движением, тембровый слух, общую и артикуляционную моторику, дыхание.                                                                                                                  
  3. Выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, упражнять в прыжках на двух ногах.                                                                                                    
  4. Воспитывать любовь к природе, к животным.
  1. Кошка и ее семья
  1. Формировать у детей представления о семье.
  2. Закреплять и уточнять знания детей о домашних животных.
  3. Развивать координацию движений, память речь, общую, мелкую артикуляционную моторику.
  4. Учить звукоподражаниям, выполнять несложные танцевальные движения (притопы одной ногой, «пружинки»), упражнять в прыжках на двух ногах.
  5. Воспитывать доброжелательность, любовь к близким людям (бабушке).

  1. День рождения зайчика
  1. Формировать у детей представления о семье, семейных традициях.
  1. Закреплять знания о диких животных (заяц, белка, лиса, медведь).
  2. Развивать координацию движений рук и ног, общую, мелкую и артикуляционную моторику, равномерный, продолжительный выдох.
  3. Продолжать учить выполнять танцевальные движения в соответствии с текстом песни, реагировать на окончание музыки (убегать от мишки).
  4. Воспитывать любовь к животным.

ДЕКАБРЬ

  1. Прогулка в зимнем лесу (как звери к зиме подготовились)
  1. Формировать  у детей связные представления о зиме.
  1. Закреплять знания детей о диких животных, о том, как они готовятся к зиме.
  2. Упражнять в выполнении имитационных движений в сопровождении музыки.
  3. Развивать мелкую и общую моторику, дыхание, мышление, внимание. Формировать коммуникативные качества.
  4. Продолжать учить детей играть на колокольчике, по окончании песни передавать другому ребенку.
  5. Воспитывать любовь к животным.
  1. Волшебная книга Деда Мороза (про Снеговика)
  1. Продолжать формировать представления детей о зимних забавах. Закреплять знания о том, из чего лепят снеговика.
  2. Развивать артикуляционную моторику, дыхание, мимику, координацию между движениями и речью, творческое воображение.
  3. Упражнять детей в выполнении прямого галопа. Формировать коммуникативные качества, продолжать учить детей под музыку передавать друг другу яблочко (мячик).
  4. Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость, желание помогать другим.

  1. Волшебная книга Деда Мороза (про медвежонка)
  1. Закреплять названия детенышей диких животных (медвежонок),  знания детей о зимних играх и забавах.
  2. Развивать координацию между движением и речью, мелкую и артикуляционную моторику.
  3. Продолжать учить выполнять движения по тексту песни.
  4. Формировать представления о собственной безопасности (нельзя уходить из дома одному).

ЯНВАРЬ

  1. Новогодний поезд
  1. Вызвать у детей желание поиграть со знакомыми персонажами.
  2. Обогащать словарный запас детей (машинист, пассажиры).
  3. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику, дыхание, чувство ритма. Развивать умение детей передавать игровые образы («паровоз едет»)
  4. Учить слышать и реагировать на окончание музыки (убегать).
  5. Воспитывать вежливость, доброжелательность.

  1. Поможем птицам
  1. Закреплять и уточнять знания детей о жизни птиц зимой.
  2. Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы.
  3. Развивать артикуляционную, мелкую моторику, чувство ритма.
  4. Продолжать учить детей двигаться прямым галопом, выполнять движения по тексту песни.
  5. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к живой природе.

  1. В гости к Матрешке
  1. Закреплять знания детей о видах транспорта.
  2. Вызывать у детей желание играть в разные игры.
  3. Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы (самолет). Развивать зрительную память, внимание, координацию движений, ориентировку в пространстве.
  4. Продолжать учить детей двигаться по кругу, взявшись за руки, исполнять несложные движения с платочком.
  5. Воспитывать нравственные качества (умение дружить).

ФЕВРАЛЬ

  1. Мы – строители  (Построим дом для Матрешки)
  1. Формировать представления детей о профессии строителя.
  2. Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, творческое воображение.
  3. Воспитывать желание приносить пользу окружающим.
  1. Путешествие в сказочный лес (у каждого зверя свое дело, своя профессия)
  1. Закреплять знания детей о разных профессиях (машинист, повар, швея, фотограф).
  2. Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы («поезд едет», «лисичка шьет», «медведица варит кашу», «волк фотографирует»).
  3. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
  4. Приучать слышать окончание музыки, принимать интересную позу с ее окончанием (фото).
  5. Воспитывать интерес к разным профессиям.
  1. Идем на парад
  1. Формировать у детей представления о военном параде.
  2. Упражнять в бодрой, энергичной ходьбе.
  3. Развивать речевое дыхание, чувство речевого и музыкального ритма, артикуляционную моторику (развивать подвижность языка, вырабатывать умение делать кончик языка твердым).
  4. Выполнять несложные движения с салютиками по показу педагога.
  5. Воспитывать желание быть похожими на наших военных.
  1. У меня полно хлопот (по стихотворению В. Орлова)
  1. Давать детям знания о том, что мамы трудятся не только на работе, но и дома.
  2. Развивать воображение, знакомя детей с имитирующими движениями («наливаем молоко», «кладем крупу», «ставим на плиту», «моем посуду», «стираем»).
  3. Развивать мелкую моторику. Учить спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка с помощью артикуляционной гимнастики.
  4. Выполнять несложные танцевальные движения по показу педагога.
  5. Воспитывать любовь и уважение к маме.

МАРТ

  1. Едем в гости к бабушке  
  1. Формировать у детей представление о празднике 8 марта.
  1. Развивать воображение (выполнять движения имитирующие  лепку пирожков) 
  2. Развивать артикуляционную моторику, развивать направленную воздушную струю.   
  3. Воспитывать любовь и внимательное отношение к близким людям (бабушке).                           
  1. Музыкальный магазин 
  1. Познакомить с обобщающим понятием «музыкальные инструменты». Закреплять названия музыкальных инструментов, способы игры на них (барабан, бубен, дудочка, ложки).
  2. Упражнять в бодром маршевом шаге, спокойной ходьбе. Менять  движения со сменой частей музыки.
  3. Развивать чувство речевого и музыкального ритма.
  4. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам.
  1. Сказка про зайцев
  1. Формировать у детей представления о здоровом образе жизни (гулять на свежем воздухе, мыть руки перед едой, есть овощи и фрукты).
  2. Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих внешние действия зайцев: бегают, прыгают, глядят по сторонам, прячутся.
  3. С помощью логопедической гимнастики укреплять жевательную мускулатуру, выполнять самомассаж губ.
  4. Развивать дыхание: делать плавный вдох и плавный выдох.
  5. Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни.
  1. Дорога к Мишке      
  1. Давать элементарные представления о сигналах светофора.
  2. Обогащать словарный запас («пешеходный переход»  -  «зебра»).
  3. Развивать воображение, выполняя имитирующие движения: «едем на автобусе». Упражнять в топающем шаге, спокойной ходьбе «по прямой дорожке и извилистой тропинке».
  4.  Развивать мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание (озвученный выдох).
  5. Приучать слышать окончание музыки (убегать от мишки).
  6. Воспитывать интерес к изучению правил дорожного движения.

АПРЕЛЬ

  1. Как цыплята солнце будили
  1. Знакомить с пластическими способами передачи образа солнца в развитии (как разворачивание «личного» пространства).
  1. Развивать артикуляционную, общую, тонкую моторику, выразительность мимики, пластику движений.
  2. Развивать чувство речевого и музыкального ритма, динамический слух, мышление (через отгадывание загадок).
  1. Путешествие на Луну
  1. Формировать представления детей о космосе, кто такие космонавты.
  1. Развивать чувство ритма, дыхание, подвижность кончика языка.
  2. Развивать воображение, знакомя с имитирующими и условно-игровыми движениями: «полет на ракете», «сверкание звезд».
  3. Воспитывать любознательность, познавательный интерес.
  1. Загадки Весны из волшебной коробки (Мамы и малыши)
  1. Закреплять названия домашних животных и их детенышей.
  2. Развивать мышление, память, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, чувство ритма.
  3. Продолжать развивать умение детей передавать игровые образы («машина едет», «скачет лошадка», «котята играют»)
  4. Упражнять в исполнении прямого галопа, дробного шага (на всей стопе).
  5. Воспитывать интерес и любовь к домашним животным.

  1. Зайкина шубка
  1. Уточнять представления детей об изменениях в живой природе весной (заяц меняет белую шубку на серую, просыпается медведь, распускаются первые цветы, появляются насекомые).
  2. Упражнять в движении топающим шагом, имитируя езду на поезде. Развивать слуховое внимание (на удар бубна  «перепрыгнуть через лужу»).
  3. Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы («медведь зевает»).
  4. Знакомить со способом пластического воплощения образа расцветающего подснежника.
  5. Побуждать детей к самостоятельному поиску выразительных движений, передающих образ веселого зайца.
  6. Воспитывать интерес и любовь к живой природе.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ

ОКТЯБРЬ

1

Листопад

2

Осенний дождик

3

Урожай собирай

4

По сказке «Осень в лесу»

НОЯБРЬ

1

Прогулка в лесу (дикие животные)

2

У бабушки в деревне                             (домашние животные)

3

Петушок и его семья

4

День рождения белочки

ДЕКАБРЬ

1

Здравствуй, гостья Зима!

2

Зимние забавы

3

Нарядим елочку

ЯНВАРЬ

2

Будем мы с игрушками дружить

3

Веселое путешествие                                       (по стихотворению Е. Токмаковой)

4

Добрый и злой огонь

ФЕВРАЛЬ

1

Кем быть?

2

Кто работает в д/с?

3

Военная игра

4

Как цыплята маму искали

МАРТ

1

Поздравим бабушку

2

Встретим Масленицу хорошенько

3

Утро с котом Музиком

4

В гости к Маше

АПРЕЛЬ

1

Солнце весной

2

Если только захотим тоже в космос полетим

3

Весенний ручеек

4

Первые весенние цветы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОКТЯБРЬ

  1. Листопад
  1. Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
  2. Формировать длительный плавный выдох. Развивать артикуляционную и общую моторику.
  3. Развивать речевой и музыкальный  слух, внимание, память, мышление.
  4. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
  1. Осенний дождик
  1. Закреплять знания признаков осени.
  2. Развивать общую моторику, чувство ритма, координацию речи с движением. Закреплять умение выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги. Развивать  направленный плавный выдох, артикуляционную моторику (расслаблять мышцы языка, выполнять самомассаж языка).
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.
  1. Урожай собирай
  1. Закреплять знания детей об овощах и фруктах, месте их произрастания.
  2. Развивать правильное физиологическое дыхание, мышление, чувство ритма, общую и артикуляционную моторику (формировать движения губ).
  3. Формировать доброжелательные отношения, навык сотрудничества.

  1. По сказке «Осень в лесу»
  1. Развивать фантазию. Побуждать детей придумывать свое название сказки.
  2. Упражнять детей в выполнении подскоков.
  3. Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих внешние действия зайца (греется, бегает, прыгает). Развивать способность понимать язык движений, предлагая пластическую загадку «Идет лиса».
  4. Развивать мелкую, артикуляционную моторику (подвижность языка), плавный длительный выдох.
  5. Воспитывать чувство сопереживания героям сказки.

НОЯБРЬ

  1. Прогулка в лесу (дикие животные)
  1. Закреплять представления о внешнем виде диких животных.
  2. Развивать  мышление, воображение, дыхание, чувство ритма, слуховое и зрительное внимание, артикуляционную, тонкую, общую моторики.
  3. Воспитывать интерес к живой природе, доброжелательность, навык сотрудничества.

  1. У бабушки в деревне (домашние животные)
  1. Закреплять представления о домашних животных, их внешнем виде.
  2. Развивать речевое дыхание, зрительное и слуховое внимание, чувство речевого ритма, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, звуковысотный слух, интонационную выразительность, воображение.
  3. Приучать начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
  4. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.

  1. Петушок и его семья
  1. Давать детям представления о семье, на примере сказочных персонажей.
  2. Систематизировать у детей знания о домашних птицах.
  3. Развивать мышление (умение отгадывать загадки).
  4. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику (подвижность языка), речевое дыхание.
  5. Воспитывать чувство любви и заботы о близких, опираясь на опыт сказочных героев.
  1. День рождения белочки
  1. Формировать у детей представления о семье, семейных традициях на примере сказочных персонажей.
  2.  Развивать тонкую и общую моторику, формировать звуковысотный слух, чувство ритма.
  3. Воспитывать доброжелательность, вежливость.

ДЕКАБРЬ

  1. Здравствуй, гостья Зима!
  1. Расширять и конкретизировать представления о зиме, явлениях неживой природы. Закреплять знания признаков осени и зимы,  умение различать их.
  2. Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, чувство ритма, творческое воображение.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой.

  1. Зимние забавы
  1. Закреплять и уточнять представления о зиме и зимних забавах.
  2. Развивать воображение через освоение детьми   движений, изображающих скольжение по лыжне, хождение по сугробам, езду на санках, лепку снежков и снеговика.
  3. Способствовать развитию  речевого дыхания (делать длительный озвученный  выдох – воет вьюга У-У-У).
  4. Воспитывать любовь к природе.

  1. Нарядим елочку
  1. Формировать представления о новогоднем празднике.
  2. Развивать физиологическое дыхание, формировать направленную воздушную струю, тонкую и общую моторику, чувство речевого и музыкального ритма.
  3. Формировать навык сотрудничества, воспитывать доброжелательность.

ЯНВАРЬ

  1. Будем мы с игрушками дружить
  1. Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве.
  2. Упражнять в выполнении подскоков.
  3. Развивать тонкую и общую моторику, дыхание, чувство ритма, интонационную выразительность речи.
  4. Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам.

  1. Веселое путешествие (по стихотворению Е. Токмаковой «Поиграем»)
  1. Закреплять знания детей о разных видах транспорта (наземный, водный, воздушный).
  2. Ритмично выразительно скакать прямым галопом.
  3. Развивать творческое воображение, выполняя имитирующие движения («заправляем машину») и передавая выразительными движениями разные игровые образы («едет машина», «плывет пароход», «летит самолет»).
  4. Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыки.
  5. Воспитывать любознательность, интерес к разным видам транспорта.
  1. Добрый и злой огонь
  1. Закреплять с детьми правила пожарной безопасности и осторожного обращения с огнем.
  2. Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.

ФЕВРАЛЬ

  1. Кем быть?
  1. Закреплять знания детей о различных профессиях.
  2. Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, творческое воображение.
  3. Воспитывать у детей уважение к труду, представителям различных профессий.
  1. Кто работает в д/с?
  1. Формировать представления о необходимости и пользе труда взрослых в детском саду. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением профессии. 
  2. Развивать физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, творческое воображение.
  1. Воспитывать у детей уважение к труду работников детского сада.

  1. Военная игра
  1. Формировать представления детей об армии.
  2. Развивать дыхание (вырабатывать направленную воздушную струю), артикуляционную моторику (развивать гибкость и подвижность кончика языка).
  3. Развивать мышление, умение отгадывать загадки.
  4. Развивать физические качества (ловкость, меткость, быстроту).
  5. Развивать ориентировку в пространстве (перестраиваться из круга врассыпную и обратно в круг). Выполнять несложные танцевальные движения с бумажными корабликами по показу педагога.
  6. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к воинам. Вызывать желание подражать им в ловкости, смелости, быстроте, выносливости, стремиться быть похожими на них.
  1. Как цыплята маму искали
  1. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию между речью и движением, чувство речевого и музыкального ритма, динамический слух, творческое воображение.
  2. Побуждать детей к поиску выразительных движений, передающих внешние действия цыплят (клюют зерна, танцуют, поют).
  3. Воспитывать в детях необходимость соблюдения правил безопасности (не убегать от мамы), любовь к близким людям (к маме).

МАРТ

  1. Поздравим бабушку
  1. Формировать у детей представление о празднике 8 марта.
  2. Развивать воображение (выполнять движения имитирующие приготовление теста, раскатывание его скалкой, лепку пирожков). Развивать пантомимическую и эмоциональную выразительность (отрезаем кусочек пирога, кладем на тарелку, пьем чай с пирогом).
  3. Укреплять мышцы щек и языка с помощью артикуляционной гимнастики. Формировать певческое дыхание (вдох, задержка, выдох).
  4. Развивать ориентировку в пространстве, различать две части музыки.
  5. Воспитывать любовь и внимательное отношение к близким людям (бабушке).
  1. Встретим Масленицу хорошенько
  1. Приобщать детей к народным традициям. 
  1. Упражнять детей в беге парами («едем на санях»)
  2. Развивать координацию между движением и речью, интонационную выразительность.
  3. С помощью артикуляционной гимнастики учить расслаблять мышцы языка. Развивать плавный длительный выдох.
  4. Развивать слуховое внимание, умение быстро реагировать на речевой сигнал.
  5. Воспитывать любознательность, интерес к народным праздникам.

  1. Утро с котом Музиком
  1. Учить детей заботиться о своём здоровье.
  2. Развивать умение реагировать на динамические изменения в музыке, двигаться в нужном темпе (быстрый и неторопливый бег).
  3. Развивать общую моторику, координацию между движением и речью.
  4. Укреплять мышцы щек и языка с помощью артикуляционной гимнастики.
  5. Формировать направленную воздушную струю (игра «Потешный футбол»).
  6. Воспитывать у детей желание и потребность заботиться о своем здоровье.

  1. В гости к Маше
  1. Закрепить знания об опасных предметах.
  2. Упражнять в движении топающим шагом парами («едем на автобусе»)
  3. Развивать способность анализировать загадки на основе сравнения двух предметов с общими внешними признаками, делать собственные умозаключения.
  4. Воспитывать желание помочь другому в затруднительной ситуации.

АПРЕЛЬ

  1. Солнце весной
  1. Закреплять знания детей о весне, ее признаках.
  2. Формировать умение использовать просящую интонацию в речи.
  3. Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку. Знакомить с пластическими способами передачи образа солнца.
  4. Развивать чувство ритма, мелкую и общую моторику, умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов.
  5. Развивать речевое дыхание.
  6. Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
  1. Если только захотим тоже в космос полетим
  1. Расширить представления детей об окружающем мире (космос).
  2. Упражнять в беге и спокойной ходьбе (полет на ракете, выход в невесомость).
  3. Развивать артикуляционную моторику.
  4. Воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга.
  1. Весенний ручеек
  1. Закреплять знания детей о весне, ее признаках (бегут ручьи, заяц меняет белую шубку на серую, просыпается медведь).
  1. Развивать слуховое внимание, по словесному сигналу менять движение (поскоки, бег на носочках).
  2. Развивать чувство ритма, артикуляционную, мелкую и общую моторику,  тембровый слух, внимание, память, формировать направленную воздушную струю (дуть на кораблики).
  3. Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы с помощью артикуляционной гимнастики («медведь зевает»).
  4. Упражнять в умении передавать эмоции с помощью мимики и жестов (удивление).
  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  1. Первые весенние цветы
  1. Закреплять знания детей о весне, первых цветах (подснежник, мать-и-мачеха).
  1. Формировать умение передавать в движении веселый, легкий характер музыки (бежать поскоками под воображаемым зонтом).
  2. Закреплять умение передавать эмоции с помощью мимики и жестов (удивление).
  3. Формировать направленную воздушную струю (дуть на кораблики).
  4. Развивать чувство ритма, артикуляционную, мелкую и общую моторику,  тембровый слух.
  5. Развивать умение собирать разрезные картинки по образцу.
  6. Воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

СТАРШАЯ ГРУППА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ

ОКТЯБРЬ

1

Признаки осени

2

По грибы да по ягоды

3

У бабушки в деревне

4

По сказке «Репка»

НОЯБРЬ

1

Наши пернатые друзья

2

Как звери к зиме готовятся

3

Едем в Простоквашино                     (домашние животные и их детеныши)

4

По сказке «Теремок»

ДЕКАБРЬ

1

Кисонька Мурысонька

2

Мурка в городе                                          (правила дорожного движения)

3

Как Мурочка Деда Мороза будила

ЯНВАРЬ

2

Снеговик на елке

3

Как дети Волка перевоспитали

4

По сказке «Мороз Иванович»

ФЕВРАЛЬ

1

Вот Я какой

2

Про котят (правила пожарной безопасности)

3

Каким должен быть солдат

4

По сказке «Маша – растеряша»

МАРТ

1

Я маму мою обидел

2

Кем быть?

3

Животные Африки

4

По сказке «Доктор Айболит»

АПРЕЛЬ

1

Признаки весны

2

Космическое путешествие

3

На планете цветов

4

По сказке «Цветик-семицветик»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОКТЯБРЬ                                                                                                                                              

  1. Признаки осени
  1. Закреплять с детьми знания о признаках осени: часто дуют холодные ветры, желтеют и опадают с деревьев листья, идут дожди, дни становятся короче, а ночи длиннее.
  2. Развивать координацию между движением и речью, мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
  3. Учить слышать две части в музыке, менять движение в соответствии с изменением характера музыки.
  4. Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе.

  1. По грибы да по ягоды
  1. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах и лесных ягодах.
  2. Продолжать развивать у детей координацию между движением и речью, речевое дыхание, мелкую, общую и артикуляционную моторику. Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии с частями музыки.
  3. Воспитывать коммуникативные качества, любовь к природе.

  1. У бабушки в деревне
  1. Закреплять знания детей об овощах и фруктах.
  2. Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другие, координацию между движением и речью, пением и движением.  Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, речевое дыхание. Развивать ловкость, мышление, слуховое внимание.
  3. Учить детей отгадывать загадки о фруктах, классифицировать предметы по определенным признакам (месту их произрастания).
  4. Воспитывать в детях трудолюбие, навык взаимодействия и сотрудничества, желание помогать, уважительное отношение к старшим. Поддерживать интерес к исполнению песен на коми языке.

  1. По сказке «Репка»
  1. Закреплять знание детьми сказки «Репка».
  2. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, координацию между движением и речью, быстроту реакции, умение ориентироваться в пространстве.
  3. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, лесных ягодах.
  4. Учить детей отгадывать загадку о знакомой сказке, самостоятельно изменять движения со сменой частей музыки, точно выполнять правила игры, выразительно, эмоционально исполнять игровые образы, петь с хорошей артикуляцией.
  5. Обогащать словарный запас (гербарий).
  6. Воспитывать в детях желание помогать героям сказки, поддерживать интерес к исполнению песен на коми языке, в играх воспитывать выдержку, силу воли.

НОЯБРЬ

  1. Наши пернатые друзья
  1. Закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах.
  2. Развивать речевой слух, быстроту двигательной реакции, чувство ритма, ориентировку в пространстве, координацию между движением и речью, речевое дыхание, общую, мелкую, артикуляционную моторику, тембровый слух, интонационную выразительность.
  3. Учить отгадывать загадку о птице (ласточке), быстро переключаться с одного вида движения на другой, быстро реагировать на окончание музыки, находить собственные интонации в звукоподражаниях.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

  1. Как звери к зиме готовятся
  1. Закреплять знания детей о том, как дикие животные готовятся к зиме.
  2. Продолжать развивать координацию между движением и речью, пением и движением, логическое мышление, речевой слух, быстроту двигательной реакции, развивать ловкость, быстроту реакции, умение быстро реагировать на окончание музыки. Развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику. Развивать интонационную выразительность, речевое дыхание.
  3. Учить отгадывать загадки о диких животных, соблюдать правила игры, выразительно исполнять игровой образ (зайцы, медведи).
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

  1. Едем в Простоквашино (домашние животные и их детеныши)
  1. Закреплять знания детей о домашних животных.
  2. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, чувство ритма, мышление, речь.
  3. Закреплять умение детей двигаться дробным шагом, прямым галопом, различать вступление.
  4. Воспитывать в детях любовь к домашним животным, желание приходить на помощь.

  1. По сказке «Теремок»
  1. Закреплять знания детей о перелетных птицах, диких, домашних животных.
  2. Развивать внимание, тембровый слух, творчество, фантазию, речь, артикуляционную моторику, речевое дыхание.
  3. Учить отгадывать загадки, находить свой вариант прыжков, четко соблюдать правила игры.                                                                            
  4. Воспитывать  в детях желание доставить радость другому, умение дружить.            

ДЕКАБРЬ

  1. Кисонька Мурысонька
  1. Развивать логическое мышление, речь, слуховое внимание, дыхание, чувство ритма.
  2. Учить отгадывать загадки, четко и дружно повторять слова стихотворения за педагогом, точно передавать ритмический рисунок, слышать музыкальные фразы и передавать мяч на сильную долю такта, подбирать слова, обозначающие признаки предмета.
  3. Воспитывать в детях желание дружить.

  1. Мурка в городе (правила дорожного движения)
  1. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
  2. Развивать речь, логическое мышление, мелкую, общую и артикуляционную моторику, быструю реакцию, внимание, координацию между пением и движением. Совершенствовать выразительность движений.
  3. Учить отгадывать загадки, четко и дружно повторять слова чистоговорки за педагогом, двигаясь в хороводе, сохранять ровным круг.
  4. Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил дорожного движения.

  1. Как Мурочка Деда Мороза будила
  1. Закреплять знания правил дорожного движения.
  2. Развивать речь, речевое дыхание, общую моторику, чувство ритма.
  3. Учить четко и дружно повторять слова чистоговорки за педагогом, слышать части музыки, точно воспроизводить ритмический рисунок, соблюдать правила игры.
  4. Воспитывать в детях желание помогать другим.

ЯНВАРЬ

  1. Снеговик на елке
  1. Развивать логическое мышление, речь, дыхание, общую, мелкую, артикуляционную моторику, творческое воображение, фантазию.
  2. Учить быстро реагировать на окончание музыки, придумывать свои движения и фигуры, четко и дружно повторять слова за педагогом, произвольно напрягать и расслаблять мышцы тела.
  3. Воспитывать доброжелательность.
  4. Доставить детям радость от встречи с новогодней елкой.

  1. Как дети Волка перевоспитали
  1. Формировать представления о дружбе. Учить выходить из конфликтной ситуации Закреплять умение помогать другим в критической ситуации. Укреплять дружеские взаимоотношения.
  2. Продолжать развивать артикуляционную и мелкую моторику, дыхание, учить слышать музыкальные фразы и вовремя передавать мяч, называя при этом признаки зимы.
  3. Воспитывать в детях доброжелательность, умение правильно оценивать свои поступки и поступки других, умение видеть и объяснять разницу между хорошим и плохим поступком.

  1. По сказке «Мороз Иванович»
  1. Учить детей узнавать знакомую русскую народную сказку, придумывать свой вариант окончания сказки.
  2. Воспитывать в детях желание помогать героям сказки. Развивать воображение.

ФЕВРАЛЬ

  1. Вот Я какой
  1. Закреплять знания  детей о внешнем строении тела человека, о возможностях его организма: я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, кушать, дышать, думать, помогать другим людям.
  2. Воспитывать чувство гордости, что «Я – человек».
  3. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
  1. Про котят (правила пожарной безопасности)
  1. Закреплять знания детей об опасных ситуациях, причинах  возникновения пожара и правила поведения при пожаре.
  2. Развивать любознательность, память, логическое мышление.
  3. Побуждать детей к импровизации движений, выражающих веселье (котят).
  1. Развивать  координацию движений, общую моторику, речевое дыхание (озвученный выдох).
  2. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
  1.  Каким должен быть солдат
  1. Развивать мышление, память, внимание, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание, быстроту и ловкость.
  2. Продолжать учить двигаться бодрым энергичным шагом, учить отгадывать загадки о боевой технике, работать небольшими подгруппами.
  3. Воспитывать в детях чувство патриотизма, желание и умение дружить.
  1. По сказке «Маша – растеряша»
  1. Развивать ориентировку в пространстве, совершенствовать умение двигаться змейкой за ведущим, не разрывая цепочки. Развивать внимание, память, речь, мелкую и общую моторику, умение правильно согласовывать движение с текстом.
  2. Продолжать учить быстро реагировать на смену коротких фраз музыки сменой движений.
  3. Воспитывать прилежность, аккуратность, желание помогать в сложной ситуации.

МАРТ

  1. Я маму мою обидел
  1. Развивать внимание, выдержку, память, речь, координацию между движением и речью, мелкую, общую и артикуляционную моторику, интонационную выразительность.
  2. Продолжать учить различать части музыки и самостоятельно менять движения соответственно частям музыки.
  3. Воспитывать трудолюбие, умение признавать свои ошибки и просить прощения.
  1. Кем быть?
  1. Закреплять знания детей о людях разных профессий.
  2. Развивать ориентировку в пространстве, координацию между движением и речью, пением и движением, артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание, выразительность движений.
  3. Закреплять умение детей двигаться цепочкой друг за другом мелким бегом, продолжать учить соблюдать правила игры.
  4. Воспитывать интерес к людям разных профессий.
  1. Животные Африки
  1. Закреплять знания детей о животных, живущих в жарких странах.
  2. Развивать координацию между движением и речью, мелкую моторику, артикуляцию, дыхание, выразительность движений, ловкость, быстроту реакции, внимание.
  3. Учить согласовывать характерные движения с музыкой, быстро реагировать на окончание музыки.
  4. Воспитывать любовь к животным.
  1. По сказке «Доктор Айболит»
  1. Закреплять представление детей о профессии ветеринара, о животных жарких стран.
  2. Развивать координацию между движением и речью, мелкую моторику, артикуляцию, дыхание, чувство ритма, выразительность движений, мимику, ловкость, быстроту реакции, внимание, мышление, умение анализировать.
  3. Продолжать учить согласовывать характерные движения с музыкой, быстро реагировать на окончание музыки.
  4. Воспитывать любовь к животным, доброту, желание прийти на помощь в трудную минуту.

АПРЕЛЬ

  1. Признаки весны
  1. Уточнить и расширить знания детей по теме «Весна», называть признаки весны, весенние месяцы, расширить и активизировать словарь детей по данной теме.
  2. Совершенствовать фонематическое восприятие, упражнять в правильном дыхании, развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.
  3. Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.
  1. Космическое путешествие
  1. Расширить знания детей о первом космонавте.
  2. Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
  3. Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
  4. Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.
  1. На планете цветов
  1. Поддерживать интерес к теме «Космос», развивать воображение.
  2. Развивать дыхание, координацию между движением и речью, быстроту реакции, мелкую моторику, выразительность мимики и речи, чувство ритма, внимание.
  3. Продолжать учить слышать окончание музыки, соблюдать правила игры.
  4. Воспитывать любознательность.
  1. По сказке «Цветик-семицветик»
  1. Вызывать интерес и желание путешествовать по сказке.
  2. Развивать двигательное творчество, пластику движений, пантомимическую и эмоциональную выразительность, координацию между движением и пением.
  3. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, умение действовать сообща.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

НАЗВАНИЕ РАЗМИНКИ

ОКТЯБРЬ

1

Встреча с дядюшкой Ау

2

За грибами

3

Магазин ПРИРОДА

4

Медведь и хвост

НОЯБРЬ

1

Как выращивают овощи

2

Как хлеб на стол пришел

3

Разноцветная книга

4

Веселая неделя

ДЕКАБРЬ

1

Живая и неживая природа

2

Умка ищет друга

3

Умка и новогодняя елка

ЯНВАРЬ

2

Копилка добрых дел

3

Экскурсия по городу

4

По сказке «Двенадцать месяцев»

ФЕВРАЛЬ

1

Чему учат в школе?

2

Рыбы

3

по мотивам коми народной сказки

«Гундыр»

4

Удивительные превращения                в лису и лисят

МАРТ

1

Встреча с бабушкой Федорой

2

Масленицей зиму провожаем, весну встречаем

3

Я здоровье берегу, сам себе я помогу

4

Пожарные на учении

АПРЕЛЬ

1

Прогулка по весеннему лесу

2

Космонавтом стать хочу

3

Волшебный мир цветов

4

Загадки Весны-красны

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОКТЯБРЬ

  1. Встреча с дядюшкой Ау
  1. Побуждать детей к игровой деятельности.
  2. Развивать внимание, мышление, дыхание, общую моторику, координацию, творчество, динамический слух, пантомимику.
  3. Учить повторять ритмический рисунок за педагогом в двухтактовом построении, изображать лесных зверей и птиц движениями, стараясь не копировать друг друга.
  4. Воспитывать доброту, желание иметь друзей.

  1. За грибами
  1. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.      
  2. Развивать мышление, внимание, дыхание, мимику, ритмический слух, артикуляционную моторику. Закреплять умение двигаться по схеме.                                                          
  3. Учить  раскладывать грибы в корзинки по первым буквам в названии гриба.                                
  4. Воспитывать любовь к природе, умение сотрудничать.

  1. Магазин ПРИРОДА
  1. Закреплять знания детей о «лесных дарах».
  2. Развивать внимание, координацию между речью и движением, мышление, память, мелкую и артикуляционную моторику, дыхание, ритмический слух, закреплять названия грибов (съедобных и несъедобных).
  3. Учить быстро реагировать сменой движений на словесный сигнал, отгадывать загадки, точно повторять хлопками ритмический рисунок сыгранный педагогом на металлофоне, соблюдать правила игры.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.  

  1. Медведь и хвост
  1. Развивать любознательность, наблюдательность.
  2. Развивать слуховое внимание, координацию между движением и речью, творческие способности, пластику и выразительность движений. Развивать логическое мышление. Продолжать развивать ритмический слух, закреплять понятие «пауза» (с помощью ритмоформул).
  3. Учить детей определять характер музыки (закреплять понятие «минор»)
  4. Учить детей образовывать притяжательные прилагательные - лисий, заячий, беличий, волчий, павлиний, медвежий.
  5. Продолжать учить детей самостоятельно различать части музыки и выполнять соответствующие игровые действия.
  6. Воспитывать желание помогать, закреплять основы безопасности жизнедеятельности (не оставаться в лесу одному, не отставать от других).

НОЯБРЬ

  1. Как выращивают овощи
  1. Закреплять и уточнять последовательность действий при выращивании овощей.
  2. Развивать устойчивость слуховой памяти, внимание, развивать координацию между движениями и речью, интонационную выразительность, память, мышление.
  3. Учить пластикой движений изображать растущее и вянущее растение. Закреплять названия овощей и их цвет на коми языке.
  4. Воспитывать трудолюбие.
  1. Как хлеб на стол пришел
  1. Закреплять и уточнять представления детей о выращивании хлеба.
  2. Развивать ритмический, мелодический, звуковысотный слух, развивать память, интонационную выразительность.
  3. Продолжать учить изображать пластикой движений растущее растение, соотносить движения с музыкой, самостоятельно придумывать и играть на металлофоне ритмическую цепочку.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.
  1. Разноцветная книга
  1. Закреплять знания детей о временах года.
  2. Развивать внимание, ритмический, звуковысотный слух, артикуляционную моторику, творческие способности.
  3. Учить самостоятельно придумывать ритмическую цепочку и играть ее на треугольнике, продолжать учить делать плавный вдох и выдох по музыкальным фразам, продолжать учить подбирать слова обозначающие признаки предметов (осени).
  4. Воспитывать любовь к природе.
  1. Веселая неделя
  1. Закреплять с детьми названия дней недели и их порядок.
  2. Развивать мышление, ориентировку в пространстве, артикуляционную моторику, дыхание, выразительность движений.
  3. Учить детей двигаться согласно схеме, продолжать учить слышать части музыки и музыкальные фразы, соблюдать правила игры.
  4. Воспитывать трудолюбие.

ДЕКАБРЬ

  1. Живая и неживая природа
  1. Закреплять знания детей о живой и неживой природе.
  2. Развивать координацию речи с движением, пения с движением. Развивать творческое воображение.
  3. Упражнять в ходьбе широким скользящим шагом, продолжать учить соотносить движения с характером музыки.
  4. Воспитывать любовь к природе.
  1. Умка ищет друга
  1. Закреплять знания детей о животных Севера.
  2. Развивать дыхание, внимание, координацию между движением и речью, мимику и пантомимику, творческое воображение.
  3. Продолжать учить детей использовать в игре все пространство зала.
  4. Воспитывать в детях отзывчивость, желание дружить и находить новых друзей.
  1. Умка и новогодняя елка
  1. Создавать радостную атмосферу ожидания праздника.
  2. Развивать координацию, внимание, ориентировку в пространстве.
  3. Закреплять названия животных Севера, продолжать учить детей исполнять песню эмоционально, выразительно.
  4. Воспитывать в детях умение «дарить радость» окружающим.

ЯНВАРЬ

  1. Копилка добрых дел
  1. Развивать представления о добре и зле.
  2. Формировать понимание важности, вежливого отношения к окружающим.
  3. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
  1. Экскурсия по городу
  1. Закреплять знания детей о родном городе, правилах дорожного движения.
  2. Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
  3. Развивать  внимание, звуковысотный, тембровый, мелодический слух.
  4. Воспитывать ответственность за свои поступки, учить беречь свою жизнь и здоровье.
  1. По сказке «Двенадцать месяцев»
  1. Закреплять с детьми названия месяцев года и их порядок.
  2. Развивать мышление, память, дыхание, творческое воображение, выразительность речи, координацию движений, чувство ритма.

ФЕВРАЛЬ

  1. Чему учат в школе?
  1. Продолжать формировать у детей представления о школе. 
  2. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков, дыхание, фонематический слух, творческое мышление.
  3. Закреплять знания детей объектов живой и неживой природы.
  4. Продолжать учить двигаться, соответственно схеме, учить представлять целостный образ (буквы) на основе контура круга.
  5. Воспитывать в детях уверенность в своих возможностях и успешность, желание помогать друг другу, поддерживать интерес к учебной деятельности.
  1. Рыбы
  1. Закреплять знания детей о рыбах, местах их обитания.
  2. Развивать внимание, память, творческие способности, мимику и пантомимику, артикуляционную моторику, дыхание.
  3. Продолжать учить исполнять песню эмоционально, выразительно.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
  1.  «Гундыр» (по мотивам коми народной сказки)
  1. Поддерживать интерес к коми народным сказкам.
  2. Развивать мышление, ритмическую память, внимание, дыхание, мимику, пантомимику, творческие способности.
  3. Продолжать учить детей покачиваться с ноги на ногу, перенося вес тела то на одну ногу, то на другую.
  4. Воспитывать уважение к воинам – защитникам Отечества.
  1. Удивительные превращения в лису и лисят
  1. Формировать у детей представления о взаимоотношениях в семье, о роли мамы, любящей своих детей.
  2. Развивать внимание, координацию движений, неречевое дыхание, мимческую мускулатуру, эмоциональность.
  3. Учить четко и быстро переключаться с одного движения на другое. Продолжать учить детей соблюдать правила игры.
  4. Воспитывать любовь к близким людям (маме).

МАРТ

  1. Встреча с бабушкой Федорой
  1. Закрепить знания детей о классификации посуды.
  2. Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
  3. Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
  4. Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство сострадания.
  1. Масленицей зиму провожаем, весну встречаем
  1. Поддерживать интерес детей к народным праздникам. 
  2. Развивать дыхание, артикуляционную моторику, координацию между движением и речью, интонационную выразительность речи.
  3. Закреплять умение детей  равномерно сужать и расширять круг, упражнять в выполнении стремительного прямого галопа.
  4. Воспитывать чувство юмора, любовь и бережное отношение к народным традициям.
  1. Я здоровье берегу, сам себе я помогу
  1. Формировать понятие о здоровом образе жизни. Подводить детей к пониманию, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье.
  2. Развивать мышление, дыхание, координацию между движением и речью, чувство ритма, мимику, творческое воображение.
  3. Учить слышать и различать малоконтрастные части музыки.
  4. Воспитывать ценностное отношение к своему здоровью.
  1. Пожарные на учении
  1. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, о данной профессии.
  2. Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
  3. Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.
  4. Воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.

АПРЕЛЬ

  1. Прогулка по весеннему лесу
  1. Закреплять  знания детей об изменениях в природе весной.
  2. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Космонавтом стать хочу
  1. Расширять представления детей о космосе. Подводить к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек.
  1. Закрепить обратный счет, активизировать словарный запас (с помощью считалки запоминать названия планет солнечной системы, подбирать слова, обозначающие признаки предметов: яблоня, сад яблоневый).
  2. Развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции, общую, мелкую, артикуляционную моторику.
  3. Упражнять в умении двигаться под музыку цепочками и по сигналу быстро перестраиваться в круг.
  4. Воспитывать любознательность, интерес к профессии космонавта.
  1. Волшебный мир цветов
  1. Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания.
  2. Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста.
  3. Развивать чувство ритма, метра, такта.
  4. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, цветам, умение наслаждаться красотой родного края.
  1. Загадки Весны-красны
  1. Закреплять знания детей по лексической теме «Весна», уточнять характерные признаки весны.
  2. Развивать фонематический, ритмический слух, зрительное и слуховое внимание, мышление, речевое и неречевое дыхание, общую, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением, пластику и выразительность движений.
  3. Воспитывать любовь к природе.

ЛИТЕРАТУРА

Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, методическое пособие – М., ТЦ СФЕРА, 2005

Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников, старшая и подготовительная группы - ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2005

Арсеневская Н. О. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения – Волгогорад, издательство «Учитель»

Буренина А. И. Ритмическая мозаика, программа по ритмической пластике – С-П, 2000

Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2006

Гавришева Л.В., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры – С-П, ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005

Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду старшая и подготовительная группы – ЯРОСЛАВЛЬ, АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 2006

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 2-3 лет;  - М., ТЦ СФЕРА, 2007

Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей, сценарии занятий с детьми 3-4 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 4-5 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 5-6 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Картушина М. Ю. Коспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

Макшанцева Е.Д. Детские забавы – М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006

Османова Г.А., Позднякова Л.А.  Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет – СПб.: КАРО,2007

Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Игры со звуками – С-П, 2003

Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000

журналы Музыкальный руководитель

материалы сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях Методическое пособие

Данное  методическое пособие представляет собой подбор материала - динамические паузы, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика - по лексическим темам, что ...

доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"

Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

«Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста» сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей групп старшего возр

laquo;Родительское объединение, как эффективная форма партнерства с родителями в воспитании нравственно – патриотических качеств дошкольников старшего возраста»сообщение из опыта ра...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...

Обобщение опыта работы на районном методическом объединении «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

Материалы выступления на районном методическом объединении музыкальных руководителей :доклад и презентация к докладу на тему "Использование ИТК в работе музыкального руководителя"...

Сообщение из опыта работы на городском методическом объединении воспитателей младших групп «Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»

Сообщение из опыта работына городском методическом объединениивоспитателей младших групп«Мнемотехника один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей»...