Использование приемов здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях Методическое пособие
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 

Данное  методическое пособие представляет собой подбор материала - динамические паузы, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика - по лексическим темам, что поможет педагогам быстро подобрать учебный материал, соблюдать на каждом занятии охранительно-педагогический режим.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольного образовательное  учреждение

«Детский сад № 18 “Хрусталик” компенсирующего вида города Белово»

Использование приемов здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях

Методическое пособие

                                                                                         

                                                  Исполнитель:

                                                                        Аптина Лариса Юрьевна,

                                                                           учитель-дефектолог МБДОУ

                                                                                детский сад №18 города Белово          

         Абросимова Тамара Владимировна,

 учитель-логопед МБДОУ

детский сад №18 города Белово          

Белово 2013

Содержание

I.Введение                                                                                               стр.  3-4

II. Лексические темы:

1.Игрушки                                                                                                                           стр. 5-6

2. Деревья                                                                                                                            стр. 7-9

3. Овощи. Фрукты                                                                                                              стр. 10-11

4. Насекомые                                                                                                                       стр.12-13

5. Птицы                                                                                                                              стр.14-16

6. Грибы, ягоды                                                                                                                   стр.17-18

7. Домашние животные                                                                                                      стр.19-20

8. Осень                                                                                                                                стр.21-22

9.  Звери наших лесов                                                                                                         стр.23-24

10. Мебель                                                                                                                            стр.25

11. Посуда                                                                                                                            стр.26-27

12.Транспорт                                                                                                                        стр.28-30

Литература                                                                                                                          стр.31

Приложения                                                                                                                        стр. 32-38

        

Введение

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных.

Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду, т.к. дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

 Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями  психического, речевого развития, а также с глазными патологиями  диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.             

 Наш детский сад для детей с нарушением зрения. Группу, в которой я работаю, посещают дошкольники с амблиопией и косоглазием, характеризующиеся разной степенью снижения остроты зрения

По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.

С помощью зрения опознаются основные признаки, характеризующие предметный мир — форма, величина, цвет, разнообразие цветовых оттенков, световые отражения; устанавливаются пространственные отношения между предметами, оцениваются расстояния, направление, воспринимается перспектива.

Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. В отличие от других сенсорных систем, зрительный анализатор генетически развивается в тесной связи с мозгом.

         Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды.  Их много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

        Поэтому имеет большое значение правильная организация занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте.
       Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время непосредственно образовательной деятельности, а поэтому контроль над длительностью и рациональным построением очень важен. В связи с этим целесообразно     следовать ряду рекомендаций.

        Прежде всего, следует ограничить длительность заданий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 15—20 минут в подготовительной к школе группе. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (рассказ, беседа, дидактические игры и др.), чередовать  задания с фиксацией взора вблизи – вдали, использовать на занятии специфические методы и приемы обучения детей.

 Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании занятия подойти к окну и в течение 2—3 минут смотреть вдаль.

      Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов. В образовательную деятельность обязательно должны включиться такие компоненты, как зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, зрительная релаксация, артикуляционная гимнастика.

          Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата. Развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием, т.е. при таком нарушении, когда одна из мышц не работает или находится в преобладающем тонусе по сравнению с другими мышцами глаза – корректирует функциональные дефекты. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние человека, на работоспособность.

Давно не секрет, что мелкая моторика стимулирует развитие мозговой деятельности. Совместно с другими развивающими методами, этот будет отличным дополнением. В частности развитие речи напрямую зависит от того, насколько сформированы двигательные функции пальцев рук. Кроме этого, игры с пальчиками благоприятны для развития внимания и тактильных ощущений.

              Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

           Динамические паузы еще один здоровьесберегающий фактор. Учитывая, что динамичность активного внимания в не превышает 10-15 минут, часть времени логопедического занятия используется на проведение динамической паузы. Она тесно связана с темой занятия и часто является переходным мостиком к его следующей части. Одна из основных задач - выработать четкие координационные действия во взаимосвязи с речью. Варианты выполнения комплексов различны: сидя, стоя, в кругу и др. На занятиях варьируются их разнообразные формы.

Данное  методическое пособие представляет собой подбор материала - динамические паузы, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, артикуляционная гимнастика - по лексическим темам, что поможет педагогам быстро подобрать учебный материал, соблюдать на каждом занятии охранительно-педагогический режим.  

Лексическая тема: Игрушки.

1. Психогимнастика «Заводные игрушки».

 – Вы заводные игрушки. Вокруг себя повернись, и в игрушку превратись. (Дети изображают куклу; пляшущего медвежонка; зайку, играющего на барабане; или веселого Петрушку.) – Заводная игрушка сломалась. (Дети застывают в определенной позе.) – Надо вызвать мастера, который чинит игрушки. Починил. – Теперь вы должны расслабиться: уроним кисти, уроним руки до локтей, теперь голову, плечи, до пояса. Хорошо, садитесь

2. Артикуляционная гимнастика.

Стихотворение для знакомства с органами артикуляции:
Открываем
ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин - Язычок.
Он удобно в доме лёг (
Широко открывать рот.)
В этом доме две стены.
Это
щёки нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом, как шар, раздуться.
(Надувать и втягивать щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная.(
Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри,
Это
нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
(Широко открыть рот. Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-
зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)
Двери-
губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.(Растянуть губы в улыбку. Собрать губы в «трубочку».)
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.

3.Зрительная гимнастика.

Педагог:

На такие прекрасные цветы слетаются бабочки.

(показывается  бабочка)

Проследите глазами, куда полетела бабочка.

(бабочка передвигается  влево,  вправо, вверх, вниз, далеко, близко, по кругу)

(дети прослеживают глазами за движением бабочки)

Гимнастика для глаз «Художники».

Надо глазки упражнять,

Чтобы клад нам увидать.

Дети рисуют взглядом лодочку(2 раза), радугу (2 раза), круг в одну и другую сторону (3 раза); быстро моргают глазами и прикрывают их ладонями, ощущая тепло.

4.Динамическая пауза.

Робот

 Стоит робот на дороге,                                           

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.  

5. Пальчиковая гимнастика.

Большой палец встал один,

Указательный - за ним,

Средний будет безымянный,

Тот поднял мизинчик малый,

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пор

Лексическая тема: Деревья.

  1. Релаксация

Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«Сказочка-указочка».


Во время игры читайте стишок и показывайте вместе с ребенком верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука:
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа!
Здравствуй, нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
А вокруг-то — целый ряд
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!


  1. Гимнастика для глаз

«Ёлка»


Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
(Выполняют движения глазами снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(Выполняются движения глазами слева направо.)
Есть на елке даже шишки,
(Глаза вверх.)
А внизу - берлога мишки.
(Глаза вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
(Прикрывают глаза.)

  1. Динамическая пауза

Ветер

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх

Листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Руки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

5.Пальчиковая гимнастика.

Елка

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета

( Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх, шевелить кистями и пальцами.)

КОРНИ


Вариант 1. Ладони опущены вниз, пальцы разведены в стороны и напряжены.

Высокие красивые деревья здесь растут,
(сложить руки как  «деревья»)
А корни под землею для них водичку пьют.
(показать руками «корни»)

Лексическая тема: Овощи. Фрукты.

  1. Релаксация    “Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряжение…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

  1. Артикуляционная гимнастика.

На дворе.
Какие у Андрюшки
Хорошие игрушки! ("Улыбка")
Как много формочек,("Мостик") совков,("Лопатка")
Для песочных пирожков.("Варенье")
Мы подошли – и тут Андрей ("Улыбка")
Их спрятал в сеточку скорей ("Маляр")
Не хочется Андрюшке
Другим давать игрушки.
                                       (М. Моисеева)

  1.  Зрительная гимнастика.

   (Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)

Ослик ходит выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква,

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

(Выполняются круговые движения глазами.)

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег. (Закрывают глаза.)

  1. Динамическая пауза.  

Огород.

В огород пойдем, урожай соберем (идут по кругу).

Мы морковки натаскаем («тянут ботву»)

И картошку накопаем («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают») –

Круглый, сочный, очень вкусный (круг руками).

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке (идут). – 2 раза.

Будем мы варить компот, много с фруктами хлопот

(разводят руки в стороны),

будем яблоки крошить (потереть ладошки друг о друга),

груши будем мы рубить (отрывистые движения руками),

отожмем лимонный сок (сжимают кулачки),

насыпаем сахарный песок.

Варим, варим мы компот (круговые движения кистями рук)

Угостить хотим народ.

Капуста.

 Мы капусту рубим, рубим (резкие движения руками).

Мы морковку трем, трем (потереть ладошки друг о друга).

Мы капусту солим, солим (потереть кончики пальчиков).

Мы капусту мнем, мнем (сжимать кулачки).

Пробуем – пересолили! (2 раза.)

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетерли, посолили.

И набили плотно в кадку.

Все теперь у нас в порядке.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Самомассаж пальчиков “Урожай”.

В огороде ли, в саду (круговое прока. массажного мяча по ладоням рук)
Фрукты, овощи найду,

 Там картофель, апельсины, (соединение мизинцев)
Дыня, репа, мандарины, (соединение безымянных пальцев ) Редька, перец, чесночок, (соединение средних)
Лук, лимон и кабачок, (соединение указательных)

Сливы, баклажан, арбуз - (соединение больших)
И у всех отличный вкус! (пальцы – в “замке”, сжимание массажного мяча)

Лексическая тема: Насекомые.

1.Релаксация

4. Дети встают из-за парт. Закрывают глаза. Играет музыка. Учащиеся действиями                    

выполняют то,   что говорит учитель.

"Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева -  

направо. Трава у  каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в  

тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими  

перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг, ваша

картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё  

вокруг. Вы зажмурились. И не заметно для себя открыли глаза.

Дети рассказывают свои впечатления. Тихо садятся за столы.

2.Артикуляционная гимнастика-сказка 
«У бабушки с дедушкой» (Приложение №1)

3.Зрительная гимнастика

Бабочка

Спал цветок (закрыть глаза, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся, (поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки)

Встрепенулся, улыбнулся, потянулся, (руки в стороны, выдох).

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями рук, посмотреть влево-вправо)

4. Динамическая пауза

Прилетела к нам вчера полосатая пчела, а за нею шмель-шмелек и веселый мотылек. Два жука и стрекоза – как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, от усталости упали.

 

Бабочка

 

Видишь, бабочка летает, 
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать! 
Задень, за два и за месяц... 
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела 
Сосчитать бы не смогла!

Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком

5.Пальчиковая гимнастика.

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

Осы

Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.

(Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны)

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

(Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.)

Лексическая тема: Птицы.

  1. Релаксация «Дирижер»

 Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт 

2.Артикуляционная гимнастика – комплекс №2 (Приложение)

3.Зрительная гимнастика.

«Сова»

Ах ты, совушка - сова,              дети моргают глазами.
Ты, большая голова!                Обводят большой круг глазами
Ты на дереве сидела,               дети смотрят вверх.
Головою ты вертела -               движение глаз вправо-влево.
Во траву свалилася,                дети смотрят вниз.
В яму покатилася!                    Закрывают глаза.

4.Динамическая пауза

Птички и ветер

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают, (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там не тронет их никто.


Снегири

Вот на ветках, посмотри, 
В красных майках снегири. 
Распушили перышки, 
Греются на солнышке. 
Головой вертят, 
Улететь хотят. — 
Кыш! Кыш! Улетели! 
За метелью, за метелью!

4 хлопка руками по бокам 
4 наклона головы.
Частые потряхивания руками, опущенными вниз. 

2 поворота головы на каждую строку.

Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльям


Воробей

 

Среди белых голубей
Скачет шустрый воробей.
Воробушек-пташка, 
Серая рубашка. 
Откликайся, воробей, 
Вылетай-ка, не робей.

Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».
В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».
Встают лицом в круг, берутся за руки, 
идут приставным шагом. 

«Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.

 

Русская народная потешка

 

Ласточки 

Ласточки летели, 
Все люди глядели. 
Ласточки садились, 
Все люди дивились. 
Сели, посидели, 
Взвились, полетели. 
Полетели, полетели, 
Песенки запели.

Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.

Приседают, сложив руки за спиной.

Делают ритмичные наклоны головы. 
Опять бегут по кругу, взмахивая руками. 

.

5.Пальчиковая гимнастика

 Пой–ка, подпевай-ка,

 Десять птичек – стайка,          /загибаются пальцы обеих рук /

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

 Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам.             /руки за спину/

Птицы.

В гнездо ворона села, посидела, посмотрела.    (Сложить ладошки так, чтобы получилось гнездо)

В день, когда мела метель,                                  (Кистями рук показываем прилет птицы)

Прилетел к нам свиристель.

Мы ему насыплем крошек.                                 (Покажите, как клюют крошки - быстро стучат

Свиристель такой хороший!                                    пальцами по столу).

Вот на ветке, посмотри,                                     (Поочередно соединить пальцы обеих рук, начиная

В красных майках снегири.           -                   с больших, потом указательные и т.д.

Распушили перышки,

 Нежатся на солнышке.                                     (Взмахи кистями обеих рук.)

ФИЛИН

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

ПТИЧКА

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Лексическая тема: Грибы. Ягоды.

  1. Релаксация «Путешествие на облаке»

 Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что–нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

2. Артикуляционная гимнастика – комплекс №2 (Приложение)

3. Зрительная гимнастика.

          Раз – налево, два – направо,

          Три – наверх, четыре – вниз.

          А теперь по кругу смотрим,

          Чтобы лучше видеть мир.

          Взгляд направим ближе, дальше

          Тренируя мышцы глаз.

          Видеть скоро будем лучше,

          Убедитесь вы сейчас!

          А теперь нажмем немного

          Точки возле наших глаз.

          Сил дадим им много-много,

          Чтоб усилить в тыщу раз

«Грибочки»


Шляпки опят, как монетки горят.
(Дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят.
(Часто моргают глазами.)

4.Динамическая пауза.

По ягоды

Мы шли-шли-шли,
Много клюквы нашли.
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы опять идем искать.

Маршируют по кругу, держа руки на поясе. 
Наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен. 
Опять идут по кругу. 
Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен.

5.Пальчиковая гимнастика.

Пять пальцев на руке твоей                    Третий твой палец —

Назвать по имени сумей.                          Как раз посредине.

Первый палец — боковой —                  Поэтому средний

Называется большой.                              Дано ему имя.

Палец второй —                                        Палец четвертый

Указчик старательный,                             Зовут безымянный.

Не зря называют его                                Неповоротливый он.

Указательный.                                            И упрямый.

Совсем как в семье,        

Братец младший — любимец.

По счету он пятый,

Зовется мизинец.

                                                                                          И. Светлова.

Пальчики-мальчики 

(поочередно загибая каждый пальчик, начиная с мизинца) 

Этот пальчик - в лес пошел
Этот пальчик - гриб нашел
Этот пальчик - леденец
Этот пальчик - огурец
Этот пальчик - много ест, оттого и молодец.

Лексическая тема: Домашние животные.

1.Релаксация

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». Пробуждение происходит под звучание бубенчика:

Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.

Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.

Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.

Дети встали, потянулись и зайчишке улыбнулись,

С зайкой попрощались, в группу отправлялись.

2.Артикулционна гимнастика. Приложение №2.

3.Зрительная гимнастика

Гимнастика для глаз

1. Зажмурить изо всех сил глаза, а потом открыть их. Повторить 4 — 6 раз.

2. Погладить в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делать круговые движения глазами: налево-вверх-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторить 10 раз.

4. Вытянуть вперед руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно ото двигая обратно. Повторить 5 раз.

5. Посмотреть в окно, найти самую дальнюю точку и задержать на ней взгляд в течение 1 мин.

Если ребенок носит очки, выполнять гимнастику для глаз следует без них.


«Во дворе»
На горе мы видим дом    (Дети поднимают глаза вверх)
                   Много зелени кругом:.     (Выполняют круговые движения глазами.)
Вот деревья, вот кусты,    (Смотрят влево-вправо)
Вот - душистые цветы.      (Смотрят вперед.)

4.Динамическая пауза

Лошадь.

Конь ретивый с длинной гривой (дети бегут с подскоками в разных направлениях)

Скачет, скачет по полям тут и там! Тут и там! (Постучать сначала одной

ногой по полу, потом другой.)

 

Корова.

 

«Му-му-му! — мычит корова. —

Забодаю Катю с Вовой.

Вы не пьете молоко?

Убегайте далеко!»

Идут по кругу, сделав «рога» из указательных пальцев.

Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо-влево.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Разбегаются по группе.

5.Пальчиковая гимнастика.

Собака

У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

Кошка

А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Лошадка

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Коза

У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Прогулка (начинаем большим и указательным по столу "шагая")

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы пошли во двор гулять
Тут увидели собаку,
там увидели кота,
А потом пришла корова - разбежались кто-куда.

(используйте известные стишки. Собирая по одному пальчику в кулачок)

Лексическая тема: Осень.

1.Эмоциональная разрядка:

  1. нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  2. улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  3. устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
  4. отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

2.Артикулционна гимнастика. Приложение №3.

3.Зрительная гимнастика.

 «Осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес.
(Выполняют круговые движения глазами.)
Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
(Выполняют движения глазами вверх – вниз.)

4.Динамическая пауза.       

  1) Нынче дождик непростой,                     отрывистые движения руками, пальцы
Нынче дождик золотой.                                
«щепоткой», дождинки.
Он совсем не водяной,                                  
круговые движения руками, «лужи»
Нету лужи ни одной.
Листопад, листопад,                                      
движения рук сверху вниз, ладонями наружу,
Листья жёлтые летят,                                    
имитация падающих листьев
Листья жёлтые летят, летят.

Листья осенние тихо кружатся                      (дети кружатся на носочках).                                           

 Листья нам под ноги тихо ложатся             (приседают)                                                                       

 И под ногами шуршат, шелестят                 (машут руками вправо, влево),                                      

 Будто опять закружиться хотят                     (кружатся на носочках)

  1. Мы, листики осенние, на веточках сидели                 (садятся на корточки).                                      

 Дунул ветер – полетели и на землю сели                             (кружатся, бегают на носочках, садятся).

Ветер снова побежал и листочки все поднял                       (поднимаются),                                                

 Повертел их, покружил и на землю опустил                      (кружатся, садятся на корточки).

5.Пальчиковая гимнастика

Гармошка

Посмотри: моя ладошка –

Как веселая гармошка!

(показывают ладошки по очереди)

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

(раздвигать и сдвигать пальчики)

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(указательным пальцем нажать на все по очереди)

Пусть отдохнут пальчики

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:

Меж еловых мягких лап

(стучат пальцами по столу)

Дождик кап-кап-кап

(поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)

Где сучёк давно засох,

Серый мох-мох-мох.

(поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)

Кто нашёл его друзья?

(сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)

Я, я, я, я!!!

Лексическая тема: Звери наших лесов.

1.Зрительная релаксация.

- А теперь закрыли все глазки и вспомнили, какую длинную дорогу мы с вами проделали:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Всё чудесно расслабляется…

-Хорошо нам отдыхать!..

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

-Веселы, бодры мы снова

к путешествию (к приключениям) готовы!

2.Артикуляционная гимнастика – комплекс №3 (приложение)

3.Зрительная гимнастика.

 «Солнечный зайчик»

(в соответствии с методикой йогов).

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.


Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.




Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.

Для чего нам нужен нос?

Это ведь большой вопрос.

Чтобы нюхать все на свете —

Знают взрослые и дети

4.Динамическая пауза

 «Зайка».

Раз, два, три, четыре, пять!

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

        

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками.

Киваем головой, киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Киваем головой, киваем головой.

5.Пальчиковая гимнастика

Потешка “БЕЛКА“
… Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди …
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Кто быстрей!

Спорт – прекрасная игра.
У спортсменов – номера.
Приготовились. На старт!
Первым номером – ГЕПАРД!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа ГНУ.
СТРАУС – третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!
А за ним – быстрее ветра –
Под четвертой цифрой ЗЕБРА.
Номер пятый. ЛЕВ бежит.
Шесть. ЖИРАФ за ним спешит.
Семь. Легко бежит ГИЕНА –
Есть характер у спортсмена!
Номер восемь. ЛОШАДЬ мчится.
А девятая – ВОЛЧИЦА.
Десять. Никому дороги
Не уступят НОСОРОГИ.
Мы на этом кончим счет.
Победителям почет!

(Дети загибают по одному пальчики.)

Лексическая тема: Мебель.

1.Релаксация

А на ярмарке товары —

Посмотрите влево, вправо.

Как товаров много здесь!

Для здоровья тоже есть

Ребята отдыхают,

Глазки закрывают.

Сон приходит в тишине.

Спи спокойно на спине.

А теперь мы все проснулись,

Сильно-сильно потянулись.

Встали тихо, улыбнулись.

Слышим, едет паровоз.

Ребяток в группу он повез.

2.Артикуляционная гимнастика – комплекс №3 (приложение)

3.Зрительная гимнастика для утомлённых глаз

Кроватка

Вот Кирюшкина кроватка , 
Чтобы спал Кирюшка сладко,
Чтоб во сне он подрастал, 
Чтоб большим скорее стал.

Разводят руки в стороны.
Приседают, кладут ладони под щечку.
Медленно поднимаются.
Встают на носочки, тянутся руками вверх.
  В.Нищева

4.Динамическая пауза.

На носочки встали, потолок достали.                                                                              

  Наклонились столько раз, сколько стульчиков у нас.                                                      

  Сколько покажу кроватей,                                                                                                

     Столько прыгнуть надо, дети, кстати.

5.Пальчиковые игры и упражнения

Пять пальцев на руке твоей                    Третий твой палец —

Назвать по имени сумей.              Как раз посредине.

Первый палец — боковой —                  Поэтому средний

Называется большой.                              Дано ему имя.

Палец второй —                                        Палец четвертый

Указчик старательный,                             Зовут безымянный.

Не зря называют его                                Неповоротливый он.

Указательный.                                            И упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший — любимец.

По счету он пятый,

Зовется мизинец.

И. Светлова

Лексическая тема: Посуда.

1. Релаксация

А на ярмарке товары —

Посмотрите влево, вправо.

Как товаров много здесь!

Для здоровья тоже есть

Ребята отдыхают,

Глазки закрывают.

Сон приходит в тишине.

Спи спокойно на спине.

А теперь мы все проснулись,

Сильно-сильно потянулись.

Встали тихо, улыбнулись.

Слышим, едет паровоз.

Ребяток в группу он повез.

2.Артикуляционная гимнастика –комплекс №3 (приложение)

3.Зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

(в соответствии с методикой йогов).

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза,

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает.

Дети вытягивают вперед ладошку.


Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.




Голова все время находится в фиксированном положении. Закрывают глаза ладонями.

4.Динамическая пауза.

Вот большой стеклянный чайник (надувают животик, одну руку ставят на пояс, другую изгибают, как носик у чайника),                                                                                    

  Очень важный, как начальник.                                                                                                          

 Вот фарфоровые чашки (приседают),                                                                                    

   Очень крупные бедняжки.                                                                                                            

 Вот фарфоровые блюдца (кружатся),                                                                                  

  Только стукни – разобьются.                                                                                                                            Вот серебряные ложки ( тянутся, руки поднимают вверх, смыкают над головой),

Голова на тонкой ножке.                                                                                                                

 Вот пластмассовый поднос (выполняют ходьбу на месте),                                                  

 Он посуду нам принес.

 

Посуда

 

Вот большой стеклянный чайник. 
Очень важный, как начальник. 
Вот фарфоровые чашки, 
Очень крупные, бедняжки. 
Вот фарфоровые блюдца, 
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, 
Голова на тонкой ножке. 
Вот пластмассовый поднос. 
Он посуду нам принес.

Дети надули животик, 
одну руку поставили на пояс, другую изогнули. 
Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой. 

Легли, вытянулись.
.

 

Н. Нищева

 

Чайник

 

Я — чайник,
ворчун, хлопотун, сумасброд, 
Я вам напоказ выставляю живот. 
Я чай кипячу, клокочу и кричу: 
«Эй, люди, я с вами почайпить хочу».

Дети стоят, изогнув одну руку, как
носик чайника, другую держат на поясе.
Животик надут.
Топают обеими ногами.
Делают призывные движения правой рукой.

Американская народная песенка

5.Пальчиковая гимнастика

Потешка “HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ“
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова рубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить.
А тебе – обед варить.
А малышке – песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

Лексическая тема: Транспорт.

1. Релаксация

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться в гром.

Гремит гром, как барабан.

2.Артикуляционная гимнастика  

 МАШИНА
Класс! Машину я веду("Улыбка")
На электрическом ходу.("Трубочка")
Батарейки, проводки -("Иголка")
Так и скачет через кочки.("Бульдог + Обезьяна")
Рад машине несказанно,("Улыбка")
Не расстался с ней и в ванной.("Парус")
Кабы знать мне, что вода
Очень вредная среда.
От езды такой подводной(Надуть щёки)
Стала вдруг совсем негодной,("Лопатка")
И теперь обречена
На ручной режим она.
Е. Стеквашова

3.Зрительная гимнастика.

Художники.

Мы глазами поколдуем.  

Круг огромный нарисуем!  

Нарисуем мы окно  

И большущее бревно.  

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!  

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,  

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –  

Это мчится самолёт…  

Раз моргнули, два моргнули –  

Наши глазки отдохнули!      

Выполняется сидя за партами:

дети “рисуют” глазами круг,  

не поворачивая головы

“рисуют” окно

“рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

- А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

  На носки приподнимись, а потом руки вниз.

  Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь


«Машины»
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(Дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(Выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(Хлопают глазами.)

4.Динамическая пауза.

Упражнение «Теплоход»

Дети встают парами лицом друг к другу.

Машет с пристани народ,

Отплывает теплоход.

Что же сделал он сначала?

Оттолкнулся от причала.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Машут друг другу правой рукой.


Отталкиваются ладонями согнутых рук от ладоней партнера.

Взявшись за руки, качают руками из стороны в сторону.

Машины

 

На улице нашей
Машины, машины. 
Машины-малютки, 
Машины большие. 
Спешат грузовые, 
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
— Эй, машины, полный ход!
Я — примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

Дети двигаются из одного конца группы в другой, 
держа в руках воображаемый руль.


Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.



Маршируют


.

Я. Тайц

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд:

Десять крепеньких ребят.

Эти два — всему указки.

Все покажут без подсказки.

Пальцы — два середнячка,

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти — безымянны,

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца — коротышки,

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них, — Два больших и удалых.



Показывают ладони с выпрямленными пальцами. Сжимают пальцы в кулаки.

 Показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими.


 Касаются средними пальцами друг друга.


 Показывают безымянные пальцы, придерживая остальные пальцы большими.

Показывают мизинцы.


Показывают два больших пальца, остальные сжимают в кулаки.

Литература.

Основная:

1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду [Текст] /. Е.А  Алябьева.- М., 2003. – 120 с.

 2.Буденная, Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. [Текст] /. Спб, 2001 г.

 3. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями  зрения: методические рекомендации [Текст] / Л.А. Дружинина. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 134 с.

4. Кудинова, М.А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников [Текст] /. М.А Кудинова.- «Логопед», 2010год, №2 

5. Набойкина, Е.Л.. Сказки и игры с «особым» ребенком. [Текст] /.  Е.Л. Набойкина. - Спб, 2006 г. М., 2004. – 117 с.

6. Новикова, Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. [Текст] / Е.Л. Новикова. - М., 1999.- 93 с.

Дополнительная:

 1. www.logoburg.com 10.

2. festival.1september.ru 11.

3.ns.portal.ru

4.logoped.ru.

5.baby-scod.narod.ru

Приложения

Комплекс артикуляционной гимнастики №2 (Ш)

На губу язык клади, «пя-пя-пя» произноси, мышцы расслабляются… лопатка получается… ты под счет ее держи до пяти… до десяти…

«МЕСИМ ТЕСТО»

- улыбнуться

- пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя..»

- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Язык широкий положи,

Его края приподними –

Получилась чашка,

почти круглая она.

В рот ее ты занеси

И края к зубам прижми

«ЧАШЕЧКА»

- улыбнуться

- широко открыть рот

- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

Подражаю я слону:

губы хоботом тяну…

даже если я устану,

их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

свои губы укреплять.

«СЛОНИК ПЬЁТ»

- вытянуть вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника»

- «набирать водичку», слегка при этом причмокивая

«ШАРИК»

- надуть щеки

- сдуть щеки

- втянуть щеки

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

- улыбнется

- открыть рот

- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Я лошадка Серый Бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

Я лошадка Серый Бок.

Цок-цок-цок-цок-цок.

«ЛОШАДКА»

- вытянуть губы

- приоткрыть рот

- поцокать «узким языком» (как цокают копытами лошадки)

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке,

Звукознайкин в лес пошел,

И большой грибок нашел

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

«ГРИБОЧЕК»

- улыбнуться

- поцокать языком, будто едешь на лошадке

- присосать широкий язык к нёбу

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

«ГАРМОШКА»

- улыбнуться

- сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу)

- не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

Ватку с носа я сдуваю,

Парашютик раздуваю.

« ПАРАШЮТИК»

- на кончик носа положить ватку

- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Я в футбол играю,

мяч в ворота забиваю.

«ФУТБОЛ»

(«загнать мяч в ворота»)

- «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

- дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Комплекс артикуляционной гимнастики №3(Р)

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит.

Бей, руками помогай,

Ритм ногами отбивай.

Учись играть на бараба-не, твой язык послушным станет. Язык, кверху под-нимайся, смотри – с ритма не сбивайся.

«БАРАБАНЩИК»

- улыбнуться

- открыть рот

- кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»


Я лошадка Серый Бок!

Я копытцем постучу,

Если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива:

Хороши и хвост, и грива.

Я лошадка Серый Бок.

Цок-цок-цок-цок-цок.

«ЛОШАДКА»

- вытянуть губы

- приоткрыть рот

- поцокать «узким языком» (как цокают копытами лошадки)


На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке,

Звукознайкин в лес пошел,

И большой грибок нашел

Вот и нет волнушки

На лесной опушке.

«ГРИБОЧЕК»

- улыбнуться

- поцокать языком, будто едешь на лошадке

- присосать широкий язык к нёбу

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

«ГАРМОШКА»

- улыбнуться

- сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу)

- не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

   

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведем вперед-назад –

Наш маляр работе рад!

«МАЛЯР»

- губы в улыбке

- приоткрыть рот

- кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

- улыбнется

- открыть рот

- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Рот чуть-чуть приоткры-ваю, язычок приподни-маю. На губу положу, по губе им повожу. Потом голос под-ключу: бл-бл – заболбочу.

«ИНДЮШАТА»

- языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл-бл-бл-бл…»


Ватку с носа я сдуваю,

Парашютик раздуваю.

       « ПАРАШЮТИК»

- на кончик носа положить ватку

- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

Я в футбол играю,

мяч в ворота забиваю.

«ФУТБОЛ»

(«загнать мяч в ворота»)

- «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

- дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять будем гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование приёмов здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"

                  Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...

Методический семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе ДОУ»

В материале представлен опыт работы по теме "Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе ДОУ"...

Презентация "Использование приемов здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей"

В презентации раскрывается методика использования нетрадиционной формы здоровьесберегающих технологий: су-джок терапия....

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Компоненты здоровьесберегающих технологий (Закаливание, дыхательная гимнастика) Методическое пособие по плаванию

Вырастить здорового человека – задача трудная и ответственная. Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит становление всех жизнен...